К вопросу о патернализме в медицине (полемические заметки)

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последние годы в работах, посвященных ме­дицинской биоэтике, настойчиво проводится мысль о том, что “из отечественной медицины все больше уходит ранее традиционный патерна­лизм и на правовой основе утверждаются парт­нерские начала во взаимоотношениях врач—па­циент”. Это положение подается как нечто само собой разумеющееся, не требующее особых до­казательств, как истина в последней инстанции [1]. Однако это не совсем так, или, точнее, от­нюдь не так.

 

Полный текст

В последние годы в работах, посвященных ме­дицинской биоэтике, настойчиво проводится мысль о том, что “из отечественной медицины все больше уходит ранее традиционный патерна­лизм и на правовой основе утверждаются парт­нерские начала во взаимоотношениях врач—па­циент”. Это положение подается как нечто само собой разумеющееся, не требующее особых до­казательств, как истина в последней инстанции [1]. Однако это не совсем так, или, точнее, от­нюдь не так.

Конечно, отношение больных к врачам не может быть однозначно положительным, что за­висит в первую очередь от личностных особен­ностей тех и других, особенно медицинских ра­ботников. Достаточно вспомнить отдельные про­изведения художественной литературы, в част­ности Рабле, Мольера, Л.Н. Толстого. Как указы­вает в своей монографии “О врачевании” акад. И.А. Кассирский, врачам “приписываются все грехи и пороки... народ не прощал медицине ни ее ошибок, ни порочного поведения носителей этой профессии” [2]. Но это — лишь одна сторо­на медали, причем отнюдь не главная. Самое важ­ное во взаимоотношениях врача с больным — их сотрудничество в процессе лечения заболевания. И здесь уместно вспомнить выражение Швенингера — домашнего врача “железного” канцлера Германии Бисмарка: “Быть врачом — значит всегда из двух быть сильнее”. В психологическом противостоянии, которое возникает в периоде общения больного и врача, последний в подав­ляющем большинстве случаев становится веду­щим, и это вполне естественно, поскольку на стороне врача — и знания, и опыт. В таких усло­виях и формируется патернализм. И поскольку эти предпосылки существуют всегда, в обозримом бу­дущем патернализм сохранится. Он — благо для больных, ибо для больного важно верить и воз­ложить ответственность за свое здоровье на пси­хологически более сильного в данной ситуации человека. Многолетний врачебный опыт автора статьи свидетельствует о том, что невозможно помочь больному, который не верит врачу.

На наш взгляд, между тем, что называется “патернализм”, и правовой защищенностью боль­ного существует очевидная разница. Это далеко не одно и то же. Утверждения об “уходе” патер­нализма в медицине исходят от специалистов, авторитетных в своей области, но далеких от по­вседневной лечебной медицины. Для того чтобы получить представление об истинном положении вещей, им следовало бы побывать в клиниках, побеседовать с больными, находящимися в тре­вожном ожидании результатов обследования, с пациентами до и после хирургического вмеша­тельства, пребывающими в блоках интенсивного наблюдения, и выяснить их мнение по поводу обсуждаемого аспекта взаимоотношений врача и больного. Кто знает, возможно они изменят свою точку зрения.

×

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Арлеевский И.П., 2001

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.