Возможности прогнозирования гиперхолестеринемии у летчиков

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучена зависимость частоты гиперхолестеринемии 6,45 ммоль/л от возраста, среднегодового налета, должностной категории, классной квалификации, летной специальности у 300 летчиков. Рассчитаны коэффициенты правдоподобия риска гиперхолестеринемии. Разработана оценочная таблица, которая дает возможность в 84% правильно прогнозировать риск гиперхолестеринемии и дифференцированно подходить к проведению первичной профилактики атеросклероза у летчиков.

Полный текст

Среди различных нозологических форм сердечно-сосудистой патологии атеросклероз занимает одно из первых мест как причина дисквалификации летнего состава.

Большинство исследователей признает, что в развитии ишемической болезни сердца (атеросклероза) первостепенное значение принадлежит гиперхолестеринемии. Статистический анализ данных, полученных в результате изучения связи ИБС с уровнем холестеринемии, позволил сделать расчеты, согласно которым снижение содержания холестерина в крови на 15% должно привести к уменьшению возникновения новых случаев ИБС на 35%.

Роль гиперхолестеринемии в развитии атеросклероза определяет основные пути его профилактики. Поэтому для прогнозирования работоспособности пилотов, а также отбора групп летчиков, нуждающихся в углубленном обследовании и первичной профилактике атеросклероза, немаловажное значение имеют показатели холестерина крови. Так как биохимические исследования сыворотки крови достаточно трудоемки и связаны с отрывом летчика от летной подготовки, весьма ценной является перспектива индивидуального прогнозирования гиперхолестеринемии у летчиков по анкетным данным без прямых биохимических исследований.

В настоящей работе изучены истории болезни 300 летчиков, проходивших полное клиническое обследование в стационаре для определения годности к летной работе. Оно включало комплексное ЭКГ-исследование с функциональными пробами, ортостатические пробы, исследование в барокамере на переносимость умеренных степеней гипоксии, определение содержания холестерина крови методом Мрскоса и Товарека. На специальной карте регистрировали возраст, среднегодовой налет за период летной работы, должность, классную квалификацию и летную специальность. Изученную группу составили в основном лица постоянного и переменного летнего состава, получавшие регламентированный рацион питания и выполнявшие, как правило, учебно-тренировочные полеты.

19% обследованных признаны здоровыми и 12% (с аномалиями рефракции и т. п.) — практически здоровыми; у 24% диагностированы начальная стадия гипертонической болезни ц нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу, у 13% — функциональные заболевания центральной нервной системы, у 9 — заболевания желудочно-кишечного тракта. У 10 пилотов установлен атеросклероз, двое из них в межкомиссионный период перенесли инфаркт миокарда. 10% обследованных по состоянию здоровья признаны негодными к летной работе, 17% —ограниченно годными, остальные — годными к летной работе без ограничения.

Средний уровень холестерина крови у обследованных летчиков оказался равным 5,68+0,06 ммоль/л. Данные, характеризующие средний уровень холестерина крови у летчиков различных возрастных групп,, представлены в табл. 1.

Приведенные результаты подтверждают общую тенденцию: с возрастом средний уровень холестерина в крови у летчиков увеличивается, достигая максимума в 45 лет и старше. У 137 обследованных уровень холестерина крови превышал 5,68 ммоль/л, а у 70% из них оказался равным или больше 6,45 ммоль/л. Поскольку гиперхолестеринемия 6,45 ммоль/л расценивается как фактор риска атеросклероза, представляла интерес частота гиперхолестеринемии ^6,45 ммоль/л в каждой возрастной группе. Эти данные с расчетами коэффициентов отношения правдоподобия приведены в табл. 2.

Коэффициенты правдоподобия показывают, насколько правдоподобнее вероятность гиперхолестеринемии >6,45 ммоль/л у летчиков разного возраста по сравнению с вероятностью уровня холестерина крови меньше 6,45 ммоль/л. Например, коэффициент 1,34 для летчиков старше 45 лет показывает, что в этом ' возрасте риск гиперхолестеринемии в 1,34 раза больше средней вероятности.

Таблица 1

Содержание холестерина в крови у летчиков разного возраста

Возраст,лет 

 

Уровень холестерина крови (М±п1), ммоль/л

Достоверность различий 1

До (25)

 

4,88+0,32

<0,02

26—30

 

5,19+0,23

<0,05

31—35

 

5,44+0,17

>0,1

36—40

 

5,60+0,10

<0,1

41—45

 

5,88+0,09

<0,1

Старше 45 .

 

5,91+0,16

>0,1

Таблица 2

Частота случаев гиперхолестеринемии у летчиков разного возраста

Возраст, лет

Экстенсивные показатели, %

Отношение правдоподобия

группа летчиков с гиперхолестеринемией 6,45 ммоль/л

группа летчиков с уровнем холестерина

<6,45 ммоль/л

До 25                . .

1,4

3,9

1,4:3,9 = 0,36

26—30                . .

4,3

7

4,3:7=0,61

31—35                . .

10

14,3

10:14,3 = 0,70

36—40                . .

24,3

27,4

24,3:27,4 = 0,89

41—45                . .

41,4

33,5

41,4:33,5=1,24

Старше 45 .

18,6

13,9

18,6:13,9=1,34

Итого . . I

100

1 100

1

 

Подобные расчеты могут быть положены в основу индивидуального прогнозирования гиперхолестеринемии. По нашим данным, для этого, кроме возраста, необходимо учитывать следующие факторы (показатели): среднегодовой налет, занимаемую должность, классную квалификацию и летную специальность.

Для каждого из факторов были рассчитаны коэффициенты отношения правдоподобия, как в табл. 2, пооле чего составлена оценочная таблица. Для облегчения расчетов вместо коэффициентов правдоподобия Р использованы логарифмы коэффициентов, округленные и умноженные на 10. Это позволяло в последующем при комплексной оценке не перемножать, а складывать прогностические коэффициенты (пк= 10 IgP).

Таким образом , все оценки риска гиперхолестеринемии находятся в пределах от —4,4 до -4-4,03. При этом сумма максимальных значений прогностических коэффициентов по 5 факторам равняется: ПКмаКс = 1,3 + 3,4 + 0,9—1-0,9 + 4,03 = = 10,53. Сумма минимальных значений этих показателей равна: ПКМИН =(—4,4) + + (—0,8) + (—2,7) + (—1,3)+(—4,0) = —13,2. Следовательно, весь диапазон от минимального до максимального риска гиперхолестеринемии составляет от —13,2 до 10,53.

Чтобы вычислить комплексную оценку риска гиперхолестеринемии, например, для 44-летнего летчика 3-го ранга 1-го класса, пилотирующего спортивные самолеты, с очень большим среднегодовым налетом за весь период летной работы, необходимо сложить прогностические коэффициенты, найденные по оценочной таблице. Суммарный прогностический коэффициент (ПКсум.) будет равен ПКСум. = = 0,9 + 3,4 40,9 + 0,04 44,03 =9,27. Величина этого коэффициента говорит о большой вероятности гиперхолестеринемии у данного летчика.

Таблица 3

Оценочная таблица для индивидуального прогнозирования риска гиперхолестеринемии 6,45 ммоль/л у летчиков по прогностическим коэффициентам (ПК)

Возраст, лет

пк

Должностная категория

пк

Классная квалификация

пк

Летная специальность

ПК

Среднегодовой налет

в часах на самолетах

пк

Старше 45

1,3

3-го ранга

3,4

1-й класс

0,9

летчикиистребители

0,9

очень большой

4,03

41—45 .

0,9

2-го ран

га

1,0

2-й класс

— 1,37

летчики спортивных самолетов

0,04

большой

3,99

36—40 .

—0,5

4-го ранга

0,6

3-й класс

— 1,43

летчики транспортных самолетов и вертолетов

—0,7

выше среднего

—0,4

31—35 .

— 1,6

руководящий сос

тав

0,3

без класса

—2,7

штурманы

—0,8

средний

—0,8

26—30 .

—2,1

1-го ранга

—0,8

бортрадисты и другие

—1,3

малый

незначи

— 1,3

До 25

—4,4

тельный

—4,0

Для 38-летнего летчика 2-го класса, пилотирующего вертолеты, сю средним уровнем среднегодовюго налета за период летной работы, этот прогностический коэффициент составит: ПКсум. =(—0,5) + (—0,8) 4(—1,37) 4(—0,7) 4~ (—0,8) = = —4,17. У него риск гиперхолестеринемии значительно меньше.

В соответствии с прогностическими коэффициентами летчики могут быть разделены на следующие группы: 1) летчики, у которых гиперхолестеринемия мало вероятна (диапазон ПК от—13,2 до—0,61); 2) летчики, у которых гиперхолестеринемия вероятна (диапазон ПК от —0,60 до -+-1,59); 3) летчики, у которых гиперхолестеринемия весьма вероятна (диапазон ПК от -+-1,6 до +10,53).

Для суждения ю точности предложенной прогностической таблицы была проведена ретроспективная проверка с расчетами прогностических коэффициентов для каждого летчика. Только у 48 человек (35% летчиков с уровнем холестерина крови свыше 5,68 ммоль/л) не удалось правильно прогнозировать риск гиперхолестеринемии, что составляет лишь 16% всех обследованных.

Изученная группа лиц летного состава сравнительно невелика. Тем, не менее полученные результаты свидетельствуют о возможности прогнозирования риска гиперхолестеринемии с учетом профессиональных факторов летного труда, а следовательно, и о возможности дифференцированного подхода к проведению первичной профилактики атеросклероза у летчиков.

 

1)Достоверность различий вычислена  в сравнении со средним уровнем холестерина крови по всей группе.

×

Об авторах

М. П. Вавилов

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2021 Вавилов М.П.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах