Некоторые показатели вегетативных реакций у абитуриентов и студентов при сдаче экзаменов
- Авторы: Япеев Р.С.1, Котляревский Е.В.1, Хамитов X.С.1
-
Учреждения:
- Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. С. В. Курашова
- Выпуск: Том 62, № 5 (1981)
- Страницы: 56-59
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 29.10.2021
- Статья одобрена: 29.10.2021
- Статья опубликована: 15.09.1981
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/84139
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj84139
- ID: 84139
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проведено исследование состояния гуморальных реакций у абитуриентов во время вступительных конкурсных экзаменов и у студентов при сдаче экзаменов в ходе обучения в вузе. Показатели -содержания катехоламинов и стероидных гормонов в крови и их экскреции с мочой, гемодинамические и некоторые биохимические данные могут быть использованы как объективные критерии уровня эмоциональной и умственной напряженности абитуриентов и студентов.
Ключевые слова
Полный текст
Сдача конкурсных вступительных экзаменов абитуриентами и многочисленных зачетов и экзаменов студентами в вузе, безусловно, сопряжена с выраженными эмоциональными и умственными нагрузками [2, 3, 5, 7]. Симпато-адреналовая и гипофизарно-надпочечниковая системы принимают активное участие в организации и развитии эмоциональных реакций организма [1, 4, 6]. В связи с этим мы поставили перед собой задачу установить на основе анализа гуморальных сдвигов в комплексе с гемодинамическими и обменными показателями наиболее информативные критерии эмоционального напряжения абитуриентов и студентов.
Обследовано 2344 абитуриента и студента Казанского ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. С. В. Курашова в периоды относительного покоя и сдачи экзаменов. У 252 из них определяли содержание катехоламинов в крови, у 245 — уровень экскреции катехоламинов с мочой; у 353 чел. было исследовано содержание 17-юксикортикостероидов и эозинофилов в крови и у 145—экскреция 17-кетостероидов с мочой; у 499 чел. изучено содержание холестерина в крови, у 145— уровень пировиноградной кислоты и у 705 — гемодинамические показатели.
Абитуриенты медицинского института экзаменуются по четырем предметам: физике, химии, биологии (устно) и русскому языку (письменно). В ряду всех других экзаменов первый вступительный связан с наиболее выраженной эмоциональной реакцией, так как основная масса абитуриентов встречается с обстановкой приемных экзаменов в институте впервые, а сдаваемый предмет признается наиболее сложным. Четвертый конкурсный экзамен обычно сдают те абитуриенты, которые по итогам предшествующих экзаменов надеются быть зачисленными в институт и поэтому сознают всю меру ответственности за его исход.
Первый экзамен студентов 1-го курса проводился по химии, предмету, относимому, в том числе и самими студентами, к категории сложных. К группе трудных экзаменов приравнивается и дифференцированный зачет по физике на 1-м курсе; тем более ответственной является его пересдача, сопровождающаяся выраженной эмоциональной реакцией. При пересдаче экзамена на 4-м курсе, несмотря на довольно большой объем учебного материала, значительной эмоциональной реакции у студентов не наблюдалось. Сдача первого сессионного экзамена на 5-м курсе также не вызывала у студентов отчетливой эмоциональной реакции. Напротив, сдача второго экзамена на 5-м курсе сопровождалась достаточно высокой эмоциональной напряженностью студентов, ибо обстановка и условия приема порождали неуверенность в благоприятном исходе.
Таблица 1
Показатели гемодинамики, содержания холестерина и пировиноградной кислоты в крови, коэффициенты соотношений показателей катехоламинов и стероидных гормонов крови и мочи у абитуриентов и студентов при сдаче экзаменов
Контингент обследованных | Периоды обследований | Показатели гемодинамики | Содержание в крови | А крови | НА крови | 17-ОКС крови | ||
пульс, уд. в 1 мин. | АД макс., кПа | холестерина, мммоль/л | пировиноградной кислоты, мкмоль/л | |||||
А мочи | НА мочи | А+НА крови | ||||||
Студенты и абитуриенты | Период относительного покоя | 74+0,5 | 16,1±0,2 | 3,49+0,06 | 81±1 | 1,17 | 1,65 | 4,0 |
Абитуриенты
| Первый экзамен | 117±1,3 | 19,7±0,3 | 5,35±0,15 | 237±8 | 2,21 | 0,71 | 3,17 |
Четвертый экзамен | 66+0,5 | 14,2±0,1 | 4,77±0,15 | 212±10 | 2,27 | 1,17 | 4,2 | |
Студенты | Первый экзамен на 1-м курсе | 98±1,2 | 16,6±0,2 | 4,99±0,15 | 219±7 | 2,4 | 1,03 | 3,38 |
Пересдача экзамена на 1-м курсе | 108±1,4 | 18,0±0,3 | 4,77±0,22 | 217±9 | 2,08 | 0,86 | 3,51 | |
Пересдача экзамена на 4-м курсе | 82±0,9 | 16,9+0,2 | 3,78±0,35 | 132±7 | 1,84 | 1,58 | 3,33 | |
Первый экзамен на 5-м курсе | 88+1,52 | 15,9±0,3 | 4,37±0,11 | 99±3 | 1,98 | 1,02 | 4,6 | |
Второй экзамен на 5-м курсе | — | — | 4,46±0,34 | 185±5 | 2,46 | 1,61 | 3,0 |
Таблица 2
Катехоламины, стероидные гормоны крови и мочи у абитуриентов и студентов при сдаче экзаменов
Контингент обследованных | Периоды обследований | Содержание катехоламинов | 17-ОКС крови, нмоль/л | 17-КС мочи, мкмоль/ сут | |||
в крови, | нмоль/л | в моче | нмоль/сут | ||||
А | НА | А | НА | ||||
Студенты и абитуриенты | Период относительного покоя | 3,3 ±0,4 | 85,7±12,4 | 66,8± 18,3 | 124,8±18,4 | 226,8±22,6 | 43,7±2,7 |
Абитуриенты | Первый экзамен | 30,4±4,7 | 240,6±43,1 | 330,1±28,8 | 802,9±92,2 | 845,3±32,8 | 153,6+8,3 |
| Четвертый экзамен | 15,9±1,9 | 159,6±23,0 | 167,7±23,6 | 326,3±17,0 | 650,8±35,6 | 109,5±4,4 |
Студенты | Первый экзамен на 1-м курсе | 24,5±2,8 | 177,9±40,2 | 244,9±21,0 | 412,8±29,8 | 700,5±34,8 | 118,6±6,0 |
| Пересдача экзамена на 1-м курсе | 23,6±5,5 | 127,1±53,2 | 271,1±19,6 | 353,2±19,9 | 627,6±63,4 | 113,7±8,4 |
| Пересдача экзамена на 4-м курсе | 12,3±3,2 | 159,0±50,2 | 159,8±24,9 | 239,7±22,7 | 456,3±66,8 | 78,7±4,1 |
| Первый экзамен на 5-м курсе | 12,6±2,2 | 111,7±12,4 | 153,3±23,6 | 262,4±34,0 | 533,8±46,9 | 91,9±5,5 |
| Второй экзамен на 5-м курсе | 16,9±3,3 | 234,7±58,5 | І65,0±23,6 | 348,9±25,5 | 587,4±64,0 | 100,5±5,4 |
Содержание катехоламинов в крови и экскрецию их с мочой определяли флюорометрически, 17-оксикортикостероиды (17-ОКС) крови — модифицированным методом Н. А. Юдаева и Ю. А. Панкова, экскрецию 17-кетостероидов (17-КС) с мочой — модифицированным методом О. М. Уваровской, содержание холестерина в крови — унифицированным методом Илька, концентрацию пировиноградной кислоты в крови— методом Умбрайта.
Результаты исследований представлены в табл. 1 и 2.
Как видно из таблиц, сдача первого конкурсного экзамена вызывала у абитуриентов наиболее значительные изменения в показателях гемодинамики, обменных процессов и приводила к наиболее выраженным гуморальным сдвигам. При этом среднее содержание адреналина в крови увеличилось более чем в 9 раз (максимальное увеличение почти в 22 раза), норадреналина — почти в 3 раза (максимальное увеличение в 6 раз); средний уровень экскреции адреналина с мочой возрос в 5 раз; (максимальный рост в 10 раз), норадреналина — в 6,5 раза (максимальный рост в 22 раза). Содержание 17-ОКС в крови увеличилось почти в 4 раза (максимальный рост в 6 раз), уровень 17-КС в моче — в 3,5 раза (максимальный рост в 5 раз). Подъем уровня холестерина в крови, составил в среднем 53%, а концентрация пировиноградной кислоты повысилась в 3 раза. Максимальное АД достигло 19,7 кПа, а пульс увеличился до 117 уд. в 1 мин.
Таким образом, сдача первого конкурсного экзамена может рассматриваться как причина развития у абитуриентов резко выраженной стресс-реакции. По-видимому, организм абитуриентов не способен длительное время одинаково реагировать на столь Мощные эмоциональные нагрузки, о чем свидетельствуют вегетативные показатели, выявленные после четвертого вступительного экзамена.
У студентов 1-го курса при сдаче первого экзамена все исследуемые показатели; были изменены, но выраженность сдвигов была менее резкой, чем у абитуриентов при сдаче первого конкурсного экзамена. При пересдаче экзамена на 1-м курсе гуморальные показатели изменялись примерно в такой же степени, как при сдаче первого экзамена на 1-м курсе.
Пересдача экзамена на 4-м курсе не приводила к таким сдвигам, какие наблюдались при пересдаче экзамена на 1-м курсе. У студентов 5-го курса при сдаче первого экзамена обнаруживались существенные изменения исследуемых показателей, но все же менее значительные, чем у абитуриентов при сдаче вступительных экзаменов или студентов 1-го курса при сдаче экзаменов. Это дает основание сделать заключение, что студенты 5-го курса в значительной степени адаптированы к обстановке и процедуре экзаменов.
Полученные данные свидетельствуют, что при эмоциональных реакциях у абитуриентов и студентов происходит одновременная активация симпато-адреналовой из гипофизарно-надпочечниковой систем. Поэтому исследование гемодинамики, активности симпато-адреналовой системы и системы гипофиз — кора надпочечников может- дать объективную информацию об уровне эмоциональной и умственной напряженности, может быть использовано для оценки функционального состояния организма абитуриентов и студентов.
Об авторах
Р. С. Япеев
Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. С. В. Курашова
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра физиологии, военная кафедра
Россия, КазаньЕ. В. Котляревский
Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. С. В. Курашова
Email: info@eco-vector.com
Кафедра физиологии, военная кафедра
Россия, КазаньX. С. Хамитов
Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. С. В. Курашова
Email: info@eco-vector.com
Кафедра физиологии, военная кафедра
Россия, КазаньСписок литературы
- Анохина И. П. Нейрохимические механизмы психических заболеваний. М., Медицина, 1975. —
- Апарин В. Е., Дробышев В. И. Здравоохр. Российск. Федерации, 1978, 11. —
- Вахитов М. X., Котляревский Е. В., Чурашаев Р.С., Казанский мед. ж., 1973, 2.-
- Губачев Ю. М., Иов л ев Б. Ф„ дарвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., Медицина, 1976.—
- Котляревский Е. В., Хамитов X. С., Пушкова И. Е. и др. Казанский мед. ж., 1973, 4. —
- Матлина Э. Ш., Бару А. М., Васильев В. Н., В кн.: Физиология человека и животных. М., Медицина, 1975. —
- Хамитов X. С., Котляревский Е. В. Физиол. журн. СССР, -1973, 3.
Дополнительные файлы
