The effect of vitamins B6, B12, C and papaverine on the balance of blood amino acids in coronary atherosclerosis, myocardial infarction and hypertension

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In recent years, vitamins Bb, B12 and C have been widely used in atherosclerosis. Vitamin Bb, due to its participation in important metabolic processes, is indicated for heart failure, coronary atherosclerosis, liver diseases, central nervous system (P. Lukomsky, Ducheny, Selis, Pla, etc.).

Full Text

За последние годы при атеросклерозе широко применяются витамины В6, В12 и С. Витамин Вб, благодаря участию в важных обменных процессах, показан при сердечной недостаточности, коронарном атеросклерозе, заболеваниях печени, центральной нервной системы (П. Лукомский, Дюшеней, Селис, Пла и др.). Не менее ценным является й витамин В12. Помимо специфического влияния, ока­зываемого на нормализацию кроветворения, витамин B12 обладает липотропным дей­ствием и имеет значение в обмене аминокислот — метионина и тирозина (Рысс). благодаря разнообразному участию в обменных процессах (белковом, жировом и др.), витамин В12, как и пиридоксин, используется не только при «злокачественной» анемии, но и при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, печени, при сахарном диабете и т. д.

А. В. Палладии, Ф. К. Меньшиков, 3. М. Волынский и другие исследователи, изучая влияние аскорбиновой кислоты на функциональное состояние печени в эксперименте, показали большую роль витамина С в повышении содержания гликогена в печени. Необходимо отметить также роль аскорбиновой кислоты в окислительных процессах, происходящих в организме.

За последнее время в литературе все чаще появляются сообщения об изменении белкового состава крови, главным образом белковых фракций (альбуминов и глобулинов), а также и фибриногена (В. Е. Фрадкина, Г. А. Гельфер и др.) при остром инфаркте миокарда и при хронической коронарной недостаточности. И в то же время имеются единичные работы о нарушении аминокислотного состава крови при атеросклерозе (Б. П. Пейсахов, И. И. Семенович); внимание исследователей в последнее время все больше привлекают новые данные по определению в крови при инфарктах миокарда фермента, катализирующего синтез и распад аминокислот — глютамино-щавелевоуксусной аминоферазы — трансаминазы.

Повышение аминоферазной активности сыворотки крови при остром инфаркте миокарда давало основание предполагать изменения и со стороны некоторых аминокислот крови. Несомненно, эти изменения в аминокислотном составе крови могут иметь не меньшее диагностическое и прогностическое значение при острой и хронической коронарной недостаточности, чем определение трансаминазы.

Все это послужило поводом для изучения качественного и количественного состава аминокислот в сыворотке крови при различных стадиях коронарного атеросклероза в процессе лечения витаминами В6, В12, С и папаверином. С этой целью было обследовано 125 чел., из них 17 больных острым инфарктом миокарда, 64 — коронарным атеросклерозом со стенокардией, 44 — коронарным атеросклерозом, сочетающимся с гипертонической болезнью. Возраст больных — от 46 до 70 лет. Мужчин было 79, женщин — 46.

У больных инфарктом миокарда наблюдается снижение содержания одних аминокислот в сыворотке крови (глицина, валина, треонина, лейцина+ изолейцина) и повышение других (аспарагиновой, глютаминовой кислот, фенилаланина и тирозина), причем это повышение, особенно тирозина и фенилаланина, было значительным по сравнению с нормой.

После лечения произошли некоторые сдвиги в сторону улучшения — нормализации в содержании тирозина, фенилаланина, аспарагиновой и глютаминовой кислот.

У больных с инфарктом миокарда клиническое течение характеризовалось изменением лейкоцитарной формулы, ускорением РОЭ и патологическими типичными сдвигами в ЭКГ.

У второй группы больных отмечались приступы стенокардии в покое и при физическом напряжении. У большинства из них границы сердца были увеличены влево, тоны сердца были глухие, на верхушке часто прослушивался систолический шум. На ЭКГ наблюдалось снижение сегмента ST и изменение зубца Т (снижение, двух-фазность), чаще в левых грудных отведениях. В аминокислотном составе крови также были установлены нарушения: повышение уровня тирозина до 31,4±9,7у (при норме средней взвешенной — 15,0) и фенилаланина до 41,6±14,7у (при норме средней — 19,5). Что же касается содержания аспарагиновой и глютаминовой кислот, то при стенокардии, в отличие от острого инфаркта миокарда, оно соответствовало норме (средняя взвешенная глютаминовой кислоты — 27,0±7,7у при норме 26,бу, средняя взвешенная аспарагиновой кислоты 10,0±4,2у при норме 9,8у). Лечение оказало бла­гоприятное влияние на аминокислотный состав крови.

У больных третьей группы, страдавших коронарным атеросклерозом и гипертонической болезнью, клиническое течение было более тяжелым. Об этом свидетельствовали большая частота и интенсивность приступов стенокардии, а также большая длительность заболевания. При объективном исследовании можно было наблюдать выраженную клиническую картину атеросклеротического кардиосклероза, хотя и без нарушения гемодинамики.

Содержание многих аминокислот у них значительно отличалось от нормального. Например, уровень тирозина достигал 54±7,7у и фенилаланина — 63,6±18,5у. А содержание глютаминовой и аспарагиновой кислот в крови мало чем отличалось от нормальных показателей у здоровых людей (глютаминовой кислоты 25,6±6,бу при норме 26,бу, аспарагиновой кислоты 5,0±2,4у при норме 9,84у). Наблюдалось некоторое снижение уровня валина и треонина. Так, средняя взвешенная валина у здоровых людей была равна 21,Зу, а у больных третьей группы—15,5±0,23у; средняя треонина у здоровых людей равнялась 14у, а у больных — 7,0±2,8у.

После лечения в течение трех недель произошли некоторые сдвиги в аминокислотсном составе крови, выражавшиеся в снижении содержания тирозина (до 35±6,5у), фенилаланина (до 44± 11,2у) и в некотором увеличении показателей валина, (до 16,8±6,2у) и треонина (до 9±3,2у).

Уровень накопления тирозина и фенилаланина в крови соответствует тяжести течения заболевания. У больных инфарктом миокарда концентрация тирозина была выше, чем у больных коронарным атеросклерозом со стенокардией. Но наряду с этим заслуживают внимания более высокие показатели тирозина и фенилаланина у больных гипертонической болезнью и коронарным атеросклерозом.

Закономерное повышение содержания фенилаланина и тирозина при коронарном атеросклерозе на различных стадиях его развития можно объяснить особенностями превращений этих аминокислот. Исследования изменений в обмене фенилаланина и тирозина показали, что уже на ранней стадии белковой недостаточности окисление этих аминокислот в организме животных резко нарушается (С. Я. Капланский) и что основной причиной торможения окисления тирозина является снижение интенсивности переаминирования между тирозином и а-кетоглютаровой кислотой. Превращение тирозина путем реакции переаминирования состоит в образовании n-оксифенилпировиноградной кислоты. Возможно окисление тирозина через 2,5-диоксифеиилаланин (Майстер). Наряду с распадом тирозина путем указанных превращений происходит переход его в организме в ряд других соединений, например в адреналин, норадреналин и йодированные производные (тироксин).

В дальнейшем было доказано, что меченые фенилаланин и тирозин являются предшественниками адреналина.

В настоящее время стало известно (А. М. Утевский, Л. Т. Малая, А. А. Шалимов, В. В. Меньшиков, В. Рааб), что при коронарной, сердечной недостаточности, острой и хронической, имеет место абсолютное увеличение адреналина в миокарде. По данным В. Рааба, к моменту смерти содержание адреналина в сердце обычно увеличивается, а количество богатых энергией фосфатов уменьшается.

Принимая во внимание тесную связь сердечной недостаточности с содержанием адреналина в миокарде, с одной стороны, и обмен тирозина, имеющий непосредственное отношение к накоплению адреналина в миокарде, с другой, можно рассматривать повышенное содержание фенилаланина и тирозина как показатель сердечной недостаточности.

Наши данные о повышении содержания фенилаланина и тирозина при коронарном атеросклерозе (который в большинстве случаев сочетается с кардиосклерозом) согласуются с данными Ф. 3. Меерсона. При третьей стадии прогрессирующего кардиосклероза он находил, как правило, увеличение содержания фенилаланина и тирозина в миокарде в 2—3 раза по сравнению с нормой. Более высокий уровень фенилаланина и тирозина у больных гипертонической болезнью и коронарным атеросклерозом, очевидно, обусловлен вовлечением в патологический процесс гипофизарно-надпочечниковой системы. Как сообщает Кларк, тяжелый изотоп азота глицина выделяется в. большом количестве с мочой у крыс, получающих кортизон, что указывает на более медленное и менее полное использование поступающих в организм свободных аминокислот в присутствии кортизона.

Наблюдавшееся нами снижение уровня фенилаланина и тирозина после применения витаминов В6 (100 мг), В12 (100у) и С (1,0), очевидно, можно объяснить благоприятным влиянием витамина Вб на переаминирование между тирозином и а-кетоглютаровой кислотой, представляющее собой первую реакцию в длинной цепи превращений, ведущих к образованию из тирозина конечных продуктов его обмена. Витамин В12 имеет значение в обмене аминокислот — метионина и тирозина (Рысс). Показанным для лечения коронарной и сердечной недостаточности является и применение витамина С. Опубликованные данные свидетельствуют о том, что в окислении л-оксифенилпировиноградной кислоты в гомогентизиновую известную роль играет аскорбиновая кислота и каталаза. При недостатке аскорбиновой кислоты животные,, получившие через рот большие количества фенилаланина или тирозина, выделяют с мочой ц-оксифенилпировиноградную кислоту; выделение этой кислоты уменьшается при введении животным аскорбиновой кислоты (Л. Майстер).

Таким образом, благоприятное влияние витаминов Вб, В12 и С на обмен тирозина и объясняет снижение фенилаланина и тирозина после лечения указанными витаминами.

Мы все же не наблюдали полной нормализации содержания этих аминокислот в крови после трехнедельного лечения, что, очевидно, связано с короткими сроками лечения, а возможно, и с недостаточностью наших дозировок витаминов. Так, по мнению Дюшеней, Селис, Пла и Лемонье, действие витамина Вб проявляется только при суточной дозировке в 500 мг или даже в 1,0.

Что касается изменения содержания глютаминовой кислоты в крови больных инфарктом миокарда, то эти нарушения связаны с распадом мышечных волокон и освобождением аминокислот. Как известно, деградация белка всегда идет через образование глютаминовой кислоты (А. Е. Браунштейн).

ВЫВОДЫ

  1. У больных инфарктом миокарда наблюдается повышение содержания аспарагиновой, глютаминовой кислот, тирозина и фенилаланина.
  2. У больных коронарным атеросклерозом, проявляющимся в приступах стенокардии покоя и напряжения, повышается уровень фенилаланина и тирозина, в то же время уровень глютаминовой и аспарагиновой кислот не изменяется.
  3. У больных гипертонической болезнью, сочетающейся с коронарным атеросклерозом, содержание фенилаланина и тирозина увеличено в большей степени, чем при коронарном атеросклерозе. Уровень аспарагиновой и глютаминовой кислот остается нормальным.
  4. После лечения витаминами В6, В12, С и папаверином наблюдается снижение уровня тирозина и фенилаланина (хотя полной нормализации и не наступает), а также аспарагиновой и глютаминовой кислот при инфаркте миокарда.

Выявленные изменения ряда свободных аминокислот в сыворотке крови дают основание говорить о глубине нарушений в межуточном белковом обмене при коронарном атеросклерозе.

×

About the authors

I. A. Sylimovskaya

Ukrainian Institute for Advanced Medical Education

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

First Department of Therapy

Russian Federation

N. Z. Brovko

Ukrainian Institute for Advanced Medical Education

Email: info@eco-vector.com

First Department of Therapy

Russian Federation

N. M. Konakova

Ukrainian Institute for Advanced Medical Education

Email: info@eco-vector.com

First Department of Therapy

Russian Federation

V. Ya. Kameneckaya

Ukrainian Institute for Advanced Medical Educationм

Email: info@eco-vector.com

First Department of Therapy

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Sylimovskaya I.A., Brovko N.Z., Konakova N.M., Kameneckaya V.Y.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies