Prevention of complications in prostate adenomectomy

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Thromboembolism of the pulmonary, coronary, mesenteric, cerebral and other arteries, as well as profuse primary and secondary bleeding [1, 2, 3, 5, 8, 9, 10], are among the causes of mortality during surgery on the prostate gland. These formidable complications are explained by damage during the operation of large vessels of the urogenital venous plexus, increased fibrinolytic and anticoagulant factors in the blood during the operation and in the first days after it [4] and, finally, congestion in the small pelvis at a later date and an increase in thrombus formation in damaged venous vessels.

Full Text

Среди причин смертности при оперативных вмешательствах на предстательной железе значительное место занимают тромбоэмболии легочной, венечных, брыжеечных, мозговых и других артерий, а также профузные первичные и вторичные кровотечения [1, 2, 3, 5, 8, 9, 10]. Эти грозные осложнения объясняются повреждением во время операции крупных сосудов мочеполового венозного сплетения, усилением фибриноли­тических и антикоагуляционных факторов в крови во время операции и в первые дни после нее [4] и, наконец, застойными явлениями в малом тазу в более поздние сроки и повышением тромбообразования в поврежденных венозных сосудах.

Учитывая это, а также возможность возникновения осложнений со стороны верх­них мочевыводящих путей, легких, сердечно-сосудистой системы, мы считаем необхо­димым проводить комплексную профилактику столь грозных осложнений с первого дня пребывания больного в больнице, исходя из особенностей основных периодов лече­ния больного: предоперационного, операции и послеоперационного.

В предоперационном периоде проводим мероприятия, направленные на улучшение функции почек и верхних мочевыводящих путей (постоянная катетеризация, надлобко­вый дренаж мочевого пузыря, андрогенотерапия), на борьбу с мочевой инфекцией (антибиотико- и сульфаниламидотерапия, промывание мочевого пузыря антисептиче­скими растворами), на укрепление организма больного (диета, витамины, лечебно-гим­настические упражнения), на улучшение кровообращения (сердечные средства и т. д.), на повышение антитоксической функции печени (комполон, витамины, пассивная гимнастика по А. Я. Пытелю); подготовляем психику больного (личная беседа, привле­чение к собеседованию прооперированных больных, назначение снотворных и седатив­ных средств).

Большое значение для благоприятного исхода имеет выбор метода оперативного вмешательства и его объемность. Одномоментность или двухмоментность операции должна базироваться па строгой объективной оценке состояния больного, а метод опе­рации — на прочном знании ангиоархитектоники и топографо-анатомических взаимо­отношений этой области.

Изучив ангиоархитектонику на 96 коррозионных препаратах артериальной и 56 препаратах венозной систем, мы пришли к выводу, что лучшим хирургическим мето­дом является надлобковая чреспузырная аденомэктомия с первичным глухим швом мочевого пузыря.

При позадилонной внепузырной аденомэктомии, подходя к передней поверхности железы, мы во всех случаях встретим лобковые ветви запирательных артерий, кото­рые, анастомозируя по средней линии, образуют достаточно выраженную артериаль­ную сеть с диаметром сосудов 0,2—1 мм, похожую иногда на ожерелье. Верхняя граница ее — пузырно-предстательная борозда, нижняя — средняя треть передней поверхности предстательной железы. Сеть анастомозирует с артериями дна мочевого пузыря, предстательной железы и предстательными ветвями внутренней срамной артерии. Повреждение этой сети во время операции может дать значительное крово­течение.

Кзади от нее в 84% случаев располагается вариабельная в строении тыльная вена полового члена. Иногда она имеет сетевидное строение, но чаще состоит из двух богато анастомозирующих венозных стволов диаметром 3—8 мм, идущих снизу вверх параллельно, а затем, не доходя 5—12 мм до дна мочевого пузыря, расходящихся в стороны вдоль пузырно-предстательной борозды и сливающихся на различных уровнях с урогенитальными венами или впадающих в запирательные и внутренние подвздошные вены. В 16% случаев стволы тыльной вены полового члена сливаются с венами перед­ней части предстательной венозной сети на уровне ее верхней или средней трети. На уровне нижнего угла симфиза эти стволы принимают участие в формировании внутрен­них срамных вен.

В 1,5—3 мм кзади от тыльной вены полового члена располагается передняя часть предстательного венозного сплетения, образованная тремя (12%), четырьмя (84,4%) или пятью-шестью (3,6%) венами диаметром 2—5 мм, идущими снизу вверх. Они тесно прилежат друг к другу, богато анастомозируют, иногда сливаются. Ниже уровня прикрепления передних пучков мышцы, поднимающей задний проход, эти вены прини­мают участие в формировании внутренних срамных вен, а не доходя 5—8 мм до осно­вания железы расходятся в стороны, сливаются в более крупные стволы и идут cзади, образуя боковую часть предстательной венозной сети.

В 10% случаев слева и в 20% справа между этими венами или чуть кпереди от них проходила добавочная срамная артерия диаметром 1,1—2,8 мм. Из них в 33% с обеих сторон она являлась основным источником кровоснабжения соответствующей половины полового члена, делясь на его тыльную и глубокую артерии. Отходит она чаще от запирательной артерии, реже — от переднего ствола внутренней подвздошной артерии, пупочной и внутренней срамной артерий. Идет вдоль пузырно-представительной борозды латеральнее венозных стволов (при отхождении ее от запирательной арте­рии), между ними или медиальнее (при отхождении от других артерий).

Следовательно, продольные, парамедианные, продольно-овальные и другие разрезы передней стенки хирургической капсулы предстательной железы, а также любые про­шивания через все слои с целью гемостаза приведут к повреждению крупных веноз­ных сосудов со всеми вытекающими отсюда последствиями (обильные кровотечения, тромбообразование и т. д.). Кроме того, лигируя сосуды этой области, мы в известном проценте случаев нарушим кровоснабжение полового члена через добавочную срам­ную артерию. Повреждение же ее может привести к сильному кровотечению. Все эти факторы снижают ценность данного метода.

При промежностной же аденомэктомии, подходя к предстательной железе через полуовальный разрез на уровне сухожильного центра промежности, мы повреждаем на своем пути вены диаметром 1,5—6 мм, идущие от дистального отдела прямой кишки и впадающие в венозные стволы задней поверхности железы. Их может быть от 2 до 6 с каждой стороны. На уровне же верхушки железы, между ее задней поверхностью и передней поверхностью прямой кишки, имеется крупнопетлистая артериальная сеть, образованная анастомозирующими ветвями предстательных артерий, нижних, средних и верхних артерий. Диаметр сосудов этой сети колеблется от 0,5 до 1,2 мм.

Задняя поверхность железы в 12% случаев покрыта крупными венозными стволами диаметром до 4—5 мм, тесно прилегающими друг к другу и анастомозирующими между собой. В 29% она покрыта сетью более мелких вен диаметром 0,5—1,5 мм. В остальных случаях наблюдаются переходные варианты. Направление этих вен — снизу вверх, изнутри кнаружи.

При промежностной аденомэктомии опасность повреждения крупных сосудов значительно меньше, чем при позадилонной внепузырной, но не исключается полностью. Попытки же остановить кровотечение прошиванием капсулы и лигированием сосудов приведут к повреждению нервных волокон и ганглиев предстательного сплетения, расположенных в заднебоковых отделах хирургической капсулы железы (Г. Л. Ратнер, 1952; С. Ю. Масловский, 1965), что повлечет за собой нарушение половых функ­ций [6, 7].

При чреспузырной аденомэктомии ангиоархитектоника передней стенки пузыря позволяет производить продольный разрез ее, отведя поверхностные вены в сторону или лигируя и пересекая их. Перевязка по ходу разреза артериальных сосудов не нарушит кровоснабжения стенки пузыря в силу наличия большого количества анастомозов.

Наиболее крупные венозные стволы диаметром 1,5—3 мм в области дна мочевого пузыря находятся в пределах мочеточниковых углов мочепузырного треугольника; они образованы слиянием мелких вен основания предстательной железы, дна мочевого пузыря и передней поверхности семенных пузырьков.

Вокруг внутреннего отверстия мочеиспускательного канала имеется зона мелких радиарно направленных артериальных и венозных сосудов диаметром 0,05—0,3 мм. Задняя граница этой зоны расположена на 10—12 мм от внутреннего отверстия моче­испускательного канала, передняя — на 5—8 мм, боковые — на 8—10 мм. Зона имеет выступ в сторону середины межмочеточникового валика шириной 5—8 мм, в пределах которого мы и делаем разрез в радиарном направлении над аденомой железы.

Мы располагаем наблюдениями над 160 больными, подвергнутыми надлобковой чреспузырной аденомэктомии с первичным глухим швом мочевого пузыря и с наложе­нием съемных гемостатических лигатур. 90 больных оперированы одномоментно. При­менялась измененная нами модификация этой операции Гельфера — Блатного. В отли­чие от них, переднюю стенку мочевого пузыря мы рассекаем остро (скальпелем) в пределах 1—2 см до слизистой, которую разрезаем ножницами. Ровные края раны лучше заживают. Через разрез в радиарном направлении слизистой мочевого пузыря от внутреннего отверстия уретры к межмочеточниковому валику простыми хирурги­ческими ножницами вылущиваем аденому обычным путем. Затем на заднебоковые губы шейки мочевого пузыря накладываем лигатуры кетгутом № 4 на расстоянии 0,8—1 см от края с уколом и выколом на слизистой стороне. Натягивая кетгутовые нити, выведенные наружу с помощью резиновой трубки, надетой на катетер, мы инвагинируем кровоточащие края шейки мочевого пузыря в просвет внутреннего отверстия уретры, что способствует сдавлению сосудов и остановке кровотечения. Кон­цы выведенных кетгутовых нитей на одни сутки фиксируем к шине Крамера, специаль­но для этого наложенной на одну из нижних конечностей, а затем концы нитей отсекаем, а шину удаляем. Фиксация нитей к шине Крамера способствует постоянному натяжению их, что создает лучший гемостаз. Предложенный нами метод гемостаза базируется на том, что основные сосуды, питающие железу— предстательные арте­рии — подходят к верхнему заднему сектору боковой поверхности железы или к верх­ним секторам задней поверхности.

При наложении швов недопустимы глубокие и латерально направленные проколы иглой из-за опасности повреждения крупных венозных стволов боковой части пред­стательной венозной сети диаметром 5—8 мм.

На 160 операций мы ни разу не наблюдали первичного профузного кровотечения и тромбоэмболий. Вторичное кровотечение было только у 5 больных, из них у 3 оно возникло на 9-е сутки из-за повреждения грануляций металлическим катетером при промывании мочевого пузыря, у 1 из-за атонии мочевого пузыря и у 1 причина не установлена.

Летальность составляет 3,7%. Причины ее: сердечная недостаточность (3), пнев­мония (2), уросепсис (1).

Средняя продолжительность послеоперационного периода — 19—20 койко-дней.

Первичное заживление операционной раны после глухого шва мочевого пузыря достигнуто у 152 больных.

Для профилактики тромбоэмболических осложнений мы применяли специально разработанный комплекс физических упражнений, раннее вставание. Это снижает застойные явления в венозной системе малого таза.

×

About the authors

E. N. Sitdukov

Medical Institute. S. V. Kurashova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Operative Surgery with Topographic Anatomy and Department of Urology

Russian Federation

N. I. Hodasevich

Medical Institute. S. V. Kurashova

Email: info@eco-vector.com

Department of Operative Surgery with Topographic Anatomy and Department of Urology

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1972 Sitdukov E.N., Hodasevich N.I.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies