Development of preventive directionality in the light of appearance of professional managers in health protection

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The definite results are reviewed and prospects of the following development of the manager preparation system in the Kazan State Medical University are outlined. It is noted that professionalism of graduating students of the department in solving management problems not only increases the efficiency of managenent in the field but creates the basis for more health protection of population.

Full Text

Под термином “профилактика” подразумевается, по современным представлениям, совокупность мер по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболеваний как у отдельного человека, так и среди населения. Такие меры должны быть массовыми и целенаправленными. Современная профилактическая направленность провозглашена одним из основных принципов здравоохранения. Однако на практике большее внимание (особенно в условиях сложившейся в стране системы медицинского страхования) врачи уделяют лечению болезней. Этому способствует и сложившаяся система оценки их деятельности — по числу принятых пациентов, исходу заболеваний, срокам восстановления трудоспособности при заболеваниях и др. Профилактическая же работа должна оцениваться по численности здоровых среди определенных контингентов населения, по состоянию здоровья, работоспособности, жизнедеятельности и долголетию людей. Стимулами для усиления профилактической направленности здравоохранения должны стать моральное и материальное вознаграждения медицинских работников, хозяйственных руководителей и самих пациентов.

Оптимальным направлением для развития эффективной профилактики заболеваний в современных социально-экономических условиях было бы внедрение специально разработанных программ, реализуемых усилиями профессионалов в данной области. Но, во-первых, таких программ очень мало, во-вторых, имеющиеся программы реализуются весьма плохо. В-третьих (и это главное), нередко реализацией таких программ занимались и занимаются выпускники факультетов лечебного профиля, в учебных планах подготовки которых отсутствовали некоторые, порой самые необходимые при ведении профилактической работы разделы.

Издавна бытует мнение, что профилактика дешевле лечения. Согласиться с этим мнением вряд ли можно, ибо даже на уровне отдельного индивидуума реализовать систему мер, гарантирующих предупреждение заболеваний, намного труднее, чем при возникновении заболевания помочь организму справиться с отклонением от нормального состояния. Профилактические же мероприятия, затрагивающие интересы определенных контингентов населения, требуют крупномасштабных и растянутых во времени затрат. При этом результаты нередко могут оцениваться лишь по истечении многих лет.

В связи с этим необходимо планирование профилактических мероприятий с привлечением средств из различных источников — бюджетных и внебюджетных, с направлением их не только на здравоохранение, но и на строительство культурно-спортивных сооружений, обеспечение экологического благополучия, улучшение жилищно-бытовых условий и условий труда людей.

Таким образом, развитие профилактики в масштабах страны или отдельных регионов требует весьма сложного комплекса мероприятий и соответствующего уровня управления. Наиболее подготовленными для решения большинства задач внутри подобных комплексов являются, безусловно, выпускники медико-профилактических факультетов. Но для управления этими комплексами, координации действий их частей, разработки стратегических и тактических планов привлечения к профилактической работе различных секторов экономики нужны специально подготовленные профессионалы в области управления — менеджеры. До 90-х годов текущего столетия системы первичной подготовки таких специалистов в отечественном здравоохранении не существовало.

В настоящее время 16 вузов страны (в том числе Казанский государственный медицинский университет) выпускают специалистов с квалификацией “менеджер” на факультетах высшего сестринского образования. В соответствии с государственным образовательным стандартом студенты на указанных факультетах специально изучают вопросы профилактики и призваны решать такие задачи, как распределение населения по группам в зависимости от риска возникновения определенных заболеваний, оптимизация режима жизни людей, контроль за состоянием их здоровья, разработка мер воздействия на физическое и психологическое состояние людей, анализ проводимой профилактической работы и ее оценка.

Пятилетний опыт работы факультета менеджмента и высшего сестринского образования (МВСО) Казанского государственного медицинского университета позволяет подвести определенные итоги и наметить перспективы дальнейшего развития системы подготовки менеджеров. Прежде всего следует отметить, что вступительные экзамены на данном факультете носят специфический характер: по решению ученого совета университета в качестве основного утвержден экзамен по социальной гигиене и организации здравоохранения с элементами сестринского дела. Это позволяет сразу проводить профессиональный отбор среди абитуриентов и выявлять потенциальных менеджеров. Далее в программе обучения, кроме традиционных для медицинских университетов блоков дисциплин, предусмотрены две специфические дисциплины — административно-управленческая, психолого-педагогическая, а также клиническая сестринская подготовка.

Значительное место в программе обучения занимает производственная практика: психолого-педагогическая, педагогическая, ознакомительная менеджерская, менеджерская, преддипломная. Общая цель всех видов производственной практики — максимальное приближение теории к практике и приобретение навыков менеджерской и педагогической деятельности. В результате будущие специалисты самостоятельно решают такие вопросы, как составление должностных инструкций, разработка новых форм организации труда врачей и медицинских сестер, анализ деятельности учреждений здравоохранения, проведение маркетинговых исследований, преподавание различных предметов, выступления перед аудиторией.

Большой интерес к программе подготовки менеджеров проявляют работающие в настоящее время в ЛПУ республики специалисты со средним медицинским образованием. Для удовлетворения их потребностей силами сотрудников университета проводятся циклы повышения квалификации, а с 1998 г. открыто заочное отделение факультета МВСО. Особо следует подчеркнуть, что для одной группы студентов обучение ведется в заочно-выездной форме: в установленные учебным планом сроки преподаватели выезжают во второй по величине город республики Набережные Челны и на базе местных учреждений здравоохранения и учебного центра университета проводят занятия. Таким образом достигается максимальное приближение учебного процесса к студентам-заочникам, экономятся значительные средства, необходимые для их проезда и проживания в Казани, а местные ЛПУ не остаются на время сессии без обучающихся на факультете специалистов.

Летом 1998 г. состоялся первый выпуск специалистов с квалификацией “менеджер”, и уже можно отметить, что многие выпускники факультета успешно работают на должностях главных и старших медсестер, медицинских статистиков, выполняют функции менеджеров, занимаются экономическими вопросами, преподают в высших и средних медицинских заведениях.

Анализ их деятельности свидетельствует о том, что уже с первых шагов в практическом здравоохранении они используют в работе такие управленческие подходы и методы, которые ранее применялись лишь некоторыми руководителями с 10—15-летним стажем: статистическая оценка результатов работы, разработка индивидуальных функционально-должностных инструкций, составление организационных планов функционирования структурных подразделений и положений о их деятельности.

Профессионализм выпускников факультета в решении управленческих задач не просто повышает эффективность управленческого труда в отрасли, но создает базу для более полного сохранения здоровья населения и развития общественного здравоохранения как системы мер, обеспечивающих межотраслевой подход к охране здоровья людей, а это связано с необходимостью подготовки соответствующих специалистов.

Представляется перспективным как в плане подготовки специалистов общественного здравоохранения, так и в процессе последипломного образования выпускников факультета МВСО использовать базу именно подобных факультетов, ибо только в таком случае наблюдается органичное сочетание клинической, административно-управленческой и психолого-педагогической подготовки специалистов, призванных быть и администраторами, и клинистами, и преподавателями.

×

About the authors

S. M. Vakhitov

Kazan State Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Associate Professor, Head of the Department of Management and Organization of Nursing

Russian Federation, Kazan

V. S. Pronevich

Kazan State Medical University

Email: info@eco-vector.com

Department of Management and Organization of Nursing

Russian Federation, Kazan

R. N. Kulagin

Kazan State Medical University

Email: info@eco-vector.com

Department of Management and Organization of Nursing

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1999 Vakhitov S.M., Pronevich V.S., Kulagin R.N.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies