Заболеваемость с временной утратой трудоспособности среди работников железнодорожного транспорта

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В системе Горьковской железной дороги (ГЖД) Казанское отделение — наиболее крупное. Так, только на Казанском железнодорожном узле работают 8723 человека, и именно здесь (вагонное и локомотивное депо, отдел рабочего снабжения) наиболее высок уровень заболеваемости. В сумме она обусловила более половины (52,7%) потерь рабочих дней, что в абсолютном выражении в 1996 г. составило 56213 дней.

Полный текст

В системе Горьковской железной дороги (ГЖД) Казанское отделение — наиболее крупное. Так, только на Казанском железнодорожном узле работают 8723 человека, и именно здесь (вагонное и локомотивное депо, отдел рабочего снабжения) наиболее высок уровень заболеваемости. В сумме она обусловила более половины (52,7%) потерь рабочих дней, что в абсолютном выражении в 1996 г. составило 56213 дней.

Высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) среди железнодорожников не только существенно влияет на уровень производительности труда, но и влечет за собой неизбежные экономические потери. Поэтому проблемы снижения заболеваемости и травматизма железнодорожников остаются важным направлением в обеспечении безопасности движения и улучшения состояния здоровья работников.

Нами проведен анализ ЗВУТ среди работников железнодорожного транспорта Казанского отделения Горьковской железной дороги за 1994—1996 гг. Были рассчитаны основные ее показатели в случаях и днях нетрудоспособности на 100 работающих и среднее число дней нетрудоспособности как в целом по Казанскому отделению, так и по узлам и отдельным службам.

ЗВУТ в рабочих днях колеблется в большом диапазоне — от 774,6 дня нетрудоспособности среди рабочих Казанского отделения Горьковской железной дороги до 894,4 дня во Владимирском отделении (в среднем 839,4 дня), ниже этого уровня — в Ижевском, Муромском и Горьковском отделениях. Превышение среднего уровня заболеваний отмечается только в Казанском и Владимирском отделениях (соответственно на 4,4% и 6,6%).

В составе Казанского отделения ГЖД имеется шесть подразделений (железно-дорожных узлов), где ЗВУТ колеблется от 1187,4 до 905,2 календарных дня на 100 работающих.

В 1994 г. наиболее высокая ЗВУТ была зарегистрирована в Юдинском железнодорожном узле —88,7 случая и 1178,4 дня нетрудоспособности на 100 работающих. Наиболее низкая заболеваемость сохранялась в Красном Узле — 51,5 случая и 905,2 дня нетрудоспособности на 100 работающих. Однако в 1995 г. картина изменилась: в Юдинском узле ЗВУТ возросла на 23,7% в днях нетрудоспособности, в то время как в Красном Узле она снизилась на 0,6 случая и 46,4 дня нетрудоспособности. В целом в Юдинском узле ЗВУТ оказалась в 1,7 раза выше, чем в Красном Узле, что вызывает серьезную озабоченность и требует дальнейшего изучения. Тенденция к повышению ЗВУТ прослеживается также в Казанском, Канашском, Алатырском железнодорожных узлах и в целом по Казанскому отделению.

Обращает на себя внимание и другая закономерность — увеличение средней продолжительности нетрудоспособности (табл. 1), что может свидетельствовать либо о повышении тяжести заболеваний среди работающих, либо об изменениях в системе врачебно-трудовой экспертизы и клинико-экспертной работы в целом. Связь между средней длительностью одного случая и структурой заболеваемости можно проследить на примере Юдинского и Красного Узла. В 1995 г. средняя длительность одного случая в Юдинском узле составляла 14,4 дня, в Красном Узле — 16,8 дня. При относительно сравнимой частоте травм в этих подразделениях (соответственно 20,7% и 19,0%) и заболеваний верхних дыхательных путей и легких (соответственно 23,4% и 22,4%) наблюдалась значительная разница в распространенности других нозологических форм (соответственно 11,7% и 0,1%).

 

Таблица 1. ЗВУТ среди работников железнодорожного транспорта в Казанском отделении ГЖД за 1994-1996 гг. (в случаях и календарных днях на 100 работающих)

Года

1994 г

1995 г.

1996 г.

Снижение (—) или увеличение (+)

Наименование

железнодорожного

узла, отделения

случаи

дни

средняя длитель-ность

случаи

дни

средняя длитель-ность

случаи

дни

средняя длитель-ность

к 1994 г., %

длительность

случаи

дни

Казанский

81,6

1165,5

14,3

83,8

1215,5

14,5

79,6

1219,9

15,3

-2,5

+4,6

Юдинский

88,7

1187,4

13,4

102,1

1468,9

14,4

89,0

1308,7

14,7

+0,3

+ 10,2

Канашский

73,3

931,2

12,7

86,4

1173,8

13,5

75,7

988,7

13,0

+3,2

+6,2

Красный Узел

51,5

905,2

17,5

50,9

858,8

16,8

Йошкар-Олинский

73,8

968,1

13,1

69,8

939,3

13,5

65,1

937,0

14,6

-11,7

—3,2

Алатырский

75,2

1105,6

14,6

79,8

1254,8

15,7

87,1

1564,3

17,9

+ 15,8

+41,5

Казанское

74,0

1043,8

14,2

78,8

1151,8

14,6

79,3

1203,7

15,1

+7,2

+ 15,3

Примечание. С 1996 г. Красный Узел передан в состав Владимирского отделения ГЖД.

 

Таблица 2. ЗВУТ среди работников железнодорожного транспорта по службам Казанского узла ГЖД за 1994—1996 гг. (в случаях и днях на 100 работающих)

Предприятия

1994 г.

1995 г.

1996 г.

Изменения к 1994 г. %

случаи

дни

средняя длитель-ность

случаи

дни

средняя длитель-ность

случаи

дни

средняя длитель-ность

длительность

случаи

дни

Локомотивное депо

137,7

1731,6

12,6

134,4

1704,8

12,7

112,1

1520,1

13,5

— 18,6

— 12,2

Дистанция пути-22

46,7

788,5

16,8

74,4

1200,1

16,1

59,1

1192,9

17,2

+26,5

+51,3

Вагонное депо

104,3

1477,7

14,2

97,8

1471,4

15,0

102,7

1572,0

15,3

+ 16,5

+6,4

Строительно-монтажное управление-3

47,0

565,0

12,0

59,2

866,6

14,6

61,3

756,7

12,3

+30,4

+33,9

Дирекция пассажирских перевозок

73,6

1037,2

14,1

60,5

989,1

16,3

75,1

1159,2

15,4

+2,0

+11,8

Управление отделения дороги

69,6

870,2

12,5

57,7

764,8

13,2

48,6

752,6

15,5

—30,2

13,5

Дистанция связи и сигнализации-11

1 63,1

1005,3

15,9

68,3

863,3

12,6

74,3

1092,9

14,7

+17,7

+8,7

Дистанция погрузочно-разгрузочных работ-4

77,1

1356,6

17,6

61,1

1256,6

18,2

54,0

968,3

17,9

-29,9

—28,6

Больница

82,1

1088,6

13,2

82,3

1089,6

13,2

76,4

1108,9

14,5

—6,9

+ 1,9

Механические мастерские

54,3

670,2

12,3

135,9

1634,9

12,0

94,3

1486,8

15,7

+73,7

+70,8

Дистанция зданий и гражданских сооружений-9

68,2

1069,0

15,6

86,3

1256,9

18,4

64,3

1087,3

16,9

—5,7

+ 1,7

Отдел рабочего снабжения-4

62,2

979,7

15,7

74,7

1065,9

14,2

69,8

1177,2

16,8

+ 12 2

+20,2

В среднем в Казанском узле

81,6

1165,5

14,3

83,8

1215,5

14,5

79,6

1219,9

15,3

-2,4

+4,7

 

Следующим этапом исследований явился анализ заболеваемости по службам Казанского железнодорожного узла (табл. 2). Как следует из табл. 2, диапазон ее колебаний в различных службах весьма значителен — от 46,7 случая на 100 работающих в ПЧ-22 (дистанция пути) до 137,7 — в локомотивном депо (1994 г.). Аналогичная ситуация отмечается и при анализе заболеваемости в днях нетрудоспособности — от 565,0 на 100 работающих в строительно-монтажном управлении-3 до 1731,6 дня нетрудоспособности — в локомотивном депо.

ЗВУТ является чутким показателем, характеризующим интегральные вклады администрации и системы здравоохранения в реализацию мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья трудящихся. Осуществление таких мер в настоящее время значительно затруднено из-за социально-экономической нестабильности общества, в частности тяжелого финансового положения, сложившегося на предприятиях железнодорожного транспорта и, особенно, в лечебно-профилактических учреждениях. Однако добиться стабилизации и уменьшения заболеваемости железнодорожников Казанского отделения можно за счет следующих мероприятий.

1. На предприятиях:

1.1. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических нормативов условий труда;

1.2. Выделение рабочих мест с облегченными условиями труда для трудоустройства ограниченно трудоспособных;

1.3. Мероприятия донозологической реабилитации (профориентация, профотбор, система мер по повышению работоспособности здоровых лиц, работающих в особых условиях) — тренажерные залы, кабинеты физиотерапии и психоэмоциональной разгрузки, витаминизация блюд и диетическое питание в столовых;

1.4. Контроль со стороны администрации и профсоюзных органов за работниками, которые часто и длительно болеют. При определении обоснованности случаев временной нетрудоспособности необходимо участие цехового врача.

2. В лечебно-профилактических учреждениях Казанского отделения:

2.1. Совершенствование контроля за экспертизой временной нетрудоспособности и клинико-экспертной работой врачей;

2.2. Качественное улучшение диспансеризации работающих, особенно по таким социально значимым заболеваниям, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, ревматизм.

Таким образом, с целью стабилизации и снижения ЗВУТ среди железнодорожников Казанского отделения требуются совместные усилия со стороны администрации и профсоюзных органов предприятий, лечебно-профилактических учреждений, центров санитарно-эпидемиологического надзора и фондов социального страхования.

×

Об авторах

Р. И. Саляхов

Казанская государственная медицинская академия последипломного образования; Отделенческая больница ст. Казань

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Кафедра социальной медицины, экономики и управления здравоохранением

Россия, Казань; Казань

О. А. Мельникова

Казанская государственная медицинская академия последипломного образования; Отделенческая больница ст. Казань

Email: info@eco-vector.com

Кафедра социальной медицины, экономики и управления здравоохранением

Россия, Казань; Казань

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Саляхов Р.И., Мельникова О.А., 1998

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.