On the issue of paternalism in medicine (polemical notes)
- Issue: Vol 82, No 2 (2001)
- Pages: 155
- Section: Letters to the Editor
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/70220
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj70220
- ID: 70220
Cite item
Full Text
Abstract
In recent years, in the works devoted to medical bioethics, the idea is persistently carried out that “traditional paternalism is increasingly leaving Russian medicine and partnership principles in the doctor-patient relationship are being established on a legal basis”. This position is presented as something self-evident, does not require special evidence, as the ultimate truth [1]. However, this is not entirely true, or, more precisely, it is not at all true.
Keywords
Full Text
В последние годы в работах, посвященных медицинской биоэтике, настойчиво проводится мысль о том, что “из отечественной медицины все больше уходит ранее традиционный патернализм и на правовой основе утверждаются партнерские начала во взаимоотношениях врач—пациент”. Это положение подается как нечто само собой разумеющееся, не требующее особых доказательств, как истина в последней инстанции [1]. Однако это не совсем так, или, точнее, отнюдь не так.
Конечно, отношение больных к врачам не может быть однозначно положительным, что зависит в первую очередь от личностных особенностей тех и других, особенно медицинских работников. Достаточно вспомнить отдельные произведения художественной литературы, в частности Рабле, Мольера, Л.Н. Толстого. Как указывает в своей монографии “О врачевании” акад. И.А. Кассирский, врачам “приписываются все грехи и пороки... народ не прощал медицине ни ее ошибок, ни порочного поведения носителей этой профессии” [2]. Но это — лишь одна сторона медали, причем отнюдь не главная. Самое важное во взаимоотношениях врача с больным — их сотрудничество в процессе лечения заболевания. И здесь уместно вспомнить выражение Швенингера — домашнего врача “железного” канцлера Германии Бисмарка: “Быть врачом — значит всегда из двух быть сильнее”. В психологическом противостоянии, которое возникает в периоде общения больного и врача, последний в подавляющем большинстве случаев становится ведущим, и это вполне естественно, поскольку на стороне врача — и знания, и опыт. В таких условиях и формируется патернализм. И поскольку эти предпосылки существуют всегда, в обозримом будущем патернализм сохранится. Он — благо для больных, ибо для больного важно верить и возложить ответственность за свое здоровье на психологически более сильного в данной ситуации человека. Многолетний врачебный опыт автора статьи свидетельствует о том, что невозможно помочь больному, который не верит врачу.
На наш взгляд, между тем, что называется “патернализм”, и правовой защищенностью больного существует очевидная разница. Это далеко не одно и то же. Утверждения об “уходе” патернализма в медицине исходят от специалистов, авторитетных в своей области, но далеких от повседневной лечебной медицины. Для того чтобы получить представление об истинном положении вещей, им следовало бы побывать в клиниках, побеседовать с больными, находящимися в тревожном ожидании результатов обследования, с пациентами до и после хирургического вмешательства, пребывающими в блоках интенсивного наблюдения, и выяснить их мнение по поводу обсуждаемого аспекта взаимоотношений врача и больного. Кто знает, возможно они изменят свою точку зрения.