О педагогической подготовке врачей-преподавателей медицинских учебных заведений

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Большая потребность в медицинских кадрах в связи с круп­ными успехами здравоохранения в нашей стране вызвала необ­ходимость создания широкой сети высших и средних медицин­ских учебных заведений. Подготовка медицинских кадров является серьезным и ответственным участком социалистиче­ского строительства в стране победившего социализма.

Полный текст

Большая потребность в медицинских кадрах в связи с круп­ными успехами здравоохранения в нашей стране вызвала необ­ходимость создания широкой сети высших и средних медицин­ских учебных заведений. Подготовка медицинских кадров является серьезным и ответственным участком социалистиче­ского строительства в стране победившего социализма.

В наших условиях в подготовке медицинских кадров приоб­ретает особую значимость и актуальность вопрос о подготовке „кадров для кадров“, вопрос о подготовке врачей-преподавате­лей высших и средних медицинских школ.

Врачи-преподаватели медицинских учебных заведений не имеют специальной педагогической подготовки, несмотря на то, что ведут педагогическую работу.

Медицинские институты и институты усовершенствования врачей имеют в виду только научную и практическую подго­товку своих аспирантов, ординаторов, интернов, прикоманди­рованных врачей и т. п. Врач, проходящий аспирантуру, орди­натуру и т. п., если и проводит занятие с группой студентов, то делает это нерегулярно и без специальной подготовки.

Аналогичное положение и в специальных научно-исследова­тельских институтах, которые принимают также большое уча­стие в подготовке кадров для кадров.

Сплошь да рядом не учитывается то обстоятельство, что научно-исследовательская и педагогическая работа—это совсем не одно и то же; каждая из этих областей труда имеет свои особенности.                                                                       

Работа над повышением педагогической квалификации работ­ника медицинского вуза считается чем-то второстепенным (даже может быть необязательным) по сравнению с научной его ра­ботой. Не случайно приват-доцент А. В. Шацкий в статье „С. С. Гирголав“1) пишет: „Как педагог С. С. Гирголав является прежде всего большим знатоком теории педагогики: он нашел время среди своих обширных работ заняться и этим вопросом“ Нам кажется, что „этим вопросом“ должен заниматься каждый преподаватель медицинской школы независимо от своих научных интересов и объема научной продукции.

При замещении преподавательских должностей в медицинских вузах в основном принимается во внимание наличие ученой степени и ученого звания, а затем уже педагогический опыт и педагогическая квалификация данного кандидата. Группа научных работников (профф. Малиновский, Вишневский, Тала­лаев и др.) в статье „Поднять работу медвузов на более вы­сокую ступень2), между прочим, отмечают: „Весьма серьезные ошибки допускаются и в подборе лекторского состава. Безус­ловно, первым и основным показателем лектора (профессора, доцента) должна быть его теоретическая и практическая воору­женность. В этом смысле совершенно правильна существующая система отбора педагогического персонала с учетом научной продукции. Но наряду с этим, безусловно, нужно помнить, что вторым неотъемлемым условием для работы в вузе являются педагогические качества и способности лектора. Этот показа­тель сейчас совершенно не принимается во внимание, и вслед­ствие этого нередко приходится видеть сотни студентов „отси­живающих лекцию“. И дальше: „...лекции многих профессоров и доцентов в том виде, как они читаются, бывают мало эффек­тивными, и, конечно, ни в какой мере не могут удовлетворить нашу студенческую массу, ее быстро растущие запросы“.

Еще хуже обстоит дело в средних медицинских школах. Из­вестно, что многие врачи, работники лечебных учреждений, являющихся базами для средних медицинских школ, выполняют в последних преподавательские функции ex officio, считая для себя эту работу посторонней и вынужденной нагрузкой. Заслу­женный деятель науки проф. Лурия в своей статье „О среднем медперсонале“3) пишет: „Я не раз слышал от хороших врачей, что не стоит, мол, тратить на преподавание в фельдшерской школе время и силы“. Такие же тенденции обнаруживаются и у многих молодых врачей, посвящающих себя научно-педагоги­ческой работе в медвузах и стремящихся сразу попасть на кафедру или в клинику; недооценивают тот опыт, который можно приобрести на преподавательской работе в средней медшколе. Между тем обязательный стаж работы в течение нескольких лет в среднем медицинском учебном заведении мог бы стать хорошей практической школой для будущего преподавателя медвуза. Проф. Лурия в цитируемой выше статье отмечает: „Я с особым удовлетворением вспоминаю свою 15- летнюю преподавательскую работу в Казанской фельдшерской школе. Я многому там научился“.

Помимо указанных моментов работа средних медшкол часто страдает вследствие недостаточной педагогической квалифика­ции преподавателей. В фельдшерско-акушерских школах рабо­тают наряду с преподавателями, имеющими большой врачебный и преподавательский стаж, также и молодые врачи, пришедшие на педагогическую работу прямо со студенческой скамьи. Од­нако и те и другие не имеют специальной педагогической под­готовки. Это особенно бросается в глаза на фоне совместной работы преподавателя-врача, скажем, преподавателя биологии, с педагогом-биологом, окончившим соответствующий факультет института или университета. Тут-то наглядно вырисовываются все недостатки в работе первого и все преимущества второго. У врачей преподавателей часто отсутствуют самые элементар­ные сведения по вопросам организации педагогического про­цесса, методики преподавания и т. п. Вследствие этого зача­стую врач с большим преподавательским стажем, будучи круп­ным работником в своей специальности, все же остается диле­тантом в педагогической работе.

В отношении подготовки квалифицированных педагогических кадров медицинские дисциплины поставлены в худшие усло­вия, чем дисциплины других специальностей. В педагогических институтах, университетах, на разных курсах, готовящих пре­подавателей по целому ряду дисциплин, студент, наравне с формальными знаниями в области избранной специальности, получает также и педагогическую подготовку. Существуют специальные инженерно-педагогические институты, готовящие специалистов-педагогов по техническим дисциплинам, которые не охватываются университетами и педагогическими институ­тами. Ведь ясно, что только наличием хорошо составленных программ и учебных пособий, богато оборудованных кабинетов и лабораторий и т. п. не может быт обеспечена правильная организация педагогического процесса. Необходимо учесть роль и значение в этом процессе преподавателя, его педагогическую подготовку, которая отвечала бы высоким требованиям, предъ­являемым нашей учащейся молодежью.

Между тем преподаватели медицинских учебных заведений, не имея специальной педагогической подготовки, лишены ктому же возможности воспользоваться специальной методиче­ской литературой, изданию которой не уделяется достаточного внимания. В сборниках, издаваемых Наркомздравами, в основ­ном печатаются официальные материалы, среди которых из­редка попадаются статьи со скудными методическими данными. Методическая статья представляет собою редкость и в нашей медицинской прессе.

В то же время целый ряд вопросов методического порядка (последовательность в размещении учебного материала, анализ основных разделов курса с соответствующими методическими замечаниями, формы организации занятий по данной дисцип­лине, увязка между теорией и практикой, увязка с другими дисциплинами, оборудование кабинетов и лабораторий и т. п.) нуждается в специальной разработке. Необходимо учесть опыт наших выдающихся медиков-педагогов и издать пособия по методике преподавания отдельных медицинских дисциплин. В медицинских журналах необходимо ввести специальные мето­дические отделы, где врачи-преподаватели медицинских учеб­ных заведений могли бы поделиться своим педагогическим опытом. Наряду с этим назрела насущная потребность в спе­циальном методическом журнале, на базе которого со време­нем могли бы вырасти методические журналы по отдельным медицинским дисциплинам.

Развитию методической работы должны сопутствовать и не­посредственные мероприятия по подготовке медицинских педа­гогических кадров. В учебный план аспирантов и ординаторов научно-исследовательских институтов, институтов для усовер­шенствования врачей и медицинских институтов, готовящих кадры для кадров, следует включить часы для специальной педагогической подготовки будущего преподавателя медвуза. Наконец, специальные методические курсы необходимо органи­зовать и для врачей-преподавателей средних медшкол. Врач организатор педагогического процесса в медицинской школе должен быть квалифицированным педагогом.

 

1) Советская хирургия №9 1935.

2) Известия ЦИК СССР от 26/ІХ 1936.

3) Фронт науки и техники №2 1936.

×

Об авторах

Я. С. Перлин

Каменец-Подольская окружная больница им. В. И. Ленина

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© 2020 Перлин Я.С.

Creative Commons License

Эта статья доступна по лицензии
Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах