Organizational forms of educational and methodological guidance

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The question of how to organize educational and methodological work in Meduniversities, what organizational forms, what cells to create to guide this work is a serious issue that is of no small importance. At the same time, speaking about the organizational forms of management of educational and methodological work, one cannot limit ourselves to indicating these forms only at the local level, in Meduniversities, it is also necessary to indicate the organizational forms of this leadership in the center, in NKZdrav.

Full Text

Вопрос о том, как организовать учебно-методическую работу в Медвузах, какие организационные формы, какие ячейки создать для руководства этой работой является серьезным вопросом, имеющим немаловажное значение. При этом, говоря об организационных формах руководства учебно-методической работой, нельзя ограничиться указанием этих форм только на местах, в Медвузах, необходимо также указать и организационные формы этого руководства и в центре, в НКЗдраве.

Основной ячейкой, осуществляющей руководство учебно-методической работой Медвузов является учебно-методическая группа Сектора кадров НКЗдрава. Такую организационную форму руководства учебно-методическим делом на данном этапе надо считать правильной.

Для общественной помощи и контроля необходимо организовать при Секторе кадров учебно-методический Совет, куда бы вошли активные преподаватели Московских Медвузов, студенчество, представители научных ин-тов, различных медико-санитарных учреждений, Моск. Обл. и Гор. здравоотделов, Союза Медсантруд, секции здравоохранения Советов, представители партийных и комсомольских организаций. Задачами этого учебно-методического Совета, на наш взгляд являются: а)—рассмотрение производственного плана учебно-методической группы сектора кадров, б)—-рассмотрение и обсуждение основных принципиальных учебно-методических вопросов (принципы построения учебных планов, учебных программ Медвузов, формы учета и проверки знаний и навыков учащихся, принципы организации и методики непрерывной производственной практики, принципы построения учебников и др), в)—доклады и отчеты учебно-методической группы, отдельных медвузов и др. вопросы. Организация такого Совета даст возможность иметь связь с общественностью, ее контроль и помощь в работе.

Для непосредственной же разработки учебно-методических вопросов, научного изучения практики педагогического процесса и всего опыта всех мед. уч. заведений Республики в- настоящее время создан Центральный научно-методический кабинет по высшему медобразованию НКЗдрава. Этот кабинет в своей работе прежде всего использовывает опыт, педагогические силы и студенчество I и II Моск. Мед. Ин-тов, 2-х Моск, больниц-медвузов и рабочих факультетов, а также и опыт и силы всех мед. уч. заведений периферии.

Основные задачи, которые поставил перед собою кабинет, являются следующие:

  • изучение учебно-методического опыта Медвузов, рабфаков, и дела подготовки научно-педагогических кадров;
  • постановка научно-методического эксперимента в Медвузах и рационализация на основе этого педагогического процесса;
  • разработка методологических и методических вопросов мед. учебных заведений (учебных планов, учебных программ, профилей, методов преподавания и пр.);
  • консультация местам по вопросам методики современной медшколы и подготовки научно-педагогических кадров;
  • содействие повышению педагогической квалификации профпреподавательского состава мед. уч. заведений и ознакомление с марксистско-ленинской методологией (курсы, конференции, заочная система и пр.);
  • подготовка соответствующего методического материала к съездам, конференциям, совещаниям и т. д.

В своей работе кабинет разделяется на соответствующие секции сообразно своим задачам (секции высшего медобразования, рабфаков, секции подготовки научно-педагогических кадров). Методисты, стоящие во главе секций, все вместе составляют Бюро научно-методического кабинета—коллективный орган, осуществляющий общее руководство работой кабинета. В состав секций входят актив (методисты) из профессорско-преподавательского состава медвузов, научных ин-тов и рабфаков, медико-санитарных учреждений, представителей здравотделов, профсоюзов, аспирантов, студенчества и др. Все секции составляют Совет кабинета, рассматривающий общие, большой принципиальной важности вопросы. Непосредственное заведывание кабинетом НКЗ’а и ответственность за его работу возлагается на специального руководителя кабинетом, при котором имеется небольшой штат ответственных и технических работников, всего 5—6 человек. Таковы организационные формы учебно-методического руководства в центре.

В целях правильной постановки учебно-методической работы на местах, в Медин-тах, и единообразия в системе организации руководства этой работы мы считаем необходимым организацию в медвузах так называемых учебно-методических комиссий факультета, ß состав учебно-методической комиссии факультета должны входить: а) зав. факультетом, б) зав, отделениями, в) представители профессорско-преподавательского состава, г) представители студенчества, д) представители союза Медсантруд, е) представители соответственных здравотделов, ж) представители предприятий, здравпунктов, диспансеров, больниц и т. д.

Задачами учебно-методических комиссий являются:

  • рассмотрение производственного плана ф-та и обсуждение вопросов, связанных с его выполнением;
  • рассмотрение учебных планов и программ ф-та, планов и программ непрерывной производственной практики и всех вопросов учебно-методического порядка в факультетском масштабе;
  • обсуждение вопросов, связанных с подготовкой аспирантов, выдвижением новых научных кадров и студентов-выдвиженцев;
  • рассмотрение всех вопросов, связанных с переходом на новые методы и формы работы факультета;
  • рассмотрение докладов и отчетов отделений, отдельных кафедр об их работе и т. д.

Постановление учебно-методической комиссии ф-та вступает в силу во утверждении их заведующим ф-том.

Объединяющим работу учебно-методических комиссий разных факультетов, руководящим и направляющим центром работы этих комиссий должен явиться научно-методический кабинет мед. ин та, который и является единым методологическим и методическим центром всего Мед. Ин-та. Научно-методический кабинет организуется при каждом мединституте. Во главе кабинета стоит Зав. уч. частью мед. института. В помощь руководителю кабинета организуется бюро кабинета из актива наиболее квалифицированных в педагогическом смысле преподавателей.

Работа научно-методического кабинета проводится при непосредственном участии профессорско-преподавательского состава, аспирантов, ординаторов и студенчества Институтов с привлечением представителей хозорганов и профсоюзов. Кабинеты мед. институтов могут в свою очередь иметь соответствующие секции сообразно своим задачам.

Задачами научно-методических кабинетов мед. ин-тов являются: а) методологическое и методическое руководство факультетскими учебно-методическими комиссиями мед. ин-тов;

  • учет опыта учебно-методической работы как всего мед. ин-та в целом, так и отдельных его частей;
  • разработка на основе собственного опыта, а также и других уч. заведений учебно-методических и методологических вопросов педагогического процесса;
  • консультация по вопросам педагогики проф.-преподавательскому составу медвузов и рабфаков;
  • организация научно-методической библиотеки для преподавательского состава, аспирантов, студенчества и т. д.
  • разработка методов преподавания применительно к каждой отдельной учебной дисциплине и др.

ж) организация курсов по ознакомлению проф.-преподавательского состава с марксистско-ленинской методологией, а также по повышению педагогической квалификации преподавателей. ин-тов и рабфаков;

з) органическая связь с центральным научно-методическим кабинетом НКЗ’а, выполнение его специальных заданий и др.

Такова, примерно, предлагаемая нами схема организационных форм учебно-методического руководства как в центре, так и на местах.

ІІ-е совещание директоров мед. ин-тов НКЗ’а (январь 1932 г.) подвело итоги работы, проделанной кабинетами и учебно-методическими комиссиями. Эта работа еще недостаточна. Коллегия НКЗдрава, заслушивая доклад о ІІ-м совещании директоров медвузов, вынесла 14/11 32 г. следующее решение о работе кабинетов и комиссий. „В целях правильного налаживания учебно-методической работы в мед. институтах Коллегия предлагает сектору кадров НКЗ’а добиться в ближайшее время перелома в работе учебно-методических кабинетов, учебно-методических комиссий, усиления работы производственных совещаний по вопросам методики, а также проведения в 1932 г- сектором кадров НКЗ’а учебнометодической конференции заведующих учебными частями и проф-преподавательского персонала мед. институтов, освещения вопросов медобразования в краевых меджурналах и издания медгизом методических пособий по различным учебно-методическим вопросам Медвузов (НПП, методы преподавания, формы учета и проверки знаний и навыков учащихся и др.“). Основной задачей учебно-методических органов НКЗ’а и Медвузов является—осуществление решения коллегии.

×

About the authors

V. M. Banshchikov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies