Possibilities for predicting hypercholesterolemia in pilots

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The dependence of the frequency of hypercholesterolemia of 6.45 mmol / l on age, average annual flight time, job category, class qualifications, and flight specialty in 300 pilots was studied. The likelihood coefficients of the risk of hypercholesterolemia were calculated. An assessment table has been developed, which makes it possible to correctly predict the risk of hypercholesterolemia in 84% and take a differentiated approach to the primary prevention of atherosclerosis in pilots.

Full Text

Среди различных нозологических форм сердечно-сосудистой патологии атеросклероз занимает одно из первых мест как причина дисквалификации летнего состава.

Большинство исследователей признает, что в развитии ишемической болезни сердца (атеросклероза) первостепенное значение принадлежит гиперхолестеринемии. Статистический анализ данных, полученных в результате изучения связи ИБС с уровнем холестеринемии, позволил сделать расчеты, согласно которым снижение содержания холестерина в крови на 15% должно привести к уменьшению возникновения новых случаев ИБС на 35%.

Роль гиперхолестеринемии в развитии атеросклероза определяет основные пути его профилактики. Поэтому для прогнозирования работоспособности пилотов, а также отбора групп летчиков, нуждающихся в углубленном обследовании и первичной профилактике атеросклероза, немаловажное значение имеют показатели холестерина крови. Так как биохимические исследования сыворотки крови достаточно трудоемки и связаны с отрывом летчика от летной подготовки, весьма ценной является перспектива индивидуального прогнозирования гиперхолестеринемии у летчиков по анкетным данным без прямых биохимических исследований.

В настоящей работе изучены истории болезни 300 летчиков, проходивших полное клиническое обследование в стационаре для определения годности к летной работе. Оно включало комплексное ЭКГ-исследование с функциональными пробами, ортостатические пробы, исследование в барокамере на переносимость умеренных степеней гипоксии, определение содержания холестерина крови методом Мрскоса и Товарека. На специальной карте регистрировали возраст, среднегодовой налет за период летной работы, должность, классную квалификацию и летную специальность. Изученную группу составили в основном лица постоянного и переменного летнего состава, получавшие регламентированный рацион питания и выполнявшие, как правило, учебно-тренировочные полеты.

19% обследованных признаны здоровыми и 12% (с аномалиями рефракции и т. п.) — практически здоровыми; у 24% диагностированы начальная стадия гипертонической болезни ц нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу, у 13% — функциональные заболевания центральной нервной системы, у 9 — заболевания желудочно-кишечного тракта. У 10 пилотов установлен атеросклероз, двое из них в межкомиссионный период перенесли инфаркт миокарда. 10% обследованных по состоянию здоровья признаны негодными к летной работе, 17% —ограниченно годными, остальные — годными к летной работе без ограничения.

Средний уровень холестерина крови у обследованных летчиков оказался равным 5,68+0,06 ммоль/л. Данные, характеризующие средний уровень холестерина крови у летчиков различных возрастных групп,, представлены в табл. 1.

Приведенные результаты подтверждают общую тенденцию: с возрастом средний уровень холестерина в крови у летчиков увеличивается, достигая максимума в 45 лет и старше. У 137 обследованных уровень холестерина крови превышал 5,68 ммоль/л, а у 70% из них оказался равным или больше 6,45 ммоль/л. Поскольку гиперхолестеринемия 6,45 ммоль/л расценивается как фактор риска атеросклероза, представляла интерес частота гиперхолестеринемии ^6,45 ммоль/л в каждой возрастной группе. Эти данные с расчетами коэффициентов отношения правдоподобия приведены в табл. 2.

Коэффициенты правдоподобия показывают, насколько правдоподобнее вероятность гиперхолестеринемии >6,45 ммоль/л у летчиков разного возраста по сравнению с вероятностью уровня холестерина крови меньше 6,45 ммоль/л. Например, коэффициент 1,34 для летчиков старше 45 лет показывает, что в этом ' возрасте риск гиперхолестеринемии в 1,34 раза больше средней вероятности.

Таблица 1

Содержание холестерина в крови у летчиков разного возраста

Возраст,лет 

 

Уровень холестерина крови (М±п1), ммоль/л

Достоверность различий 1

До (25)

 

4,88+0,32

<0,02

26—30

 

5,19+0,23

<0,05

31—35

 

5,44+0,17

>0,1

36—40

 

5,60+0,10

<0,1

41—45

 

5,88+0,09

<0,1

Старше 45 .

 

5,91+0,16

>0,1

Таблица 2

Частота случаев гиперхолестеринемии у летчиков разного возраста

Возраст, лет

Экстенсивные показатели, %

Отношение правдоподобия

группа летчиков с гиперхолестеринемией 6,45 ммоль/л

группа летчиков с уровнем холестерина

<6,45 ммоль/л

До 25                . .

1,4

3,9

1,4:3,9 = 0,36

26—30                . .

4,3

7

4,3:7=0,61

31—35                . .

10

14,3

10:14,3 = 0,70

36—40                . .

24,3

27,4

24,3:27,4 = 0,89

41—45                . .

41,4

33,5

41,4:33,5=1,24

Старше 45 .

18,6

13,9

18,6:13,9=1,34

Итого . . I

100

1 100

1

 

Подобные расчеты могут быть положены в основу индивидуального прогнозирования гиперхолестеринемии. По нашим данным, для этого, кроме возраста, необходимо учитывать следующие факторы (показатели): среднегодовой налет, занимаемую должность, классную квалификацию и летную специальность.

Для каждого из факторов были рассчитаны коэффициенты отношения правдоподобия, как в табл. 2, пооле чего составлена оценочная таблица. Для облегчения расчетов вместо коэффициентов правдоподобия Р использованы логарифмы коэффициентов, округленные и умноженные на 10. Это позволяло в последующем при комплексной оценке не перемножать, а складывать прогностические коэффициенты (пк= 10 IgP).

Таким образом , все оценки риска гиперхолестеринемии находятся в пределах от —4,4 до -4-4,03. При этом сумма максимальных значений прогностических коэффициентов по 5 факторам равняется: ПКмаКс = 1,3 + 3,4 + 0,9—1-0,9 + 4,03 = = 10,53. Сумма минимальных значений этих показателей равна: ПКМИН =(—4,4) + + (—0,8) + (—2,7) + (—1,3)+(—4,0) = —13,2. Следовательно, весь диапазон от минимального до максимального риска гиперхолестеринемии составляет от —13,2 до 10,53.

Чтобы вычислить комплексную оценку риска гиперхолестеринемии, например, для 44-летнего летчика 3-го ранга 1-го класса, пилотирующего спортивные самолеты, с очень большим среднегодовым налетом за весь период летной работы, необходимо сложить прогностические коэффициенты, найденные по оценочной таблице. Суммарный прогностический коэффициент (ПКсум.) будет равен ПКСум. = = 0,9 + 3,4 40,9 + 0,04 44,03 =9,27. Величина этого коэффициента говорит о большой вероятности гиперхолестеринемии у данного летчика.

Таблица 3

Оценочная таблица для индивидуального прогнозирования риска гиперхолестеринемии 6,45 ммоль/л у летчиков по прогностическим коэффициентам (ПК)

Возраст, лет

пк

Должностная категория

пк

Классная квалификация

пк

Летная специальность

ПК

Среднегодовой налет

в часах на самолетах

пк

Старше 45

1,3

3-го ранга

3,4

1-й класс

0,9

летчикиистребители

0,9

очень большой

4,03

41—45 .

0,9

2-го ран

га

1,0

2-й класс

— 1,37

летчики спортивных самолетов

0,04

большой

3,99

36—40 .

—0,5

4-го ранга

0,6

3-й класс

— 1,43

летчики транспортных самолетов и вертолетов

—0,7

выше среднего

—0,4

31—35 .

— 1,6

руководящий сос

тав

0,3

без класса

—2,7

штурманы

—0,8

средний

—0,8

26—30 .

—2,1

1-го ранга

—0,8

бортрадисты и другие

—1,3

малый

незначи

— 1,3

До 25

—4,4

тельный

—4,0

Для 38-летнего летчика 2-го класса, пилотирующего вертолеты, сю средним уровнем среднегодовюго налета за период летной работы, этот прогностический коэффициент составит: ПКсум. =(—0,5) + (—0,8) 4(—1,37) 4(—0,7) 4~ (—0,8) = = —4,17. У него риск гиперхолестеринемии значительно меньше.

В соответствии с прогностическими коэффициентами летчики могут быть разделены на следующие группы: 1) летчики, у которых гиперхолестеринемия мало вероятна (диапазон ПК от—13,2 до—0,61); 2) летчики, у которых гиперхолестеринемия вероятна (диапазон ПК от —0,60 до -+-1,59); 3) летчики, у которых гиперхолестеринемия весьма вероятна (диапазон ПК от -+-1,6 до +10,53).

Для суждения ю точности предложенной прогностической таблицы была проведена ретроспективная проверка с расчетами прогностических коэффициентов для каждого летчика. Только у 48 человек (35% летчиков с уровнем холестерина крови свыше 5,68 ммоль/л) не удалось правильно прогнозировать риск гиперхолестеринемии, что составляет лишь 16% всех обследованных.

Изученная группа лиц летного состава сравнительно невелика. Тем, не менее полученные результаты свидетельствуют о возможности прогнозирования риска гиперхолестеринемии с учетом профессиональных факторов летного труда, а следовательно, и о возможности дифференцированного подхода к проведению первичной профилактики атеросклероза у летчиков.

 

1)Достоверность различий вычислена  в сравнении со средним уровнем холестерина крови по всей группе.

×

About the authors

M. P. Vavilov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Vavilov M.P.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies