Клинико-психологические корреляции у подростков, родившихся с разной степенью недоношенности
- Авторы: Мальцев С.В.1,2,3, Волгина С.Я.1,2,3, Менделевич В.Д.1,2,3, Гайсина Т.А.1,2,3
-
Учреждения:
- Республиканский центр охраны семьи, материнства и детства МЗ РТ
- Казанский государственный медицинский университет
- Республиканский медицинский диагностический центр МЗ РТ
- Выпуск: Том 77, № 4 (1996)
- Страницы: 264-266
- Раздел: Теоретическая и клиническая медицина
- Статья получена: 06.03.2022
- Статья одобрена: 06.03.2022
- Статья опубликована: 15.08.1996
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/104516
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj104516
- ID: 104516
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Выявлены клинико-психологические взаимосвязи у 69 детей в возрасте от 14 до 15 лет, родившихся с различной степенью недоношенности. Для оценки личностных особенностей использован тест Кеттелла. У недоношенных детей преобладают общие нарушения психики и поведения. Существенными личностными характеристиками подростков, родившихся недоношенными, являются социальная застенчивость, прямолинейность, низкий уровень тревожности. Полученные данные свидетельствуют о наличии психосоциальной дезадаптации у наблюдаемых детей.
Ключевые слова
Полный текст
На фоне резкого падения рождаемости увеличивается частота патологии беременности и родов, недонашивания [5], травматизации ребенка в родах [7], младенческой смертности, инвалидизации. Недоношенность является фактором высокого медико-социального риска. Недоношенные дети, составляющие от 10 до 16% всех новорожденных [2], в подавляющем большинстве (70—85%) имеют перинатальные повреждения центральной нервной системы [8]. В последние годы проблема полноценной реабилитации недоношенных детей приобретает особую актуальность в связи с переходом российского здравоохранения на рекомендованные ВОЗ критерии живорождения.
Большое внимание уделяется катамнестическим наблюдениям за глубоко недоношенными детьми [9, 10]. Однако недостаточно изучены вопросы влияния различных степеней недоношенности на клинико-психопатологические особенности детей подросткового возраста, для которых характерны значительная ранимость, увеличение частоты невротических и патохарактерологических реакций [4], а также на развитие некоторых психических функций, в частности интеллекта и особенностей характера. В связи с этим актуально и целесообразно клиническое изучение психических, поведенческих расстройств и психологических особенностей личности подростков, родившихся с разной степенью недоношенности.
Целью настоящего исследования являлось выявление клинико-психологических корреляций у 59 детей в возрасте от 14 до 15 лет, родившихся недоношенными I (44 чел. — 1-я группа) и II (15 чел. — 2-я группа) степени. Контрольную группу составили 45 детей того же возраста, родившихся доношенными (3-я группа). Психическое здоровье школьников исследовано согласно Международной классификации болезней (10-й пересмотр) [6]. При агностике психических отклонений был пользован термин расстройство, под которым мы подразумеваем определенную группу симптомов или поведенческих признаков, причиняющих ребенку страдания и препятствующих личностному функционированию. Подобный подход был вызван задачами исследования, а также важным методологическим принципом, используемым в современных исследованиях в области подростковой психиатрии, — экстра- нозологичности [3]. Данный принцип был внедрен в исследовательские программы в связи с тем, что подростковый период характеризуется такими признаками, по мнению большинства ученых, которые не столько определяют нозологическую принадлежность, сколько отражают многоуровневый характер клинических расстройств (возрастной, психопатологический, личностный, дизонто-генетический).
Для выявления личностных особенностей нами использовался многофакторный опросник Кеттелла, включающий 105 вопросов. Этот тест отличается универсальностью, практичностью и дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации [1].
Как показали клинические исследования, среди психических расстройств у подростков с І степени недоношенности в анамнезе преобладают невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства, а также поведенческие синдромы, обусловленные физиологическими нарушениями и физическими факторами, поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. У детей, имеющих II степень недоношенности при рождении, превалируют невротические и соматоформные расстройства и поведенческие синдромы (см. табл.).
Таблица. Распространенность психических и поведенческих расстройств у подростков, имевших I или II степень недоношенности при рождении (в %)
Расстройства | Родившиеся недоношенными, степень | Контроль | |
I | II | ||
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные | 931,8* | 1400,0** | 365,9 |
Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами | 409,1* | 333,3** | 24,4 |
Поведенческие и эмоциональные, начинающиеся в детском и подростковом возрасте | 136,4*** | 0 | 195,1** |
Аффективные расстройства настроения | 45,5 | 66,7 | 0 |
Нарушения психологического развития | 22,7 | 0 | 0 |
Общие психические и поведенческие | 1545,5* | 1800,0** | 585,4 |
Примечание. * Достоверность различий в показателях 1 и 3-й групп (Р<0,001), ** 2 и 3-й групп (Р<0,05), *** 1 и 2-й групп (Р<0,05).
Как видно из приведенных в таблице данных, общие психические и поведенческие расстройства у подростков с разной степенью недоношенности достоверно отличались от данных контрольной группы. Среди невротических и соматоформных расстройств у детей, родившихся недоношенными, доминируют нарушения невротического характера — неврастения (53,2%), соматоформная вегетативная дисфункция (40,3%), тревожно-фобические расстройства (6,5%). Отличительными признаками неврастенического синдрома являются слабость, утомляемость, снижение умственной или физической работоспособности. Клиническая картина соматоформной вегетативной дисфункции складывается из признаков отчетливого вовлечения вегетативной нервной системы, наличия субъективных жалоб, относящихся к определенному органу. Тревожно-фобические расстройства проявляются беспокойством, неусидчивостью, навязчивыми страхами, которые возникают в связи с реальными или вымышленными ситуациями вслед за психотравмирующими обстоятельствами.
Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями физическими факторами, были представлены расстройствами сна в виде диссомнии — нарушения качества или времени сна (82,6%) и парасомнии — снохождения, страхами, кошмарами (17,4%). Кроме того, у подростков отмечались энурез (16,7%), тикозные расстройства (16,7%), кусание ногтей (67,2%).
На основании результатов психологического тестирования было установлено, что сущностными личностными характеристиками детей, родившихся недоношенными I степени, в отличие от детей контрольной группы, являются прямолинейность, открытость, наивность, сентиментальность, спонтанность в поведении, отсутствие склонности к самоанализу, периодическая грубость и резкость (фактор “N”: прямолинейность-дипломатичность) . Их также отличают низкий уровень тревожности — расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность, самоуверенность и невозмутимость, упрямство (фактор “Q—4”: низкий уровень тревожности — высокий уровень тревожности). Достоверно меньше наблюдается таких личностных тенденций, как доверчивость, приспосабливаемость, уживчивость, веселость, мягкосердечность, способность заботиться о других (фактор “L”: доверчивость — подозрительность).
Дети, имевшие II степень недоношенности при рождении, по сравнению с детьми контрольной группы, по данным теста Кеттелла, были робкими, застенчивыми, сдержанными, неуверенными в себе, пугливыми, нерешительными, рассудительными, склонными к разочарованиям, с ограниченными интересами, часто чувствующими себя неполноценными (“комплексы”), предпочитающими находиться в тени (фактор “Н”: социальная робость — социальная смелость; Р<0,05). У них, как и у детей с I степенью недоношенности при рождении, были очень низкие показатели фактора “N” (прямолинейность — дипломатичность; Р<0,05). Наблюдались определенные тенденции личностных характеристик — слабый социальный контроль, то есть небрежность, легкомыслие, необязательность, ненадежность, нетерпеливость, равнодушие, непостоянство в намерениях,
неорганизованность (фактор “G”: слабый социальный контроль — сильный социальный контроль; Р<0,05). В большинстве случаев такие дети обладают преимущественно конкретно-образным мышлением, средними умственными способностями. Они менее сообразительны, медленнее воспринимают все новое, легко сдаются перед трудностями и не имеют показателей интеллекта выше среднего (фактор “В”: конкретное мышление — абстрактное мышление; Р<0,05).
При сравнении личностных параметров подростков с I или II степенью недоношенности при рождении, по результатам психологического тестирования, было установлено, что дети с I степенью недоношенности достоверно легче адаптируются в новой среде (фактор “L”: доверчивость — подозрительность). У преждевременно родившихся детей общие психические и поведенческие расстройства встречались в 2,9 раза чаще, чем у детей контрольной группы. У них преобладали невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства, а также поведенческие синдромы, обусловленные физиологическими нарушениями и физическими факторами.
Сущностными личностными характеристиками подростков, родившихся недоношенными, по данным теста Кеттелла, являются социальная робость, прямолинейность, низкий уровень тревожности, а также снижение доверчивости, социального контроля, отсутствие показателей интеллекта выше среднего, причем выраженность этих признаков более значительна у детей со II степенью недоношенности при рождении.
Таким образом, у преждевременно родившихся детей в подростковом возрасте определяются нарушения психосоциальной адаптации, тенденции к психосоматическим расстройствам, развитие делинквентного поведения. Данный контингент детей можно отнести к группе высокого медико-социального риска, нуждающегося в особом внимании со стороны медиков (в том числе психиатров), психологов, педагогов, социальных работников.
Об авторах
С. В. Мальцев
Республиканский центр охраны семьи, материнства и детства МЗ РТ; Казанский государственный медицинский университет; Республиканский медицинский диагностический центр МЗ РТ
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань; Казань; Казань
С. Я. Волгина
Республиканский центр охраны семьи, материнства и детства МЗ РТ; Казанский государственный медицинский университет; Республиканский медицинский диагностический центр МЗ РТ
Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань; Казань; Казань
В. Д. Менделевич
Республиканский центр охраны семьи, материнства и детства МЗ РТ; Казанский государственный медицинский университет; Республиканский медицинский диагностический центр МЗ РТ
Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань; Казань; Казань
Т. А. Гайсина
Республиканский центр охраны семьи, материнства и детства МЗ РТ; Казанский государственный медицинский университет; Республиканский медицинский диагностический центр МЗ РТ
Email: info@eco-vector.com
Россия, Казань; Казань; Казань
Список литературы
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.
- Вельтищев Ю.Е. // Рос. вест. перинатол. и педиатр. — 1994.—№ 1.— С.2—8.
- Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. — Томск, 1994.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - М., 1979.
- Кулаков В.И., Фролова О. Г. // Акуш. и гин.—1994.—№ 1. —С. 3—6.
- Международная классификация болезней (10 пересмотр)/Под ред. ЮЛ. Нуллера, С.Ю. Циркина. — С.-П., 1994.
- Ратнер А.Ю. Родовые повреждения нервной системы. — Казань, 1985.
- Студеникин М.Я., Яцык Г. В., Жукова Т.П. // Вестн. РАМН. — 1993. — № 7. — С. 59—61.
- Турабелидзе Г. С., Панченко А.И., Кравченко Л.И.//Педиатрия. —1989.— № 8.—С. 103—106.
- McCormick V., Brooks-Gunn J., Workman-Daniels K. et all//J.A.M.A. —1992.—Vol. 267.— P. 2204—2208.
Дополнительные файлы
