Развитие профилактической направленности в свете появления профессиональных менеджеров Здравоохранения

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Под термином “профилактика” подразумевается, по современным представлениям, совокупность мер по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболеваний как у отдельного человека, так и среди населения. Такие меры должны быть массовыми и целенаправленными. Современная профилактическая направленность провозглашена одним из основных принципов здравоохранения.

Полный текст

Под термином “профилактика” подразумевается, по современным представлениям, совокупность мер по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболеваний как у отдельного человека, так и среди населения. Такие меры должны быть массовыми и целенаправленными. Современная профилактическая направленность провозглашена одним из основных принципов здравоохранения. Однако на практике большее внимание (особенно в условиях сложившейся в стране системы медицинского страхования) врачи уделяют лечению болезней. Этому способствует и сложившаяся система оценки их деятельности — по числу принятых пациентов, исходу заболеваний, срокам восстановления трудоспособности при заболеваниях и др. Профилактическая же работа должна оцениваться по численности здоровых среди определенных контингентов населения, по состоянию здоровья, работоспособности, жизнедеятельности и долголетию людей. Стимулами для усиления профилактической направленности здравоохранения должны стать моральное и материальное вознаграждения медицинских работников, хозяйственных руководителей и самих пациентов.

Оптимальным направлением для развития эффективной профилактики заболеваний в современных социально-экономических условиях было бы внедрение специально разработанных программ, реализуемых усилиями профессионалов в данной области. Но, во-первых, таких программ очень мало, во-вторых, имеющиеся программы реализуются весьма плохо. В-третьих (и это главное), нередко реализацией таких программ занимались и занимаются выпускники факультетов лечебного профиля, в учебных планах подготовки которых отсутствовали некоторые, порой самые необходимые при ведении профилактической работы разделы.

Издавна бытует мнение, что профилактика дешевле лечения. Согласиться с этим мнением вряд ли можно, ибо даже на уровне отдельного индивидуума реализовать систему мер, гарантирующих предупреждение заболеваний, намного труднее, чем при возникновении заболевания помочь организму справиться с отклонением от нормального состояния. Профилактические же мероприятия, затрагивающие интересы определенных контингентов населения, требуют крупномасштабных и растянутых во времени затрат. При этом результаты нередко могут оцениваться лишь по истечении многих лет.

В связи с этим необходимо планирование профилактических мероприятий с привлечением средств из различных источников — бюджетных и внебюджетных, с направлением их не только на здравоохранение, но и на строительство культурно-спортивных сооружений, обеспечение экологического благополучия, улучшение жилищно-бытовых условий и условий труда людей.

Таким образом, развитие профилактики в масштабах страны или отдельных регионов требует весьма сложного комплекса мероприятий и соответствующего уровня управления. Наиболее подготовленными для решения большинства задач внутри подобных комплексов являются, безусловно, выпускники медико-профилактических факультетов. Но для управления этими комплексами, координации действий их частей, разработки стратегических и тактических планов привлечения к профилактической работе различных секторов экономики нужны специально подготовленные профессионалы в области управления — менеджеры. До 90-х годов текущего столетия системы первичной подготовки таких специалистов в отечественном здравоохранении не существовало.

В настоящее время 16 вузов страны (в том числе Казанский государственный медицинский университет) выпускают специалистов с квалификацией “менеджер” на факультетах высшего сестринского образования. В соответствии с государственным образовательным стандартом студенты на указанных факультетах специально изучают вопросы профилактики и призваны решать такие задачи, как распределение населения по группам в зависимости от риска возникновения определенных заболеваний, оптимизация режима жизни людей, контроль за состоянием их здоровья, разработка мер воздействия на физическое и психологическое состояние людей, анализ проводимой профилактической работы и ее оценка.

Пятилетний опыт работы факультета менеджмента и высшего сестринского образования (МВСО) Казанского государственного медицинского университета позволяет подвести определенные итоги и наметить перспективы дальнейшего развития системы подготовки менеджеров. Прежде всего следует отметить, что вступительные экзамены на данном факультете носят специфический характер: по решению ученого совета университета в качестве основного утвержден экзамен по социальной гигиене и организации здравоохранения с элементами сестринского дела. Это позволяет сразу проводить профессиональный отбор среди абитуриентов и выявлять потенциальных менеджеров. Далее в программе обучения, кроме традиционных для медицинских университетов блоков дисциплин, предусмотрены две специфические дисциплины — административно-управленческая, психолого-педагогическая, а также клиническая сестринская подготовка.

Значительное место в программе обучения занимает производственная практика: психолого-педагогическая, педагогическая, ознакомительная менеджерская, менеджерская, преддипломная. Общая цель всех видов производственной практики — максимальное приближение теории к практике и приобретение навыков менеджерской и педагогической деятельности. В результате будущие специалисты самостоятельно решают такие вопросы, как составление должностных инструкций, разработка новых форм организации труда врачей и медицинских сестер, анализ деятельности учреждений здравоохранения, проведение маркетинговых исследований, преподавание различных предметов, выступления перед аудиторией.

Большой интерес к программе подготовки менеджеров проявляют работающие в настоящее время в ЛПУ республики специалисты со средним медицинским образованием. Для удовлетворения их потребностей силами сотрудников университета проводятся циклы повышения квалификации, а с 1998 г. открыто заочное отделение факультета МВСО. Особо следует подчеркнуть, что для одной группы студентов обучение ведется в заочно-выездной форме: в установленные учебным планом сроки преподаватели выезжают во второй по величине город республики Набережные Челны и на базе местных учреждений здравоохранения и учебного центра университета проводят занятия. Таким образом достигается максимальное приближение учебного процесса к студентам-заочникам, экономятся значительные средства, необходимые для их проезда и проживания в Казани, а местные ЛПУ не остаются на время сессии без обучающихся на факультете специалистов.

Летом 1998 г. состоялся первый выпуск специалистов с квалификацией “менеджер”, и уже можно отметить, что многие выпускники факультета успешно работают на должностях главных и старших медсестер, медицинских статистиков, выполняют функции менеджеров, занимаются экономическими вопросами, преподают в высших и средних медицинских заведениях.

Анализ их деятельности свидетельствует о том, что уже с первых шагов в практическом здравоохранении они используют в работе такие управленческие подходы и методы, которые ранее применялись лишь некоторыми руководителями с 10—15-летним стажем: статистическая оценка результатов работы, разработка индивидуальных функционально-должностных инструкций, составление организационных планов функционирования структурных подразделений и положений о их деятельности.

Профессионализм выпускников факультета в решении управленческих задач не просто повышает эффективность управленческого труда в отрасли, но создает базу для более полного сохранения здоровья населения и развития общественного здравоохранения как системы мер, обеспечивающих межотраслевой подход к охране здоровья людей, а это связано с необходимостью подготовки соответствующих специалистов.

Представляется перспективным как в плане подготовки специалистов общественного здравоохранения, так и в процессе последипломного образования выпускников факультета МВСО использовать базу именно подобных факультетов, ибо только в таком случае наблюдается органичное сочетание клинической, административно-управленческой и психолого-педагогической подготовки специалистов, призванных быть и администраторами, и клинистами, и преподавателями.

×

Об авторах

Ш. М. Вахитов

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Доцент, заведующий кафедрой менеджмента и организации сестринского дела

Россия, Казань

В. С. Проневич

Казанский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com

Кафедра менеджмента и организации сестринского дела

Россия, Казань

Р. Н. Кулагин

Казанский государственный медицинский университет

Email: info@eco-vector.com

Кафедра менеджмента и организации сестринского дела

Россия, Казань

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 1999 Вахитов Ш.М., Проневич В.С., Кулагин Р.Н.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах