On the issue of paternalism in medicine (polemical notes)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In recent years, in the works devoted to medical bioethics, the idea is persistently carried out that “traditional paternalism is increasingly leaving Russian medicine and partnership principles in the doctor-patient relationship are being established on a legal basis”. This position is presented as something self-evident, does not require special evidence, as the ultimate truth [1]. However, this is not entirely true, or, more precisely, it is not at all true.

Full Text

В последние годы в работах, посвященных ме­дицинской биоэтике, настойчиво проводится мысль о том, что “из отечественной медицины все больше уходит ранее традиционный патерна­лизм и на правовой основе утверждаются парт­нерские начала во взаимоотношениях врач—па­циент”. Это положение подается как нечто само собой разумеющееся, не требующее особых до­казательств, как истина в последней инстанции [1]. Однако это не совсем так, или, точнее, от­нюдь не так.

Конечно, отношение больных к врачам не может быть однозначно положительным, что за­висит в первую очередь от личностных особен­ностей тех и других, особенно медицинских ра­ботников. Достаточно вспомнить отдельные про­изведения художественной литературы, в част­ности Рабле, Мольера, Л.Н. Толстого. Как указы­вает в своей монографии “О врачевании” акад. И.А. Кассирский, врачам “приписываются все грехи и пороки... народ не прощал медицине ни ее ошибок, ни порочного поведения носителей этой профессии” [2]. Но это — лишь одна сторо­на медали, причем отнюдь не главная. Самое важ­ное во взаимоотношениях врача с больным — их сотрудничество в процессе лечения заболевания. И здесь уместно вспомнить выражение Швенингера — домашнего врача “железного” канцлера Германии Бисмарка: “Быть врачом — значит всегда из двух быть сильнее”. В психологическом противостоянии, которое возникает в периоде общения больного и врача, последний в подав­ляющем большинстве случаев становится веду­щим, и это вполне естественно, поскольку на стороне врача — и знания, и опыт. В таких усло­виях и формируется патернализм. И поскольку эти предпосылки существуют всегда, в обозримом бу­дущем патернализм сохранится. Он — благо для больных, ибо для больного важно верить и воз­ложить ответственность за свое здоровье на пси­хологически более сильного в данной ситуации человека. Многолетний врачебный опыт автора статьи свидетельствует о том, что невозможно помочь больному, который не верит врачу.

На наш взгляд, между тем, что называется “патернализм”, и правовой защищенностью боль­ного существует очевидная разница. Это далеко не одно и то же. Утверждения об “уходе” патер­нализма в медицине исходят от специалистов, авторитетных в своей области, но далеких от по­вседневной лечебной медицины. Для того чтобы получить представление об истинном положении вещей, им следовало бы побывать в клиниках, побеседовать с больными, находящимися в тре­вожном ожидании результатов обследования, с пациентами до и после хирургического вмеша­тельства, пребывающими в блоках интенсивного наблюдения, и выяснить их мнение по поводу обсуждаемого аспекта взаимоотношений врача и больного. Кто знает, возможно они изменят свою точку зрения.

×

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2001 Arleevsky I.P.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies