Peculiarities of lipid homeostasis in rural population of Bashkortostan republic

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The male population of two rural regions of Bashkortostan aged 20—59 is examined. The regional peculiarities of lipid spectrum are analyzed. In the Abzelil region where more Bashkirs live, the indices are proved to be higher than in the Arkhangelsk region where persons of Russian nationality are aboriginal population. The regional peculiarities of lipid homeostasis are caused by nourishment originality, natural peculiarities and anthropogenic load nature.

Full Text

По результатам многочисленных эпидемиологических, клинических и экспериментальных исследований выделены факторы риска атеросклероза, которые условно можно разделить на две группы: практически некорригируемые и поддающиеся влиянию. Последние для профилактики представляют значительно больший интерес и значение, особенно дислипопротеидемия, курение и артериальная гипертония (АГ)[6, 7].

Высоким фактором риска АГ и ишемической болезни сердца (ИБС) в настоящее время считается гиперлипидемия, причем наиболее тесная связь прослеживается между развитием атеросклеротического поражения коронарных артерий и повышенным уровнем липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) в плазме крови. Изменение параметров гомеостатической системы метаболизма и транспорта липидов в сыворотке крови обусловлено нарушением процесса анаболизма и катаболизма липопротеидных частиц, смещением в сыворотке крови концентраций липидов, аполипопротеинов, липопротеинов одного или нескольких классов за пределы значений, совместимых с нормальным течением физиологических процессов. При исследовании функционального состояния липопротеидного комплекса и выявлении на этой основе факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) учитываются все нарушения липидного гомеостаза, так как они позволяют прогнозировать заболеваемость и смертность. Повышение концентраций холестерина (ХС) и/или триглицеридов (ТГ), липопротеинов низкой и/или очень низкой плотности (ЛПНП, ЛПОНП), понижение концентраций липопротеинов высокой плотности (ЛПВП) предрасполагают к атерогенезу и являются в связи с этим фактором риска ССЗ [1, 2, 7]. Кроме того, гипохолестеринемия в популяциях служит независимым маркером риска смерти от ИБС (в том числе внезапной смерти) и онкологических заболеваний [2].

Имеется множество работ, посвященных вопросам гиперлипидемии среди населения индустриально развитых городов, в то же время проведены лишь единичные обследования, целью которых было изучение содержания липидов и липопротеидов в крови у лиц, проживающих в сельской местности, с учетом этнических особенностей, характера питания и традиций. В Уральском регионе России такие исследования не предпринимались, несмотря на актуальность данной проблемы применительно сельскому населению.

Цель настоящего исследования заключалась в анализе региональных особенностей липидного гомеостаза у сельского населения Республики Башкортостан.

Было обследовано сельское население двух районов Башкортостана: Архангельского, который относится к Уфимской системе расселения и входит в Центральную промышленную зону, и Абзелиловского (Юго-Восточный регион) — соответственно Белорецкая система расселения и Восточная промышленная зона (черная и цветная металлургия, лесозаготовительная промышленность).

Исследование проводилось среди мужского населения двух сельских районов, непреднамеренно отобранных в результате сплошного осмотра. Возраст их варьировал от 20 до 59 лет. Материалом изучения служила сыворотка крови. Взятие крови производили натощак из локтевой вены в зимнее время. Принимали во внимание значения концентраций ХС, ХС ЛПВП, равные 10% и 90%, и для ТГ, равные 5% и 95%, принимаемые за нижние (Рн) и верхние (Рв) границы нормального в эпидемиологическом смысле содержания липидов с учетом их возрастных градаций. Характеристики эмпирического распределения липидных показателей, найденные нами для обследованной выборки, представлены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Вариационные ряды концентрации липидов среди мужской популяции Архангельского района

Рис. 2. Вариационные ряды концентрации липидов среди мужской популяции Абзелиловского района

Концентрацию общего ХС и ХС ЛПВП после осаждения ЛПНП и ЛПОНП марганец-гепариновой смесью определяли по методу А.Н. Климова[3], концентрацию ТГ — по методу Р.Г. Огайова[8]. При оценке качества и стандартизации липидных исследований использовали стандарты и калибровочные материалы, представленные Всероссийским научно-исследовательским центром профилактической медицины М3 России. Электрофорез липопротеинов выполняли в градиенте концентраций полиакриламидного геля (ПААГ) по методу Г.Ф. Лакина[5] с последующей денситометрией[4]. Достоверность различий в выборках популяций оценивали методом, основанным на преобразовании Фишера[5].

Средний уровень ХС в сыворотке крови у мужчин Архангельского района составляет 4,86±0,11 ммоль/л. Концентрация показателя варьирует в широких пределах: минимальная величина — 2,30 ммоль/л, максимальная — 7,41 ммоль/л. Выявлено некоторое увеличение уровня ХС в зависимости от возраста: у лиц от 40 до 49 лет — 5,39±0,25 ммоль/л, от 50 до 59 — 5,41 ±0,26 ммоль/л, в то время как у лиц в возрасте от 20 до 29 — 4,83±0,15 ммоль/л, от 30 до 39 — 4,59±0,16 ммоль/л. Известно, что концентрация ХС, равная 7,28 ммоль/л, является общепринятым средним критерием гиперхолестеринемии. В группе мужчин от 20 до 29 лет 85%-й процентиль распределения ХС характеризуется величиной 6,76 ммоль/л, а 84%-й процентиль — величиной 5,19 ммоль/л. По всей видимости, необходимы исследования с целью идентификации основных факторов, в связи с которыми формируются выявленные особенности процентильного распределения концентрации ХС у мужчин Архангельского района.

Содержание ХС во фракции ЛНП (ХС ЛНП) у мужчин Архангельского района составляет в среднем 3,21 ммоль/л, или 66,09% от содержания общего ХС, при этом наименьшая в вариационном ряду признаков величина была равна 0,53, а наибольшая — 5,51 ммоль/л. Коэффициент корреляции ХС ЛНП и общего ХС — 0,94, то есть варьирование концентрации общего ХС практически полностью определяется варьированием концентрации ХС ЛНП. Возрастная динамика концентраций ХС ЛНП повторяет таковую общего ХС.

Содержание ХС ЛВП составило среднеарифметическое значение — 1,16±0,03 ммоль/л, а величина 50%-го процентиля — 1,13 ммоль/л. Диапазон изменений уровня ХС ЛВП включает варианты от минимальной отмеченной концентрации (0,65 ммоль/л) до максимальной (1,83 ммоль/л), при этом 5%-й процентиль составляет 0,76 ммоль/л, 95%-й процентиль — 1,59 ммоль/л. Возраст не оказывает статистически достоверного влияния на дисперсию концентраций ХС ЛВП.

Содержание ХС ЛОНП определяли по формуле ТГ:5. Концентрация ХС ЛОНП варьировала от 0,26 до 1,06 ммоль/л, среднее содержание ХС ЛОНП составило 0,49 ммоль/л. С уровнем общего ХС этот показатель не коррелировал, но был слабо связан с уровнем ХС Л ВП (r = -0,23; Р≤0,05). У нормолипидемичныхлиц прослеживалась слабая положительная корреляция уровня ХС ЛОНП с возрастом (r = 0,32; Р≤0,05).

Концентрация ТГ в выборке из мужчин Архангельского района изменялась от минимального значения (0,59 ммоль/л) до максимального (2,44 ммоль/л). Среднее значение составило 1,13±0,05 ммоль/л. Обнаружены слабые корреляции уровня ТГ с уровнем ХС ЛВП (r= -0,22; Р≤0,05) и с возрастными особенностями (r = - 0,33; Р≤0,05). Концентрация ТГ и концентрация ХС ЛОНП — тесно взаимосвязанные параметры липидного метаболизма и особенности их варьирования совпадают.

Нами были рассчитаны прогностические показатели относительно риска ССЗ. В отечественных исследованиях, как правило, используют коэффициент атерогенности (КА) [3]. Естественно, что КА коррелирует с ХС ЛВП (r = - 0,72; Р≤0,05), с ХС ЛНП (r = - 0,78; Р≤0,05), с общим ХС (r = 0,66; Р≤0,05), а также с другими прогностическими показателями: с соотношением (в %) ХС ЛВП к ХС (r= - 0,96; Р≤0,05), с соотношением ХС ЛНП к ХС ЛВП (r = - 0,96; Р≤0,05). Однако КА не коррелирует с уровнем ТГ и с соотношением ХС к ТГ. Соотношение ХС к ТГ отрицательно коррелирует с возрастом (r = -0,22; Р≤0,05).

При изучении липидного спектра сыворотки крови уровень ХС у мужчин Абзелиловского района варьировал от 3,46 до 6,78 ммоль/л, 5% и 95%-й процентили были равны соответственно 3,66 и 6,61 ммоль/л. Значение верхней отрезной точки распределения признака таким образом не превышало общепринятого в эпидемиологических исследованиях критерия гиперхолестеринемии (6,71 ммоль/л). Коэффициент корреляции возраста и содержания ХС был статистически значим и составлял 0,41 (Р≤0,05). Концентрация ХС в связи с возрастом изменялась в разных процентильных рядах. Уровень ХС повышался по возрастной шкале независимо от исходного сравнительно высокого или низкого уровня (10%, 25%, 50%, 75%-й процентили) и достигал наибольших величин к возрасту 40—49 лет, а затем несколько снижался или оставался на том же уровне. В целом динамика содержания ХС по возрастным группам у мужчин Абзелиловского района была близка к установленным для других популяций.

Наименьшее из определенных у мужчин Абзелиловского района значений ХС ЛВП составляло 0,87 ммоль/л, наибольшее — 1,62 ммоль/л, 5% и 95%-й процентили равнялись соответственно 0,89 и 1,57 ммоль/л. Среднее содержание ХС ЛВП (1,22±0,02 ммоль/л) и величина 50%-ного процентиля (1,18 ммоль/л) отличались незначительно. Неожиданным оказалось то, что в данной выборке концентрация ХС ЛВП коррелировала с таковой общего ХС (r= 0,32; Р≤0,05), ТГ (r = 0,34; Р≤0,05), соотношением ХС к ТГ (1=-0,21; Р≤0,05), возрастом (г = 0,27; Р≤0,05). По всей видимости, для объяснения этих корреляций необходим поиск возможных факторов, в результате воздействия которых на липидный гомеостаз сформировалась выявленная структура связей. Согласно данным литературы, между содержанием ХС ЛВП и ТГ существует отрицательная корреляция, а возраст не оказывает выраженного влияния на уровень ХС ЛВП. Мы же наблюдаем в выборке из мужчин Абзелиловского района выраженную в связи с возрастными особенностями динамику не только средних значений показателя, но и процентильных величин его распределения.

Сравнительный анализ липидного спектра сыворотки крови среди мужчин сельской популяции Башкортостана

Показатели

Архангельский район

Абзелиловский район

 

S

x̅            

S

Средний возраст, лет

31,83

35,36

ХС, ммоль/л

4,86

0,11

5,21

1,00

ХС ЛПВН, ммоль/л

1,16

0,03

1,22

0,02

ХС ЛПНП, ммоль/л

3,21

0,12

3,41

0,09

ХС ЛОНП, ммоль/л

0,49

0,02

0,58

0,02

ТГ, ммоль/л

1,13

0,05

1,33

0,05

У 90% мужчин, представляющих выборку Абзелиловского района, содержание ХС ЛНП варьировало от 2,27 до 4,74 ммоль/л. Изменчивость уровней XQ ЛНП и общего ХС была тесно взаимосвязана: коэффициент корреляции — 0,92. Результаты однофакторного дисперсионного и корреляционного анализов свидетельствовали о влиянии возраста на содержание ХС ЛНП. Прослеживалась тенденция к повышению этих значений до возраста 40—49 лет и к их понижению в следующей возрастной группе. Содержание ХС Л ОНП характеризовалось минимальным и максимальным значениями (0,26 и 1,02 ммоль/л; средняя величина — 0,58±0,02 ммоль/л).

Диапазон “нормальных” концентраций, ограниченный 5% и 95%-ми значениями отрезных точек, составлял 0,29—1,00 ммоль/л. В данной выборке уровень ХС Л ОНП положительно коррелировал с уровнем общего ХС (r=0,48; Р≤0,05). Помимо этого отмечались достоверные корреляции концентраций ХС >ДОНП и ХС ЛВП (r = 0,34; Р≤0,05), величин ХС ЛОНП и показателя соотношения ХС ЛВП: ХС (r = - 0,23; Р≤0,05).

Концентрация ТГ в выборке из мужчин Абзелиловского района варьировала от 0,59 до 2,34 ммоль/л. Прослеживались корреляции между содержанием ТГ и общего ХС (r=0,45; Р≤0,05), ТГ и ХС ЛВП (r=0,48; Р≤0,05) и, кроме того, между концентрацией ТГ и величиной соотношения ХС ЛВП к ХС (r = - 0,22; Р≤0,05), ТГ и возрастом (r = 0,45; Р≤0,05). Возрастные особенности оказывают влияние на дисперсию уровня ТГ, то есть значения процентилей повышаются в связи с возрастными градациями. У мужчин Абзелиловского района независимо от исходного значения уровень ТГ с возрастом нарастал.

Коэффициент атерогенности у мужчин Абзелиловского района характеризовался средним значением 3,35+0,10: наименьшая из всех величин — 1,63, наибольшая — 5,83. КА коррелировал с другими прогностическими коэффициентами: с соотношениями ХС ЛВП к ХС (r = -0,69; Р≤0,05), ХС ЛНП к ХС ЛВП (r = 0,91; Р≤0,05), ХС к ТГ (r = 0,22; Р≤0,05). Возраст не оказывал влияния на дисперсию КА.

Показатель соотношения ХС:ТГ в выборке из мужчин Абзелиловского района составлял в среднем 2,00±0,07: наименьшее значение — 1,11, наибольшее — 4,28. Он коррелировал с возрастными особенностями (r = -0,29; Р≤0,05), с концентрацией ХС ЛВП (r= - 0,21; Р≤0,05), с ХС ЛНП (r = 0,30: Р≤0,05), ХС ЛОНП (r = - 0,86; Р≤0,05), с КА (r = 0,22; Р≤0,05), с соотношением ХС ЛНП к ХС ЛВП (r = 0,35; Р≤0,05), но не был связан с уровнем общего ХС (см. табл.).

Итак, своеобразие липидных спектров у мужчин Архангельского и Абзелиловского районов Республики Башкортостан заключалось в средних значениях липидных показателей, в особенностях процентильных распределений, в структурах корреляций. Статистически значимыми оказались различия по уровню ХС, ТГ и ХС ЛОНП, причем эти данные практически во всех возрастных группах оказались выше у мужчин Архангельского района, чем у лиц Абзелиловского района, где больше представителей башкирской национальности. Проведенные исследования позволили выявить региональные особенности липидного спектра. Необходима идентификация факторов, определяющих их своеобразие. Региональные особенности липидного гомеостаза у сельского населения Республики Башкортостан обусловлены по крайней мере тремя причинами: образом жизни (например, особенностями питания), природными факторами региона, характером антропогенной нагрузки.

×

About the authors

R. N. Kildebekova

Bashkir State Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Ufa

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Variational series of lipid concentration among the male population of the Arkhangelsk region

Download (12KB)
3. Fig. 2. Variational series of lipid concentration among the male population of Abzelilovsky district

Download (11KB)

© 2001 Kildebekova R.N.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies