М. Ю. Лахтинъ. Историческій очеркъ ученія объ одержимости.— Обозрѣніе Психіатріи, Неврологіи и Эксп. Псих. 1901 г. Январь
- Авторы: Сколозубовъ А.Ю.
- Выпуск: Том 1, № 3 (1901)
- Страницы: 198-198
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 14.10.2020
- Статья одобрена: 14.10.2020
- Статья опубликована: 14.03.1901
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/46913
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj46913
- ID: 46913
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Авторъ говоритъ, что вѣра въ одержимость всегда была, сущность вѣры въ нее неизмѣнна и что первобытный дикарь и ученый XVII вѣка разнятся только формою своихъ вѣрованій. У первобытныхъ народовъ принято смотрѣть на больныхъ, какъ на одержимыхъ духами злобы. Пріемы леченія у дикихъ народовъ сводятся къ изгнанію духа изъ больного; способовъ для этой цѣли у нихъ нѣсколько. У Грековъ, народа болѣе культурнаго, было мнѣніе, что всѣ болѣзни зависятъ отъ находящихся въ воздухѣ демоновъ, но еще Гиппократъ говорилъ, что сумасшествіе есть болѣзнь мозга. Задолго до Платона и Аристотеля разсматривали психическія болѣзни, какъ органическое страданіе.
Ключевые слова
Полный текст
Авторъ говоритъ, что вѣра въ одержимость всегда была, сущность вѣры въ нее неизмѣнна и что первобытный дикарь и ученый XVII вѣка разнятся только формою своихъ вѣрованій. У первобытныхъ народовъ принято смотрѣть на больныхъ, какъ на одержимыхъ духами злобы. Пріемы леченія у дикихъ народовъ сводятся къ изгнанію духа изъ больного; способовъ для этой цѣли у нихъ нѣсколько. У Грековъ, народа болѣе культурнаго, было мнѣніе, что всѣ болѣзни зависятъ отъ находящихся въ воздухѣ демоновъ, но еще Гиппократъ говорилъ, что сумасшествіе есть болѣзнь мозга. Задолго до Платона и Аристотеля разсматривали психическія болѣзни, какъ органическое страданіе. Однако съ появленіемъ христіанства демономаническія вѣрованія усилились. Христіанство, говоритъ авторъ, не думало искоренять вѣру въ сверхъестественное, а только боролось съ тою формою, какую ему придавало язычество. Христосъ и апостолы обладали силою исцѣленія, но была масса заклинателей бѣсовъ, которые не имѣли ничего общаго съ именемъ Христа. Въ средніе вѣка одержимость считалась тяжкимъ преступленіемъ, за которое виновные сжигались. Въ лучшемъ случаѣ въ Германіи и Испаніи больныхъ запирали въ пріюты —тюрьмы. Въ Россіи въ средніе вѣка обращались съ бѣсоодержимыми гораздо лучше; они доставлялись въ пріюты при монастыряхъ, гдѣ монахи изучали медицину. Конецъ вѣры въ одержимость во Франціи былъ положенъ Пинелемъ; въ Англіи въ тоже время было основано нѣсколько частныхъ пріютовъ для леченія душевнобольныхъ. Пергеретъ первый указалъ на наслѣдственность душевныхъ бозѣзней, Мазонъ Каксъ примѣнялъ къ леченію душевныхъ болѣзней гидротерапію и слабительныя, а Джонъ Конолли первый ввелъ систему нестѣсненія. Въ Россіи призрѣніе душевно-больныхъ стало переходить въ руки Правительства въ 1775 г. Но вслѣдъ затѣмъ создалась цѣлая школа, которая стала смотрѣть на психическія болѣзни снова, какъ на бѣсоодержимость, и подобное воззрѣніе, которое распространилось особенно сильно въ Германіи, держалось до конца XVIII вѣка.
Список литературы
Дополнительные файлы
