About miscarriage of pregnancy

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Based on the observation of 782 women who were on inpatient treatment for threatened miscarriage and premature birth, it was found that the most common cause of termination of pregnancy were previous abortions, chronic extragenital diseases, infectious diseases of the genitals and urinary tract, isthmic-cervical insufficiency due to previous pathological childbirth and abortions.

Full Text

На основании наблюдения за 782 женщинами, находившимися на стационарном лечении по поводу угрожающего выкидыша и преждевременных родов, установлено, что наиболее частой причиной прерывания беременности являлись перенесенные ранее аборты, хронические экстрагенитальные заболевания, инфекционные заболевания половых органов и мочевыводящих пѵтей, истмико-цервикальная недостаточность вследствие предшествовавших патологических родов и абортов.

Проблема снижения перинатальной смертности — одна из наиболее актуальных в современном акушерстве. В 70% перинатальная смертность является следствием невынашивания беременности, частота которой колеблется в пределах 10—15% [1, 2].

Причины невынашивания беременности весьма разнообразны. Они могут быть обусловлены со стороны матери инфекционными и неинфекционными хроническими экстрагенитальными заболеваниями, острыми вирусными инфекциями, нейроэндокринными нарушениями, иммунологическом несовместимостью крови матери и плода, хроническими воспалительными процессами половых и мочевыводящих органов, пороками развития матки, истмико-цервикальной недостаточностью. Со стороны плода — хромосомными аномалиями, действием тератогенных факторов. Со стороны отца — патологическими изменениями эйякулята [2, 3].

Под нашим наблюдением находилось 782 женщины в возрасте от 18 до 40 лет, которым проводилось стационарное лечение по поводу угрожающего выкидыша и преждевременных родов. По роду занятий среди них были 73 студентки, 138 рабочих, 571 служащая. У 554 (70,8%) женщин отмечалось своевременное наступление менархе, у 228 (29,2%)—после 16 лет. Нарушение менструальной функции, проявляющееся в изменении ритма и характера менструаций, наблюдалось у 82 (10,5%). Первобеременных было 264, повторнобеременных — 518. В анамнезе у 364 женщин имелись указания на артифициальные аборты, у 156 — на срочные роды, у 98 — преждевременные роды; у 72 в прошлом зарегистрировано от 1 до 5 самопроизвольных выкидышей, причем у 35 из них невынашивание было привычным. Угроза прерывания беременности возникала ца сроке 12 нед у 258, от 12 до 16 нед — у 243, от 17 до 20 нед — у 176, от 21 до 24 нед—у 63, от 25 до 28 нед — у 42 женщин.

В стационар с клинической картиной угрожающего преждевременного прерывания беременности поступило 603 (77,1%) больных, начавшегося—-179 (22,9%). В зависимости от предполагаемых факторов прерывания беременности, установленных при комплексном обследовании беременных, мы разделили больных на пять групп.

В 1-ю группу вошли 317 (40,5%) женщин, которые ранее перенесли искусственное прерывание беременности, криминальные аборты; у 79 из них обнаружены признаки полового инфантилизма. У больных данной группы угроза прерывания беременности была обусловлена, вероятнее всего, нейроэндокринными нарушениями и патологическими изменениями эндометрия. Особое значение имели предшествовавшие искусственные аборты у женщин с явлениями полового инфантилизма. У больных этой группы на протяжении первых 8—9 нед беременности тело матки было плотноватой консистенции, отмечалось отставание ее в развитии; признаки Горвица, Гегара отсутствовали или были выражены незначительно.

Лечение больных 1-й группы было комплексным. Соблюдался лечебно-охранительный режим, проводили психотерапию, назначали седативные средства, витаминотерапию, кокарбоксилазу, лечебный сон, для снятия повышенной возбудимости матки — спазмолитики. При привычном невынашивании с целью десенсибилизации в последнее время мы успешно трансплантируем кожный лоскут мужа (от 2 до 4 раз на протяжении беременности). У беременных с признаками инфантилизма, гипофункцией яичников проводили гормонотерапию по методу В. И. Бодяжиной и соавт. (1973) или лечение туриналом; при наличии кровянистых выделений производили эстрогенный гемостаз.

Об эффективности терапии судили по данным биполярной реографии, базальной температуре и клинической картине. У 33 беременных этой группы произошел самопроизвольный выкидыш, у 8 женщин беременность завершилась преждевременными родами (1 ребенок массой тела 1100 г умер от родовой травмы), у 276 наступили срочные роды. Умерло 3 ребенка (один родился с врожденным уродством, другой — с гемолитической болезнью новорожденного и третий — с асфиксией и ателектазом легкого).

Во 2-й группе, которая объединила 231 (29,5%) больную, страдали экстрагенитальными заболеваниями: хроническим холециститом, ревматизмом, недостаточностью митрального клапана, хроническим бронхитом, хроническим гайморитом, нефритом, вегетососудистой дистонией, гипертонической болезнью.

Помимо указанного выше комплекса лечебных мероприятий у больных этой группы проводили терапию экстрагенитальных заболеваний.

У 11 беременных произошел самопроизвольный выкидыш, у 4 женщин беременность завершилась преждевременными родами. Один новорожденный массой тела 1250 г умер от септического заболевания, трое детей родились с массой тела 1800, 2200, 2400 г. У 216 беременных наступили срочные роды. Двое новорожденных умерли (один — в связи с родовой травмой, другой — в результате пневмонии).

3-ю группу составили 122 (15,6%) женщины с кольпитом, пиелонефритом и другими инфекционными заболеваниями мочеполовых органов. У 71 беременной была диагностирована эрозия шейки матки. У женщин этой группы в комплексную терапию включили санирование очагов инфекции. У 13 из них наблюдался самопроиз- вольныи выкидыш у 2 —преждевременные роды живыми детьми с массой тела 1600 и 2100 г. У 107 произошли срочные роды (с интранатальной смертью одного новорожденного в связи с преждевременной отслойкой нормально расположенной плаценты и нефропатией II).

К 4-й группе принадлежали 83 (10,7%) женщины с истмико-цервикальной недостаточностью. Для больных этой группы во время беременности были характерны размягчение, укорочение шейки матки, проходимость цервикального канала и внутреннего зева более 2 см.

Наиболее эффективными методами лечения истмико-цервикальной недостаточности оказались хирургические: наложение швов по Сенди, кругового и П-образного швов по А. И. Любимовой. У 9 женщин произошел выкидыш, у 3 — преждевременные роды живыми детьми с массой тела 1900, 2200, 2350 г, у 71 - - срочные роды.

В 5-ю группу отнесены 29 женщин: 8 — с рубцом на матке после кесарева сечения, 9 после энуклеации миоматозных узлов, у 12 была субсерозно-интерстициаль- ная миома матки в сочетании с беременностью. Лечение женщин этой группы было аналогичным терапии беременных 1-й группы. У 5 наблюдался самопроизвольный выкидыш, у 1—преждевременные роды живым плодом массой тела 1500 г, у 23— срочные роды. Продолжительность стационарного лечения составила от 10 до 40 дней.

Таким образом, из 782 беременных у 71 (9,1%) произошел самопроизвольный выкидыш, у 18 (2,3)—преждевременные роды, 693 (88,6%) женщины родили в срок.

Анализ наших наблюдений дает основание сделать заключение, что наиболее частой причиной прерывания беременности являются ранее перенесенные аборты, хронические экстрагенитальные заболевания, инфекционные заболевания половых органов и мочевыводящих путей, истмико-цервикальная недостаточность вследствие предшествовавших патологических родов и абортов. Женщины с указанной патологией должны быть отнесены к группе риска по невынашиванию беременности, до наступления которой им необходимы всестороннее обследование в женской консультации и обязательный режим труда и отдыха

У женщин с патологией шейки матки желательно также до беременности устранить, по возможности, анатомические изменения этого органа. У больных, перенесших осложнения после абортов и родов, консервативную миомэктомию и операцию кесарева сечения, возможно возникновение синехий в полости матки. Для решения вопроса о состоятельности рубца на матке, выявления синехий в ее полости и проведения необходимого лечения показана гистеросальпингография.

Таким образом, женщины, страдающие невынашиванием беременности, особенно привычным, нуждаются в углубленном обследовании до беременности. Для выявления диэнцефальной патологии рекомендуется проводить рентгенографию черепа в 2 проекциях, исследование глазного дна и цветных полей зрения и обратить внимание на наличие белесых полос на теле (стрий). Тестами функциональной диагностики (кольпоцитологией, ректальной температурой, симптомом растяжения слизи цервикального канала, симптомами зрачка и арборизациями) следует установить наличие и характер нарушений менструальной функции, исключить специальным обследованием патологию щитовидной железы. При гипертрихозе, увеличении массы тела, сине-багровых полосах втяжения необходимо определить 17-кетостероиды. Если увеличена их выработка, требуется проведение диагностических гормональных проб для дифференциации надпочечниковой и яичниковой патологии. Кроме того, нужно установить резус-принадлежность супругов; выяснить наличие антител и их титр и провести профилактику резус-конфликта при иммунно-конфликтной беременности.

Женщины, в анамнезе которых есть указание на заболевание мочевыводящих путей (пиелонефрит), нуждаются в тщательном обследовании этих органов (в обследовании мочи по Нечипоренко, посеве мочи и др., по показаниям — во внутривенной урографии). Необходимо исключить токсоплазмоз и листериоз. Все имеющиеся очаги хронической инфекции должны быть санированы до беременности. Женщины, страдающие привычным невынашиванием, должны быть обследованы в женской консультации для исключения генной природы преждевременного прерывания беременности. Обязательны своевременная диагностика и хирургическая коррекция шейки (истмико-цервикальная недостаточность). При рубцах на матке после кесарева сечения, консервативной миомэктомии, подозрении на порок развития матки, истмико-цервикальной недостаточности следует выполнить гистеросальпингографию или двойное контрастирование в лютеиновой фазе цикла.


Во время беременности должны быть проведены профилактика и своевременное лечение таких осложнений, как анемия, токсикоз беременных. Особое значение в периоды, соответствующие срокам прерывания предшествовавших беременностей, имеет профилактическая госпитализация.

×

About the authors

N. L. Kapelyushnik

Kazan State Medical University named after V. I. Lenin

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Obstetrics and Gynecology No. 1 

Russian Federation, Kazan

T. M. Kutysheva

Kazan State Medical University named after V. I. Lenin

Email: info@eco-vector.com

Department of Obstetrics and Gynecology No. 1

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1983 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies