Factors contributing to the development of progressive paralysis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

At present, progressive paralysis is looked at as late spirochetosis, as true syphilis of the brain; however, almost everyone admits that for the defeat of c. n. with. some additional conditions are needed for the manifestation of the activity of the spirochete in the nervous tissue. The 5% susceptibility of luetics to progressive paralysis makes researchers look for these conditions in the ‘constitution (Kretschmer, Kalman, Roster, Shostakovichi others). A view was also expressed about the different nature of spirochetes, giving in some cases a picture of general syphilis, in other cases, a picture of neuro-lues. The neurotropic nature of the spirochete is advocated by Levaditi and Marie.

Full Text

В настоящее время на прогрессивный паралич смотрят как на поздний спирохетоз, как на настоящий сифилис мозга; однако, почти всеми признается, что для поражения ц. н. с. необходимы еще какие-то дополнительные условия для проявления деятельности спирохеты в нервной ткани. 5% подверженности люэтиков заболеванию прогрессивным параличем заставляет исследователей искать эти условия в‘ конституции (Kretschmer, Kalman, Roster, Шостаковичи др.). Высказывался также взгляд о различном характере спирохет, дающих в одних случаях картину общего сифилиса, в других случаях—картину невро-люэса. Невротропность спирохеты отстаивается Левадити и Мари (Levaditi, Marie).

По Skalweit'y неспособность к сенсибилизации(к люэтину) у паралитиков указывает на слабость защитных реакций к люэсу и что эта слабость защитных реакций организма есть конституциональная.

Заслуживает внимания указание на то, что прогрессивный паралич находится в обратно пропорциональном отношении к кожным явлениям, что как бы показывает, что кожная и лимфатическая системы не одинаково реагируют у всех люэтиков.

Что касается наследственности в заболевании прогрессивного паралича, то она многими авторами решается по разному, так Nacke допускает даже особое „паралитическое расположение, другие же авторы вообще отрицают наследственную отягощенность, особенно, если понимать ее в более узком смысле. Есть также указания на климатические условия (Крепелин, Гольцингери др.). Равным образом, отмечается многими авторами и расовая предрасположенность. Странный взгляд высказывает Даркшевич, ставя в связь развитие прогрессивного паралича с предохранительными прививками оспенной вакцины.

Алкоголь и разного рода переутомления, как способствующие моменты особенно акцентируются КгаереИп’ом и др.

Физическая травма, правда в единичных случаях, также ставится некоторыми авторами в связь с развитием прогрессивного паралича.

Гертнер и Бильмане ставили в связь развитие прогр. паралича с проведением специфической терапии (ртуть и сальварсан), ослабляющих, по их мнению, защитные силы организма.

За последнее время поднимается вопрос о том, не влияет ли прерванное антилюэтическое лечение на развитие прогр. паралича.

Нет сомнений, что для проявления своей деятельности в мозгу спирохета нуждается в суммарных особенностях и состояния нервной ткани, в непосредственной связи с наследственностью, и ряда ослабляющих явлений жизни люэтиков.

Поэтому, отвергая одностороннее освещение этого вопроса только с биологической точки зрения, а также и „сплошной социогенизм", мы, полагая, что в данном случае решающее значение имеет известное соотношение сил организма и специфической инфекции, считаем, что недоучет в роли конституции и ее физиологической особенности наследственности и особенно социальных влияний—в форме ли травматизма трудового, военного и ряда ослабляющих факторов в жизни люэтиков, как-то: личный алкоголизм,вредное производство, переутомление и т. д. только бы затемнили вопрос о патогенезе.

Развитие прогрессивного паралича не может Оставаться безразличным к отягчающим факторам.

Наш материал (118 случаев прогрессивного паралича и 17 случаев табопаралича) дает следующие указания относительно отягчающих факторов.

Из 118 случаев прогр. паралича отмечается, что

  1. Отцы и деды злоупотребляли алкоголем................................. 89 чел.—75%
  2. Личный алкоголизм (значительно выраженный) ..77 чел.—65%
  3. Сердечно-сосуд. заболев, в роду и у братьев и сестер 42 чел.—36%
  4. Пребывание на фронте................................................................ .48 чел.—41%
  5. Работавших на вредных производствах ... 42 чел.—36%
  6. Контузия с потерей сознания.................................................... .29 чел.—25%
  7. Душевнобольные в роду (из них 2-ое прогр. пар.) 19 чел.—-16%
  8. Душевнобольных братьев и сестер............................................ 10 чел.— 8%.,
  9. Содержание под стражей перед заболеванием ... 8 чел.— 7%
  10. 10)Спинная сухотка у братьев и сестер................................................ 7   чел.— 6%

Примерно такие же соотношения получились и по табопараличу.

По вопросу о соотношении инкубационного периода к полу, возрасту и специфическому антилюэтическому лечению с учетам отягчающих факторов, находим, что из 118 случаев прогр. парал. было 99 мужч. и 18 женщин, что составляет отношение 5,5 к 1-му.

Из мужчин 78 человек указывают сифилис в анамнезе, 40 человек отрицают заболевания люэсом, заявляя, что они никогда не наблюдали у себя кожных явлений или язвы.

Из женщин сифилис в анамнезе указывают 7 человек; не отмечая у себя сифилис, но отмечают у мужа—4 человека; на сифилис родителей указывают 2 ч. (это относится к юношеской форме прогрессивного паралича) и 5 человек вовсе отрицают сифилис.

Из 18 табопаралитиков—женщин 3; т. е. отношение мужчин к/ж 6 :1, всеж знали о заболевании сифилисом; из мужчин сифилис указывают 12 человек и не знали о заболевании 3 чел.

Таким образом, наши данные расходятся с данными Нонне, который указывает, чго из 96 женщин, болевших табесом. 89 чел. не знали о своей сифилитической инфекции. Возможно, что и наши случаи относятся к латентной сифилитической инфекции (lues asymptomatica), не дающей кожных реакций, что находится в согласии в давними утверждениями?авторов, что заболевание прогрессивным параличем находится в обратно-пропорциональном отношении к кожным явлениям.

Интересно также отметить, что из 18-ти замужних и разведенных женщин, болевших прогрессивным параличем, (8 не рожавшие и 10 рожавшие), у 2-х из 8 не рожавших беременность закончилась выкидышами, что как бы указывает на большую склонность к заболеванию прогр. параличем рожавших женщин.

Из больных прогр. параличем 61 человек проделали раньше энергичную специфическую терапию и 57 человек не лечилось совсем или крайне недостаточно (11 чел. проделавших не более 3-х вливаний сальварсана). Из больных с табопараличем не лечилось или плохо лечилось 10 человек и лечилось хорошо 8 человек.

Таким образом, соотношение между леченными и нелеченными почти одинаковое.

Проявление первых признаков прогрессивного паралича с момента заражения, т. е. инкубационный период, по нашему материалу в случаях леченных колеблется от 7 лет до 23 лет, а наибольшая частота проявляется в пределах ог 10 до 14 лет для мужчин, а для женщин от 7 до 10 лет и, в подавляющем большинстве, падает на возраст заразившихся люэсом от 21 до 30 лет.

В случаях нелеченных, но знавших время заражения, инкубационный период колеблется от 6 до 21 года, т. е. имеет чуть заметную тенденцию к сокращению инкубационного срока, а наибольшая частота от 7 до 13 лет для мужчин, а для женщин—от 7 лет до 10 лет и также как и в случаях леченных—время инфецирования в подавляющем большинстве падает на возраст от 21 до 30 лет.

Таким образом, на нашем материале видно, что инкубационный период для женщин имеет определенную тенденцию к сокращению и что специфическое лечение несколько удлиняет инкубационный период. Однако, последнее положение, при сопоставлении с наследственностью и учетом отягчающих экзогенных факторов инфецированных, не может считаться доказанным, что видно из приводимой ниже таблицы соотношения случаев леченных и нелеченных, инфецированных в возрасте от 21 до 30 лет.

 

Из 36-ти случаев леченных отмечается:

Алкоголизм в роду. . 22 ч.—61%

Контузии 7ч.—19%

Личный алкоголизм . 21 ч.—58%

Работа во вредных цехах  11ч.—30%

Пребывание на фронте 12 ч.—33%

Серд.-сосуд. заболевания в роду 11ч.—30%

Душевно - больных в роду 4ч.—11%

Туберкулез в роду и личный  9ч.—25%

Содержание перед заболевай. под стражей 2 ч.— 6%

Из 35-ти случаев нелеченных отмечается:

Алкоголизм в роду у отца или деда ... 23 ч.—66%

Контузии 9 ч.—27%

Работа во вредных цехах 12ч— 34%

Личный алкоголизм . 24 ч.—69%

Пребывай, на фронте 16 ч.—46%

Душевно - больных в роду 6ч—17%

Серд.-сосуд. заболевания в роду 14ч.—20%

Содержание перед заболеванием под страж. 2 ч.— 6%

Туберкулез в роду и личный  8 ч.—23%

 

Примерно такие же результаты мы получили и по табопаралйчу, с той только разницей, что здесь инкубационный срок увеличивается по сравнению с прогрессивным параличом, т. е. колеблется от 9 до 24 лет без отчетливой разницы для случаев леченных и не леченных с частотой случаев от 12 до 17 лет.

Два наших случая не исключают возможности развития прогрессивного паралича после полученной физической травмы, что подчеркивает провокационную роль экзогенных социальных факторов в развитии прогрессивного паралича.

Что касается длительности ремиссии у прогрессивных паралитиков, леченных малярией, то она по нашему материалу находится в прямой зависимости от степени личной и наследственной отягощенности, времени прививки малярии и ни в какой мере не стоит в связи с проведенным ранее антилюэтическим лечением.

Выводы.

  1. При сравнении количества мужчин и женщин нужно отме’ тить, что последние в 5 раз заболевают прогрессивным параличем реже? чем мужчины.
  2. Из заболевших женщин отмечается как будто большая склонность к заболеванию рожавших по сравнению с нерожавшими.
  3. Инкубационный срок у женщин по сравнению с мужчинами значительно меньше.
  4. Дополнительными условиями в развитии прогрессивного паралича служат главным образом алкоголизм в роду и личный, сердечно-сосудистые заболевания в роду, истощающие моменты жизни люэтиков, и, в меньшей мере, наследственная отягощенность в смысле душевно-больных.
  5. Физическая травма, как провоцирующий фактор, не исключается в развитии прогрессивного паралича.
  6. Предшествующее антисифилитическое лечение не только не предохраняет от заболевания прогрессивным параличем, но и не удлиняет инкубационного периода, продолжительность которого главным образом зависит от перечисленных выше условий, ослабляющих организм, и сердечно сосудистых заболеваний в роду.
  7. В случаях, в которых ослабляющие организм факторы равноценны, нельзя подметить связи длительности инкубационного периода с проделанным ранее антилюэтическим лечением.
  8. Трудоспособность после малярии-терапии, как это отмечалось нами в другой работе 9, состоит в непосредственной связи с отягчающими факторами жизни люэтиков.
  9. Возраст инфецирования главным образом падает от 20 до 30 лег и не играет значения в длительности инкубационного периода.
  10. Инкубационный период у табопаралитиков продолжительнее, чем у паралитиков.
  11. Профилактика развития прогр. паралича есть борьба за здоровые условия труда и быта у люэтиков.

 

1) Доложено на научном собрании врачей психиатрической клиники 1£Л.?М. II. проф. П. А. Останкова 23/111 1932 г.

×

About the authors

A. A. Zaitsev

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies