Morbidity with temporary disability among railway trasport workers

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Morbidity with temporary disability among railroaders of the Kazan department of the Gorky Railroad calculating the basic indices in cases and days from 1994 to 1996 is analyzed. The tendency to the increase of the level of diseases and the increase of the average duration of disability on separate railway junctions and as a whole in Kazan are studied. The recommendations are as follows: provision of working places with lighter conditions of work for placement of persons with temporary disability, improvement of control of temporary disability examination; qualitative improvement of prophylactic medical examination of persons with ischemia heart disease, hypertension, gastric ulcer and rheumatism.

Full Text

В системе Горьковской железной дороги (ГЖД) Казанское отделение — наиболее крупное. Так, только на Казанском железнодорожном узле работают 8723 человека, и именно здесь (вагонное и локомотивное депо, отдел рабочего снабжения) наиболее высок уровень заболеваемости. В сумме она обусловила более половины (52,7%) потерь рабочих дней, что в абсолютном выражении в 1996 г. составило 56213 дней.

Высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) среди железнодорожников не только существенно влияет на уровень производительности труда, но и влечет за собой неизбежные экономические потери. Поэтому проблемы снижения заболеваемости и травматизма железнодорожников остаются важным направлением в обеспечении безопасности движения и улучшения состояния здоровья работников.

Нами проведен анализ ЗВУТ среди работников железнодорожного транспорта Казанского отделения Горьковской железной дороги за 1994—1996 гг. Были рассчитаны основные ее показатели в случаях и днях нетрудоспособности на 100 работающих и среднее число дней нетрудоспособности как в целом по Казанскому отделению, так и по узлам и отдельным службам.

ЗВУТ в рабочих днях колеблется в большом диапазоне — от 774,6 дня нетрудоспособности среди рабочих Казанского отделения Горьковской железной дороги до 894,4 дня во Владимирском отделении (в среднем 839,4 дня), ниже этого уровня — в Ижевском, Муромском и Горьковском отделениях. Превышение среднего уровня заболеваний отмечается только в Казанском и Владимирском отделениях (соответственно на 4,4% и 6,6%).

В составе Казанского отделения ГЖД имеется шесть подразделений (железно-дорожных узлов), где ЗВУТ колеблется от 1187,4 до 905,2 календарных дня на 100 работающих.

В 1994 г. наиболее высокая ЗВУТ была зарегистрирована в Юдинском железнодорожном узле —88,7 случая и 1178,4 дня нетрудоспособности на 100 работающих. Наиболее низкая заболеваемость сохранялась в Красном Узле — 51,5 случая и 905,2 дня нетрудоспособности на 100 работающих. Однако в 1995 г. картина изменилась: в Юдинском узле ЗВУТ возросла на 23,7% в днях нетрудоспособности, в то время как в Красном Узле она снизилась на 0,6 случая и 46,4 дня нетрудоспособности. В целом в Юдинском узле ЗВУТ оказалась в 1,7 раза выше, чем в Красном Узле, что вызывает серьезную озабоченность и требует дальнейшего изучения. Тенденция к повышению ЗВУТ прослеживается также в Казанском, Канашском, Алатырском железнодорожных узлах и в целом по Казанскому отделению.

Обращает на себя внимание и другая закономерность — увеличение средней продолжительности нетрудоспособности (табл. 1), что может свидетельствовать либо о повышении тяжести заболеваний среди работающих, либо об изменениях в системе врачебно-трудовой экспертизы и клинико-экспертной работы в целом. Связь между средней длительностью одного случая и структурой заболеваемости можно проследить на примере Юдинского и Красного Узла. В 1995 г. средняя длительность одного случая в Юдинском узле составляла 14,4 дня, в Красном Узле — 16,8 дня. При относительно сравнимой частоте травм в этих подразделениях (соответственно 20,7% и 19,0%) и заболеваний верхних дыхательных путей и легких (соответственно 23,4% и 22,4%) наблюдалась значительная разница в распространенности других нозологических форм (соответственно 11,7% и 0,1%).

 

Таблица 1. ЗВУТ среди работников железнодорожного транспорта в Казанском отделении ГЖД за 1994-1996 гг. (в случаях и календарных днях на 100 работающих)

Года

1994 г

1995 г.

1996 г.

Снижение (—) или увеличение (+)

Наименование

железнодорожного

узла, отделения

случаи

дни

средняя длитель-ность

случаи

дни

средняя длитель-ность

случаи

дни

средняя длитель-ность

к 1994 г., %

длительность

случаи

дни

Казанский

81,6

1165,5

14,3

83,8

1215,5

14,5

79,6

1219,9

15,3

-2,5

+4,6

Юдинский

88,7

1187,4

13,4

102,1

1468,9

14,4

89,0

1308,7

14,7

+0,3

+ 10,2

Канашский

73,3

931,2

12,7

86,4

1173,8

13,5

75,7

988,7

13,0

+3,2

+6,2

Красный Узел

51,5

905,2

17,5

50,9

858,8

16,8

Йошкар-Олинский

73,8

968,1

13,1

69,8

939,3

13,5

65,1

937,0

14,6

-11,7

—3,2

Алатырский

75,2

1105,6

14,6

79,8

1254,8

15,7

87,1

1564,3

17,9

+ 15,8

+41,5

Казанское

74,0

1043,8

14,2

78,8

1151,8

14,6

79,3

1203,7

15,1

+7,2

+ 15,3

Примечание. С 1996 г. Красный Узел передан в состав Владимирского отделения ГЖД.

 

Таблица 2. ЗВУТ среди работников железнодорожного транспорта по службам Казанского узла ГЖД за 1994—1996 гг. (в случаях и днях на 100 работающих)

Предприятия

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Изменения к 1994 г. %

случаи

дни

средняя длитель-ность

случаи

дни

средняя длитель-ность

случаи

дни

средняя длитель-ность

длительность

случаи

дни

Локомотивное депо

137,7

1731,6

12,6

134,4

1704,8

12,7

112,1

1520,1

13,5

— 18,6

— 12,2

Дистанция пути-22

46,7

788,5

16,8

74,4

1200,1

16,1

59,1

1192,9

17,2

+26,5

+51,3

Вагонное депо

104,3

1477,7

14,2

97,8

1471,4

15,0

102,7

1572,0

15,3

+ 16,5

+6,4

Строительно-монтажное управление-3

47,0

565,0

12,0

59,2

866,6

14,6

61,3

756,7

12,3

+30,4

+33,9

Дирекция пассажирских перевозок

73,6

1037,2

14,1

60,5

989,1

16,3

75,1

1159,2

15,4

+2,0

+11,8

Управление отделения дороги

69,6

870,2

12,5

57,7

764,8

13,2

48,6

752,6

15,5

—30,2

13,5

Дистанция связи и сигнализации-11

1 63,1

1005,3

15,9

68,3

863,3

12,6

74,3

1092,9

14,7

+17,7

+8,7

Дистанция погрузочно-разгрузочных работ-4

77,1

1356,6

17,6

61,1

1256,6

18,2

54,0

968,3

17,9

-29,9

—28,6

Больница

82,1

1088,6

13,2

82,3

1089,6

13,2

76,4

1108,9

14,5

—6,9

+ 1,9

Механические мастерские

54,3

670,2

12,3

135,9

1634,9

12,0

94,3

1486,8

15,7

+73,7

+70,8

Дистанция зданий и гражданских сооружений-9

68,2

1069,0

15,6

86,3

1256,9

18,4

64,3

1087,3

16,9

—5,7

+ 1,7

Отдел рабочего снабжения-4

62,2

979,7

15,7

74,7

1065,9

14,2

69,8

1177,2

16,8

+ 12 2

+20,2

В среднем в Казанском узле

81,6

1165,5

14,3

83,8

1215,5

14,5

79,6

1219,9

15,3

-2,4

+4,7

 

Следующим этапом исследований явился анализ заболеваемости по службам Казанского железнодорожного узла (табл. 2). Как следует из табл. 2, диапазон ее колебаний в различных службах весьма значителен — от 46,7 случая на 100 работающих в ПЧ-22 (дистанция пути) до 137,7 — в локомотивном депо (1994 г.). Аналогичная ситуация отмечается и при анализе заболеваемости в днях нетрудоспособности — от 565,0 на 100 работающих в строительно-монтажном управлении-3 до 1731,6 дня нетрудоспособности — в локомотивном депо.

ЗВУТ является чутким показателем, характеризующим интегральные вклады администрации и системы здравоохранения в реализацию мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья трудящихся. Осуществление таких мер в настоящее время значительно затруднено из-за социально-экономической нестабильности общества, в частности тяжелого финансового положения, сложившегося на предприятиях железнодорожного транспорта и, особенно, в лечебно-профилактических учреждениях. Однако добиться стабилизации и уменьшения заболеваемости железнодорожников Казанского отделения можно за счет следующих мероприятий.

1. На предприятиях:

1.1. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических нормативов условий труда;

1.2. Выделение рабочих мест с облегченными условиями труда для трудоустройства ограниченно трудоспособных;

1.3. Мероприятия донозологической реабилитации (профориентация, профотбор, система мер по повышению работоспособности здоровых лиц, работающих в особых условиях) — тренажерные залы, кабинеты физиотерапии и психоэмоциональной разгрузки, витаминизация блюд и диетическое питание в столовых;

1.4. Контроль со стороны администрации и профсоюзных органов за работниками, которые часто и длительно болеют. При определении обоснованности случаев временной нетрудоспособности необходимо участие цехового врача.

2. В лечебно-профилактических учреждениях Казанского отделения:

2.1. Совершенствование контроля за экспертизой временной нетрудоспособности и клинико-экспертной работой врачей;

2.2. Качественное улучшение диспансеризации работающих, особенно по таким социально значимым заболеваниям, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, ревматизм.

Таким образом, с целью стабилизации и снижения ЗВУТ среди железнодорожников Казанского отделения требуются совместные усилия со стороны администрации и профсоюзных органов предприятий, лечебно-профилактических учреждений, центров санитарно-эпидемиологического надзора и фондов социального страхования.

×

About the authors

R. I. Salyakhov

Kazan State Medical Academy of Postgraduate Education; Department hospital st. Kazan

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Social Medicine, Economics and Healthcare Management

Russian Federation, Kazan; Kazan

O. A. Melnikov

Kazan State Medical Academy of Postgraduate Education; Department hospital st. Kazan

Email: info@eco-vector.com

Department of Social Medicine, Economics and Healthcare Management

Russian Federation, Kazan; Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1998 Salyakhov R.I., Melnikov O.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies