Организационные формы учебно-методического руководства

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Вопрос о том, как организовать учебно-методическую работу в Медвузах, какие организационные формы, какие ячейки создать для руководства этой работой является серьезным вопросом, имеющим немаловажное значение. При этом, говоря об организационных формах руководства учебно-методической работой, нельзя ограничиться указанием этих форм только на местах, в Медвузах, необходимо также указать и организационные формы этого руководства и в центре, в НКЗдраве.

Полный текст

Вопрос о том, как организовать учебно-методическую работу в Медвузах, какие организационные формы, какие ячейки создать для руководства этой работой является серьезным вопросом, имеющим немаловажное значение. При этом, говоря об организационных формах руководства учебно-методической работой, нельзя ограничиться указанием этих форм только на местах, в Медвузах, необходимо также указать и организационные формы этого руководства и в центре, в НКЗдраве.

Основной ячейкой, осуществляющей руководство учебно-методической работой Медвузов является учебно-методическая группа Сектора кадров НКЗдрава. Такую организационную форму руководства учебно-методическим делом на данном этапе надо считать правильной.

Для общественной помощи и контроля необходимо организовать при Секторе кадров учебно-методический Совет, куда бы вошли активные преподаватели Московских Медвузов, студенчество, представители научных ин-тов, различных медико-санитарных учреждений, Моск. Обл. и Гор. здравоотделов, Союза Медсантруд, секции здравоохранения Советов, представители партийных и комсомольских организаций. Задачами этого учебно-методического Совета, на наш взгляд являются: а)—рассмотрение производственного плана учебно-методической группы сектора кадров, б)—-рассмотрение и обсуждение основных принципиальных учебно-методических вопросов (принципы построения учебных планов, учебных программ Медвузов, формы учета и проверки знаний и навыков учащихся, принципы организации и методики непрерывной производственной практики, принципы построения учебников и др), в)—доклады и отчеты учебно-методической группы, отдельных медвузов и др. вопросы. Организация такого Совета даст возможность иметь связь с общественностью, ее контроль и помощь в работе.

Для непосредственной же разработки учебно-методических вопросов, научного изучения практики педагогического процесса и всего опыта всех мед. уч. заведений Республики в- настоящее время создан Центральный научно-методический кабинет по высшему медобразованию НКЗдрава. Этот кабинет в своей работе прежде всего использовывает опыт, педагогические силы и студенчество I и II Моск. Мед. Ин-тов, 2-х Моск, больниц-медвузов и рабочих факультетов, а также и опыт и силы всех мед. уч. заведений периферии.

Основные задачи, которые поставил перед собою кабинет, являются следующие:

  • изучение учебно-методического опыта Медвузов, рабфаков, и дела подготовки научно-педагогических кадров;
  • постановка научно-методического эксперимента в Медвузах и рационализация на основе этого педагогического процесса;
  • разработка методологических и методических вопросов мед. учебных заведений (учебных планов, учебных программ, профилей, методов преподавания и пр.);
  • консультация местам по вопросам методики современной медшколы и подготовки научно-педагогических кадров;
  • содействие повышению педагогической квалификации профпреподавательского состава мед. уч. заведений и ознакомление с марксистско-ленинской методологией (курсы, конференции, заочная система и пр.);
  • подготовка соответствующего методического материала к съездам, конференциям, совещаниям и т. д.

В своей работе кабинет разделяется на соответствующие секции сообразно своим задачам (секции высшего медобразования, рабфаков, секции подготовки научно-педагогических кадров). Методисты, стоящие во главе секций, все вместе составляют Бюро научно-методического кабинета—коллективный орган, осуществляющий общее руководство работой кабинета. В состав секций входят актив (методисты) из профессорско-преподавательского состава медвузов, научных ин-тов и рабфаков, медико-санитарных учреждений, представителей здравотделов, профсоюзов, аспирантов, студенчества и др. Все секции составляют Совет кабинета, рассматривающий общие, большой принципиальной важности вопросы. Непосредственное заведывание кабинетом НКЗ’а и ответственность за его работу возлагается на специального руководителя кабинетом, при котором имеется небольшой штат ответственных и технических работников, всего 5—6 человек. Таковы организационные формы учебно-методического руководства в центре.

В целях правильной постановки учебно-методической работы на местах, в Медин-тах, и единообразия в системе организации руководства этой работы мы считаем необходимым организацию в медвузах так называемых учебно-методических комиссий факультета, ß состав учебно-методической комиссии факультета должны входить: а) зав. факультетом, б) зав, отделениями, в) представители профессорско-преподавательского состава, г) представители студенчества, д) представители союза Медсантруд, е) представители соответственных здравотделов, ж) представители предприятий, здравпунктов, диспансеров, больниц и т. д.

Задачами учебно-методических комиссий являются:

  • рассмотрение производственного плана ф-та и обсуждение вопросов, связанных с его выполнением;
  • рассмотрение учебных планов и программ ф-та, планов и программ непрерывной производственной практики и всех вопросов учебно-методического порядка в факультетском масштабе;
  • обсуждение вопросов, связанных с подготовкой аспирантов, выдвижением новых научных кадров и студентов-выдвиженцев;
  • рассмотрение всех вопросов, связанных с переходом на новые методы и формы работы факультета;
  • рассмотрение докладов и отчетов отделений, отдельных кафедр об их работе и т. д.

Постановление учебно-методической комиссии ф-та вступает в силу во утверждении их заведующим ф-том.

Объединяющим работу учебно-методических комиссий разных факультетов, руководящим и направляющим центром работы этих комиссий должен явиться научно-методический кабинет мед. ин та, который и является единым методологическим и методическим центром всего Мед. Ин-та. Научно-методический кабинет организуется при каждом мединституте. Во главе кабинета стоит Зав. уч. частью мед. института. В помощь руководителю кабинета организуется бюро кабинета из актива наиболее квалифицированных в педагогическом смысле преподавателей.

Работа научно-методического кабинета проводится при непосредственном участии профессорско-преподавательского состава, аспирантов, ординаторов и студенчества Институтов с привлечением представителей хозорганов и профсоюзов. Кабинеты мед. институтов могут в свою очередь иметь соответствующие секции сообразно своим задачам.

Задачами научно-методических кабинетов мед. ин-тов являются: а) методологическое и методическое руководство факультетскими учебно-методическими комиссиями мед. ин-тов;

  • учет опыта учебно-методической работы как всего мед. ин-та в целом, так и отдельных его частей;
  • разработка на основе собственного опыта, а также и других уч. заведений учебно-методических и методологических вопросов педагогического процесса;
  • консультация по вопросам педагогики проф.-преподавательскому составу медвузов и рабфаков;
  • организация научно-методической библиотеки для преподавательского состава, аспирантов, студенчества и т. д.
  • разработка методов преподавания применительно к каждой отдельной учебной дисциплине и др.

ж) организация курсов по ознакомлению проф.-преподавательского состава с марксистско-ленинской методологией, а также по повышению педагогической квалификации преподавателей. ин-тов и рабфаков;

з) органическая связь с центральным научно-методическим кабинетом НКЗ’а, выполнение его специальных заданий и др.

Такова, примерно, предлагаемая нами схема организационных форм учебно-методического руководства как в центре, так и на местах.

ІІ-е совещание директоров мед. ин-тов НКЗ’а (январь 1932 г.) подвело итоги работы, проделанной кабинетами и учебно-методическими комиссиями. Эта работа еще недостаточна. Коллегия НКЗдрава, заслушивая доклад о ІІ-м совещании директоров медвузов, вынесла 14/11 32 г. следующее решение о работе кабинетов и комиссий. „В целях правильного налаживания учебно-методической работы в мед. институтах Коллегия предлагает сектору кадров НКЗ’а добиться в ближайшее время перелома в работе учебно-методических кабинетов, учебно-методических комиссий, усиления работы производственных совещаний по вопросам методики, а также проведения в 1932 г- сектором кадров НКЗ’а учебнометодической конференции заведующих учебными частями и проф-преподавательского персонала мед. институтов, освещения вопросов медобразования в краевых меджурналах и издания медгизом методических пособий по различным учебно-методическим вопросам Медвузов (НПП, методы преподавания, формы учета и проверки знаний и навыков учащихся и др.“). Основной задачей учебно-методических органов НКЗ’а и Медвузов является—осуществление решения коллегии.

×

Об авторах

В. М. Банщиков

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2021 Эко-Вектор


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах