Some indicators of autonomic reactions in applicants and students when passing exams

Cover Page


Cite item

Abstract

The study of the state of humoral reactions among applicants during entrance competitive examinations and among students during exams during their studies at a university was carried out. Indicators - the content of catecholamines and steroid hormones in the blood and their excretion in the urine, hemodynamic and some biochemical data can be used as objective criteria for the level of emotional and mental tension of applicants and students.

Full Text

Сдача конкурсных вступительных экзаменов абитуриентами и многочисленных зачетов и экзаменов студентами в вузе, безусловно, сопряжена с выраженными эмоциональными и умственными нагрузками [2, 3, 5, 7]. Симпато-адреналовая и гипофизарно-надпочечниковая системы принимают активное участие в организации и развитии эмоциональных реакций организма [1, 4, 6]. В связи с этим мы поставили перед собой задачу установить на основе анализа гуморальных сдвигов в комплексе с гемодинамическими и обменными показателями наиболее информативные критерии эмоционального напряжения абитуриентов и студентов.

Обследовано 2344 абитуриента и студента Казанского ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. С. В. Курашова в периоды относительного покоя и сдачи экзаменов. У 252 из них определяли содержание катехоламинов в крови, у 245 — уровень экскреции катехоламинов с мочой; у 353 чел. было исследовано содержание 17-юксикортикостероидов и эозинофилов в крови и у 145—экскреция 17-кетостероидов с мочой; у 499 чел. изучено содержание холестерина в крови, у 145— уровень пировиноградной кислоты и у 705 — гемодинамические показатели.

Абитуриенты медицинского института экзаменуются по четырем предметам: физике, химии, биологии (устно) и русскому языку (письменно). В ряду всех других экзаменов первый вступительный связан с наиболее выраженной эмоциональной реакцией, так как основная масса абитуриентов встречается с обстановкой приемных экзаменов в институте впервые, а сдаваемый предмет признается наиболее сложным. Четвертый конкурсный экзамен обычно сдают те абитуриенты, которые по итогам предшествующих экзаменов надеются быть зачисленными в институт и поэтому сознают всю меру ответственности за его исход.

Первый экзамен студентов 1-го курса проводился по химии, предмету, относимому, в том числе и самими студентами, к категории сложных. К группе трудных экзаменов приравнивается и дифференцированный зачет по физике на 1-м курсе; тем более ответственной является его пересдача, сопровождающаяся выраженной эмоциональной реакцией. При пересдаче экзамена на 4-м курсе, несмотря на довольно большой объем учебного материала, значительной эмоциональной реакции у студентов не наблюдалось. Сдача первого сессионного экзамена на 5-м курсе также не вызывала у студентов отчетливой эмоциональной реакции. Напротив, сдача второго экзамена на 5-м курсе сопровождалась достаточно высокой эмоциональной напряженностью студентов, ибо обстановка и условия приема порождали неуверенность в благоприятном исходе.

 

Таблица 1

Показатели гемодинамики, содержания холестерина и пировиноградной кислоты в крови, коэффициенты соотношений показателей катехоламинов и стероидных гормонов крови и мочи у абитуриентов и студентов при сдаче экзаменов

Контингент обследованных

Периоды обследований

Показатели гемодинамики

Содержание в крови

А крови

НА крови

17-ОКС крови

пульс, уд. в 1 мин.

АД макс., кПа

холестерина, мммоль/л

пировиноградной кислоты, мкмоль/л

А мочи

НА мочи

А+НА крови

Студенты и абитуриенты

Период относительного покоя

74+0,5

16,1±0,2

3,49+0,06

81±1

1,17

1,65

4,0

 Абитуриенты

 

Первый экзамен

117±1,3

19,7±0,3

5,35±0,15

237±8

2,21

0,71

3,17

Четвертый экзамен

66+0,5

14,2±0,1

4,77±0,15

212±10

2,27

1,17

4,2

Студенты

Первый экзамен на 1-м курсе

98±1,2

16,6±0,2

4,99±0,15

219±7

2,4

1,03

3,38

 

Пересдача экзамена на 1-м курсе

108±1,4

18,0±0,3

4,77±0,22

217±9

2,08

0,86

3,51

Пересдача экзамена на 4-м курсе

82±0,9

16,9+0,2

3,78±0,35

132±7

1,84

1,58

3,33

Первый экзамен на 5-м курсе

88+1,52

15,9±0,3

4,37±0,11

99±3

1,98

1,02

4,6

Второй экзамен на 5-м курсе

4,46±0,34

185±5

2,46

1,61

3,0

 

Таблица 2

Катехоламины, стероидные гормоны крови и мочи у абитуриентов и студентов при сдаче экзаменов

Контингент обследованных

Периоды обследований

Содержание катехоламинов

17-ОКС крови, нмоль/л

17-КС мочи, мкмоль/ сут

в крови,

нмоль/л

в моче

нмоль/сут

А

НА

А

НА

Студенты и абитуриенты

Период относительного покоя

3,3 ±0,4

85,7±12,4

66,8± 18,3

124,8±18,4

226,8±22,6

43,7±2,7

Абитуриенты

Первый экзамен

30,4±4,7

240,6±43,1

330,1±28,8

802,9±92,2

845,3±32,8

153,6+8,3

 

Четвертый экзамен

15,9±1,9

159,6±23,0

167,7±23,6

326,3±17,0

650,8±35,6

109,5±4,4

Студенты

Первый экзамен на 1-м курсе

24,5±2,8

177,9±40,2

244,9±21,0

412,8±29,8

700,5±34,8

118,6±6,0

 

Пересдача экзамена на 1-м курсе

23,6±5,5

127,1±53,2

271,1±19,6

353,2±19,9

627,6±63,4

113,7±8,4

 

Пересдача экзамена на 4-м курсе

12,3±3,2

159,0±50,2

159,8±24,9

239,7±22,7

456,3±66,8

78,7±4,1

 

Первый экзамен на 5-м курсе

12,6±2,2

111,7±12,4

153,3±23,6

262,4±34,0

533,8±46,9

91,9±5,5

 

Второй экзамен на 5-м курсе

16,9±3,3

234,7±58,5

І65,0±23,6

348,9±25,5

587,4±64,0

100,5±5,4

 

Содержание катехоламинов в крови и экскрецию их с мочой определяли флюорометрически, 17-оксикортикостероиды (17-ОКС) крови — модифицированным методом Н. А. Юдаева и Ю. А. Панкова, экскрецию 17-кетостероидов (17-КС) с мочой — модифицированным методом О. М. Уваровской, содержание холестерина в крови — унифицированным методом Илька, концентрацию пировиноградной кислоты в крови— методом Умбрайта.

Результаты исследований представлены в табл. 1 и 2.                                    

Как видно из таблиц, сдача первого конкурсного экзамена вызывала у абитуриентов наиболее значительные изменения в показателях гемодинамики, обменных процессов и приводила к наиболее выраженным гуморальным сдвигам. При этом среднее содержание адреналина в крови увеличилось более чем в 9 раз (максимальное увеличение почти в 22 раза), норадреналина — почти в 3 раза (максимальное увеличение в 6 раз); средний уровень экскреции адреналина с мочой возрос в 5 раз; (максимальный рост в 10 раз), норадреналина — в 6,5 раза (максимальный рост в 22 раза). Содержание 17-ОКС в крови увеличилось почти в 4 раза (максимальный рост в 6 раз), уровень 17-КС в моче — в 3,5 раза (максимальный рост в 5 раз). Подъем уровня холестерина в крови, составил в среднем 53%, а концентрация пировиноградной кислоты повысилась в 3 раза. Максимальное АД достигло 19,7 кПа, а пульс увеличился до 117 уд. в 1 мин.

Таким образом, сдача первого конкурсного экзамена может рассматриваться как причина развития у абитуриентов резко выраженной стресс-реакции. По-видимому, организм абитуриентов не способен длительное время одинаково реагировать на столь Мощные эмоциональные нагрузки, о чем свидетельствуют вегетативные показатели, выявленные после четвертого вступительного экзамена.

У студентов 1-го курса при сдаче первого экзамена все исследуемые показатели; были изменены, но выраженность сдвигов была менее резкой, чем у абитуриентов при сдаче первого конкурсного экзамена. При пересдаче экзамена на 1-м курсе гуморальные показатели изменялись примерно в такой же степени, как при сдаче первого экзамена на 1-м курсе.

Пересдача экзамена на 4-м курсе не приводила к таким сдвигам, какие наблюдались при пересдаче экзамена на 1-м курсе. У студентов 5-го курса при сдаче первого экзамена обнаруживались существенные изменения исследуемых показателей, но все же менее значительные, чем у абитуриентов при сдаче вступительных экзаменов или студентов 1-го курса при сдаче экзаменов. Это дает основание сделать заключение, что студенты 5-го курса в значительной степени адаптированы к обстановке и процедуре экзаменов.

Полученные данные свидетельствуют, что при эмоциональных реакциях у абитуриентов и студентов происходит одновременная активация симпато-адреналовой из гипофизарно-надпочечниковой систем. Поэтому исследование гемодинамики, активности симпато-адреналовой системы и системы гипофиз — кора надпочечников может- дать объективную информацию об уровне эмоциональной и умственной напряженности, может быть использовано для оценки функционального состояния организма абитуриентов и студентов.

×

About the authors

R. S. Yapeev

Kazan Order of the Red Banner of Labor Medical Institute named after S. V. Kurashova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Physiology, Military Department

Russian Federation, Kazan

E. V. Kotlyarevsky

Kazan Order of the Red Banner of Labor Medical Institute named after S. V. Kurashova

Email: info@eco-vector.com

Department of Physiology, Military Department

Russian Federation, Kazan

H. S. Khamitov

Kazan Order of the Red Banner of Labor Medical Institute named after S. V. Kurashova

Email: info@eco-vector.com

Department of Physiology, Military Department

Russian Federation, Kazan

References


© 1981 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies