О профессиональной заболеваемости работников искусства в Государственном театре драмы

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В сентябре 1932 г. исполняется сто лет со дня открытия б. Алек­сандрийского театра, ныне Государственного театра драмы. Эгот юбилей происходит в XV годовщину Октября, совпадая с началом вто­рой пятилетки, пятилетки построения бесклассового общества, пятилетки, которая должна ликвидировать остатки капиталистических элементов не только в экономике, но и в сознании людей.

Полный текст

В сентябре 1932 г. исполняется сто лет со дня открытия б. Алек­сандрийского театра, ныне Государственного театра драмы. Этот юбилей происходит в XV годовщину Октября, совпадая с началом вто­рой пятилетки, пятилетки построения бесклассового общества, пятилетки, которая должна ликвидировать остатки капиталистических элементов не только в экономике, но и в сознании людей.

Октябрьская революция призвала театр на службу социалистичес­кому строительству и возложила на него большую и крайне ответствен­ную задачу. Революция вызвала коренное переустройство социально-по­литического и бытового уклада театра, открыла доступ широким массам и обеспечила им систематический контроль над театром. Новые ответствен­ные задачи потребовали от работников театра крупной внутренней пере­стройки, вдумчивого анализа окружающей действительности и напряжен­ной творческой проработки по идеологическому перевооружению, чтобы поднять театральное искусство на уровень требований, предъявляемых на современном этапе социалистическим строительством и культурной революцией.

Как отражается эта нервно-психическая напряженная работа на здоровье работников искусства? Каковы те задачи, которые должны быть поставлены в этой области советской медициной на путях по оздо­ровлению труда и быта? В своем строительстве новых форм здравоохра­нения советская медицина взяла под свое наблюдение и обслуживание, а работников искусства, приближая к ним специализированную помощь, вводя профилактические формы медобслуживания, создавая здравпункты, как ведущие звенья в системе обслуживания, и опорные базы к изуче­нию и оздоровлению труда. К сожалению, пока еще литература, сумми­рующая это изучение,—очень бедна. Можно указать на отдельные рабо­ты, касающиеся изучения певцов, музыкантов и пианистов (P. Н. Вольфовския, Я. Л. Окуневский, С. Л. Тимофеев, И. И. Крыжановский, А. И. Фельдман и др.) и артистов театра драмы МХТ—1 (А. Шафранова). Поэтому известный интерес, на наш взгляд, пред­ставляет разработанный нами материал по заболеваемости работников Государственного театра драмы за последние пять лет, собранный на здравпункте театра. Материал этот имеет интерес и потому, что он ка­сается одного из крупных ведущих театров, которым, как- это засвиде­тельствовано критикой рабочих масс, проделана огромная работа по идеологическому перевооружению старых сил и по вооружению новых влившихся сил в целях удовлетворения выросших культурных запросов рабочих масс.

Имеющийся в нашем распоряжении материал, конечно, не может дать каких-нибудь законченных выводов, он намечает только некоторые вопросы, на которые следует обратить внимание при дальнейшем изучение, я которые должны быть учтены при проведении медобслуіживания работников искусства. Материал, которым мы пользовались, двоякого рода. Во-первых—это личные карточки застрахованных и данные по регист­рации больничных листков, выданных в лечебных учреждениях. Во-вто­рых—это материал диспансерного обследования работников театра, обсле­дования по цехам, охватившего 280 человек, из общего числа 408 чел., обслуживаемых здравпунктом. Были обследованы следующие цеха: ак- . терский—120 чел. (1501 машинно-декорационный—39 (53), пожарный— 35 (41), хозяйственная часть—27 чел., осветительный—19 (22), бутафоров—8 (18), гардеробщиков—8 (26), парикмахеров—9 (13), оркестран­тов—15 (26) чел.

Получены следующие результаты. При проведенном обследовании 120 чел. актеров найдены заболевания нервной системы в форме невра­стении в 35 случаях (29%), заболевания сердечно-сосудистой системы в 26 случаях (21%)—преимущественно с явлениями неврозов сердца, заболе­вания верхних дыхательных путей, ларингиты и трахебронхиты—в 20 случаях (17%) и, заболевания туберкулезом легких в 4-х случаях (3%). Таким об­разом при диспансерном обследовании найдена повышенная заболеваемость в актерском цеху. В дальнейшем мы остановимся более подробно при изучении причин, вызывающих эту повышенную заболеваемость. При обследовании других цехов найдена сравнительно меньшая заболевае­мость.

В дальнейшем более подробному рассмотрению подвергнуты данные по актерскому цеху, как наиболее большому количественно, так и в силу основного„значения этого цеха.

Актерский цех, включая и филиал Госдрамы, имеет 102 мужчин и 48 женщин. По возрасту состав распределяется следующим образом: от 15 до 20 лет—1 чел., от 21 до 30 лет—93 чел., от 31 до 40 лет— 29 чел., от 41 до 50 лет—16 чел., от 51 до 60 лет—6 чел., от 61 до 70 лет—4 чел., от 71 до 80 лет—1 чел. Таким обцазом по возрасту преобладает резко молодой состав (в возрасте от 21 до 30 лет—62%). % Общее количество принятых больных на Здравпункте цыражается в сле­дующих цифрах: в 1927 г.—685 чел., из них актеров 296 чел.; в 1928 г. 1190 чел., актеров—576; в 1929 г.—2087 чел.—актеров 900 чел.; в 1932 г.—2772 чел.--актеров 1108 чел.; в 1931 году—3420 чел.—актеров 1476 чел.

Первое место по заболеваемости дает неврастения, причем чаще всего в средней или резко выраженной форме. Субъективные жалобы: на упорные головные боли, быструю утомляемость, сильную раздражительность, отсутствие аппетита. Объективно: резкое дрожание вытянутых пальцев рук, дрожание век, резко выраженный дермографизм, повышение коленных и других рефлексов. Ввиду того, что по частоте и тяжести неврастения почти является профессиональным заболеванием, необходимо несколько остановиться на беглом хотя бы анализе сопут­ствующих моментов. Этих моментов в работе артиста очень много. Игра артиста драмы на сцене складывается из двух моментов: коллективного и индивидуального творчества. Индивидуальное творчество требует большой подготовительной работы: сюда входит знакомство с литературой знакомство глубокое, стремящееся уловить основные идеологические исход­ные пункты автора, и постепенная многодневная умственная проработка взятой на себя роли, фактическое изучение текста и проработка в оди­ночку. Но значительно сложнее и серьезнее участие артиста в кол­лективном творчестве. Как член коллектива, участвуя в ходе самой пьесы, артист должен передать публике ту или другую идею, выявленную в сценическом действии. Сценическое действие должно дать полное отраже­ние той или другой эпохи при помощи гармоничного, согласованного выявления действующих сил всеми лицами, принимающими участие в пьесе. Артист должен в своем воплощении и в своих действиях сливаться с действиями других лиц, чтобы вызвать у зрителя помимо умственного восприятия целый ряд четких объединенных представлений. Таким обра­зом, передавая свою роль индивидуально, артист ни на одно мгновение не должен упускать из виду необходимости поддерживать это общее впе­чатление, которое должен получить зритель, иначе потеряется яркость и ценность игры отдельного артиста. Это требование коллективности, по­мимо других моментов, ведет к необходимости затраты больших сил и физических и психических на репетициях. На сколько велика эта зат­рата, видно из того, что наибольшее количество пьес, которые можно проработать в течение сезона, не превышает трех. Продолжительность срока репетиций одной пьесы в среднем занимает три месяца; участие в репетициях четыре—пять часов ежедневно. Эта репетиционная работа актера обусловлена строгой дисциплиной, требующей огромной затраты нервной энергии. Кроме дневных репетиции артист занят в среднем от 15 до 20 раз втечение месяца на спектаклях, кончая свою работу обычно к 1 часу ночи. С точки зрения нервно-психической утомляемости надо учесть, что нередко в течение года артист участвует в исполнении одной и той же пьесы несколько десятков раз. Однако нужно указать, что в отдельных случаях это переутомление у артистов может быть вызвано и другими причинами. Например, участие артиста в частных концертах, спектаклях в свободное от театра время, что в иных случаях вызывает еще большую затрату нервной энергии и физических сил.

Второе место по частоте заболеваний занимают неврозы сердца. Обычные жалобы больных на сердцебиение, временами одышку, боли в области сердца, нередко с отдачей в левую руку. В отдельных случаях боли бывают настолько интенсивными, что напоминают болевые ощуще­ния ангинозного характера, которые проходят бесследно на второй день. Влияние профессии (игра артиста на сцене) на состояние сердечно-сосу­дистой системы нами было прослежено в специальных исследованиях. Был произведен ряд исследований по отношению к пульсу, дыханию и кровяному давлению перед началом спектакля, во время действия и пэ окончании его. Обследованы 51 человек без резких расстройств со сто­роны сердечно-сосудистой системы (предварительный осмотр). Из числа обследованных 26 человек было артистов, занятых в трудных ролях по своему исполнению, и 25 человек плотников и бутафоров (лиц физиче­ского труда). Из 26 человек артистов мужчин было 17 и женщин—9. Возраст от 20 до 30 лет—13 чел., от 31 до 40—7 чел., от 41 до 50— -5 чел. и от 51 до 60—1 чел. Эти наблюдения дали следующие резуль­таты: при исследовании артистов в 16 случаях после первого выступления на сцене отмечено учащение пульса с 70 до 90 в Г, а в двух случаях до 130 и дыхания с 18 до 26 в 1', что наблюдалось и в даль­нейшем. По окончании же спектакля дыхание и пульс через 10—15- минут приходили в норму. В шести случаях имелось замедление дыха­ния и пульса. Последний был замедлен по окончании спектакля с 78 до 60 в 1'. В четырех случаях изменения в отношении дыхания и пульса были незначительными. При исследовании кровяного давления у артистов в пяти случаях найдено понижение максимального кровяного давления на 10—15 мм. Hg без изменений со стороны минимального. В трех случаях имели повышение минимального кровяного давления с 55 до 70 мм. Hg. Эти изменения у артистов получают более демонстра­тивный характер при сравнении с данными исследований плотников и бутафоров, занятых физической работой во время спектакля (переноска и перестановка декораций, мебели и проч.). Здесь в 15 случаях полу­чилось незначительное замедление дыхания и пульса: с 22 до 18 дыха­ний в минуту. В 10 случаях найдено учащение дыхания до 24 -и- пульса с 70 до 82 ударов в минуту. Кровяное давление не изменялось. Пов­торные исследования, проведенные среди артистов, плотников и бутафо­ров, дали почти те же результаты. При исследовании кровяного давле­ния было отмечено, что сила сердца была повышена к концу работы у тех лиц, которые перед исследованием никаких субѳктивных жалоб не заявляли. У лиц же с жалобами на общую слабость, временами одышку повидимому, на почве функционально недостаточности, мы имели паде­ние максимального кровяного давления, что можно объяснить недоста точностью запасных сид сердечной мышцы.

Третье место по заболеваемости в актерском цехе занимают катарры дыхательных путей—чаще всего ларингиты и трахеобронхи­ты. Из причин, способствующих заболеванию дыхательных путей, в осо­бенности верхних, необходимо указать на большую запыленность сцены и суфлерской будки. Спуск и смена декораций, резкие удары их о пол сцены, уборка бутафорских предметов, задевание больших полотен друг от друга и проч.—все это приводит к большой запыленности воздуха сцены. Слизистая оболочка дыхательных путей, раздраженная действием пыли на сцене, является наиболее благоприятным местом для внедрения различного рода микробов, которые всегда имеются в дыхательных пу­тях и у здоровых людей. Из других причин, предрасполагающих к забо­леванию дыхательных путей, необходимо указать на постоянные сквоз­няки на сцене, относительно низкую Т°—от 10 до 11° по Реомюру. Та­ким образом перечень основных моментов говорит за то, что эти катарры дыхательных путей являются заболеваниями профессионального ха­рактера.

Что касается прочих заболеваний артистов, то они играют меньшую роль и на них мы останавливаться не будем. По данным архива дирек­ции в среднем артист играет на сцене от 30 до 35 лет и в дальнейшем  переходит на инвалидность, хотя в отдельных случаях срок пребывания достигает до 40 лет и выше. Народный артист В. Н. Давыдов играл на сцене б. Александрийского театра свыше 50 лет.

С точки зрения изучения профессиональной заболеваемости течение последнего года нами направлено 20 артистов в Ленинградский ин­ститут по изучению профессиональных заболеваний при наличии доста­точных объективных данных. При произведенном обследовании в институте в отдельных случаях была установлена связь заболеваемости е про­фессией. Мы вкратце позволяем себе описать эти случаи.

Случай 1. Артист Л., 45 лет, женат. 28/1 1931 г. явился на прием с жа­лобами на бессонницу, быструю утомляемость, постоянные головные боли и боли в груди сжимающего характера. Находится под наблюдением полгода. Предвари­тельный диагноз: неврастения в средней степени, невроз сердца. Направлен в Ленинградский институт по изучению профессиональных заболевании, где при об­следовании 6/II 1931 г. найдено: неврастения в выраженной форме. Sclerosis aortae et arteriosclerosis. Myofibrosis cordis.. Левый сколиоз 1-й степени, началь­ный атрофический ринит. Исследование крови: НЬ—70%. Эр. 4.180.000. F. іпі. 0.87. Небольшой анизоцитоз. Рентген: аортальное сердце, углубленное в диафраг­му. Сердечно-диафрагмальный угол сглажен. Верхушка левого желудочка прозрач­на, ^контуры сердца неясны, сокращение вялое. Заключение. Связь с профес­сией: перегрузка по линии профессиональной и общественной работы может спо­собствовать ухудшению явлений нервной системы. Временно нетрудоспособность. Ввиду выраженных явлений со стороны нервной системы рекомендуется предо­ставление отпуска для лечения нервной системы, желательно в санаторно-курорт­ной обстановке. Врачебное наблюдение в отношении сердечно-сосудистой системы.

Случай 2-й. Артист Ж., 32 лет, женат. 15/III 1932 года обратился на прием с жалобами на частый сухой кашель, боль в груди, нередко с отдачей в позвоноч­ник, плохой сон и затруднение дыхания. Направлен для обследования и Ленин­градский институт по изучению профессиональных заболеваний. 20/ІII при об­следовании найдено; хронический ларингит, вазомоторный ринит. Disionia.vegeta- tiva ( с преобладанием вагусных явлений со стороны желудочно-кишечного трак­та). Hystero-Neurasîhenia manifesta с явлениями вазомоторного невроза (Basedo- vismus?). Myopia vis. dex. 0,04, Sin. 0,05 с коррекцией 0,4 и 0,6. Кровь НЬ—73%. Моча удельный вес—1026. Лейкоциты 5—10 в поле зрения, местами группами до 30—40. Рент.: умеренные перибронхиальные явления. Бронхоаденит. Подвижность диафрагмы ограничена. Плевро-диафрагмальные сращения справа. Cor митраль­ной конфигурации, нерезко расширено в поперечнике. Аорта слегка диффузно расширена. Заключение. Связь с профессией: условия работы, связанные с напряжением голоса в обстановке неблагоприятных факторов (сквозняки) и воздействием пыли могут ухудшать течение ларингита. Требуется наблюдение оторино­ларинголога. Лечение явлений со стороны нервной системы (желательно в сана­торно-курортной обстановке). Врачебное наблюдение за сердечно-сосудистой си­стемой и наблюдение за мочой.

Случай 3. Суфлер Ш., 52 лет, женат. 1/II 1931 года обратился на прием с жалобами на плохой сону сухость во рту, затруднение дйхания. С диагнозом неврастения в средней степени был направлен в Ленинградский институт по изучению профессиональных заболеваний. При обследовании 7/II найдено: хрони­ческий фарингит, артериосклероз, легкий конъюнктивит. Исследование мочи удельный вес 1010, реакция слабощелочная. Лейкоциты 2—3 в поле'зрения, урет­ральные нити, состоящие из слизи и большого количества лейкоцитов. Рентген:; аортальное сердце, умеренный склероз аорты, масса обизвествленяых желез у корня обоих легких. Плевродиафрагмальные сращения слева. Заключение. Усло­вия работы, связанные с воздействием пыли, могут поддерживать явления хрони­ческого фарингита и ларингита. Последний может поддерживаться также и напряжением голоса. Терапевтические мероприятия: лечение явлении со стороны верхних дыхательных путей. Желательно принятие мер по охране труда. Лечение неврастении. Ввиду наличия изменений со стороны мочи—спе­циальное обследование уролога.

Случай 4. Артист 0., 32 лет. 10/III 1932 года обратился с жалобами на частую раздражительность, плохой сон, одышку, быструю утомляемость. Находится под наблюдением полгода. Несет большую нагрузку по общественной работе. Предварительный диагноз: неврастения в средней степени. Направлен в Институт профессиональных заболеваний, где при обследовании 14/III 1932 года найдено:- неврастения с явлениями невроза сердца (подтвержденного при функциональной пробе сердечно-сосудистой системы) и невроза желудка. Неправильно сросшийся перелом левой лучевой кости с ограничением пронации и супинации. Neuroder­mitis scroti. Кровь—Hb—79%. Связь с профессией: условия работы, связанны- с значительным нервным напряжением при постоянной (по словам обследуемого).

А переработке могут ухудшать течение явлений со стороны нервной системы. Те­рапевтические и профилактические мероприятия: требуется лечение нервной си­стемы (желательно в санаторно-курортной обстановке) и установление рабочего дня нормальной продолжительности.

Второе место по заболеваемости среди других цехов занимает машинно-декорационный. цех, куда входит плотники и столяры, за­нятые по устройству сцены, постановке декораций и проч. Количество их 53 чел. Возраст до 20 лет—5 чел., от 21 до 30 лет—13 чел., от 31 до 40 лет—10 чел., от 41—50 лет—18 чел. и от 51—60 лет—7 чел. Многие из работников данного цеха имеют большой профессиональный стаж работы в условиях сцены театра в среднем от 10 до 15 лет и больше. На первом месте по заболеваемости среди плотников и столяров идут травмы, чаще всего пальцев рук и нижних конечностей. Количе­ство их зарегистрировано в 1930 году—105 случаев, из них по машин­но-декорационному цеху—43 случая; в 1931 году 85 случаев, починенной-декорационному цеху—35 сл. В большинстве эти травмы относят­ся к случаям легких и менее тяжелых повреждений без утраты трудо­способности. Кроме травмы необходимо указать на случаи кожных за­болеваний, которые приходится наблюдать у плотников и столяров во время их работы. Недостаточное количество полотенец, мыла, плохое мытье рук часто способствуют различным заболеваниям кожи.

В отношении других цехов: осветительного, пожарного, бутафорского и друг, с меньшим количеством работников мы должны указать на за­болеваемость гриппом. Основные причины: частые сквозняки на сцене я в цехах, недостаточная вентиляция, низкая Т° и т. д. Чаще всего забо­леваемость гриппом отмечалась осенью в связи с частыми выездными спектаклями.

В течение последних двух лет проведен санминимум в театре с уча­стием представителей от инженерно-технической части, техники по безо­пасности, охраны труда, социально-бытового сектора и от здравъячейки. Вынесен целый ряд практических предложений, которые были проведены в жизнь в отношении санитарно-оздоровительных мероприятий. В итоге проведенной работы в 1931 году мы имели снижение заболеваемости с утратой трудоспособности. В связи с закрытием театра и начатого капи­тального ремонта намечен целый ряд мероприятий: переоборудование са­мой сцены, цехов и уборных артистов. Обращено особое внимание на улучшение вентиляции и парового отопления. Выполнение указанных профилактических мер несомненно вызовет уменьшение заболеваемости среди работников театра.

 

1 Здесь и дальше в скобках указано общее количество работников цеха.

×

Об авторах

А. М. Выдрин

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

  1. Я. Л. Окуневский. Гигиена труда, 1923 г., № .7.
  2. P. Н. Вольфовская- Профессиональная гигиена и патология. Сб. 2-й. М. Гос. мед. изд. 1928 г.
  3. Kern W. Klinische Wochenschrift. 1926. Nr 12.
  4. Flesch. Medizinische Кііпік. 1927. Nr. 18.
  5. А. Шафранова. Гигиена Груда. 1925 г., № 3.
  6. П. Н. Андреев. Гигиена труда.' 1928 г., № 10
  7. С. Л. Тимофеев. Новая хирургия. 1927 г. T. V., № 5.
  8. И. И. Крыжановский. Врач. Газета. 1925 г., № 17—18.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2021


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.