Некоторые показатели вегетативных реакций у абитуриентов и студентов при сдаче экзаменов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проведено исследование состояния гуморальных реакций у абитуриентов во время вступительных конкурсных экзаменов и у студентов при сдаче экзаменов в ходе обучения в вузе. Показатели -содержания катехоламинов и стероидных гормонов в крови и их экскреции с мочой, гемодинамические и некоторые биохимические данные могут быть использованы как объективные критерии уровня эмоциональной и умственной напряженности абитуриентов и студентов.

Полный текст

Сдача конкурсных вступительных экзаменов абитуриентами и многочисленных зачетов и экзаменов студентами в вузе, безусловно, сопряжена с выраженными эмоциональными и умственными нагрузками [2, 3, 5, 7]. Симпато-адреналовая и гипофизарно-надпочечниковая системы принимают активное участие в организации и развитии эмоциональных реакций организма [1, 4, 6]. В связи с этим мы поставили перед собой задачу установить на основе анализа гуморальных сдвигов в комплексе с гемодинамическими и обменными показателями наиболее информативные критерии эмоционального напряжения абитуриентов и студентов.

Обследовано 2344 абитуриента и студента Казанского ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. С. В. Курашова в периоды относительного покоя и сдачи экзаменов. У 252 из них определяли содержание катехоламинов в крови, у 245 — уровень экскреции катехоламинов с мочой; у 353 чел. было исследовано содержание 17-юксикортикостероидов и эозинофилов в крови и у 145—экскреция 17-кетостероидов с мочой; у 499 чел. изучено содержание холестерина в крови, у 145— уровень пировиноградной кислоты и у 705 — гемодинамические показатели.

Абитуриенты медицинского института экзаменуются по четырем предметам: физике, химии, биологии (устно) и русскому языку (письменно). В ряду всех других экзаменов первый вступительный связан с наиболее выраженной эмоциональной реакцией, так как основная масса абитуриентов встречается с обстановкой приемных экзаменов в институте впервые, а сдаваемый предмет признается наиболее сложным. Четвертый конкурсный экзамен обычно сдают те абитуриенты, которые по итогам предшествующих экзаменов надеются быть зачисленными в институт и поэтому сознают всю меру ответственности за его исход.

Первый экзамен студентов 1-го курса проводился по химии, предмету, относимому, в том числе и самими студентами, к категории сложных. К группе трудных экзаменов приравнивается и дифференцированный зачет по физике на 1-м курсе; тем более ответственной является его пересдача, сопровождающаяся выраженной эмоциональной реакцией. При пересдаче экзамена на 4-м курсе, несмотря на довольно большой объем учебного материала, значительной эмоциональной реакции у студентов не наблюдалось. Сдача первого сессионного экзамена на 5-м курсе также не вызывала у студентов отчетливой эмоциональной реакции. Напротив, сдача второго экзамена на 5-м курсе сопровождалась достаточно высокой эмоциональной напряженностью студентов, ибо обстановка и условия приема порождали неуверенность в благоприятном исходе.

 

Таблица 1

Показатели гемодинамики, содержания холестерина и пировиноградной кислоты в крови, коэффициенты соотношений показателей катехоламинов и стероидных гормонов крови и мочи у абитуриентов и студентов при сдаче экзаменов

Контингент обследованных

Периоды обследований

Показатели гемодинамики

Содержание в крови

А крови

НА крови

17-ОКС крови

пульс, уд. в 1 мин.

АД макс., кПа

холестерина, мммоль/л

пировиноградной кислоты, мкмоль/л

А мочи

НА мочи

А+НА крови

Студенты и абитуриенты

Период относительного покоя

74+0,5

16,1±0,2

3,49+0,06

81±1

1,17

1,65

4,0

 Абитуриенты

 

Первый экзамен

117±1,3

19,7±0,3

5,35±0,15

237±8

2,21

0,71

3,17

Четвертый экзамен

66+0,5

14,2±0,1

4,77±0,15

212±10

2,27

1,17

4,2

Студенты

Первый экзамен на 1-м курсе

98±1,2

16,6±0,2

4,99±0,15

219±7

2,4

1,03

3,38

 

Пересдача экзамена на 1-м курсе

108±1,4

18,0±0,3

4,77±0,22

217±9

2,08

0,86

3,51

Пересдача экзамена на 4-м курсе

82±0,9

16,9+0,2

3,78±0,35

132±7

1,84

1,58

3,33

Первый экзамен на 5-м курсе

88+1,52

15,9±0,3

4,37±0,11

99±3

1,98

1,02

4,6

Второй экзамен на 5-м курсе

4,46±0,34

185±5

2,46

1,61

3,0

 

Таблица 2

Катехоламины, стероидные гормоны крови и мочи у абитуриентов и студентов при сдаче экзаменов

Контингент обследованных

Периоды обследований

Содержание катехоламинов

17-ОКС крови, нмоль/л

17-КС мочи, мкмоль/ сут

в крови,

нмоль/л

в моче

нмоль/сут

А

НА

А

НА

Студенты и абитуриенты

Период относительного покоя

3,3 ±0,4

85,7±12,4

66,8± 18,3

124,8±18,4

226,8±22,6

43,7±2,7

Абитуриенты

Первый экзамен

30,4±4,7

240,6±43,1

330,1±28,8

802,9±92,2

845,3±32,8

153,6+8,3

 

Четвертый экзамен

15,9±1,9

159,6±23,0

167,7±23,6

326,3±17,0

650,8±35,6

109,5±4,4

Студенты

Первый экзамен на 1-м курсе

24,5±2,8

177,9±40,2

244,9±21,0

412,8±29,8

700,5±34,8

118,6±6,0

 

Пересдача экзамена на 1-м курсе

23,6±5,5

127,1±53,2

271,1±19,6

353,2±19,9

627,6±63,4

113,7±8,4

 

Пересдача экзамена на 4-м курсе

12,3±3,2

159,0±50,2

159,8±24,9

239,7±22,7

456,3±66,8

78,7±4,1

 

Первый экзамен на 5-м курсе

12,6±2,2

111,7±12,4

153,3±23,6

262,4±34,0

533,8±46,9

91,9±5,5

 

Второй экзамен на 5-м курсе

16,9±3,3

234,7±58,5

І65,0±23,6

348,9±25,5

587,4±64,0

100,5±5,4

 

Содержание катехоламинов в крови и экскрецию их с мочой определяли флюорометрически, 17-оксикортикостероиды (17-ОКС) крови — модифицированным методом Н. А. Юдаева и Ю. А. Панкова, экскрецию 17-кетостероидов (17-КС) с мочой — модифицированным методом О. М. Уваровской, содержание холестерина в крови — унифицированным методом Илька, концентрацию пировиноградной кислоты в крови— методом Умбрайта.

Результаты исследований представлены в табл. 1 и 2.                                    

Как видно из таблиц, сдача первого конкурсного экзамена вызывала у абитуриентов наиболее значительные изменения в показателях гемодинамики, обменных процессов и приводила к наиболее выраженным гуморальным сдвигам. При этом среднее содержание адреналина в крови увеличилось более чем в 9 раз (максимальное увеличение почти в 22 раза), норадреналина — почти в 3 раза (максимальное увеличение в 6 раз); средний уровень экскреции адреналина с мочой возрос в 5 раз; (максимальный рост в 10 раз), норадреналина — в 6,5 раза (максимальный рост в 22 раза). Содержание 17-ОКС в крови увеличилось почти в 4 раза (максимальный рост в 6 раз), уровень 17-КС в моче — в 3,5 раза (максимальный рост в 5 раз). Подъем уровня холестерина в крови, составил в среднем 53%, а концентрация пировиноградной кислоты повысилась в 3 раза. Максимальное АД достигло 19,7 кПа, а пульс увеличился до 117 уд. в 1 мин.

Таким образом, сдача первого конкурсного экзамена может рассматриваться как причина развития у абитуриентов резко выраженной стресс-реакции. По-видимому, организм абитуриентов не способен длительное время одинаково реагировать на столь Мощные эмоциональные нагрузки, о чем свидетельствуют вегетативные показатели, выявленные после четвертого вступительного экзамена.

У студентов 1-го курса при сдаче первого экзамена все исследуемые показатели; были изменены, но выраженность сдвигов была менее резкой, чем у абитуриентов при сдаче первого конкурсного экзамена. При пересдаче экзамена на 1-м курсе гуморальные показатели изменялись примерно в такой же степени, как при сдаче первого экзамена на 1-м курсе.

Пересдача экзамена на 4-м курсе не приводила к таким сдвигам, какие наблюдались при пересдаче экзамена на 1-м курсе. У студентов 5-го курса при сдаче первого экзамена обнаруживались существенные изменения исследуемых показателей, но все же менее значительные, чем у абитуриентов при сдаче вступительных экзаменов или студентов 1-го курса при сдаче экзаменов. Это дает основание сделать заключение, что студенты 5-го курса в значительной степени адаптированы к обстановке и процедуре экзаменов.

Полученные данные свидетельствуют, что при эмоциональных реакциях у абитуриентов и студентов происходит одновременная активация симпато-адреналовой из гипофизарно-надпочечниковой систем. Поэтому исследование гемодинамики, активности симпато-адреналовой системы и системы гипофиз — кора надпочечников может- дать объективную информацию об уровне эмоциональной и умственной напряженности, может быть использовано для оценки функционального состояния организма абитуриентов и студентов.

×

Об авторах

Р. С. Япеев

Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. С. В. Курашова

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Кафедра физиологии, военная кафедра

Россия, Казань

Е. В. Котляревский

Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. С. В. Курашова

Email: info@eco-vector.com

Кафедра физиологии, военная кафедра

Россия, Казань

X. С. Хамитов

Казанский ордена Трудового Красного Знамени медицинский институт им. С. В. Курашова

Email: info@eco-vector.com

Кафедра физиологии, военная кафедра

Россия, Казань

Список литературы

  1. Анохина И. П. Нейрохимические механизмы психических заболеваний. М., Медицина, 1975. —
  2. Апарин В. Е., Дробышев В. И. Здравоохр. Российск. Федерации, 1978, 11. —
  3. Вахитов М. X., Котляревский Е. В., Чурашаев Р.С., Казанский мед. ж., 1973, 2.-
  4. Губачев Ю. М., Иов л ев Б. Ф„ дарвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., Медицина, 1976.—
  5. Котляревский Е. В., Хамитов X. С., Пушкова И. Е. и др. Казанский мед. ж., 1973, 4. —
  6. Матлина Э. Ш., Бару А. М., Васильев В. Н., В кн.: Физиология человека и животных. М., Медицина, 1975. —
  7. Хамитов X. С., Котляревский Е. В. Физиол. журн. СССР, -1973, 3.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 1981


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.