About pedagogical training of doctors-teachers of medical educational institutions
- Authors: Perlin Y.S.1
-
Affiliations:
- Kamyanets-Podolsk Regional Hospital named after V.I. Lenin
- Issue: Vol 34, No 4 (1938)
- Pages: 346-349
- Section: Articles
- Submitted: 20.12.2020
- Accepted: 20.12.2020
- Published: 13.04.1938
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/56345
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj56345
- ID: 56345
Cite item
Full Text
Abstract
The great need for medical personnel in connection with the major successes of healthcare in our country has caused the need to create a wide network of higher and secondary medical schools. The training of medical personnel is a serious and responsible sector of socialist construction in the country of victorious socialism.
Keywords
Full Text
Большая потребность в медицинских кадрах в связи с крупными успехами здравоохранения в нашей стране вызвала необходимость создания широкой сети высших и средних медицинских учебных заведений. Подготовка медицинских кадров является серьезным и ответственным участком социалистического строительства в стране победившего социализма.
В наших условиях в подготовке медицинских кадров приобретает особую значимость и актуальность вопрос о подготовке „кадров для кадров“, вопрос о подготовке врачей-преподавателей высших и средних медицинских школ.
Врачи-преподаватели медицинских учебных заведений не имеют специальной педагогической подготовки, несмотря на то, что ведут педагогическую работу.
Медицинские институты и институты усовершенствования врачей имеют в виду только научную и практическую подготовку своих аспирантов, ординаторов, интернов, прикомандированных врачей и т. п. Врач, проходящий аспирантуру, ординатуру и т. п., если и проводит занятие с группой студентов, то делает это нерегулярно и без специальной подготовки.
Аналогичное положение и в специальных научно-исследовательских институтах, которые принимают также большое участие в подготовке кадров для кадров.
Сплошь да рядом не учитывается то обстоятельство, что научно-исследовательская и педагогическая работа—это совсем не одно и то же; каждая из этих областей труда имеет свои особенности.
Работа над повышением педагогической квалификации работника медицинского вуза считается чем-то второстепенным (даже может быть необязательным) по сравнению с научной его работой. Не случайно приват-доцент А. В. Шацкий в статье „С. С. Гирголав“1) пишет: „Как педагог С. С. Гирголав является прежде всего большим знатоком теории педагогики: он нашел время среди своих обширных работ заняться и этим вопросом“ Нам кажется, что „этим вопросом“ должен заниматься каждый преподаватель медицинской школы независимо от своих научных интересов и объема научной продукции.
При замещении преподавательских должностей в медицинских вузах в основном принимается во внимание наличие ученой степени и ученого звания, а затем уже педагогический опыт и педагогическая квалификация данного кандидата. Группа научных работников (профф. Малиновский, Вишневский, Талалаев и др.) в статье „Поднять работу медвузов на более высокую ступень2), между прочим, отмечают: „Весьма серьезные ошибки допускаются и в подборе лекторского состава. Безусловно, первым и основным показателем лектора (профессора, доцента) должна быть его теоретическая и практическая вооруженность. В этом смысле совершенно правильна существующая система отбора педагогического персонала с учетом научной продукции. Но наряду с этим, безусловно, нужно помнить, что вторым неотъемлемым условием для работы в вузе являются педагогические качества и способности лектора. Этот показатель сейчас совершенно не принимается во внимание, и вследствие этого нередко приходится видеть сотни студентов „отсиживающих лекцию“. И дальше: „...лекции многих профессоров и доцентов в том виде, как они читаются, бывают мало эффективными, и, конечно, ни в какой мере не могут удовлетворить нашу студенческую массу, ее быстро растущие запросы“.
Еще хуже обстоит дело в средних медицинских школах. Известно, что многие врачи, работники лечебных учреждений, являющихся базами для средних медицинских школ, выполняют в последних преподавательские функции ex officio, считая для себя эту работу посторонней и вынужденной нагрузкой. Заслуженный деятель науки проф. Лурия в своей статье „О среднем медперсонале“3) пишет: „Я не раз слышал от хороших врачей, что не стоит, мол, тратить на преподавание в фельдшерской школе время и силы“. Такие же тенденции обнаруживаются и у многих молодых врачей, посвящающих себя научно-педагогической работе в медвузах и стремящихся сразу попасть на кафедру или в клинику; недооценивают тот опыт, который можно приобрести на преподавательской работе в средней медшколе. Между тем обязательный стаж работы в течение нескольких лет в среднем медицинском учебном заведении мог бы стать хорошей практической школой для будущего преподавателя медвуза. Проф. Лурия в цитируемой выше статье отмечает: „Я с особым удовлетворением вспоминаю свою 15- летнюю преподавательскую работу в Казанской фельдшерской школе. Я многому там научился“.
Помимо указанных моментов работа средних медшкол часто страдает вследствие недостаточной педагогической квалификации преподавателей. В фельдшерско-акушерских школах работают наряду с преподавателями, имеющими большой врачебный и преподавательский стаж, также и молодые врачи, пришедшие на педагогическую работу прямо со студенческой скамьи. Однако и те и другие не имеют специальной педагогической подготовки. Это особенно бросается в глаза на фоне совместной работы преподавателя-врача, скажем, преподавателя биологии, с педагогом-биологом, окончившим соответствующий факультет института или университета. Тут-то наглядно вырисовываются все недостатки в работе первого и все преимущества второго. У врачей преподавателей часто отсутствуют самые элементарные сведения по вопросам организации педагогического процесса, методики преподавания и т. п. Вследствие этого зачастую врач с большим преподавательским стажем, будучи крупным работником в своей специальности, все же остается дилетантом в педагогической работе.
В отношении подготовки квалифицированных педагогических кадров медицинские дисциплины поставлены в худшие условия, чем дисциплины других специальностей. В педагогических институтах, университетах, на разных курсах, готовящих преподавателей по целому ряду дисциплин, студент, наравне с формальными знаниями в области избранной специальности, получает также и педагогическую подготовку. Существуют специальные инженерно-педагогические институты, готовящие специалистов-педагогов по техническим дисциплинам, которые не охватываются университетами и педагогическими институтами. Ведь ясно, что только наличием хорошо составленных программ и учебных пособий, богато оборудованных кабинетов и лабораторий и т. п. не может быт обеспечена правильная организация педагогического процесса. Необходимо учесть роль и значение в этом процессе преподавателя, его педагогическую подготовку, которая отвечала бы высоким требованиям, предъявляемым нашей учащейся молодежью.
Между тем преподаватели медицинских учебных заведений, не имея специальной педагогической подготовки, лишены ктому же возможности воспользоваться специальной методической литературой, изданию которой не уделяется достаточного внимания. В сборниках, издаваемых Наркомздравами, в основном печатаются официальные материалы, среди которых изредка попадаются статьи со скудными методическими данными. Методическая статья представляет собою редкость и в нашей медицинской прессе.
В то же время целый ряд вопросов методического порядка (последовательность в размещении учебного материала, анализ основных разделов курса с соответствующими методическими замечаниями, формы организации занятий по данной дисциплине, увязка между теорией и практикой, увязка с другими дисциплинами, оборудование кабинетов и лабораторий и т. п.) нуждается в специальной разработке. Необходимо учесть опыт наших выдающихся медиков-педагогов и издать пособия по методике преподавания отдельных медицинских дисциплин. В медицинских журналах необходимо ввести специальные методические отделы, где врачи-преподаватели медицинских учебных заведений могли бы поделиться своим педагогическим опытом. Наряду с этим назрела насущная потребность в специальном методическом журнале, на базе которого со временем могли бы вырасти методические журналы по отдельным медицинским дисциплинам.
Развитию методической работы должны сопутствовать и непосредственные мероприятия по подготовке медицинских педагогических кадров. В учебный план аспирантов и ординаторов научно-исследовательских институтов, институтов для усовершенствования врачей и медицинских институтов, готовящих кадры для кадров, следует включить часы для специальной педагогической подготовки будущего преподавателя медвуза. Наконец, специальные методические курсы необходимо организовать и для врачей-преподавателей средних медшкол. Врач организатор педагогического процесса в медицинской школе должен быть квалифицированным педагогом.
1) Советская хирургия №9 1935.
2) Известия ЦИК СССР от 26/ІХ 1936.
3) Фронт науки и техники №2 1936.
About the authors
Ya. S. Perlin
Kamyanets-Podolsk Regional Hospital named after V.I. Lenin
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation