Purulent-inflammatory complications after surgical operations for bladder cancer

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Incidence of suppurative-inflammatory comlica- tions after surgical treatment in 618 patients with invasive urinary bladder cancer is studied. The urinary bladder resection is carried out in 306 of them, the cystectomy with various methods of urine removal — in 312 of them. The basic suppurative-inflammatory complications in the postoperative period are acute pyelonephritis and peritonitis. After the urinary bladder resection without ureterocystoneostomy the seirous pyelonephritis is found in 8% of the patients, with ureterocysto-neostomy — in 37,8% of the patients, the purulent pyelonephritis in 10,1% of the patients. The pyelonephritis and peritonitis complicated the course of cystectomy in 19,3% and 22,7% of the cases, respectively.

 

Full Text

Согласно данным литературы [1—3], I частота послеоперационных гнойно-вос­палительных осложнений у больных ра­ком мочевого пузыря колеблется от 3,4 до 37,7%. Особую обеспокоенность в этом отношении вызывают острый гной­ный пиелонефрит и перитонит. Столь широкий диапазон колебаний частоты послеоперационных гнойных осложне­ний связан, надо полагать, с различ­ным подходом урологов к выбору мето­да хирургического вмешательства и тактики ведения больных в послеопера­ционном периоде. В большинстве случа­ев гнойно-воспалительные послеопера­ционные осложнения имеют ятрогенное происхождение (неадекватность опера­тивного вмешательства, дренирование верхних мочевых путей и мочевого пу­зыря, полости малого таза). В данном сообщении проанализирована частота причин развития гнойных осложнений, возникших непосредственно в послеопе­рационном периоде.

В нашей клинике среди хирургичес­ких методов используются резекция мо­чевого пузыря с уретероцистонеостомией и без нее, а также по показаниям цистэктомия и цистопростатвезикулэктомия. С целью выявления частоты и причин возникновения гнойно-воспали­тельных осложнений изучены истории болезни 618 прооперированных по по­воду инвазивных форм рака мочевого пузыря за период с 1977 г.

Средний возраст больных составлял 59,7 года. У 297 (48%) больных была II стадия заболевания, у 273 (44,3%) — III, у 48 (7,8%) -IV.

Резекция мочевого пузыря выполне­на у 306 больных, у 119 из них — с уретероцистонеостомией. Цистэктомия с резекцей 2/3 предстательной железы и различными видами отведения мочи произведена у 312 больных: у 16 — де­ривация мочи в толстый кишечник на протяжении, у 98 — уретерокутанеостомия, в том числе у 3 — трансурете-роуретеронефростомия (у 2 из них в по­следующем был сформирован кишеч­ный мочевой пузырь), у 198 создан артифициальный кишечный мочевой пузырь.

Переходно-клеточный рак гистологи­чески диагностирован у 96,1% пациен­тов. Анализ наших клинических наблю­дений показал, что у 187 больных, перенесших резекцию мочевого пузыря без уретероцистонеостомии, пиелонеф­рит осложнял послеоперационный пе­риод крайне редко. Связан он был с де­фектом послеоперационного ведения и ухода за пациентами, а именно с перерастяжением резецированного пузыря при промывании его с последующим возникновением пузырно-мочеточнико­вых рефлюксов. В результате этого у 15 (8%) из 187 оперированных возник се­розный пиелонефрит. Адекватная анти­бактериальная и инфузионная терапия предупредила у больных этой группы развитие гнойного пиелонефрита. Пос­ле резекции мочевого пузыря с уретероцистонеостомией серозная форма пиелонефрита в послеоперационном периоде возникла у 37,8% больных, гнойная — у 10,1%.

Среди гнойных осложнений апосте­матозный пиелонефрит был выявлен у 9 больных, карбункул нижнего полюса почки — у 2, абсцесс — у одного. При­чинами гнойных осложнений у 5 боль­ных был анастомозит, вызвавший стаз мочи в лоханке вследствие отсутствия мочеточниково-лоханочного дренажа. У 3 пациентов развитие гнойного пиелонеф­рита было спровоцировано пузырно-мочеточниковым рефлюксом (уретеро цистонеоанастомоз им был выполнен по Несбиту). У остальных 4 пациентов гнойно-воспалительное осложнение возник­ло из-за нарушения функции мочеточ­никового дренажа и сдавления уретероцистонеостомии антирефлюксной муфтой.

Лечебные мероприятия при гнойных осложнениях у этих больных заключа­лись в декапсуляции почки и нефросто­мии, рассечении и дренировании кар­бункула и нефростомии при абсцессе с последующей антибактериальной и им­мунотерапией. Своевременно проведен­ная адекватная терапия позволила из­бежать летальных исходов.

Помимо указанных выше причин возникновения гнойного пиелонефри­та, факторами риска развития этого осложнения являются инфекция моче­выводящих путей и дооперационная лу­чевая терапия. Согласно нашим данным, при инвазивной форме рака у 84% па­циентов диагностируется бактериурия (кишечная палочка в различной ассо­циации).

Профилактика гнойного пиелонеф­рита после резекции мочевого пузыря с уретерокутанеостомией обеспечивается путем применения антирефлюксной ме­тодики пересадки мочеточника с пред­варительной интубацией его во время наложения анастомоза. К таким же про­филактическим мерам относятся дрени­рование верхних мочевых путей посред­ством мочеточниковых катетеров в течение 10 дней, эпицистостомия и дре­нирование малого таза через запиратель­ное отверстие, антибиотикотерапия, при несостоятельности уретероцистонео анастомоза — пункционная нефросто­мия.

Основным методом радикального лечения рака мочевого пузыря остается цистэктомия. Наиболее опасным ослож­нением цистэктомии с формированием кишечного мочевого пузыря является прежде всего перитонит (22,7%). Гной­ный пиелонефрит осложнил послеопе­рационный период у 19,3% больных и послужил основной причиной леталь­ных исходов после этой операции. Наи­более частыми причинами развития перитонита были несостоятельность межкишечного или уретеро-кишечного анастомоза, интраоперационное инфи­цирование брюшной полости. Перито­нит был отмечен в 2 раза чаще у боль­ных, у которых для формирования артифициального мочевого пузыря использовался сегмент сигмовидной кишки.

По времени появления симптомов перитонита мы разделили больных на две группы. У 30 больных 1-й группы, у которых перитонит развился в течение первых двух суток с момента операции, этиологическими факторами перитонита были инфицирование брюшной полос­ти во время хирургического вмешатель­ства или недостаточная герметичность уретеро-кишечного анастомоза. Причи­ной развития перитонита у больных 2-й группы (15 чел.) с более поздними про­явлениями симптомов (на 5—7-е сутки) была несостоятельность межкишечного анастомоза, возникшая на фоне выра­женного пареза желудочно-кишечного тракта.

Итак, из 198 больных после замеще­ния мочевого пузыря кишечным транс­плантатом послеоперационный перито­нит был диагностирован у 45 (22,7%) больных, 41 из которых потребовалась релапаротомия. Остальных пациентов не оперировали в связи с тяжелым состо­янием. Релапаротомия оказалась эффек­тивной у 20 больных, оперированных на ранних сроках (2—3-и сутки) развития перитонита.

Анализ клинических наблюдений показал, что профилактика перитонита должна осуществляться комплексно с учетом индивидуальных особенностей больных, характера оперативного вме­шательства. Она предполагает следующие пред, интра и послеоперационные мероприятия: предоперационную под­готовку желудочно-кишечного тракта, сочетание эндотрахеального наркоза с интраоперационной новокаиновой бло­кадой нервного межбрыжеечного трак­та. Ослабленным и анемичным больным целесообразны замещение мочевого пу­зыря сегментом подвздошной кишки, выполнение герметичного двухрядного шва уретеро-кишечного анастомоза, адекватное дренирование кишечного мочевого резервуара, дренирование по­лости малого таза через запирательное отверстие.

Частота возникновения атак острого пиелонефрита в послеоперационном периоде у больных после цистэктомии зависит от способов деривации мочи, а основными причинами его развития являются уродинамические нарушения и экстраренальные гнойные осложнения (перитонит). Наиболее тяжелое течение острого гнойного пиелонефрита наблю­далось у 4 больных после уретероколостомии на протяжении. Летальность у больных этой группы достигает 100% в случаях трансплантации мочеточников выше крестцово-поясничного сочлене­ния. Поэтому с целью профилактики послеоперационных осложнений при уретероколостомии мы считаем необхо­димым производить пересадку мочеточ­ников по Миротворцеву, по Тихову в прямую или тазовый отдел сигмовид­ной кишки с последующим трансаналь­ным дренированием, которое полностью устраняет стаз мочи и обеспечивает де­компрессию этого отдела кишечника. После цистэктомии с отведением мочи в толстый кишечник своевременное вос­становление двигательной активности желудочно-кишечного тракта и дрени­рование ампулы прямой кишки в тече­ние 2—3 недель, а в последующем в периоде ночного покоя сроком до 6—8 недель предупреждает развитие почеч­ных рефлюксов и гнойных осложнений со стороны верхних мочевых путей.

Профилактика почечных рефлюксов после уретерокутанеостомии обеспечи­вается лишь при непосредственном дре­нировании лоханки и хорошей функции этого дренажа.

Как показал наш анализ, пузырно-мочеточниковый рефлюкс возникает после замещения мочевого пузыря ки­шечным трансплантатом в основном при прямом уретеро-кишечном анастомозе без формирования антирефлюксной муфты (по Несбиту). Основными мето­дами профилактики и лечения пузыр­но-мочеточникового рефлюкса после цистэктомии являются замещение мо­чевого пузыря изолированным сегмен­том кишечника в сочетании с антибак­териальной и стимулирующей функцию мочеточников терапией. Для профилак­тики воспалительных осложнений (ост­рого пиелонефрита) после цистэктомии и формирования кишечного мочевого резервуара с трансуретральным опорож­нением следует отказаться от послеопе­рационного дренирования мочеточни­ков, ограничившись отведением мочи из кишечного артифициального мочевого пузыря. Это исключит возможность не­посредственного инфицирования почек и предотвратит таким образом возник­новение или обострение хронического пиелонефрита.

×

About the authors

M. E. Sitdykov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

A. Yu. Zubkov

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

E. N. Sitdykov

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

V. A. Perchatkin

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies