About pedagogical training of doctors-teachers of medical educational institutions

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The great need for medical personnel in connection with the major successes of healthcare in our country has caused the need to create a wide network of higher and secondary medical schools. The training of medical personnel is a serious and responsible sector of socialist construction in the country of victorious socialism.

Full Text

Большая потребность в медицинских кадрах в связи с круп­ными успехами здравоохранения в нашей стране вызвала необ­ходимость создания широкой сети высших и средних медицин­ских учебных заведений. Подготовка медицинских кадров является серьезным и ответственным участком социалистиче­ского строительства в стране победившего социализма.

В наших условиях в подготовке медицинских кадров приоб­ретает особую значимость и актуальность вопрос о подготовке „кадров для кадров“, вопрос о подготовке врачей-преподавате­лей высших и средних медицинских школ.

Врачи-преподаватели медицинских учебных заведений не имеют специальной педагогической подготовки, несмотря на то, что ведут педагогическую работу.

Медицинские институты и институты усовершенствования врачей имеют в виду только научную и практическую подго­товку своих аспирантов, ординаторов, интернов, прикоманди­рованных врачей и т. п. Врач, проходящий аспирантуру, орди­натуру и т. п., если и проводит занятие с группой студентов, то делает это нерегулярно и без специальной подготовки.

Аналогичное положение и в специальных научно-исследова­тельских институтах, которые принимают также большое уча­стие в подготовке кадров для кадров.

Сплошь да рядом не учитывается то обстоятельство, что научно-исследовательская и педагогическая работа—это совсем не одно и то же; каждая из этих областей труда имеет свои особенности.                                                                       

Работа над повышением педагогической квалификации работ­ника медицинского вуза считается чем-то второстепенным (даже может быть необязательным) по сравнению с научной его ра­ботой. Не случайно приват-доцент А. В. Шацкий в статье „С. С. Гирголав“1) пишет: „Как педагог С. С. Гирголав является прежде всего большим знатоком теории педагогики: он нашел время среди своих обширных работ заняться и этим вопросом“ Нам кажется, что „этим вопросом“ должен заниматься каждый преподаватель медицинской школы независимо от своих научных интересов и объема научной продукции.

При замещении преподавательских должностей в медицинских вузах в основном принимается во внимание наличие ученой степени и ученого звания, а затем уже педагогический опыт и педагогическая квалификация данного кандидата. Группа научных работников (профф. Малиновский, Вишневский, Тала­лаев и др.) в статье „Поднять работу медвузов на более вы­сокую ступень2), между прочим, отмечают: „Весьма серьезные ошибки допускаются и в подборе лекторского состава. Безус­ловно, первым и основным показателем лектора (профессора, доцента) должна быть его теоретическая и практическая воору­женность. В этом смысле совершенно правильна существующая система отбора педагогического персонала с учетом научной продукции. Но наряду с этим, безусловно, нужно помнить, что вторым неотъемлемым условием для работы в вузе являются педагогические качества и способности лектора. Этот показа­тель сейчас совершенно не принимается во внимание, и вслед­ствие этого нередко приходится видеть сотни студентов „отси­живающих лекцию“. И дальше: „...лекции многих профессоров и доцентов в том виде, как они читаются, бывают мало эффек­тивными, и, конечно, ни в какой мере не могут удовлетворить нашу студенческую массу, ее быстро растущие запросы“.

Еще хуже обстоит дело в средних медицинских школах. Из­вестно, что многие врачи, работники лечебных учреждений, являющихся базами для средних медицинских школ, выполняют в последних преподавательские функции ex officio, считая для себя эту работу посторонней и вынужденной нагрузкой. Заслу­женный деятель науки проф. Лурия в своей статье „О среднем медперсонале“3) пишет: „Я не раз слышал от хороших врачей, что не стоит, мол, тратить на преподавание в фельдшерской школе время и силы“. Такие же тенденции обнаруживаются и у многих молодых врачей, посвящающих себя научно-педагоги­ческой работе в медвузах и стремящихся сразу попасть на кафедру или в клинику; недооценивают тот опыт, который можно приобрести на преподавательской работе в средней медшколе. Между тем обязательный стаж работы в течение нескольких лет в среднем медицинском учебном заведении мог бы стать хорошей практической школой для будущего преподавателя медвуза. Проф. Лурия в цитируемой выше статье отмечает: „Я с особым удовлетворением вспоминаю свою 15- летнюю преподавательскую работу в Казанской фельдшерской школе. Я многому там научился“.

Помимо указанных моментов работа средних медшкол часто страдает вследствие недостаточной педагогической квалифика­ции преподавателей. В фельдшерско-акушерских школах рабо­тают наряду с преподавателями, имеющими большой врачебный и преподавательский стаж, также и молодые врачи, пришедшие на педагогическую работу прямо со студенческой скамьи. Од­нако и те и другие не имеют специальной педагогической под­готовки. Это особенно бросается в глаза на фоне совместной работы преподавателя-врача, скажем, преподавателя биологии, с педагогом-биологом, окончившим соответствующий факультет института или университета. Тут-то наглядно вырисовываются все недостатки в работе первого и все преимущества второго. У врачей преподавателей часто отсутствуют самые элементар­ные сведения по вопросам организации педагогического про­цесса, методики преподавания и т. п. Вследствие этого зача­стую врач с большим преподавательским стажем, будучи круп­ным работником в своей специальности, все же остается диле­тантом в педагогической работе.

В отношении подготовки квалифицированных педагогических кадров медицинские дисциплины поставлены в худшие усло­вия, чем дисциплины других специальностей. В педагогических институтах, университетах, на разных курсах, готовящих пре­подавателей по целому ряду дисциплин, студент, наравне с формальными знаниями в области избранной специальности, получает также и педагогическую подготовку. Существуют специальные инженерно-педагогические институты, готовящие специалистов-педагогов по техническим дисциплинам, которые не охватываются университетами и педагогическими институ­тами. Ведь ясно, что только наличием хорошо составленных программ и учебных пособий, богато оборудованных кабинетов и лабораторий и т. п. не может быт обеспечена правильная организация педагогического процесса. Необходимо учесть роль и значение в этом процессе преподавателя, его педагогическую подготовку, которая отвечала бы высоким требованиям, предъ­являемым нашей учащейся молодежью.

Между тем преподаватели медицинских учебных заведений, не имея специальной педагогической подготовки, лишены ктому же возможности воспользоваться специальной методиче­ской литературой, изданию которой не уделяется достаточного внимания. В сборниках, издаваемых Наркомздравами, в основ­ном печатаются официальные материалы, среди которых из­редка попадаются статьи со скудными методическими данными. Методическая статья представляет собою редкость и в нашей медицинской прессе.

В то же время целый ряд вопросов методического порядка (последовательность в размещении учебного материала, анализ основных разделов курса с соответствующими методическими замечаниями, формы организации занятий по данной дисцип­лине, увязка между теорией и практикой, увязка с другими дисциплинами, оборудование кабинетов и лабораторий и т. п.) нуждается в специальной разработке. Необходимо учесть опыт наших выдающихся медиков-педагогов и издать пособия по методике преподавания отдельных медицинских дисциплин. В медицинских журналах необходимо ввести специальные мето­дические отделы, где врачи-преподаватели медицинских учеб­ных заведений могли бы поделиться своим педагогическим опытом. Наряду с этим назрела насущная потребность в спе­циальном методическом журнале, на базе которого со време­нем могли бы вырасти методические журналы по отдельным медицинским дисциплинам.

Развитию методической работы должны сопутствовать и не­посредственные мероприятия по подготовке медицинских педа­гогических кадров. В учебный план аспирантов и ординаторов научно-исследовательских институтов, институтов для усовер­шенствования врачей и медицинских институтов, готовящих кадры для кадров, следует включить часы для специальной педагогической подготовки будущего преподавателя медвуза. Наконец, специальные методические курсы необходимо органи­зовать и для врачей-преподавателей средних медшкол. Врач организатор педагогического процесса в медицинской школе должен быть квалифицированным педагогом.

 

1) Советская хирургия №9 1935.

2) Известия ЦИК СССР от 26/ІХ 1936.

3) Фронт науки и техники №2 1936.

×

About the authors

Ya. S. Perlin

Kamyanets-Podolsk Regional Hospital named after V.I. Lenin

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Perlin Y.S.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies