M. Y. Lakhtin. Historical Sketch of the Doctrine of Obsession. Review of Psychiatry, Neurology, and Experimental Psychology. 1901, Jan.

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The author says that there has always been a lie in obsession, the essence of lies in it is unchanged, and that the primitive savage and the scientist of the 17th century differ only in the form of their beliefs. It is customary among primitive peoples to look at the sick as if possessed by the spirits of malice. The treatment of wild peoples is reduced to the expulsion of the spirit from the patient; they have several ways for this purpose. Grekov, a people more culturally, had the opinion that all diseases depend on the demons in the air, but even Hippocrates said that madness is a brain disease. Long before Plato and Aristotle, mental illness was viewed as organic suffering.

Full Text

Авторъ говоритъ, что вѣра въ одержимость всегда была, сущность вѣры въ нее неизмѣнна и что первобытный дикарь и ученый XVII вѣка разнятся только формою своихъ вѣрованій. У первобытныхъ народовъ принято смотрѣть на больныхъ, какъ на одержимыхъ духами злобы. Пріемы леченія у дикихъ народовъ сводятся къ изгнанію духа изъ больного; способовъ для этой цѣли у нихъ нѣсколько. У Грековъ, народа болѣе культурнаго, было мнѣніе, что всѣ болѣзни зависятъ отъ находящихся въ воздухѣ демоновъ, но еще Гиппократъ говорилъ, что сумасшествіе есть болѣзнь мозга. Задолго до Платона и Аристотеля разсматривали психическія болѣзни, какъ органическое страданіе. Однако съ появленіемъ христіанства демономаническія вѣрованія усилились. Христіанство, говоритъ авторъ, не думало искоренять вѣру въ сверхъестественное, а только боролось съ тою формою, какую ему придавало язычество. Христосъ и апостолы обладали силою исцѣленія, но была масса заклинателей бѣсовъ, которые не имѣли ничего общаго съ именемъ Христа. Въ средніе вѣка одержимость считалась тяжкимъ преступленіемъ, за которое виновные сжигались. Въ лучшемъ случаѣ въ Германіи и Испаніи больныхъ запирали въ пріюты —тюрьмы. Въ Россіи въ средніе вѣка обращались съ бѣсоодержимыми гораздо лучше; они доставлялись въ пріюты при монастыряхъ, гдѣ монахи изучали медицину. Конецъ вѣры въ одержимость во Франціи былъ положенъ Пинелемъ; въ Англіи въ тоже время было основано нѣсколько частныхъ пріютовъ для леченія душевнобольныхъ. Пергеретъ первый указалъ на наслѣдственность душевныхъ бозѣзней, Мазонъ Каксъ примѣнялъ къ леченію душевныхъ болѣзней гидротерапію и слабительныя, а Джонъ Конолли первый ввелъ систему нестѣсненія. Въ Россіи призрѣніе душевно-больныхъ стало переходить въ руки Правительства въ 1775 г. Но вслѣдъ затѣмъ создалась цѣлая школа, которая стала смотрѣть на психическія болѣзни снова, какъ на бѣсоодержимость, и подобное воззрѣніе, которое распространилось особенно сильно въ Германіи, держалось до конца XVIII вѣка.

×

About the authors

A. Yu. Skolozubov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Skolozubov A.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies