Importance of predisposing factors in autochthonously predominating type of female alcoholism

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In examination of 240 women with alcoholism the spontaneous in initiation and autochthonous in course alcoholism variant which does not depend on psychotraumatizing factors and is formed in early young age, was revealed in 70 (29,2%) of the patients. Numerous predisposing factors, hereditary and genetic, microsocial, premorbid and personal, constitutional and psychologic factors were revealed. These patients respond with difficulty to phychotherapeutic treatment, so their treatment is usually limited by the use of medicines.

Full Text

Из литературных источников известно, какое влияние оказывает стресс на дебют алкоголизации. Именно этим фактором было вызвано злоупотребление алкоголем у 78% женщин после тридцати лет. В группе женщин, у которых алкоголизм сформировался в молодом возрасте, начало злоупотребления алкоголем было связано с микросоциальными факторами. По некоторым данным [1], в 32,3% случаев алкоголизма выявлялось злокачественное его течение, слабо коррелировавшее с внешнеситуационным воздействием [1].

При обследовании 240 женщин, больных алкоголизмом, у 70 (29,2%) из них был обнаружен спонтанный по возникновению и аутохтонный по течению вариант заболевания. Он не зависит от психотравмирующих факторов, формируется в раннем молодом возрасте и обозначен как аутохтонно-доми- нирующий. Для него характерна совокупность следующих личностно-психологических и клинико-психопатологических факторов.

  1. Первоначальное употребление алкоголя женщинами по собственной инициативе, отсутствие элемента внешнего принуждения к алкоголизации или его незначительное (недлительное) воздействие.
  2. Выраженность проалкогольной активности, доминирование алкогольных потребностей над всеми остальными уже в начале заболевания.
  3. Стойкость алкогольных установок, их слабая корригируемость на протяжении всего заболевания.
  4. Ранняя инверсия социальных ролей и функций с преобладанием проалкогольной роли, в соответствии с которой строится социальная деятельность и формируется социальное окружение.
  5. Развитие алкогольной симптоматики (клинико-биологических параметров), определяющей вторую стадию заболевания, до 25 лет.
  6. Кратковременность начальной стадии алкоголизма (менее 3 лет), невыраженность или отсутствие неврозоподобных проявлений, быстрый переход к психопатоподобным расстройствам.
  7. Аутохтонное течение алкоголизма, возникновение манифестации или экзацербации алкогольных расстройств вне связи с психотравмирующими обстоятельствами.

При этом типе формирования женского алкоголизма выявлялась многочисленность предиспонирующих факторов, лежащих в основе заболевания, — наследственно-генетических, микросоциальных, преморбидно-личностных, конституционально-психологических. Генетическая основа заболевания определялась чаще, чем при ситуационно обусловленных вариантах алкоголиза. У 8 (11,4%) больных алкоголизмом страдали отцы, у 10 (14,3%) — оба родителя, у 7 (10%) — матери. Обращала на себя внимание высокая частота алкоголизма по материнской линии по сравнению с его внешнеситуационными вариантами, в то время как показатели алкоголизма у отцов обследованных больных были даже снижены (см. табл.).

 

Предиспонирующих факторы алкоголизма у обследованных женщин

Факторы

Аутохтонно-доминирующий тип (n = 70)

Ситуационно обусловленный тип (n = 170)

абс.

%

абс.

%

Алкоголизм только у матери

7

10

6

3,5

Алкоголизм только у отца

8

11,4

30

17,6

Алкоголизм у обоих родителей

10

14,3

5

2,9

Всего случаев алкоголизма

25

35,7

41

24,1

Пьянство у родственников

21

30,0

49

28,8

Пьянство у соседей

32

45,7

23

13,5

Неполная семья

26

37,1

39

20,0

Воспитание вне семьи

20

28,5

3

1,8

Привлечение родителей к уголовной ответственности

20

28,5

6

3,5

Неудовлетворительные жилищно-бытовые условия

41

58,6

44

25,8

Психопатия в преморбиде

26

37,1

25

14,7

возбудимого типа

13

18,6

2

1,2

аффектного

4

5,7

8

4,7

истерического

5

7,1

7

4,1

прочих

4

5,7

8

4,7

Сексуальное насилие

19

27,1

33

19,4

Раннее начало половой жизни

28

40,0

24

14,1

Промискуитет

38

54,3

46

27,0

Маскулинно-асоциальный тип личности

26

37,2

22

12,9

Маскулинно-фемининный тип личности

37

52,8

107

62,9

Фемининно-конформный тип личности

7

10,0

41

24,1

 

Микросоциальные факторы также играли негативную роль в формировании этого варианта, причем их многочисленность по сравнению с внешнеситуационными вариантами заболевания указывает на их ведущее значение в генезе алкоголизма. Так, у 21 (30%) больной пьянство отмечалось среди родственников, у 32 (37,1%) — среди соседей. У 41 (58,6%) больной были неудовлетворительные жилищные условия в родительских семьях, у 26 (37,1%) — неполные родительские семьи. 8 (11,4%) больных воспитывались вне родительских семей (у родственников, в интернатах), 13 (18,6%) — в семьях с отчимом или сожителем матери. У 20 (28,5%) больных родители привлекались к уголовной ответственности.

Данные анкет указывают, что отношение родителей к 9 (12,9%) больным в детстве было жестоким, к 25 (35,7%) — безразличным, к 9 (12,8%) — властным, к 5 (7,2%) — изнеживающим, к 22 (31,4%) — в зависимости от настроения. При изучении особенностей воспитания в детстве выявлены определенные дефекты: у 8 (11,4%) больных воспитание строилось по типу безнадзорности, у 23 (32,8%) — по типу “золушки”, у 5 (7,1%) — кумира семьи. Дефекты воспитания этих больных проявлялись в повышенной частоте случаев физической агрессии в детстве — в качестве объекта и в качестве участника агрессии: 9 (12,8%) больных систематически подвергались побоям в родительской семье, 28 (40%) — сами участвовали в семейных драках.

Сочетание гипоопеки с физическим унижением обусловили возникновение у них преморбидных характерологических искажений, выражавшихся в высокой частоте психопатий. У 13 (18,6%) больных психопатии были возбудимого типа, у 4 (5,7%) — аффективного, у 5 (7,1%) — истерического, у 4 (5,7%) — прочих типов. Остальные 44 (62,9%) пациентки были отнесены к акцентуированным личностям. Отсутствие лиц с гармоничным складом характера, выявленные личностные деформации могут быть следствием дефекта воспитания в условиях неблагоприятной микросреды, а также в связи с ранним злоупотреблением алкоголя.

В анамнезе женщин с аутохтонно-доминирующим типом формирования алкоголизма в числе иных предиспонирующих факторов были нарушения, связанные с сексуальной сферой: 19 (27,1%) больных подверглись изнасилованию, у 38 (54,3%) — отмечался промискуитет, у 28 (40%) — раннее начало половой жизни (до официального совершеннолетия). В контексте предиспонирующих

факторов эти явления также относятся к личностно-средовым, тем не менее сексуально-физическая агрессия по отношению к пациенткам свидетельствует об их психотравматичности [2, 3].

При изучении конституционально-психологических факторов у этого контингента больных выявлены некоторые отличия от остальных пациенток (с внешнеситуационными вариантами алкоголизма) [5]: это большое число (37,2%) лиц с маскулино-асоциальными особенностями и малое (10%) — с феминино-конформными особенностями. Число больных смешанного (маскулино-фемининного) типа в обеих группах было примерно одинаковым [4]. Напомним, к маскулино-асоциальному типу были отнесены женщины, характерологические особенности которых состояли из так называемых мужских черт характера: прямолинейности, грубости, решительности, склонности к риску, отсутствия сентиментальности, безапелляционности суждений, требовательности, в ряде случаев жестокости. Для них был характерен ранний уход из-под какой-либо опеки — семейной, общественной, производственной, что было вызвано особенностями характера в сочетании с внешнесредовыми воздействиями. Этим женщинам были свойственны стремление к независимости, самостоятельности, нетерпимость к контролю над своими действиями, демонстрация своей неподчиняемости, подчеркивание своей отваги. Начальная алкоголизация сопровождалась своеобразным лихачеством, мотивировалась проверкой своих возможностей, доказательством своих сил, утверждением равноправия с членами компании (дворовой, уличной, впоследствии притонной), своеобразной конкурентностью.

Употребление алкоголя сочеталось с курением, цинично-бранным аффектом, агрессивными действиями. Асоциальность была более глубокой и определяла нарушение многих социальных ролей — жены, матери, дочери, члена трудового коллектива. Социопатия проявлялась отсутствием семей у этих женщин, лишением материнства, если все же были дети, отказа от трудовой деятельности, тунеядства. В состоянии алкогольного опьянения они нередко совершали общественно-опасные действия, для них был характерен криминальный анамнез.

По морфоконституционным особенностям они относились к маскулинному типу, так как имели явно андрогенную внешность (грубый голос, резкие манеры, слабо выраженные вторичные половые признаки). Этот тип формировался в большей степени на психоэндокринной почве, которая содействовала ускоренной маскулинизации, влияла косвенным образом на течение алкоголизма. Одним из факторов, воздействующих на прогредиентность алкоголизма, на наш взгляд, являлось соотношение алкогольных и сексуальных установок. Так, при преобладании первых, что наблюдалось чаще, деградация происходила быстрее и была тотальной — физической, психической, социальной. Стремительнее формировались запои, влечение к алкоголю все менее зависело от обстоятельств и становилось более императивным, быстрее наступало физическое одряхление. К 40 годам эти женщины производили впечатление падших, опустившихся. Половые контакты либо отсутствовали, либо становились крайне редкими, теперь они обеспечивали (материально) потребность в алкоголе — алкогольная доминанта полностью вытесняла сексуальную.

Таким образом, выделенный намиаутохтонно-доминирующий тип женского алкоголизма, выявленный у трети обследованных больных, отличался существенным своеобразием формирования и течения. Изученный аспект представляет не только академический, но и сугубо практический интерес. Этот контингент больных алкоголизмом довольно трудно поддается психотерапевтическому воздействию, их лечение ограничивается использованием медикаментозных средств.

×

About the authors

А. К. Shaidukova

Kazan State Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Psychiatry

Russian Federation, Kazan

О. I. Melchikhin

Kazan State Medical University

Email: info@eco-vector.com

Department of Psychiatry

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1999 Shaidukova А.К., Melchikhin О.I.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies