Morphological and histochemical changes in the ovaries in uterine cancer

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

A small number of works have been devoted to the functional morphology of the ovaries in uterine cancer, and the conclusions to which the researchers came are very contradictory. We set ourselves the task of studying the morphological and histochemical changes in the ovaries of women, accompanying a cancerous lesion of the uterus, and on the basis of the data obtained to try to determine the functional characteristics of the female reproductive gland.

Full Text

Вопросам функциональной морфологии яичников при раке матки посвящено не­большое число работ, причем выводы, к которым пришли исследователи, весьма противоречивы. Мы поставили перед собой задачу изучить морфологические и гисто­химические изменения в яичниках женщин, сопутствующие раковому поражению матки, и на основании полученных данных попытаться определить функциональные особенности женской половой железы.

Материалом исследования служили яичники 62 больных, оперированных по поводу рака тела или шейки матки. Общая характеристика исследованного материала представлена в таблице.

Характеристика исследованного материала

Возрастные

группы

Число случаев

Количест­во яични­ков

рака шейки матки

рака тела матки

у менструи­рующих

у неменстру­ирующих

у менструи­рующих

у неменст- руируюших

30—39

 40—49

50- 59

 60—69

10

17

2

----

----

8

4

----

---

4

2

----

---

---

10

5

20

58

36

 9

Всего 

29

     12

6

15

123

Как правило, изучались оба яичника. Лишь однажды второй яичник был атрофи­рован и обызвествлен.

В анамнезе больных отмечены следующие заболевания: гипертоническая болезнь (у 2), зоб (у 1), внематочная беременность (у 1).

Аденокарцинома тела матки была у 21 женщины, аденокарцинома шейки матки — у 2, плоскоклеточный неороговевающий или слабоороговевающий рак шейки матки — у 37, cancer in situ шейки матки с инвазией — у 2. У 4 женщин рак шейки матки сочетался с железисто-мышечной гиперплазией шейки матки, у 5 — с железистой гипер­плазией эндометрия, у 2 — с миомой и у 1 — с фибромиомой тела матки.

Удаленные во время операции яичники мы фиксировали в забуференном нейтраль­ном формалине по Лилли, в фиксаторе Шабадаша; приготовляли обычные и гистотопографические срезы, которые мы окрашивали гематоксилином и эозином, пикрофуксином по ван-Гизону, судаком черным, суданом III, сульфатом нильского голубого. Аргирофильные волокна импрегнировали по Бильшовскому в модификации Фута и Папа, эластические волокна окрашивали по методу Вейгерта в модификации Харта. Кислые мукополисахариды выявляли комплексно: применяли окрашивание альцианогым синим по Стидмену (1950), диализованным железом по Хэлу в модификации В. В. Виноградова и Л. П. Черемных (1957), толуидиновым синим по Гессу и Холен- деру (1947) с контролем тестикулярной гиалуронидазой; нейтральные мукополисаха­риды определяли с помощью ШИК-реакции, гликоген — по Шабадашу (1947). Нукле­иновые кислоты исследовали суммарно по Эйнарсону, ДНК—по Фёльгену, РНК — по Браше с контролем рибонуклеазой.

Макроскопически яичники всех возрастных групп представляли собой различной формы бобовидные образования, имели, как правило, гладкую поверхность с единич­ными поверхностно или глубоко расположенными криптами. Железы были плотнова­тые или тугоэластические, на разрезе серовато-розоватого цвета. В 97 яичниках на поверхности или на разрезе можно было видеть гладкостенные округлые полости от 0,2 до 4,5 см в диаметре (в количестве от 1 до 7), выполненные полупрозрачной жел­товатого цвета жидкостью. В 30 случаях были отмечены желтые тела.

Гистологические исследования показали, что наиболее ранними являются измене­ния сосудистого русла яичников, проявляющиеся накоплением в стенках сосудов гиалу­роновой кислоты, которая замещается с возрастом хондроитинсульфатами и нейтраль­ными мукополисахаридами. Параллельно этому происходит мультипликация и огрубение эластиновых, коллагенизация аргирофильных волокон, что постепенно приводит к утолщению и склерозу сосудистых стенок. В лимфатическом русле яичников наблю­дался усиливающийся с возрастом склероз, лимфоплетора и лимфостаз.

Указанные изменения в циркуляторном русле яичников аналогичны инволютивным. По данным Л. Е. Этинген (1967), склероз и утолщение стенки сосудов в норме начинаются после 30 лет и приобретают постоянный характер в 40—50 лет; в наших же наблюдениях эти изменения сосудов яичников становятся постоянными и четко выраженными уже к 30—39 годам, что позволяет говорить о сдвиге инволютивных из­менении в сосудах яичников больных раком матки к более молодому возрасту.

Параллельно и в тесной связи с сосудистыми изменениями развиваются изменения в фолликулярном аппарате и строме яичников. Обращало на себя внимание резкое обеднение фолликулярного аппарата яичников. Примордиальные фолликулы в первой возрастной группе (30—39 лет) отмечены в 12 яичниках из 20, во второй (40—49 Лет)—в 6 из 58. Во всех указанных случаях примордиальные фолликулы обнаружи­вались в виде единичных экземпляров и имели, как правило, признаки глубокой дегенерации. Малые зреющие фолликулы в 1-й возрастной группе обнаружены в 4 случаях, во 2-й — в 2. Большие зреющие и граафозы пузырьки ни в одном случае нам не встретились.

В 97 яичниках (78,8%) обращало на себя внимание наличие множественных фолликулярных кист (от 1 до 7). При раке шейки матки фолликулярные кисты опре­делены у менструирующих больных в 93,1%, у неменструирующих—в 70,8%, при раке тела матки — соответственно в 100 и в 48,2%. Гранулезная выстилка фоллику­лярных кист была образована обычно несколькими слоями кубических клеток, в ядрах которых были митозы. Однако по мере увеличения возраста количество слоев грану­лезной выстилки фолликулярных кист уменьшалось до 1—2, эпителий был разрыхлен­ным и легко слущивался в полость кисты. Внутренняя оболочка фолликулярных кист в 7 случаях (10%) у менструирующих больных была гипертрофирована и гиперплази­рована, в других случаях она была менее выраженной, вплоть до полного отсутствия.

Наряду с этим в 98 яичниках отмечены изменения стромы, которые М. Ф. Глазу­нов (1961) определяет как очаговую или диффузную кортикальную стромальную гипер­плазию. В преобладающем большинстве случаев участки стромальной гиперплазии были представлены компактными скоплениями несколько округленных и вытянутых тека-клеток с наличием митозов или фигур деления, т. е. признаков пролиферации. В очагах гиперплазии было незначительное содержание коллагеновых волокон. При раке шейки матку гиперплазия стромы найдена у менструирующих больных в 77,6%. у неменструирующих—в 83,3%, при раке тела матки — соответственно в 75,0 и 82,7%.

Желтые тела на различных стадиях развития у менструирующих больных отмече­ны в 30,0% случаев.

В 30,1% случае в строме яичников обнаружены очаги кровоизлияния, обычно сопровождающиеся картиной отека.

Изучение нуклеиновых кислот показало, что ДНК содержится в ядрах гранулезы фолликулярных кист, лютеиновых клеток желтых тел, тека-клеток, давая обычную картину распределения іядерного вещества. Реакция Браше с контролем рибонуклеазой обнаружила наличие большого количества РНК в гранулезе фолликулярных кист, в лютеиновых клетках желтых тел; значительно меньше РНК выявлено во внутренней оболочке фолликулярных кист. В различных участках кортикальной гиперплазии коли­чество РНК было неравномерным, вплоть до полного отсутствия, что говорит, вероят­но, о их функциональной неоднородности.

Гликоген определялся в небольшом количестве в гранулезе фолликулярных кист, в очагах гиперплазии стромы и в значительно большей концентрации — в лютеиновых клетках желтых тел.

При окраске Суданом III, черным Суданом суданофилия в виде пылевидной зер­нистости выявлялась в гранулезе фолликулярных кист, в лютеиновых клетках желтых тел, в клетках theca interna и в различных участках стромальной гиперплазии. Следует заметить, что гранулеза фолликулярных кист в некоторых случаях содержала крупно­зернистые суданофильные гранулы, что, по мнению О. В. Волковой (1970), может быть проявлением жировой дистрофии.

Таким образом, в яичниках при раке матки отмечены весьма существенные морфо­логические и гистохимические изменения, касающиеся всех образований и прежде всего сосудов, фолликулярного аппарата и стромы. Известно, что состояние сосудов яичников наиболее демонстративно отражает морфофункциональные особенности женской половой железы (1967). В этом плане заслуживает быть отмеченным сдвиг инволютивных изменений сосудов яичников при раке матки к более молодому воз­расту, что, вероятно, может обусловить преждевременное старение женской гонады при указанной патологии матки.

По данным Волл и сотр. (1948), кисты в яичниках в норме встречаются в 4,5— 8%, а гиперплазия стромы — в 40—45% случаев. Наши наблюдения показывают, что при раке матки в яичниках статистически достоверно учащается образование фоллику­лярных кист (78,8%, Р<0,001) и развитие кортикальной стромальной гиперплазии <3 (79,7%, Р<0,05).

Следует заметить, что процент фолликулярных кист, установленный нами, совпа­дает с соответствующими данными Ю. А. Крупко-Большовой (78%) и несколько боль­ше данных Г. А. Гутман (56,6%).

Вопрос о месте выработки эстрогенов в настоящее время окончательно не решен. Дюбревиль (1956, 1957) считает, что theca interna продуцирует эстрогены и формиру­ется под влиянием zona granulosa. В наших наблюдениях в яичниках при раке матки, очевидно, только в 10% у менструирующих больных были фолликулярные кисты высо­кой гормональной активности; так, они имели гранулезную выстилку и внутреннюю оболочку в состоянии гипертрофии и гиперплазии, а гистохимически в них выявлен^ интенсивные биохимические процессы (наличие РНК, липидов, гликогена).

В других случаях функциональная активность фолликулярных кист, по всей вероятности, была менее выражена или отсутствовала, так как внутренняя оболочка представлялась слабо развитой, а чаще отсутствовала. Однако сравнительное изучение фолликулярных кист яичников женщин в возрастном аспекте, а также тот факт, что фолликулярные кисты обнаруживаются не только у менструирующих больных, но и у женщин, находящихся в менопаузе, склоняют нас к мысли, что недеятельная в дан­ный момент киста в прошлом могла быть активной.

По современным воззрениям [8], повышенное кистообразование в яичниках обусловливает эндогенную гиперэстрогенизацию организма и является проявлением гормонального дисбаланса.

Вопрос о частоте, причинах и значении кортикальной стромальной гиперплазии, несмотря на огромное количество исследований, до настоящего времени не выяснен. Существует предположение, что в возникновении этого явления некоторую роль играет относительное усиление функции гипофиза [6, 7]. Вместе с этим следует заметить, что стромальная гиперплазия, найденная нами в яичниках больных раком матки, не явля­ется специфичной, так как она описана при злокачественных новообразованиях самых различных органов — грудной железы (Л. Б. Линник, 1963), желудка, пищевода, легких [12].

По мнению Л. М. Берштейна и соавт. (1969), очаги стромальной гиперплазии обусловливают секрецию неклассических фенолстероидов, не влияя на секрецию классических. При раке матки яичники продуцируют повышенное количество некласси­ческих фенолстероидов.

Указанные обстоятельства позволяют считать рак матки заболеванием, в генезе которого дисгормональные процессы играют важную роль.

ВЫВОДЫ

  1. При раке матки в циркуляторном русле яичников наблюдается некоторый сдвиг инволютивных изменений к более молодому возрасту.
  2. В яичниках женщин, больных раком матки, происходит статистически достовер­ное учащение образования фолликулярных кист и кортикальной стромальной гипер­плазии, что является отражением гормонального дисбаланса в организме.
×

About the authors

K. D. Gataullin

Medical Institute. S. V. Kurashova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Pathological Anatomy

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1972 Gataullin K.D.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies