Doctors who treated the Ulyanovs

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In 1869-1887, when the Ulyanov family lived in Simbirsk, a group of progressive, democratic-minded doctors worked there: N.A. Glasson, F.V. Arnoldov, N.F. Fenenko, I.S. Yakovlev, PF Filatov and many others. All of them, by their activities, contributed to the development of rural and urban medicine. The medical society founded by them at the initiative of N.A.

Full Text

В 1869—1887 гг., когда в Симбирске проживала семья Ульяновых, там работала группа прогрессивных, демократически настроенных врачей: Н. А. Глассон, Ф. В. Арнольдов, Н. Ф. Фененко, И. С. Покровский, С. Н. Яковлев, П. Ф. Филатов и многие другие. Все они своей деятельностью способствовали развитию земской и городской медицины. Основанное ими по инициативе Н. А. Глассона медицинское общество, отметившее в этом году столетний юбилей, сыграло заметную роль в борьбе с инфекционными заболеваниями, детской смертностью, в оказании беднейшей части населения бесплатной медицинской помощи.

Илья Николаевич, Мария Александровна и их дети были знакомы со многими из названных врачей. П. Ф. Филатов, как и его брат Нил Филатов, известный в России педиатр, знали семью Ульяновых еще по Пензе, где они учились в институте, преподавателем которого был И. Н. Ульянов.

Наиболее близкими к Ульяновым были врачи И. С. Покровский и А. А. Кадьян.

Иван Сидорович Покровский родился 25 февраля 1839 г. в мещанской семье. В январе 1864 г. он окончил медицинский факультет Казанского университета и в течение 4 лет служил «младшим лекарем» в армейских частях. В декабре 1869 г. он получил должность ординатора Симбирской губернской земской больницы, заведовал терапевтическим отделением и домом умалишенных. В начале 70-х годов, когда в Симбирске образовался кружок демократической интеллигенции, руководимый супругами В. И. и М. П. Малиниными, И. С. Покровский становится активным его участником. Он пишет статьи в газеты, разоблачает местных консерваторов, вербует подписчиков на «Волжско-Камскую газету» и другие издания одного из виднейших прогрессивных деятелей Поволжья И. Я. Агафонова.

 

 

С 1871 г. И. С. Покровский стал выполнять обязанности школьного врача Симбирского уездного училища, подведомственного И. Н. Ульянову, в то время инспектору начальных народных училищ. Надо думать, здесь и состоялось знакомство И. Н. Ульянова с И. С. Покровским. А с 1873 г. на протяжении ряда лет И. С. Покровский был врачом Симбирской женской гимназии, в которой училась Анна Ильинична Ульянова. Доктора И. С. Покровского стали приглашать в дом Ульяновых для оказания медицинской помощи заболевшим членам семьи. Таким образом он стал домашним доктором Ульяновых. У И. С. Покровского была богатая личная библиотека, содержавшая и запрещенные в те годы книги, ими пользовались члены семьи Ульяновых. А. И. Ульянова-Елизарова писала: «Писарева Александр Ильич доставал у доктора Покровского, брал один том за другим и прочел все сочинения»1 А вот другие записи Анны Ильиничны: «Брали мы Писарева, запрещенного в библиотеках, у знакомого врача, имевшего полное собрание его сочинений»2; «В гимназические годы читала я Белинского, а потом с братом мы читали Писарева, ... которого мы доставали у нашего домашнего доктора, имевшего полное собрание сочинений» 3.

На протяжении 70—80-х годов И. С. Покровский принимал живейшее участие в деятельности различных общественных организаций Симбирска. Он состоял членом общества врачей, многие годы был членом больничного совета бесплатной «мещанской» больницы, часто избирался в комиссии по разбору различных больничных конфликтов, был постоянным членом комиссии по борьбе с холерой. Во всех этих комиссиях, на заседаниях общества врачей, в земской управе, городской думе И. С. Покровский, обладая, по свидетельству старожилов, недюжинным ораторским даром, всегда отстаивал народное дело, призывая к борьбе за улучшение жизни трудового народа, резко критиковал действия «отцов города» — мирских толстосумов, «громил» таких дельцов, как крупный симбирский виноторговец Сачков. И. С. Покровский был крупным специалистом по внутренним и детским заболеваниям. Он был известен всем слоям населения Симбирска, его называли народным врачом. Иван Сидорович Покровский прожил долгую жизнь и умер 6 мая 1922 г.

Вторым лечащим врачом в семье Ульяновых был Александр Александрович Кадьян. Он родился 1 апреля 1849 г. в семье профессора военно-инженерной академии. Будучи студентом, он принимал деятельное участие в студенческих волнениях шестидесятых годов. По окончании Петербургской медико-хирургической академии в 1873 г. он поступил на службу в самый глухой «угол» Самарской губернии, в с. Балаково, Николаевского уезда, где была больница на 10 коек. В 1874 г. А. А. Кадьяна арестовали за то, что он «был в центре всей революционной пропаганды в уезде, устраивал революционеров в целях пропаганды на должности учителей, фельдшеров, сельских писарей ..., свою квартиру сделал штабом пропагандистов, содействовал побегу из тюремной больницы одного из политических арестованных...»4. Более 3 лет А. А. Кадьян просидел в тюрьмах Самары, Москвы, Петербурга. Представ перед судом по делу 193-х, он был оправдан.

 

 

Однако петербургский генерал-губернатор в следующем году «нашел его виновным в хранении у себя запрещенных сочинений, а равно неблагонадежным в политическом отношении, и, признав его пребывание в столице вредным, определил: выслать врача Кадьяна в Симбирскую губернию»5. В Симбирск А. А. Кадьян прибыл 23 мая 1879 г. в сопровождении жандармов. За ним был установлен не только гласный надзор, но и «негласное наблюдение», так как он считался «весьма ловким и осторожным пропагандистом»6.

В первый же год ссылки А. А. Кадьян устроился на работу в Симбирскую губернскую земскую больницу ординатором хирургического отделения, а вскоре стал заведовать им. Он внес существенные изменения в работу хирургического отделения. Операции при нем стали производиться в специальной операционной. Была введена антисептика, для персонала отделения стало обязательным надевать «холщовые фартуки в виде халатов». При нем значительно расширился диапазон хирургических вмешательств. Он производил трепанации черепа, удаление камня из почки, удаление почки. В 1887 г. А. А. Кадьян произвел лапаротомию. Наравне с больничной работой, он уделял большое внимание научной, общественной деятельности. Его труды печатались в Протоколах общества врачей, в «Хирургическом вестнике». Здесь он закончил диссертацию «О материалах к изучению архитектуры стопы», за что в Петербурге в 1884 г. получил звание доктора медицины. Как человек исключительно чуткий и отзывчивый, доктор А. А. Кадьян пользовался большим авторитетом среди всех кругов населения Симбирской губернии, своим хирургическим мастерством он славился по всему Поволжью.

При каких обстоятельствах состоялось знакомство И. Н. Ульянова с А. А. Кадьяном, установить трудно. Возможно, имело значение то, что близкий родственник по сестре А. А. Кадьяна проф. Н. С. Таганцев был учеником И. Н. Ульянова в Пензенском дворянском институте. Н. С. Таганцев в Пензе бывал в доме И. Н. Ульянова, был знаком и с Марией Александровной7. Можно допустить, что при отъезде А. А. Кадьяна в ссылку в Симбирск между ним и Таганцевым был об этом знакомстве разговор. Мария Ильинична Ульянова говорит, что в эти годы у них был лечащим врачом Кадьян. «Это был знающий и опытный врач,—пишет она,— идейный работник, мягкий и деликатный человек. В Симбирске он пользовался большой популярностью бывал и в нашем доме. Отец и мать относились к нему очень хорошо. Во время последней болезни Ильи Николаевича Ульянова Кадьян был в отлучке, и помню, как мать жалела об этом. Она высказала это и Кадьяну, когда он уже после смерти Ильи Николаевича посетил нас»8.

А. А. Кадьян уехал из Симбирска в Петербург в ноябре 1888 г., работал в Обуховской, а затем в Петропавловской больницах. В 1900 г. он был избран профессором Женского медицинского института по кафедре хирургии. В институте он пользовался общим уважением и большой любовью. Студентки называли его просто «дедушка Кадьян». Из петербургской жизни А. А. Кадьяна надо отметить два события, имеющие большое общественно-политическое значение. В 1905 г. после «кровавого воскресенья» А. А. Кадьян на заседании хирургической секции пироговского общества врачей выступил с открытым протестом против расстрела демонстрации на Дворцовой площади Петербурга, выразив тем мысли наиболее прогрессивной части русской интеллигенции. В 1913 г. А. А. Кадьян вместе с Е. В. Павловым выступал в качестве эксперта по громкому делу Бейлиса. А. А. Кадьян и Е. В. Павлов «блистательно доказали всю пустоту официальной экспертизы»9 опровергли тем самым версию ритуального убийства. Присяжные заседатели признали Бейлиса невиновным и оправдали его. Александр Александрович Кадьян умер 16 ноября 1917 г.

И. С. Покровский и А. А. Кадьян, первый из которых получил демократическую «закваску» еще в Казани, а второй был революционером-семидесятником, были истинно народными врачами Симбирска. И не случайно эти талантливые врачи, поддерживавшие дружественные отношения, активные общественные деятели, кристально честные люди, по своим политическим взглядам были близки И. Н. Ульянову и членам его семьи.

 

1 Архив Дома-музея В. И. Ленина, папка № 1, с. 80, от 16/VІ 1929 г.

2  Александр Ильич Ульянов и дело 1-го марта 1887 г., с. 58.

3  «Известия» от 20/Х 1935 г.

4 Рыжков Н. Ульяновский общественник, 1927 г., № 3.

5 ГАУО, ф. 76, оп. 8, д. 356.

6 Там же.

7 Таганцев Н. С. Пережитое, 1919, Петроград, с. 31—32.

8 Ульянова М. И. Отец В. И. Ленина — Илья Николаевич Ульянов. М., 1931, в. 69.

9 Тагер А. С. Царская Россия и дело Бейлиса. 1934.

×

About the authors

P. P. Evdokimov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Honored Doctor of the RSFSR

Russian Federation, Ulyanovsk

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1.

Download (125KB)
3. Fig. 1.

Download (153KB)

© 1969 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies