Распространенность заболеваний кожи у работников автотранспорта
- Авторы: Галлямова Ю.А.1
-
Учреждения:
- Казанский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 79, № 3 (1998)
- Страницы: 222-223
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 25.03.2021
- Статья одобрена: 25.03.2021
- Статья опубликована: 15.05.1998
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/64170
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj64170
- ID: 64170
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Наряду с исследованиями, направленными на профилактику, раннее выявление профессиональных заболеваний кожи, установление этиологических факторов развития последних, важнейшим научным направлением является изучение их распространенности (эпидемиологии), а также связи между возникновением болезней и воздействием факторов внешней среды (в том числе производственных).
Ключевые слова
Полный текст
Наряду с исследованиями, направленными на профилактику, раннее выявление профессиональных заболеваний кожи, установление этиологических факторов развития последних, важнейшим научным направлением является изучение их распространенности (эпидемиологии), а также связи между возникновением болезней и воздействием факторов внешней среды (в том числе производственных). Знание истинного уровня распространенности той или иной патологии необходимо для разработки рациональной профилактики, целенаправленного диспансерного наблюдения и лечения этих больных [3].
Несвоевременная диагностика профессиональных заболеваний кожи может быть объяснена трудностью определения самых ранних их проявлений, особенно в том случае, если заболевают отдельные лица среди большого числа работающих в одинаковых условиях [2].
При выполнении ремонта и технического обслуживания автомобилей кожа и одежда работников автотранспорта загрязняются различными веществами — дизельным топливом, этилированным и неэтилированным бензином, нигролом, солидолом, керосином, моторными маслами и смазками, тормозной жидкостью. При гигиенической оценке рабочего места выявлено, что работники автомобильного транспорта ежедневно сталкиваются с вредными химическими веществами — свинцовой пылью, аэрозолью серной кислоты, ТЭС, экстралином и др. [1, 5].
С целью разработки методов профилактики и рационального диспансерного наблюдения нами изучались структура и распространенность заболеваний кожи у работников автотранспортных предприятий. Проанкетированы 1882 работника АТП: водители (1061), рабочие, занятые в ремонте и техническом обслуживании автомобиля (263), прочие работники — кассиры, бухгалтеры, вахтеры (558). Осмотрены больные кожными заболеваниями (164 чел.). Установлено, что микозы занимают 35% от общей заболеваемости дерматозами, далее следуют пиодермии (18%), экземы (16%), кожный зуд (11%), фотодерматозы, псориаз, красный плоский лишай и витилиго. 57% от общего числа заболевших составляют водители, 30% — ремонтники, 13% — рабочие прочих специальностей.
Зависимости заболеваемости от возраста не отмечено, однако стаж рабочих имеет важное значение в вероятности заболевания. Так, у водителей констатировано постепенное нарастание случаев заболеваний после 5 лет стажа, а среди работников, имевших стаж до года, не выявлено ни одного больного.
По распространенности заболеваний среди водителей первое место занимают микозы стоп и онихомикозы, что объясняется условиями труда водителей. В реальных условиях температура воздуха в кабине в холодное время выше на 2—3°, а летом на 10—20° оптимальной нормы, а влажность выше в зимнее время на 18—28%, летом — на 10—48% допустимых норм. Кроме того, водитель подвергается перепадам температуры при выходе из кабины [4].
Одним из основных неблагоприятных производственных факторов является вибрация. На рабочих местах в кабине водителя вибрация представляет собой широкополосной случайный процесс, максимальные значения которой сконцентрированы в диапазоне частот от 1 до 125 Гц [4]. По данным других авторов, среди рабочих виброопасных профессий обнаружена крайне высокая заболеваемость микозами стоп.
Вынужденное положение водителя при работе вызывает расстройство периферического кровообращения, ведущего к нарушению трофики кожи стоп. Водители, находящиеся в длительном рейсе, не имеют возможности соблю-
дать регулярное питание и правила личной гигиены (частое проветривание ног и обуви, ножные ванны, частая смена носков) [6]. Все эти факторы способствуют тому, что у водителей после 5 лет работы происходит заражение патогенным грибом, приводящее к длительному, хроническому, латентному течению заболевания стоп и ногтей, трудно поддающееся лечению. Микоз стоп достоверно повышает чувствительность кожи к производственным аллергенам [7, 8].
Кроме того, водитель часто сам ремонтирует автомобиль, не пользуясь при этом защитными средствами, смывая загрязнения с рук бензином или соляркой.
Частое возникновение у водителей дерматитов и экзем кистей можно объяснить ролью микотической инфекции в сенсибилизации к химическим аллергенам. Вместе с тем у половины здоровых водителей изменено физиологическое состояние кожи кистей рук — сухость и шелушение кожных покровов, особенно кожный зуд (11%). Усиление зуда водители отмечают после стрессовых ситуаций на дорогах. В некоторых случаях зуд нарушает сон и работоспособность. У всех этих больных были проведены клинические и лабораторные исследования на предмет выявления соматической патологии.
Высокая заболеваемость выявлена у рабочих, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Заболевания кожи возникают уже после 6 месяцев работы; число заболевших резко нарастает после одного года стажа. Среди заболеваний преобладают экзема и пиодермии. При выполнении ремонта и технического обслуживания автомобилей кожа и одежда загрязняются комплексом веществ, которые к концу рабочего дня достигают пятикратного увеличения степени загрязнения кожи кистей [1, 5]. Рабочие не пользуются защитными средствами — перчатками, кремами или пастами. Спецодежда стирается не по мере загрязнения, а один раз в год. При смывании загрязнения с рук используются синтетические моющие средства, в основном стиральные порошки и бензин, которые значительно сушат и раздражают кожу, изменяя ее pH. При осмотре состояния кожи кистей рук отмечены повышенная сухость, гиперкератоз, множественные царапины, раны, шрамы, изменение цвета кожи и ногтей, дистрофия ногтей. Все это приводит к повышенной чувствительности кожи, снижению ее реактивности и присоединению вторичной инфекции [5].
Наименьшее число больных наблюдается среди работников других специальностей — бухгалтеров, кассиров, вахтеров. Среди них встречаются больные онихомикозами, дерматитами, красным плоским лишаем, псориазом, витилиго, вирусными паразитарными заболеваниями кожи и ее новообразованиями.
Таким образом, при исследовании структуры и распространенности заболеваний кожи у работников автотранспорта нами выявлено большое число больных кожными заболеваниями. Условия труда (микроклимат в кабине, вибрация, загрязненность кожных покровов и контакт с раздражающими веществами) способствуют возникновению дерматозов. Поэтому среди данной категории работников требуется проводить разъяснительные мероприятия и создать условия для соблюдения гигиенических мер профилактики.
Об авторах
Ю. А. Галлямова
Казанский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Кафедра гигиены труда и профзаболеваний, Кафедра кожных и венерических болезней
Россия, КазаньСписок литературы
- Амиров Н.Х., Берхеева З.М., Гарипова А.Г. // Конференция по автодорожной медицине: 3-я: Тез. докл. — Горький, 1989.
- Антонъев А.А., Арбатская Ю.Д., ШевароваВ.Н. Экспертиза трудоспособности при заболеваниях кожи. — М., 1982.
- Антонъев А.А., Прохоренков В.И., Банников Е.А. Контактные аллергические дерматозы. — Красноярск, 1992.
- Вайсман А.И. Гигиена труда водителей автомобилей. — М., 1988.
- Гарипова А.Г, Гарипов Ф.М., Краснощекова В.Н. и др.// Конференция по автодорожной медицине: 3-я: Тез. докл. — Горький, 1989.
- Землянская Т.А., Виссарионова В.Я., Бондарев Г.И. и др. // Конференция по автодорожной медицине: 3-я: Тез. докл. — Горький, 1989.
- Карагезян М.А. // Сов. мед. — 1970. — №4. — С. 117-122.
- Матвеев Н.В., Сомов Б.А., Шамин С.А. // Гиг. и сан. — 1995. — № 2. — С. 14—15.
Дополнительные файлы
