The effectiveness of intrapelvic novocaine blockade in an acute attack of renal colic
- Authors: Kyzmina V.E.1, Zak B.I.1
-
Affiliations:
- Kazan State Pedagogical University named after V. I. Lenin
- Issue: Vol 48, No 2 (1967)
- Pages: 10-12
- Section: Articles
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/58940
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj58940
- ID: 58940
Cite item
Full Text
Abstract
Intrapelvic anesthesia for pelvic fractures proposed by L.G.Shkolnikov and V.P.Selivanov (1955) is a type of novocaine blockade. She has found wide application in traumatology.
Keywords
Full Text
Предложенная Л. Г. Школьниковым и В. П. Селивановым (1955) внутритазовая анестезия при переломах таза относится к разновидностям новокаиновой блокады. Она нашла широкое применение в травматологии.
Методика блокады. На 2 см внутри от передне-верхней ости подвздошной кости после анестезии кожи тонкой иглой вводят длинную иглу на глубину 12—14 см, предпосылая ее продвижению раствор ноцокаина. Игла должна идти параллельно подвздошной кости, скользя по ней. 0,25% раствор новокаина, подогретый до 22—24°, вводят медленно в количестве 250—300 мл. Раствор попадает в фасциальное ложе пояснично-подвздошной мышцы, проникает кверху до II—III поясничных позвонков, омывает на стороне введения передне-боковую поверхность поясничного отдела позвоночника и ветви поясничного отдела симпатического ствола, участвующие в иннервации мочеточника и лоханки (М. Г. Мамиш, Г. А. Рихтер). Далее раствор инфильтрирует тазовую клетчатку и нервные сплетения тазовой области, которые, восходя краниально, принимают участие в иннервации мочеточника и лоханки (М. Г. Мамиш). Распространяясь по фасциальному вместилищу пояснично-подвздошной мышцы, раствор новокаина создает как бы «ванну» для нервов и их окончаний (А. П. Быстров, А. А. Вишневский, В. П. Карабицын, Ф. С. Ненилин).
Следовательно, прямыми показаниями для внутритазовой блокады могут служить патологические процессы, возникающие в мочевыводящих путях в связи со спазмом гладкой мускулатуры.
Мы применили данную блокаду при остром приступе почечной колики. Даже при различии причин, вызывающих почечную колику, в патогенезе последней особое значение имеет резкий сегментарный спазм мускулатуры мочеточника, лоханки, почечных чашечек (А. Я. Пытель, И. П. Погорелко), с чем и связана успешность применения при ней новокаиновой блокады по А. В. Вишневскому.
Как известно, больные с приступом почечной колики нуждаются в неотложных мероприятиях. К наиболее распространенным из них относятся: инъекции наркотических, спазмолитических средств, горячая ванна, анестезия семенного канатика или круглой маточной связки по М. Ю. Лорин-Эпштейну, околопочечная новокаиновая блокада по А. В. Вишневскому, эндовезикальные манипуляции.
Настоящее предварительное сообщение основано на 50 наблюдениях над больными с почечной коликой с резко выраженным болевым синдромом. Мужчин было 28, женщин 22. Больные были в возрасте от 18 до 57 лет.
Правосторонняя почечная колика наблюдалась у 27 чел., левосторонняя — у 23. Первый приступ был у 19, повторный у 31 чел. Длительность приступа до блокады была от 45 мин. до 11 часов. Симптом Пастернацкого на стороне поражения был резко положительным у 36 чел., положительным у 14. Эритроциты в моче (от единичных до 40—50 в поле зрения) найдены у 46 чел. Пиурия была у 14. Боли иррадиировали в паховую область, мошонку, бедро у 38 чел. Дизурию отмечали 12 чел.
Всем нашим больным на высоте приступа была произведена внутритазовая блокада. В результате блокады острый приступ почечной колики купировался у всех. Уже в процессе введения раствора новокаина (60—100 мл) боли стали менее интенсивными, а затем прекратились у 42 чел. У остальных боли стихли через 20—40 мин. после блокады. Боли совсем прекратились у 46 чел. 4 больных через 6—24 час. отмечали тупые боли в поясничной области. За время пребывания больных в стационаре приступ почечной колики не повторился у 44 чел.
При рентгенологическом обследовании обнаружена тень, подозрительная на конкремент, у 29 чел. (в почечной лоханке у 2, в верхней трети мочеточника у 7, в средней трети у 5, в нижней — у 15). У 22 чел. тень конкремента была с просяное зерно. Отхождение камней за период пребывания больных в стационаре наблюдалось у 16 чел., у 14 из них — в первые двое суток после блокады.
Индигокарминовая проба, проводившаяся через 6—15 час. после блокады, была нормальной у 3 чел., замедленной у 16, отсутствовала в течение 15 мин. наблюдения у 31 чел. У 3 больных через 1,5—3 часа после блокады повторился приступ на стороне первичного поражения, правда он был менее интенсивным. Рентгенологически у них определялось смещение тени конкремента на 5—14 см вниз по мочеточнику. У 2 из них в первые сутки после блокады отошли камни.
Таким образом в число мероприятий, проводимых для купирования острого приступа почечной или мочеточниковой колики, мы рекомендуем включить внутритазовую новокаиновую блокаду. Она особенно показана в ургентной практике, когда дежурный хирург не владеет техникой эндовезикальных манипуляций, а вышеперечисленные мероприятия оказываются неэффективными.
Внутритазовая блокада, на наш взгляд, может применяться перед оперативными вмешательствами на мочеточнике, лоханке, мочевом пузыре с целью достижения хорошей анестезии.
Наблюдения за 16 больными с острым аппендицитом (у 3 — с катаральной формой, у 11—с флегмонозной, у 2 — с гангренозной), которым до операции была произведена внутритазовая блокада, навели нас на мысль о ее дифференциально-диагностической ценности при остром аппендиците и правосторонней почечной колике. У 14 больных клиническая картина острого аппендицита через 1—2 часа после блокады оставалась прежней. Остальные чувствовали некоторое облегчение, но все же отмечали наличие боли в правой подвздошной области.
В. Ю. Кесслер (1960), применяя данную блокаду для дифференциальной диагностики между забрюшинными гематомами и внутрибрюшными повреждениями, считает, что «она снимает шок, но не затемняет явлений перитонита».
Внутритазовую блокаду мы начали применять и при цистальгии, ночном недержании мочи, воспалительных заболеваниях мочевого пузыря* послеоперационной «рефлекторной» анурии, а также перед операциями на лоханке, мочеточнике, мочевом пузыре.
Осложнений от применения внутритазовой блокады мы не наблюдали. АД, бывшее повышенным на высоте приступа у 33 чел. (от 130/90 до 160/100), через сутки после купирования приступа снизилось до нормы.
About the authors
V. E. Kyzmina
Kazan State Pedagogical University named after V. I. Lenin
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Department of Urology
Russian FederationB. I. Zak
Kazan State Pedagogical University named after V. I. Lenin
Email: info@eco-vector.com
Department of Urology
Russian FederationReferences
