Заболеваемость с временной утратой трудоспособности среди работников железнодорожного транспорта
- Авторы: Саляхов Р.И.1,2, Мельникова О.А.1,2
-
Учреждения:
- Казанская государственная медицинская академия последипломного образования
- Отделенческая больница ст. Казань
- Выпуск: Том 79, № 3 (1998)
- Страницы: 224-226
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 25.03.2021
- Статья одобрена: 25.03.2021
- Статья опубликована: 15.05.1998
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/64173
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj64173
- ID: 64173
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В системе Горьковской железной дороги (ГЖД) Казанское отделение — наиболее крупное. Так, только на Казанском железнодорожном узле работают 8723 человека, и именно здесь (вагонное и локомотивное депо, отдел рабочего снабжения) наиболее высок уровень заболеваемости. В сумме она обусловила более половины (52,7%) потерь рабочих дней, что в абсолютном выражении в 1996 г. составило 56213 дней.
Ключевые слова
Полный текст
В системе Горьковской железной дороги (ГЖД) Казанское отделение — наиболее крупное. Так, только на Казанском железнодорожном узле работают 8723 человека, и именно здесь (вагонное и локомотивное депо, отдел рабочего снабжения) наиболее высок уровень заболеваемости. В сумме она обусловила более половины (52,7%) потерь рабочих дней, что в абсолютном выражении в 1996 г. составило 56213 дней.
Высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) среди железнодорожников не только существенно влияет на уровень производительности труда, но и влечет за собой неизбежные экономические потери. Поэтому проблемы снижения заболеваемости и травматизма железнодорожников остаются важным направлением в обеспечении безопасности движения и улучшения состояния здоровья работников.
Нами проведен анализ ЗВУТ среди работников железнодорожного транспорта Казанского отделения Горьковской железной дороги за 1994—1996 гг. Были рассчитаны основные ее показатели в случаях и днях нетрудоспособности на 100 работающих и среднее число дней нетрудоспособности как в целом по Казанскому отделению, так и по узлам и отдельным службам.
ЗВУТ в рабочих днях колеблется в большом диапазоне — от 774,6 дня нетрудоспособности среди рабочих Казанского отделения Горьковской железной дороги до 894,4 дня во Владимирском отделении (в среднем 839,4 дня), ниже этого уровня — в Ижевском, Муромском и Горьковском отделениях. Превышение среднего уровня заболеваний отмечается только в Казанском и Владимирском отделениях (соответственно на 4,4% и 6,6%).
В составе Казанского отделения ГЖД имеется шесть подразделений (железно-дорожных узлов), где ЗВУТ колеблется от 1187,4 до 905,2 календарных дня на 100 работающих.
В 1994 г. наиболее высокая ЗВУТ была зарегистрирована в Юдинском железнодорожном узле —88,7 случая и 1178,4 дня нетрудоспособности на 100 работающих. Наиболее низкая заболеваемость сохранялась в Красном Узле — 51,5 случая и 905,2 дня нетрудоспособности на 100 работающих. Однако в 1995 г. картина изменилась: в Юдинском узле ЗВУТ возросла на 23,7% в днях нетрудоспособности, в то время как в Красном Узле она снизилась на 0,6 случая и 46,4 дня нетрудоспособности. В целом в Юдинском узле ЗВУТ оказалась в 1,7 раза выше, чем в Красном Узле, что вызывает серьезную озабоченность и требует дальнейшего изучения. Тенденция к повышению ЗВУТ прослеживается также в Казанском, Канашском, Алатырском железнодорожных узлах и в целом по Казанскому отделению.
Обращает на себя внимание и другая закономерность — увеличение средней продолжительности нетрудоспособности (табл. 1), что может свидетельствовать либо о повышении тяжести заболеваний среди работающих, либо об изменениях в системе врачебно-трудовой экспертизы и клинико-экспертной работы в целом. Связь между средней длительностью одного случая и структурой заболеваемости можно проследить на примере Юдинского и Красного Узла. В 1995 г. средняя длительность одного случая в Юдинском узле составляла 14,4 дня, в Красном Узле — 16,8 дня. При относительно сравнимой частоте травм в этих подразделениях (соответственно 20,7% и 19,0%) и заболеваний верхних дыхательных путей и легких (соответственно 23,4% и 22,4%) наблюдалась значительная разница в распространенности других нозологических форм (соответственно 11,7% и 0,1%).
Таблица 1. ЗВУТ среди работников железнодорожного транспорта в Казанском отделении ГЖД за 1994-1996 гг. (в случаях и календарных днях на 100 работающих)
Года | 1994 г | 1995 г. | 1996 г. | Снижение (—) или увеличение (+) | |||||||
Наименование железнодорожного узла, отделения | случаи | дни | средняя длитель-ность | случаи | дни | средняя длитель-ность | случаи | дни | средняя длитель-ность | к 1994 г., % | |
длительность | |||||||||||
случаи | дни | ||||||||||
Казанский | 81,6 | 1165,5 | 14,3 | 83,8 | 1215,5 | 14,5 | 79,6 | 1219,9 | 15,3 | -2,5 | +4,6 |
Юдинский | 88,7 | 1187,4 | 13,4 | 102,1 | 1468,9 | 14,4 | 89,0 | 1308,7 | 14,7 | +0,3 | + 10,2 |
Канашский | 73,3 | 931,2 | 12,7 | 86,4 | 1173,8 | 13,5 | 75,7 | 988,7 | 13,0 | +3,2 | +6,2 |
Красный Узел | 51,5 | 905,2 | 17,5 | 50,9 | 858,8 | 16,8 | — | — | — | — | — |
Йошкар-Олинский | 73,8 | 968,1 | 13,1 | 69,8 | 939,3 | 13,5 | 65,1 | 937,0 | 14,6 | -11,7 | —3,2 |
Алатырский | 75,2 | 1105,6 | 14,6 | 79,8 | 1254,8 | 15,7 | 87,1 | 1564,3 | 17,9 | + 15,8 | +41,5 |
Казанское | 74,0 | 1043,8 | 14,2 | 78,8 | 1151,8 | 14,6 | 79,3 | 1203,7 | 15,1 | +7,2 | + 15,3 |
Примечание. С 1996 г. Красный Узел передан в состав Владимирского отделения ГЖД.
Таблица 2. ЗВУТ среди работников железнодорожного транспорта по службам Казанского узла ГЖД за 1994—1996 гг. (в случаях и днях на 100 работающих)
Предприятия | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | Изменения к 1994 г. % | |||||||
случаи | дни | средняя длитель-ность | случаи | дни | средняя длитель-ность | случаи | дни | средняя длитель-ность | |||
длительность | |||||||||||
случаи | дни | ||||||||||
Локомотивное депо | 137,7 | 1731,6 | 12,6 | 134,4 | 1704,8 | 12,7 | 112,1 | 1520,1 | 13,5 | — 18,6 | — 12,2 |
Дистанция пути-22 | 46,7 | 788,5 | 16,8 | 74,4 | 1200,1 | 16,1 | 59,1 | 1192,9 | 17,2 | +26,5 | +51,3 |
Вагонное депо | 104,3 | 1477,7 | 14,2 | 97,8 | 1471,4 | 15,0 | 102,7 | 1572,0 | 15,3 | + 16,5 | +6,4 |
Строительно-монтажное управление-3 | 47,0 | 565,0 | 12,0 | 59,2 | 866,6 | 14,6 | 61,3 | 756,7 | 12,3 | +30,4 | +33,9 |
Дирекция пассажирских перевозок | 73,6 | 1037,2 | 14,1 | 60,5 | 989,1 | 16,3 | 75,1 | 1159,2 | 15,4 | +2,0 | +11,8 |
Управление отделения дороги | 69,6 | 870,2 | 12,5 | 57,7 | 764,8 | 13,2 | 48,6 | 752,6 | 15,5 | —30,2 | 13,5 |
Дистанция связи и сигнализации-11 | 1 63,1 | 1005,3 | 15,9 | 68,3 | 863,3 | 12,6 | 74,3 | 1092,9 | 14,7 | +17,7 | +8,7 |
Дистанция погрузочно-разгрузочных работ-4 | 77,1 | 1356,6 | 17,6 | 61,1 | 1256,6 | 18,2 | 54,0 | 968,3 | 17,9 | -29,9 | —28,6 |
Больница | 82,1 | 1088,6 | 13,2 | 82,3 | 1089,6 | 13,2 | 76,4 | 1108,9 | 14,5 | —6,9 | + 1,9 |
Механические мастерские | 54,3 | 670,2 | 12,3 | 135,9 | 1634,9 | 12,0 | 94,3 | 1486,8 | 15,7 | +73,7 | +70,8 |
Дистанция зданий и гражданских сооружений-9 | 68,2 | 1069,0 | 15,6 | 86,3 | 1256,9 | 18,4 | 64,3 | 1087,3 | 16,9 | —5,7 | + 1,7 |
Отдел рабочего снабжения-4 | 62,2 | 979,7 | 15,7 | 74,7 | 1065,9 | 14,2 | 69,8 | 1177,2 | 16,8 | + 12 2 | +20,2 |
В среднем в Казанском узле | 81,6 | 1165,5 | 14,3 | 83,8 | 1215,5 | 14,5 | 79,6 | 1219,9 | 15,3 | -2,4 | +4,7 |
Следующим этапом исследований явился анализ заболеваемости по службам Казанского железнодорожного узла (табл. 2). Как следует из табл. 2, диапазон ее колебаний в различных службах весьма значителен — от 46,7 случая на 100 работающих в ПЧ-22 (дистанция пути) до 137,7 — в локомотивном депо (1994 г.). Аналогичная ситуация отмечается и при анализе заболеваемости в днях нетрудоспособности — от 565,0 на 100 работающих в строительно-монтажном управлении-3 до 1731,6 дня нетрудоспособности — в локомотивном депо.
ЗВУТ является чутким показателем, характеризующим интегральные вклады администрации и системы здравоохранения в реализацию мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья трудящихся. Осуществление таких мер в настоящее время значительно затруднено из-за социально-экономической нестабильности общества, в частности тяжелого финансового положения, сложившегося на предприятиях железнодорожного транспорта и, особенно, в лечебно-профилактических учреждениях. Однако добиться стабилизации и уменьшения заболеваемости железнодорожников Казанского отделения можно за счет следующих мероприятий.
1. На предприятиях:
1.1. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических нормативов условий труда;
1.2. Выделение рабочих мест с облегченными условиями труда для трудоустройства ограниченно трудоспособных;
1.3. Мероприятия донозологической реабилитации (профориентация, профотбор, система мер по повышению работоспособности здоровых лиц, работающих в особых условиях) — тренажерные залы, кабинеты физиотерапии и психоэмоциональной разгрузки, витаминизация блюд и диетическое питание в столовых;
1.4. Контроль со стороны администрации и профсоюзных органов за работниками, которые часто и длительно болеют. При определении обоснованности случаев временной нетрудоспособности необходимо участие цехового врача.
2. В лечебно-профилактических учреждениях Казанского отделения:
2.1. Совершенствование контроля за экспертизой временной нетрудоспособности и клинико-экспертной работой врачей;
2.2. Качественное улучшение диспансеризации работающих, особенно по таким социально значимым заболеваниям, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, ревматизм.
Таким образом, с целью стабилизации и снижения ЗВУТ среди железнодорожников Казанского отделения требуются совместные усилия со стороны администрации и профсоюзных органов предприятий, лечебно-профилактических учреждений, центров санитарно-эпидемиологического надзора и фондов социального страхования.
Об авторах
Р. И. Саляхов
Казанская государственная медицинская академия последипломного образования; Отделенческая больница ст. Казань
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра социальной медицины, экономики и управления здравоохранением
Россия, Казань; КазаньО. А. Мельникова
Казанская государственная медицинская академия последипломного образования; Отделенческая больница ст. Казань
Email: info@eco-vector.com
Кафедра социальной медицины, экономики и управления здравоохранением
Россия, Казань; КазаньСписок литературы
Дополнительные файлы
