Возможности прогнозирования гиперхолестеринемии у летчиков
- Авторы: Вавилов М.П.
- Выпуск: Том 60, № 3 (1979)
- Страницы: 18-20
- Тип: Теоретическая и клиническая медицина
- Статья получена: 24.01.2021
- Статья одобрена: 24.01.2021
- Статья опубликована: 15.06.1979
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/59143
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj59143
- ID: 59143
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Изучена зависимость частоты гиперхолестеринемии 6,45 ммоль/л от возраста, среднегодового налета, должностной категории, классной квалификации, летной специальности у 300 летчиков. Рассчитаны коэффициенты правдоподобия риска гиперхолестеринемии. Разработана оценочная таблица, которая дает возможность в 84% правильно прогнозировать риск гиперхолестеринемии и дифференцированно подходить к проведению первичной профилактики атеросклероза у летчиков.
Ключевые слова
Полный текст
Среди различных нозологических форм сердечно-сосудистой патологии атеросклероз занимает одно из первых мест как причина дисквалификации летнего состава.
Большинство исследователей признает, что в развитии ишемической болезни сердца (атеросклероза) первостепенное значение принадлежит гиперхолестеринемии. Статистический анализ данных, полученных в результате изучения связи ИБС с уровнем холестеринемии, позволил сделать расчеты, согласно которым снижение содержания холестерина в крови на 15% должно привести к уменьшению возникновения новых случаев ИБС на 35%.
Роль гиперхолестеринемии в развитии атеросклероза определяет основные пути его профилактики. Поэтому для прогнозирования работоспособности пилотов, а также отбора групп летчиков, нуждающихся в углубленном обследовании и первичной профилактике атеросклероза, немаловажное значение имеют показатели холестерина крови. Так как биохимические исследования сыворотки крови достаточно трудоемки и связаны с отрывом летчика от летной подготовки, весьма ценной является перспектива индивидуального прогнозирования гиперхолестеринемии у летчиков по анкетным данным без прямых биохимических исследований.
В настоящей работе изучены истории болезни 300 летчиков, проходивших полное клиническое обследование в стационаре для определения годности к летной работе. Оно включало комплексное ЭКГ-исследование с функциональными пробами, ортостатические пробы, исследование в барокамере на переносимость умеренных степеней гипоксии, определение содержания холестерина крови методом Мрскоса и Товарека. На специальной карте регистрировали возраст, среднегодовой налет за период летной работы, должность, классную квалификацию и летную специальность. Изученную группу составили в основном лица постоянного и переменного летнего состава, получавшие регламентированный рацион питания и выполнявшие, как правило, учебно-тренировочные полеты.
19% обследованных признаны здоровыми и 12% (с аномалиями рефракции и т. п.) — практически здоровыми; у 24% диагностированы начальная стадия гипертонической болезни ц нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу, у 13% — функциональные заболевания центральной нервной системы, у 9 — заболевания желудочно-кишечного тракта. У 10 пилотов установлен атеросклероз, двое из них в межкомиссионный период перенесли инфаркт миокарда. 10% обследованных по состоянию здоровья признаны негодными к летной работе, 17% —ограниченно годными, остальные — годными к летной работе без ограничения.
Средний уровень холестерина крови у обследованных летчиков оказался равным 5,68+0,06 ммоль/л. Данные, характеризующие средний уровень холестерина крови у летчиков различных возрастных групп,, представлены в табл. 1.
Приведенные результаты подтверждают общую тенденцию: с возрастом средний уровень холестерина в крови у летчиков увеличивается, достигая максимума в 45 лет и старше. У 137 обследованных уровень холестерина крови превышал 5,68 ммоль/л, а у 70% из них оказался равным или больше 6,45 ммоль/л. Поскольку гиперхолестеринемия 6,45 ммоль/л расценивается как фактор риска атеросклероза, представляла интерес частота гиперхолестеринемии ^6,45 ммоль/л в каждой возрастной группе. Эти данные с расчетами коэффициентов отношения правдоподобия приведены в табл. 2.
Коэффициенты правдоподобия показывают, насколько правдоподобнее вероятность гиперхолестеринемии >6,45 ммоль/л у летчиков разного возраста по сравнению с вероятностью уровня холестерина крови меньше 6,45 ммоль/л. Например, коэффициент 1,34 для летчиков старше 45 лет показывает, что в этом ' возрасте риск гиперхолестеринемии в 1,34 раза больше средней вероятности.
Таблица 1 Содержание холестерина в крови у летчиков разного возраста |
Возраст,лет |
| Уровень холестерина крови (М±п1), ммоль/л | Достоверность различий 1 |
До (25) |
| 4,88+0,32 | <0,02 |
26—30 |
| 5,19+0,23 | <0,05 |
31—35 |
| 5,44+0,17 | >0,1 |
36—40 |
| 5,60+0,10 | <0,1 |
41—45 |
| 5,88+0,09 | <0,1 |
Старше 45 . |
| 5,91+0,16 | >0,1 |
Таблица 2
Частота случаев гиперхолестеринемии у летчиков разного возраста
Возраст, лет | Экстенсивные показатели, % | Отношение правдоподобия | |
группа летчиков с гиперхолестеринемией 6,45 ммоль/л | группа летчиков с уровнем холестерина <6,45 ммоль/л | ||
До 25 . . | 1,4 | 3,9 | 1,4:3,9 = 0,36 |
26—30 . . | 4,3 | 7 | 4,3:7=0,61 |
31—35 . . | 10 | 14,3 | 10:14,3 = 0,70 |
36—40 . . | 24,3 | 27,4 | 24,3:27,4 = 0,89 |
41—45 . . | 41,4 | 33,5 | 41,4:33,5=1,24 |
Старше 45 . | 18,6 | 13,9 | 18,6:13,9=1,34 |
Итого . . I | 100 | 1 100 | 1 |
Подобные расчеты могут быть положены в основу индивидуального прогнозирования гиперхолестеринемии. По нашим данным, для этого, кроме возраста, необходимо учитывать следующие факторы (показатели): среднегодовой налет, занимаемую должность, классную квалификацию и летную специальность.
Для каждого из факторов были рассчитаны коэффициенты отношения правдоподобия, как в табл. 2, пооле чего составлена оценочная таблица. Для облегчения расчетов вместо коэффициентов правдоподобия Р использованы логарифмы коэффициентов, округленные и умноженные на 10. Это позволяло в последующем при комплексной оценке не перемножать, а складывать прогностические коэффициенты (пк= 10 IgP).
Таким образом , все оценки риска гиперхолестеринемии находятся в пределах от —4,4 до -4-4,03. При этом сумма максимальных значений прогностических коэффициентов по 5 факторам равняется: ПКмаКс = 1,3 + 3,4 + 0,9—1-0,9 + 4,03 = = 10,53. Сумма минимальных значений этих показателей равна: ПКМИН =(—4,4) + + (—0,8) + (—2,7) + (—1,3)+(—4,0) = —13,2. Следовательно, весь диапазон от минимального до максимального риска гиперхолестеринемии составляет от —13,2 до 10,53.
Чтобы вычислить комплексную оценку риска гиперхолестеринемии, например, для 44-летнего летчика 3-го ранга 1-го класса, пилотирующего спортивные самолеты, с очень большим среднегодовым налетом за весь период летной работы, необходимо сложить прогностические коэффициенты, найденные по оценочной таблице. Суммарный прогностический коэффициент (ПКсум.) будет равен ПКСум. = = 0,9 + 3,4 40,9 + 0,04 44,03 =9,27. Величина этого коэффициента говорит о большой вероятности гиперхолестеринемии у данного летчика.
Таблица 3
Оценочная таблица для индивидуального прогнозирования риска гиперхолестеринемии 6,45 ммоль/л у летчиков по прогностическим коэффициентам (ПК)
Возраст, лет | пк | Должностная категория | пк | Классная квалификация | пк | Летная специальность | ПК | Среднегодовой налет в часах на самолетах | пк |
Старше 45 | 1,3 | 3-го ранга | 3,4 | 1-й класс | 0,9 | летчикиистребители | 0,9 | очень большой | 4,03 |
41—45 . | 0,9 | 2-го ран га | 1,0 | 2-й класс | — 1,37 | летчики спортивных самолетов | 0,04 | большой | 3,99 |
36—40 . | —0,5 | 4-го ранга | 0,6 | 3-й класс | — 1,43 | летчики транспортных самолетов и вертолетов | —0,7 | выше среднего | —0,4 |
31—35 . | — 1,6 | руководящий сос тав | 0,3 | без класса | —2,7 | штурманы | —0,8 | средний | —0,8 |
26—30 . | —2,1 | 1-го ранга | —0,8 | — | — | бортрадисты и другие | —1,3 | малый незначи | — 1,3 |
До 25 | —4,4 | — | — | — | — | — | — | тельный | —4,0 |
Для 38-летнего летчика 2-го класса, пилотирующего вертолеты, сю средним уровнем среднегодовюго налета за период летной работы, этот прогностический коэффициент составит: ПКсум. =(—0,5) + (—0,8) 4(—1,37) 4(—0,7) 4~ (—0,8) = = —4,17. У него риск гиперхолестеринемии значительно меньше.
В соответствии с прогностическими коэффициентами летчики могут быть разделены на следующие группы: 1) летчики, у которых гиперхолестеринемия мало вероятна (диапазон ПК от—13,2 до—0,61); 2) летчики, у которых гиперхолестеринемия вероятна (диапазон ПК от —0,60 до -+-1,59); 3) летчики, у которых гиперхолестеринемия весьма вероятна (диапазон ПК от -+-1,6 до +10,53).
Для суждения ю точности предложенной прогностической таблицы была проведена ретроспективная проверка с расчетами прогностических коэффициентов для каждого летчика. Только у 48 человек (35% летчиков с уровнем холестерина крови свыше 5,68 ммоль/л) не удалось правильно прогнозировать риск гиперхолестеринемии, что составляет лишь 16% всех обследованных.
Изученная группа лиц летного состава сравнительно невелика. Тем, не менее полученные результаты свидетельствуют о возможности прогнозирования риска гиперхолестеринемии с учетом профессиональных факторов летного труда, а следовательно, и о возможности дифференцированного подхода к проведению первичной профилактики атеросклероза у летчиков.
1)Достоверность различий вычислена в сравнении со средним уровнем холестерина крови по всей группе.
Список литературы
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)