Occupational morbidity in art workers at the State Drama Theater

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

September 1932 marks the hundredth anniversary of the opening of b. Alexandria Theater, now the State Drama Theater. This jubilee takes place on the 15th anniversary of October, coinciding with the beginning of the second five-year plan, the five-year plan for building a classless society, the five-year plan, which should eliminate the remnants of capitalist elements not only in the economy, but also in the minds of people.

Full Text

В сентябре 1932 г. исполняется сто лет со дня открытия б. Алек­сандрийского театра, ныне Государственного театра драмы. Этот юбилей происходит в XV годовщину Октября, совпадая с началом вто­рой пятилетки, пятилетки построения бесклассового общества, пятилетки, которая должна ликвидировать остатки капиталистических элементов не только в экономике, но и в сознании людей.

Октябрьская революция призвала театр на службу социалистичес­кому строительству и возложила на него большую и крайне ответствен­ную задачу. Революция вызвала коренное переустройство социально-по­литического и бытового уклада театра, открыла доступ широким массам и обеспечила им систематический контроль над театром. Новые ответствен­ные задачи потребовали от работников театра крупной внутренней пере­стройки, вдумчивого анализа окружающей действительности и напряжен­ной творческой проработки по идеологическому перевооружению, чтобы поднять театральное искусство на уровень требований, предъявляемых на современном этапе социалистическим строительством и культурной революцией.

Как отражается эта нервно-психическая напряженная работа на здоровье работников искусства? Каковы те задачи, которые должны быть поставлены в этой области советской медициной на путях по оздо­ровлению труда и быта? В своем строительстве новых форм здравоохра­нения советская медицина взяла под свое наблюдение и обслуживание, а работников искусства, приближая к ним специализированную помощь, вводя профилактические формы медобслуживания, создавая здравпункты, как ведущие звенья в системе обслуживания, и опорные базы к изуче­нию и оздоровлению труда. К сожалению, пока еще литература, сумми­рующая это изучение,—очень бедна. Можно указать на отдельные рабо­ты, касающиеся изучения певцов, музыкантов и пианистов (P. Н. Вольфовския, Я. Л. Окуневский, С. Л. Тимофеев, И. И. Крыжановский, А. И. Фельдман и др.) и артистов театра драмы МХТ—1 (А. Шафранова). Поэтому известный интерес, на наш взгляд, пред­ставляет разработанный нами материал по заболеваемости работников Государственного театра драмы за последние пять лет, собранный на здравпункте театра. Материал этот имеет интерес и потому, что он ка­сается одного из крупных ведущих театров, которым, как- это засвиде­тельствовано критикой рабочих масс, проделана огромная работа по идеологическому перевооружению старых сил и по вооружению новых влившихся сил в целях удовлетворения выросших культурных запросов рабочих масс.

Имеющийся в нашем распоряжении материал, конечно, не может дать каких-нибудь законченных выводов, он намечает только некоторые вопросы, на которые следует обратить внимание при дальнейшем изучение, я которые должны быть учтены при проведении медобслуіживания работников искусства. Материал, которым мы пользовались, двоякого рода. Во-первых—это личные карточки застрахованных и данные по регист­рации больничных листков, выданных в лечебных учреждениях. Во-вто­рых—это материал диспансерного обследования работников театра, обсле­дования по цехам, охватившего 280 человек, из общего числа 408 чел., обслуживаемых здравпунктом. Были обследованы следующие цеха: ак- . терский—120 чел. (1501 машинно-декорационный—39 (53), пожарный— 35 (41), хозяйственная часть—27 чел., осветительный—19 (22), бутафоров—8 (18), гардеробщиков—8 (26), парикмахеров—9 (13), оркестран­тов—15 (26) чел.

Получены следующие результаты. При проведенном обследовании 120 чел. актеров найдены заболевания нервной системы в форме невра­стении в 35 случаях (29%), заболевания сердечно-сосудистой системы в 26 случаях (21%)—преимущественно с явлениями неврозов сердца, заболе­вания верхних дыхательных путей, ларингиты и трахебронхиты—в 20 случаях (17%) и, заболевания туберкулезом легких в 4-х случаях (3%). Таким об­разом при диспансерном обследовании найдена повышенная заболеваемость в актерском цеху. В дальнейшем мы остановимся более подробно при изучении причин, вызывающих эту повышенную заболеваемость. При обследовании других цехов найдена сравнительно меньшая заболевае­мость.

В дальнейшем более подробному рассмотрению подвергнуты данные по актерскому цеху, как наиболее большому количественно, так и в силу основного„значения этого цеха.

Актерский цех, включая и филиал Госдрамы, имеет 102 мужчин и 48 женщин. По возрасту состав распределяется следующим образом: от 15 до 20 лет—1 чел., от 21 до 30 лет—93 чел., от 31 до 40 лет— 29 чел., от 41 до 50 лет—16 чел., от 51 до 60 лет—6 чел., от 61 до 70 лет—4 чел., от 71 до 80 лет—1 чел. Таким обцазом по возрасту преобладает резко молодой состав (в возрасте от 21 до 30 лет—62%). % Общее количество принятых больных на Здравпункте цыражается в сле­дующих цифрах: в 1927 г.—685 чел., из них актеров 296 чел.; в 1928 г. 1190 чел., актеров—576; в 1929 г.—2087 чел.—актеров 900 чел.; в 1932 г.—2772 чел.--актеров 1108 чел.; в 1931 году—3420 чел.—актеров 1476 чел.

Первое место по заболеваемости дает неврастения, причем чаще всего в средней или резко выраженной форме. Субъективные жалобы: на упорные головные боли, быструю утомляемость, сильную раздражительность, отсутствие аппетита. Объективно: резкое дрожание вытянутых пальцев рук, дрожание век, резко выраженный дермографизм, повышение коленных и других рефлексов. Ввиду того, что по частоте и тяжести неврастения почти является профессиональным заболеванием, необходимо несколько остановиться на беглом хотя бы анализе сопут­ствующих моментов. Этих моментов в работе артиста очень много. Игра артиста драмы на сцене складывается из двух моментов: коллективного и индивидуального творчества. Индивидуальное творчество требует большой подготовительной работы: сюда входит знакомство с литературой знакомство глубокое, стремящееся уловить основные идеологические исход­ные пункты автора, и постепенная многодневная умственная проработка взятой на себя роли, фактическое изучение текста и проработка в оди­ночку. Но значительно сложнее и серьезнее участие артиста в кол­лективном творчестве. Как член коллектива, участвуя в ходе самой пьесы, артист должен передать публике ту или другую идею, выявленную в сценическом действии. Сценическое действие должно дать полное отраже­ние той или другой эпохи при помощи гармоничного, согласованного выявления действующих сил всеми лицами, принимающими участие в пьесе. Артист должен в своем воплощении и в своих действиях сливаться с действиями других лиц, чтобы вызвать у зрителя помимо умственного восприятия целый ряд четких объединенных представлений. Таким обра­зом, передавая свою роль индивидуально, артист ни на одно мгновение не должен упускать из виду необходимости поддерживать это общее впе­чатление, которое должен получить зритель, иначе потеряется яркость и ценность игры отдельного артиста. Это требование коллективности, по­мимо других моментов, ведет к необходимости затраты больших сил и физических и психических на репетициях. На сколько велика эта зат­рата, видно из того, что наибольшее количество пьес, которые можно проработать в течение сезона, не превышает трех. Продолжительность срока репетиций одной пьесы в среднем занимает три месяца; участие в репетициях четыре—пять часов ежедневно. Эта репетиционная работа актера обусловлена строгой дисциплиной, требующей огромной затраты нервной энергии. Кроме дневных репетиции артист занят в среднем от 15 до 20 раз втечение месяца на спектаклях, кончая свою работу обычно к 1 часу ночи. С точки зрения нервно-психической утомляемости надо учесть, что нередко в течение года артист участвует в исполнении одной и той же пьесы несколько десятков раз. Однако нужно указать, что в отдельных случаях это переутомление у артистов может быть вызвано и другими причинами. Например, участие артиста в частных концертах, спектаклях в свободное от театра время, что в иных случаях вызывает еще большую затрату нервной энергии и физических сил.

Второе место по частоте заболеваний занимают неврозы сердца. Обычные жалобы больных на сердцебиение, временами одышку, боли в области сердца, нередко с отдачей в левую руку. В отдельных случаях боли бывают настолько интенсивными, что напоминают болевые ощуще­ния ангинозного характера, которые проходят бесследно на второй день. Влияние профессии (игра артиста на сцене) на состояние сердечно-сосу­дистой системы нами было прослежено в специальных исследованиях. Был произведен ряд исследований по отношению к пульсу, дыханию и кровяному давлению перед началом спектакля, во время действия и пэ окончании его. Обследованы 51 человек без резких расстройств со сто­роны сердечно-сосудистой системы (предварительный осмотр). Из числа обследованных 26 человек было артистов, занятых в трудных ролях по своему исполнению, и 25 человек плотников и бутафоров (лиц физиче­ского труда). Из 26 человек артистов мужчин было 17 и женщин—9. Возраст от 20 до 30 лет—13 чел., от 31 до 40—7 чел., от 41 до 50— -5 чел. и от 51 до 60—1 чел. Эти наблюдения дали следующие резуль­таты: при исследовании артистов в 16 случаях после первого выступления на сцене отмечено учащение пульса с 70 до 90 в Г, а в двух случаях до 130 и дыхания с 18 до 26 в 1', что наблюдалось и в даль­нейшем. По окончании же спектакля дыхание и пульс через 10—15- минут приходили в норму. В шести случаях имелось замедление дыха­ния и пульса. Последний был замедлен по окончании спектакля с 78 до 60 в 1'. В четырех случаях изменения в отношении дыхания и пульса были незначительными. При исследовании кровяного давления у артистов в пяти случаях найдено понижение максимального кровяного давления на 10—15 мм. Hg без изменений со стороны минимального. В трех случаях имели повышение минимального кровяного давления с 55 до 70 мм. Hg. Эти изменения у артистов получают более демонстра­тивный характер при сравнении с данными исследований плотников и бутафоров, занятых физической работой во время спектакля (переноска и перестановка декораций, мебели и проч.). Здесь в 15 случаях полу­чилось незначительное замедление дыхания и пульса: с 22 до 18 дыха­ний в минуту. В 10 случаях найдено учащение дыхания до 24 -и- пульса с 70 до 82 ударов в минуту. Кровяное давление не изменялось. Пов­торные исследования, проведенные среди артистов, плотников и бутафо­ров, дали почти те же результаты. При исследовании кровяного давле­ния было отмечено, что сила сердца была повышена к концу работы у тех лиц, которые перед исследованием никаких субѳктивных жалоб не заявляли. У лиц же с жалобами на общую слабость, временами одышку повидимому, на почве функционально недостаточности, мы имели паде­ние максимального кровяного давления, что можно объяснить недоста точностью запасных сид сердечной мышцы.

Третье место по заболеваемости в актерском цехе занимают катарры дыхательных путей—чаще всего ларингиты и трахеобронхи­ты. Из причин, способствующих заболеванию дыхательных путей, в осо­бенности верхних, необходимо указать на большую запыленность сцены и суфлерской будки. Спуск и смена декораций, резкие удары их о пол сцены, уборка бутафорских предметов, задевание больших полотен друг от друга и проч.—все это приводит к большой запыленности воздуха сцены. Слизистая оболочка дыхательных путей, раздраженная действием пыли на сцене, является наиболее благоприятным местом для внедрения различного рода микробов, которые всегда имеются в дыхательных пу­тях и у здоровых людей. Из других причин, предрасполагающих к забо­леванию дыхательных путей, необходимо указать на постоянные сквоз­няки на сцене, относительно низкую Т°—от 10 до 11° по Реомюру. Та­ким образом перечень основных моментов говорит за то, что эти катарры дыхательных путей являются заболеваниями профессионального ха­рактера.

Что касается прочих заболеваний артистов, то они играют меньшую роль и на них мы останавливаться не будем. По данным архива дирек­ции в среднем артист играет на сцене от 30 до 35 лет и в дальнейшем  переходит на инвалидность, хотя в отдельных случаях срок пребывания достигает до 40 лет и выше. Народный артист В. Н. Давыдов играл на сцене б. Александрийского театра свыше 50 лет.

С точки зрения изучения профессиональной заболеваемости течение последнего года нами направлено 20 артистов в Ленинградский ин­ститут по изучению профессиональных заболеваний при наличии доста­точных объективных данных. При произведенном обследовании в институте в отдельных случаях была установлена связь заболеваемости е про­фессией. Мы вкратце позволяем себе описать эти случаи.

Случай 1. Артист Л., 45 лет, женат. 28/1 1931 г. явился на прием с жа­лобами на бессонницу, быструю утомляемость, постоянные головные боли и боли в груди сжимающего характера. Находится под наблюдением полгода. Предвари­тельный диагноз: неврастения в средней степени, невроз сердца. Направлен в Ленинградский институт по изучению профессиональных заболевании, где при об­следовании 6/II 1931 г. найдено: неврастения в выраженной форме. Sclerosis aortae et arteriosclerosis. Myofibrosis cordis.. Левый сколиоз 1-й степени, началь­ный атрофический ринит. Исследование крови: НЬ—70%. Эр. 4.180.000. F. іпі. 0.87. Небольшой анизоцитоз. Рентген: аортальное сердце, углубленное в диафраг­му. Сердечно-диафрагмальный угол сглажен. Верхушка левого желудочка прозрач­на, ^контуры сердца неясны, сокращение вялое. Заключение. Связь с профес­сией: перегрузка по линии профессиональной и общественной работы может спо­собствовать ухудшению явлений нервной системы. Временно нетрудоспособность. Ввиду выраженных явлений со стороны нервной системы рекомендуется предо­ставление отпуска для лечения нервной системы, желательно в санаторно-курорт­ной обстановке. Врачебное наблюдение в отношении сердечно-сосудистой системы.

Случай 2-й. Артист Ж., 32 лет, женат. 15/III 1932 года обратился на прием с жалобами на частый сухой кашель, боль в груди, нередко с отдачей в позвоноч­ник, плохой сон и затруднение дыхания. Направлен для обследования и Ленин­градский институт по изучению профессиональных заболеваний. 20/ІII при об­следовании найдено; хронический ларингит, вазомоторный ринит. Disionia.vegeta- tiva ( с преобладанием вагусных явлений со стороны желудочно-кишечного трак­та). Hystero-Neurasîhenia manifesta с явлениями вазомоторного невроза (Basedo- vismus?). Myopia vis. dex. 0,04, Sin. 0,05 с коррекцией 0,4 и 0,6. Кровь НЬ—73%. Моча удельный вес—1026. Лейкоциты 5—10 в поле зрения, местами группами до 30—40. Рент.: умеренные перибронхиальные явления. Бронхоаденит. Подвижность диафрагмы ограничена. Плевро-диафрагмальные сращения справа. Cor митраль­ной конфигурации, нерезко расширено в поперечнике. Аорта слегка диффузно расширена. Заключение. Связь с профессией: условия работы, связанные с напряжением голоса в обстановке неблагоприятных факторов (сквозняки) и воздействием пыли могут ухудшать течение ларингита. Требуется наблюдение оторино­ларинголога. Лечение явлений со стороны нервной системы (желательно в сана­торно-курортной обстановке). Врачебное наблюдение за сердечно-сосудистой си­стемой и наблюдение за мочой.

Случай 3. Суфлер Ш., 52 лет, женат. 1/II 1931 года обратился на прием с жалобами на плохой сону сухость во рту, затруднение дйхания. С диагнозом неврастения в средней степени был направлен в Ленинградский институт по изучению профессиональных заболеваний. При обследовании 7/II найдено: хрони­ческий фарингит, артериосклероз, легкий конъюнктивит. Исследование мочи удельный вес 1010, реакция слабощелочная. Лейкоциты 2—3 в поле'зрения, урет­ральные нити, состоящие из слизи и большого количества лейкоцитов. Рентген:; аортальное сердце, умеренный склероз аорты, масса обизвествленяых желез у корня обоих легких. Плевродиафрагмальные сращения слева. Заключение. Усло­вия работы, связанные с воздействием пыли, могут поддерживать явления хрони­ческого фарингита и ларингита. Последний может поддерживаться также и напряжением голоса. Терапевтические мероприятия: лечение явлении со стороны верхних дыхательных путей. Желательно принятие мер по охране труда. Лечение неврастении. Ввиду наличия изменений со стороны мочи—спе­циальное обследование уролога.

Случай 4. Артист 0., 32 лет. 10/III 1932 года обратился с жалобами на частую раздражительность, плохой сон, одышку, быструю утомляемость. Находится под наблюдением полгода. Несет большую нагрузку по общественной работе. Предварительный диагноз: неврастения в средней степени. Направлен в Институт профессиональных заболеваний, где при обследовании 14/III 1932 года найдено:- неврастения с явлениями невроза сердца (подтвержденного при функциональной пробе сердечно-сосудистой системы) и невроза желудка. Неправильно сросшийся перелом левой лучевой кости с ограничением пронации и супинации. Neuroder­mitis scroti. Кровь—Hb—79%. Связь с профессией: условия работы, связанны- с значительным нервным напряжением при постоянной (по словам обследуемого).

А переработке могут ухудшать течение явлений со стороны нервной системы. Те­рапевтические и профилактические мероприятия: требуется лечение нервной си­стемы (желательно в санаторно-курортной обстановке) и установление рабочего дня нормальной продолжительности.

Второе место по заболеваемости среди других цехов занимает машинно-декорационный. цех, куда входит плотники и столяры, за­нятые по устройству сцены, постановке декораций и проч. Количество их 53 чел. Возраст до 20 лет—5 чел., от 21 до 30 лет—13 чел., от 31 до 40 лет—10 чел., от 41—50 лет—18 чел. и от 51—60 лет—7 чел. Многие из работников данного цеха имеют большой профессиональный стаж работы в условиях сцены театра в среднем от 10 до 15 лет и больше. На первом месте по заболеваемости среди плотников и столяров идут травмы, чаще всего пальцев рук и нижних конечностей. Количе­ство их зарегистрировано в 1930 году—105 случаев, из них по машин­но-декорационному цеху—43 случая; в 1931 году 85 случаев, починенной-декорационному цеху—35 сл. В большинстве эти травмы относят­ся к случаям легких и менее тяжелых повреждений без утраты трудо­способности. Кроме травмы необходимо указать на случаи кожных за­болеваний, которые приходится наблюдать у плотников и столяров во время их работы. Недостаточное количество полотенец, мыла, плохое мытье рук часто способствуют различным заболеваниям кожи.

В отношении других цехов: осветительного, пожарного, бутафорского и друг, с меньшим количеством работников мы должны указать на за­болеваемость гриппом. Основные причины: частые сквозняки на сцене я в цехах, недостаточная вентиляция, низкая Т° и т. д. Чаще всего забо­леваемость гриппом отмечалась осенью в связи с частыми выездными спектаклями.

В течение последних двух лет проведен санминимум в театре с уча­стием представителей от инженерно-технической части, техники по безо­пасности, охраны труда, социально-бытового сектора и от здравъячейки. Вынесен целый ряд практических предложений, которые были проведены в жизнь в отношении санитарно-оздоровительных мероприятий. В итоге проведенной работы в 1931 году мы имели снижение заболеваемости с утратой трудоспособности. В связи с закрытием театра и начатого капи­тального ремонта намечен целый ряд мероприятий: переоборудование са­мой сцены, цехов и уборных артистов. Обращено особое внимание на улучшение вентиляции и парового отопления. Выполнение указанных профилактических мер несомненно вызовет уменьшение заболеваемости среди работников театра.

 

1 Здесь и дальше в скобках указано общее количество работников цеха.

×

About the authors

A. M. Vydrin

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies