Spinal strokes in children

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In most neurological hospitals, spinal strokes are still rare, although the acute development of the disease, the ability to localize the lesion in the spinal cord, and knowledge of some basic features of this disease make the diagnosis of spinal circulation disorders uncomplicated even in outpatient settings. A certain role is probably played by the long-standing prejudice that spinal strokes do not exist at all. There is no information about this pathology in textbooks and manuals on neurology even ten years ago. As for the possibility of spinal strokes in children, this assumption may seem implausible. But, unfortunately, spinal strokes in children do exist and are relatively not that rare. Knowing how to recognize them allows us to start immediate adequate therapy and only then can good results be achieved.

Full Text

В большинстве неврологических стационаров спинальные инсульты все еще относятся к редкостям, хотя острое развитие болезни, умение локализовать поражение в спинном мозге и знание некоторых основных особенностей этого заболевания делают диагностику нарушений спинального кровообращения несложной даже в амбулаторных условиях. Определенную роль играет, вероятно, многолетнее предубеждение, что спинальных инсультов вообще не существует. Нет сведений об этой патологии в учебниках и руководствах по неврологии даже десятилетней давности. Что касается возможности спинальных инсультов у детей, то данное предположение может показаться неправдоподобным. Но, к сожалению, спинальные инсульты у детей существуют и относительно не так уж редко. Умение их распознавать позволяет начать немедленную адекватную терапию и только тогда удается достичь хороших результатов.

Мы обследовали 63 ребенка в возрасте 3—14 лет, у которых острое нарушение спинального кровообращения не вызывало сомнений. У 46 детей ишемия локализовалась в области шейного, а у 17— в области поясничного утолщения. Если у взрослых спинальные инсульты возникали чаще всего вследствие атеросклеротических изменений аорты и ее ветвей, остеохондроза, гормональной спондилопатии, иногда беременности [ 1], то у детей они являлись, по нашим данным, поздним осложнением субклинической родовой травмы позвоночника. Минимальная дислокация в «разболтанном» сегменте позвоночника (нестабильность одного-двух позвонков, слабость суставно-связочного аппарата на уровне травмы), имевшаяся у ребенка со времени родов, много лет спустя под влиянием небольшой нагрузки, неловкого движения или физкультурного упражнения вовлекала в процесс корешково-спинальную артерию, что приводило к развитию ишемии, распространенной по длиннику спинного мозга больше, чем по поперечнику (феномен «карандаша» Цюльха).

Спинальные инсульты в детском возрасте обычно не угрожают жизни и потому морфологические данные представлены быть не могут. В то же время клинические формы спинальных ишемий ничем не отличаются от таковых у взрослых, когда корреляция неврологических и морфологических данных очень высока. И для детей, и для взрослых в большинстве случаев типична сохранность чувствительных функций, поражение преимущественно переднероговых структур спинного мозга (ввиду их особой чувствительности к ишемии), вовлечение в процесс сегментов спинного мозга на значительном протяжении, соответствующем бассейну позвоночных артерий или артерии Адамкевича.

У 46 детей спинальный инсульт локализовался на уровне шейного утолщения. Это неудивительно, если учесть преобладающую частоту родовых повреждений именно шейного отдела позвоночника. Но указаний на наличие грубых родовых травм у наших пациентов в анамнезе не было, все они развивались соответственно возрасту. Лишь в единичных случаях заболевание начиналось без провокаций (у 6 детей). Инсульт возникал чаще всего после резкого поворота или запрокидывания головы, падения, небольшого физического перенапряжения, кувырков и других акробатических упражнений на занятиях физкультурой и т. д. Для нестабильных со времени родов позвонков небольшой нагрузки оказывалось достаточно для минимальной дислокации и сдавления корешково-спинальной артерии с развитием спинальной ишемии.

У 9 из 46 детей заболевание возникло на фоне необычно раннего в детстве шейного остеохондроза и проявлялось болями в шее и ограничением при повороте головы, шейно-затылочным болевым синдромом, у 25 — совершенно внезапно, инсультообразно; у остальных симптоматика патологии максимальной выраженности возникала в течение нескольких часов.

Ведущим симптомокомплексом у всех больных этой группы являлся типичный для спинальной ишемии вялый парез в руках с одной или с обеих сторон в различных сочетаниях: у 4 — с нижним спастическим парапарезом (распространение ишемии на боковые столбы спинного мозга), у 6 — с одновременным развитием выраженного миатонического синдрома (за счет вовлечения в процесс ретикулярной формации ствола мозга) ; у 5 больных распространение ишемии привело к развитию бульбарного симптомокомплекса.

Следует подчеркнуть, что результаты неврологического обследования наших пациентов очень четко коррелировали с рентгенологическими и электрофизиологическими данными. Так, у 21 из 46 больных на шейных спондилограммах обнаружены проявления натально обусловленной нестабильности позвоночника (спондилолистез, локальный угловой кифоз), у 3 — даже подвывих шейных позвонков, еще у 3 — врожденные аномалии, у 15 — рентгенологические признаки остеохондроза, причем чаще всего в сочетании со спондилолистезом. По данным Г. М. Кушнир [2], шейный остеохондроз в детском возрасте возникает прежде всего вследствие натальной травмы той же локализации. Отклонений на шейных спондилограммах не выявлено только у 4 из 46 детей. По нашему мнению, эти факты лишний раз доказывают роль натально обусловленных изменений шейных позвонков в развитии патологии сосудов спинного мозга.

Реоэнцефалографическое обследование всех пациентов этой группы обнаружило выраженные признаки вертебробазилярной ишемии. Электромиографическое обследование было предпринято нами прежде всего с целью подтвердить клинически выявленную у большинства детей переднероговую локализацию поражения. Совпадение обнаружено и качественное, и количественное: там, где парез был менее грубым, миографическая картина оказалась не столь выраженной. Так, у 15 из 46 больных на ЭМГ с мышц рук имели место изменения, соответствующие II типу (по классификации Ю. С. Юсевич), еще у 12 — характерные потенциалы фасцикуляций (обычно у тех детей, у которых был невыраженный, вялый парез рук). У 17 детей наряду с переднероговой локализацией поражения найдены признаки супрасегментарной неполноценности, причем именно у тех, у которых наряду с вялым парезом рук были выявлены пирамидные нарушения. Лишь у 4 из 46 больных электромиографически обнаружены признаки супрасегментарной патологии.

Все 46 детей получили в клинике курс интенсивного лечения: эуфиллин и никотиновую кислоту внутривенно, папаверин подкожно, электрофорез спазмолитиков поперечно на верхнешейный отдел позвоночника, аминалон и др. Общеизвестно, что ранняя адекватная терапия ишемических инсультов спинного мозга оказывается чаще всего весьма эффективной. Наши наблюдения это подтверждают: у 10 детей было достигнуто полное восстановление функций, у 34 — значительное улучшение с небольшими двигательными расстройствами. У 2 детей эффект от лечения был минимальным (изменения на снимках были у них особенно грубыми и указывали на натально обусловленный подвывих шейных позвонков). Результаты лечения были хуже в тех случаях, когда дети поступали в клинику с опозданием — многих из них в условиях города амбулаторно лечили по поводу «миозита», «артрита плечевого сустава», «ушиба нерва».

Ишемические инсульты в бассейне артерии поясничного утолщения (артерия Адамкевича) встречаются реже и у взрослых, и у детей. С такой патологией под нашим наблюдением было 17 детей: 8 из них были в возрасте 3—6 лет, 9—7— 14 лет. Существенной задержки в физическом развитии ни у кого из них не было. Спинальные инсульты этой локализации возникали чаще всего после небольшой травмы от падения, резкого наклона, прыжка в длину, причем характер травмы не позволял предположить никакой серьезной травматической патологии позвоночника или спинного мозга. Против предположения о коммоции или контузии спинного мозга свидетельствовали запоздалое появление неврологической симптоматики, отсутствие проводниковых чувствительных, часто пирамидных нарушений, большая протяженность процесса по длиннику спинного мозга. У 10 детей неврологические нарушения проявились внезапно, у 7 — в течение нескольких часов.

Как и при цервикальной локализации поражения, ведущим неврологическим синдромом был переднероговой симптомокомплекс, но только люмбальной локализации: нижний вялый парапарез выявлялся в различных сочетаниях с другими неврологическими симптомами. 6 из 17 детей и до острого развития заболевания отмечали боли в спине, иногда ощущение хруста в области поясницы. У 2 из 17 детей одновременно развилась и дисфункция тазовых органов по периферическому типу (следовательно, процесс захватил область как поясничного утолщения, так и конуса). У 5 детей острый спинальный процесс привел к довольно быстрому развитию компенсаторного сколиоза. В то же время рентгенологическое исследование процесса при этой локализации ничего существенного у больных не выявило, что отмечал и М. К. Михайлов [3] у детей с перинатальными повреждениями позвоночника. ЭМТ-исследование у всех 17 детей подтвердило локализацию поражения.

Общая сосудистая терапия у больных этой группы была та же, но физиотерапия (включая электрофорез спазмолитиков, аппликации парафина и др.) была направлена на область вхождения артерии Адамкевича, на нижнегрудной отдел позвоночника. В результате у 4 детей восстановление функции в ногах было полным, у 12 — значительным, и лишь один ребенок (поздно поступивший в клинику с далеко зашедшими спинальными нарушениями) несмотря на весь комплекс лечения остался инвалидом.

Таким образом, спинальные ишемические инсульты могут возникать и в детском возрасте. Они характеризуются типичной клинической картиной, в большинстве случаев без труда диагностируются специалистами и успешно поддаются лечению, если врач уточнил локализацию и характер поражения. Просчеты в диагностике приводят таких детей к тяжелой инвалидности. Существенным препятствием в диагностике является отсутствие соответствующих публикаций в доступной литературе.

×

About the authors

A. Yu. Ratner

Kazan Institute for Advanced Medical Training

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

O. S. Kochergina

Kazan Institute for Advanced Medical Training

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1987 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies