Clinicopsychologic correlations in teenagers being born with various rate of prematurity

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The clinicopsychologic correlations in 69 children aged 14 to 15 years being born with various rate of prematurity are revealed. Kettell’s test is used for estimation of personal peculiarities. The general mental and behaviour disorders prevail in prematurely being born children. The essential personal characteristics of teenagers being born premature are social shyness, straightforwardness, low level of uneasiness. The data obtained show the presence of phychosocial desadaption in observed children.

Full Text

На фоне резкого падения рождаемости увеличивается частота патологии беременности и родов, недонашивания [5], травматизации ребенка в родах [7], младенческой смертности, инвалидизации. Недоношенность является фактором высокого медико-социального риска. Недоношенные дети, составляющие от 10 до 16% всех новорожденных [2], в подавляющем большинстве (70—85%) имеют перинатальные повреждения центральной нервной системы [8]. В последние годы проблема полноценной реабилитации недоношенных детей приобретает особую актуальность в связи с переходом российского здравоохранения на рекомендованные ВОЗ критерии живорождения.

Большое внимание уделяется катамнестическим наблюдениям за глубоко недоношенными детьми [9, 10]. Однако недостаточно изучены вопросы влияния различных степеней недоношенности на клинико-психопатологические особенности детей подросткового возраста, для которых характерны значительная ранимость, увеличение частоты невротических и патохарактерологических реакций [4], а также на развитие некоторых психических функций, в частности интеллекта и особенностей характера. В связи с этим актуально и целесообразно клиническое изучение психических, поведенческих расстройств и психологических особенностей личности подростков, родившихся с разной степенью недоношенности.

Целью настоящего исследования являлось выявление клинико-психологических корреляций у 59 детей в возрасте от 14 до 15 лет, родившихся недоношенными I (44 чел. — 1-я группа) и II (15 чел. — 2-я группа) степени. Контрольную группу составили 45 детей того же возраста, родившихся доношенными (3-я группа). Психическое здоровье школьников исследовано согласно Международной классификации болезней (10-й пересмотр) [6]. При агностике психических отклонений был пользован термин расстройство, под которым мы подразумеваем определенную группу симптомов или поведенческих признаков, причиняющих ребенку страдания и препятствующих личностному функционированию. Подобный подход был вызван задачами исследования, а также важным методологическим принципом, используемым в современных исследованиях в области подростковой психиатрии, — экстра- нозологичности [3]. Данный принцип был внедрен в исследовательские программы в связи с тем, что подростковый период характеризуется такими признаками, по мнению большинства ученых, которые не столько определяют нозологическую принадлежность, сколько отражают многоуровневый характер клинических расстройств (возрастной, психопатологический, личностный, дизонто-генетический).

Для выявления личностных особенностей нами использовался многофакторный опросник Кеттелла, включающий 105 вопросов. Этот тест отличается универсальностью, практичностью и дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации [1].

Как показали клинические исследования, среди психических расстройств у подростков с І степени недоношенности в анамнезе преобладают невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства, а также поведенческие синдромы, обусловленные физиологическими нарушениями и физическими факторами, поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. У детей, имеющих II степень недоношенности при рождении, превалируют невротические и соматоформные расстройства и поведенческие синдромы (см. табл.).

 

Таблица. Распространенность психических и поведенческих расстройств у подростков, имевших I или II степень недоношенности при рождении (в %)

Расстройства

Родившиеся недоношенными, степень

Контроль

I

II

Невротические, связанные со стрессом и соматоформные

931,8*

1400,0**

365,9

Поведенческие синдромы, связанные с физиологи­ческими нарушениями и физическими факторами

409,1*

333,3**

24,4

Поведенческие и эмоциональные, начинающиеся в детском и подростковом возрасте

136,4***

0

195,1**

Аффективные расстройства настроения

45,5

66,7

0

Нарушения психологического развития

22,7

0

0

Общие психические и поведенческие

1545,5*

1800,0**

585,4

Примечание. * Достоверность различий в показателях 1 и 3-й групп (Р<0,001), ** 2 и 3-й групп (Р<0,05), *** 1 и 2-й групп (Р<0,05).

 

Как видно из приведенных в таблице данных, общие психические и поведенческие расстройства у подростков с разной степенью недоношенности достоверно отличались от данных контрольной группы. Среди невротических и соматоформных расстройств у детей, родившихся недоношенными, доминируют нарушения невротического характера — неврастения (53,2%), соматоформная вегетативная дисфункция (40,3%), тревожно-фобические расстройства (6,5%). Отличительными признаками неврастенического синдрома являются слабость, утомляемость, снижение умственной или физической работоспособности. Клиническая картина соматоформной вегетативной дисфункции складывается из признаков отчетливого вовлечения вегетативной нервной системы, наличия субъективных жалоб, относящихся к определенному органу. Тревожно-фобические расстройства проявляются беспокойством, неусидчивостью, навязчивыми страхами, которые возникают в связи с реальными или вымышленными ситуациями вслед за психотравмирующими обстоятельствами.

Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями физическими факторами, были представлены расстройствами сна в виде диссомнии — нарушения качества или времени сна (82,6%) и парасомнии — снохождения, страхами, кошмарами (17,4%). Кроме того, у подростков отмечались энурез (16,7%), тикозные расстройства (16,7%), кусание ногтей (67,2%).

На основании результатов психологического тестирования было установлено, что сущностными личностными характеристиками детей, родившихся недоношенными I степени, в отличие от детей контрольной группы, являются прямолинейность, открытость, наивность, сентиментальность, спонтанность в поведении, отсутствие склонности к самоанализу, периодическая грубость и резкость (фактор “N”: прямолинейность-дипломатичность) . Их также отличают низкий уровень тревожности — расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность, самоуверенность и невозмутимость, упрямство (фактор “Q—4”: низкий уровень тревожности — высокий уровень тревожности). Достоверно меньше наблюдается таких личностных тенденций, как доверчивость, приспосабливаемость, уживчивость, веселость, мягкосердечность, способность заботиться о других (фактор “L”: доверчивость — подозрительность).

Дети, имевшие II степень недоношенности при рождении, по сравнению с детьми контрольной группы, по данным теста Кеттелла, были робкими, застенчивыми, сдержанными, неуверенными в себе, пугливыми, нерешительными, рассудительными, склонными к разочарованиям, с ограниченными интересами, часто чувствующими себя неполноценными (“комплексы”), предпочитающими находиться в тени (фактор “Н”: социальная робость — социальная смелость; Р<0,05). У них, как и у детей с I степенью недоношенности при рождении, были очень низкие показатели фактора “N” (прямолинейность — дипломатичность; Р<0,05). Наблюдались определенные тенденции личностных характеристик — слабый социальный контроль, то есть небрежность, легкомыслие, необязательность, ненадежность, нетерпеливость, равнодушие, непостоянство в намерениях,

неорганизованность (фактор “G”: слабый социальный контроль — сильный социальный контроль; Р<0,05). В большинстве случаев такие дети обладают преимущественно конкретно-образным мышлением, средними умственными способностями. Они менее сообразительны, медленнее воспринимают все новое, легко сдаются перед трудностями и не имеют показателей интеллекта выше среднего (фактор “В”: конкретное мышление — абстрактное мышление; Р<0,05).

При сравнении личностных параметров подростков с I или II степенью недоношенности при рождении, по результатам психологического тестирования, было установлено, что дети с I степенью недоношенности достоверно легче адаптируются в новой среде (фактор “L”: доверчивость — подозрительность). У преждевременно родившихся детей общие психические и поведенческие расстройства встречались в 2,9 раза чаще, чем у детей контрольной группы. У них преобладали невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства, а также поведенческие синдромы, обусловленные физиологическими нарушениями и физическими факторами.

Сущностными личностными характеристиками подростков, родившихся недоношенными, по данным теста Кеттелла, являются социальная робость, прямолинейность, низкий уровень тревожности, а также снижение доверчивости, социального контроля, отсутствие показателей интеллекта выше среднего, причем выраженность этих признаков более значительна у детей со II степенью недоношенности при рождении.

Таким образом, у преждевременно родившихся детей в подростковом возрасте определяются нарушения психосоциальной адаптации, тенденции к психосоматическим расстройствам, развитие делинквентного поведения. Данный контингент детей можно отнести к группе высокого медико-социального риска, нуждающегося в особом внимании со стороны медиков (в том числе психиатров), психологов, педагогов, социальных работников.

×

About the authors

S. V. Maltsev

Republican Center for Family, Maternity, and Childhood Protection of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan; Kazan State Medical University; Republican Medical Diagnostic Center of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan; Kazan; Kazan

S. Ya. Volgina

Republican Center for Family, Maternity, and Childhood Protection of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan; Kazan State Medical University; Republican Medical Diagnostic Center of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan; Kazan; Kazan

V. D. Mendelevich

Republican Center for Family, Maternity, and Childhood Protection of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan; Kazan State Medical University; Republican Medical Diagnostic Center of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan; Kazan; Kazan

T. A. Gaisina

Republican Center for Family, Maternity, and Childhood Protection of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan; Kazan State Medical University; Republican Medical Diagnostic Center of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Kazan; Kazan; Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1996 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies