Incidence of skin diseases of motor transport workers

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Among 1882 motor transport workers examined 164 patients with dermatoses are revealed. The incidence and structure of skin diseases and the influence of work conditions are studied. The most important factors for drivers are: vibration, cabin microclimate, nervous and emotional stress, dirtying of skin; for repair workers: dirtying of skin and clothes. It is established that eczema and pyodermia are revealed in repair workers, mycosis of the foot and skin pruritus are revealed in drivers.

Full Text

Наряду с исследованиями, направленными на профилактику, раннее выявление профессиональных заболеваний кожи, установление этиологических факторов развития последних, важнейшим научным направлением является изучение их распространенности (эпидемиологии), а также связи между возникновением болезней и воздействием факторов внешней среды (в том числе производственных). Знание истинного уровня распространенности той или иной патологии необходимо для разработки рациональной профилактики, целенаправленного диспансерного наблюдения и лечения этих больных [3].

Несвоевременная диагностика профессиональных заболеваний кожи может быть объяснена трудностью определения самых ранних их проявлений, особенно в том случае, если заболевают отдельные лица среди большого числа работающих в одинаковых условиях [2].

При выполнении ремонта и технического обслуживания автомобилей кожа и одежда работников автотранспорта загрязняются различными веществами — дизельным топливом, этилированным и неэтилированным бензином, нигролом, солидолом, керосином, моторными маслами и смазками, тормозной жидкостью. При гигиенической оценке рабочего места выявлено, что работники автомобильного транспорта ежедневно сталкиваются с вредными химическими веществами — свинцовой пылью, аэрозолью серной кислоты, ТЭС, экстралином и др. [1, 5].

С целью разработки методов профилактики и рационального диспансерного наблюдения нами изучались структура и распространенность заболеваний кожи у работников автотранспортных предприятий. Проанкетированы 1882 работника АТП: водители (1061), рабочие, занятые в ремонте и техническом обслуживании автомобиля (263), прочие работники — кассиры, бухгалтеры, вахтеры (558). Осмотрены больные кожными заболеваниями (164 чел.). Установлено, что микозы занимают 35% от общей заболеваемости дерматозами, далее следуют пиодермии (18%), экземы (16%), кожный зуд (11%), фотодерматозы, псориаз, красный плоский лишай и витилиго. 57% от общего числа заболевших составляют водители, 30% — ремонтники, 13% — рабочие прочих специальностей.

Зависимости заболеваемости от возраста не отмечено, однако стаж рабочих имеет важное значение в вероятности заболевания. Так, у водителей констатировано постепенное нарастание случаев заболеваний после 5 лет стажа, а среди работников, имевших стаж до года, не выявлено ни одного больного.

По распространенности заболеваний среди водителей первое место занимают микозы стоп и онихомикозы, что объясняется условиями труда водителей. В реальных условиях температура воздуха в кабине в холодное время выше на 2—3°, а летом на 10—20° оптимальной нормы, а влажность выше в зимнее время на 18—28%, летом — на 10—48% допустимых норм. Кроме того, водитель подвергается перепадам температуры при выходе из кабины [4].

Одним из основных неблагоприятных производственных факторов является вибрация. На рабочих местах в кабине водителя вибрация представляет собой широкополосной случайный процесс, максимальные значения которой сконцентрированы в диапазоне частот от 1 до 125 Гц [4]. По данным других авторов, среди рабочих виброопасных профессий обнаружена крайне высокая заболеваемость микозами стоп.

Вынужденное положение водителя при работе вызывает расстройство периферического кровообращения, ведущего к нарушению трофики кожи стоп. Водители, находящиеся в длительном рейсе, не имеют возможности соблю-

дать регулярное питание и правила личной гигиены (частое проветривание ног и обуви, ножные ванны, частая смена носков) [6]. Все эти факторы способствуют тому, что у водителей после 5 лет работы происходит заражение патогенным грибом, приводящее к длительному, хроническому, латентному течению заболевания стоп и ногтей, трудно поддающееся лечению. Микоз стоп достоверно повышает чувствительность кожи к производственным аллергенам [7, 8].

Кроме того, водитель часто сам ремонтирует автомобиль, не пользуясь при этом защитными средствами, смывая загрязнения с рук бензином или соляркой.

Частое возникновение у водителей дерматитов и экзем кистей можно объяснить ролью микотической инфекции в сенсибилизации к химическим аллергенам. Вместе с тем у половины здоровых водителей изменено физиологическое состояние кожи кистей рук — сухость и шелушение кожных покровов, особенно кожный зуд (11%). Усиление зуда водители отмечают после стрессовых ситуаций на дорогах. В некоторых случаях зуд нарушает сон и работоспособность. У всех этих больных были проведены клинические и лабораторные исследования на предмет выявления соматической патологии.

Высокая заболеваемость выявлена у рабочих, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Заболевания кожи возникают уже после 6 месяцев работы; число заболевших резко нарастает после одного года стажа. Среди заболеваний преобладают экзема и пиодермии. При выполнении ремонта и технического обслуживания автомобилей кожа и одежда загрязняются комплексом веществ, которые к концу рабочего дня достигают пятикратного увеличения степени загрязнения кожи кистей [1, 5]. Рабочие не пользуются защитными средствами — перчатками, кремами или пастами. Спецодежда стирается не по мере загрязнения, а один раз в год. При смывании загрязнения с рук используются синтетические моющие средства, в основном стиральные порошки и бензин, которые значительно сушат и раздражают кожу, изменяя ее pH. При осмотре состояния кожи кистей рук отмечены повышенная сухость, гиперкератоз, множественные царапины, раны, шрамы, изменение цвета кожи и ногтей, дистрофия ногтей. Все это приводит к повышенной чувствительности кожи, снижению ее реактивности и присоединению вторичной инфекции [5].

Наименьшее число больных наблюдается среди работников других специальностей — бухгалтеров, кассиров, вахтеров. Среди них встречаются больные онихомикозами, дерматитами, красным плоским лишаем, псориазом, витилиго, вирусными паразитарными заболеваниями кожи и ее новообразованиями.

Таким образом, при исследовании структуры и распространенности заболеваний кожи у работников автотранспорта нами выявлено большое число больных кожными заболеваниями. Условия труда (микроклимат в кабине, вибрация, загрязненность кожных покровов и контакт с раздражающими веществами) способствуют возникновению дерматозов. Поэтому среди данной категории работников требуется проводить разъяснительные мероприятия и создать условия для соблюдения гигиенических мер профилактики.

×

About the authors

Yu. A. Gallyamova

Kazan State Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Occupational Hygiene and Occupational Diseases, Department of Skin and Venereal Diseases

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1998 Gallyamova Y.A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies