Влияние аминазина на родовую деятельность при поздних токсикозах беременности

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Аминазин за последние годы стал довольно широко и со значительным терапевтическим эффектом применяться при лечении поздних токсикозов беременности. При нормальных родах аминазин не оказывает существенного влияния на родовую деятельность, о чем свидетельствуют многочисленные данные иностранных авторов [2, 6, 7 и др.], применявших его для обезболивания родов. О влиянии аминазина на родовую деятельность при поздних токсикозах беременности имеются противоречивые наблюдения. Большинство авторов [1, 3, 6 и др.] указывает, что аминазин существенно не влияет на течение родовой деятельности, однако опубликованы и противоположные мнения.

Полный текст

Аминазин за последние годы стал довольно широко и со значительным терапевтическим эффектом применяться при лечении поздних токсикозов беременности.

При нормальных родах аминазин не оказывает существенного влияния на родовую деятельность, о чем свидетельствуют многочисленные данные иностранных авторов [2, 6, 7 и др.], применявших его для обезболивания родов. О влиянии аминазина на родовую деятельность при поздних токсикозах беременности имеются противоречивые наблюдения. Большинство авторов [1, 3, 6 и др.] указывает, что аминазин существенно не влияет на течение родовой деятельности, однако опубликованы и противоположные мнения.

Разноречивые данные о влиянии аминазина на течение родовой деятельности у больных с поздним токсикозом беременности и недостаточное освещение этого вопроса в литературе послужили основанием для опубликования наших наблюдений1.

Нами проведено наблюдение за родовой деятельностью у 33 рожениц с различным по тяжести поздним токсикозом беременности. У большинства из них родовая деятельность записывалась токографом Лоранда. Аминазин вводился по 25—50 мг, преимущественно внутривенно, в 20—40 мл 40% раствора глюкозы однократно и в зависимости от тяжести токсикоза — повторно.

Все роженицы распределены на 3 группы.

Первая группа, где лечение проводилось только аминазином, включает 23 роженицы. Из 6 рожениц этой группы, которым аминазин вводился внутримышечно в периоде раскрытия, только у одной произошло ослабление родовой деятельности в 1-м периоде родов, после предоставления роженице отдыха эфиром развилась хорошая родовая деятельность. Из 10 рожениц, получивших аминазин внутривенно в 1-м. периоде родов, у половины наблюдалась различная по тяжести слабость родовой деятельности. Двум роженицам из 10 аминазин применялся при уже имеющейся слабости родовой деятельности (в одном случае — первичной, в другом — вторичной). У одной из них в родах была преэклампсия, в связи с чем было сделано кровопускание. Ввиду повторного появления преэклампсии (роженица потеряла зрение — ощущала только свет), был применен аминазин (внутривенно 50 мг), который ослабил схватки; потребовалось назначение стимуляции армином; с появлением интенсивных схваток Через 4 ч. 40 мин после введения аминазина у роженицы был припадок эклампсии (стертая форма). Повторное введение аминазина вызвало новое ослабление схваток. У второй, пожилого возраста первородящей, вызывались роды (дважды — стимуляция) по поводу тяжелой формы позднего токсикоза беременности; в родах производилось кровопускание, развилась упорная первичная слабость родовой деятельности, наложены кожно-головные щипцы по Иванову. В этом случае аминазин через 2 ч. 30 мин вызвал ослабление схваток, по поводу чего назначена стимуляция родовой деятельности хинином. В дальнейшем предоставленный эфиром отдых полностью прекратил родовую деятельность; роды закончены наложением атипичных акушерских щипцов. У третьей роженицы с узким тазом, у которой аминазин, введенный при полном открытии, способствовал слабости схваток и потуг, назначена стимуляция родовой деятельности; роды произошли через 11 час. после введения аминазина.

Большой интерес представляет применение аминазина у первородящей с двойнями при гипертонической форме аномалии родовой деятельности. Роды до введения аминазина длились 25 час., головка была подвижная над входом в малый таз, при внутреннем исследовании: шейка сглажена, открытие — 3 поперечных пальца, плодный пузырь цел. Аминазин вызвал глубокий сон, снял полностью неправильные схватки на 6 ч. 35 мин, после чего появилась регулярная родовая деятельность, и рождение первого плода произошло через 3 ч. 45 мин.

У одной роженицы с преждевременными родами внутривенное введение 50 мг аминазина в начале первого периода ослабило через 9 час. схватки, а еще через 2 часа полностью сняло родовую деятельность на 3 суток 18 ч. с последующими нормальными родами.

Внутривенное введение 25—50 мг аминазина во 2-м периоде не вызвало слабости потуг ни в одном из 9 наблюдений.

Во второй группе аминазин применялся после магнезиальной терапии, из-за ее неэффективности, у 6 рожениц. Из них у 2 после введения аминазина не наблюдалось изменений со стороны родовой деятельности. У одной возникло ослабление родовой деятельности на 4 ч. 30 мин с возобновлением хороших схваток. У остальных 3 в одном наблюдении через 25 мин после введения аминазина схватки прекратились на 1 ч. 30 мин, а затем были слабыми. У второй роженицы аминазин вызвал глубокий сон, резкое снижение АД и полное прекращение схваток на 3 ч. 30 мин; несмотря на наложение кожно-головных щипцов по Иванову и стимуляцию развившейся вторичной слабости родовой деятельности, головка плода не продвигалась; роды закончены наложением атипичных акушерских щипцов. У третьей роженицы повторное введение аминазина в начале первого периода вызвало глубокий сон и почти полностью прекратило схватки на 28 час., после чего появилась нормальная родовая деятельность.

В третью группу вошли 4 роженицы, у которых после введения аминазина применялась магнезиальная или другая терапия по различным причинам. В первом наблюдении осложнений после введения аминазина не было; в двух случаях наблюдалось незначительное урежение схваток и потуг; у одной аминазин, введенный в вечернее время, ослабил схватки на 6—7 час. (роженица спала), затем развилась хорошая родовая деятельность.

Наш небольшой опыт показал, что аминазин вызывал различную по степени слабость родовой деятельности в одной трети случаев (в 11 из 33). Возможность ослабления родовой деятельности при применении средних доз аминазина ставит вопрос о сочетании аминазина с другими нейроплегическими и ганглиоблокирующими гипотензивными средствами и избежании ослабления родовой деятельности.

1 См. «Казанский медицинский журнал», 1959 г., № 4.

×

Об авторах

В. М. Орловский

Казанский ГИДУВ им. В. И. Ленина

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Ассистент, 2-ая клиника акушерства и гинекологии

Россия, Казань

Список литературы

  1. Персианинов Л. С. Акуш. и гинек., 1957, 5
  2. Лабор и А., Гюгенар П. Гибернотерапия в медицинской практике, М., 1956
  3. Kruger Е. H. Zbl. Gynäkol., 1956, Bd. 49, 5
  4. Ruzicska J. и др. Gynecol. et obst., 1957, 56, 4
  5. Davies, John J. Ganad. Anaes. Soc. J., 1955, v. 2—4
  6. Nold B. u. and. Zbl. Gynäkol., 1957, 28
  7. Hersehenson B. B. a. oth. New England J. of Med., 1954, 251 (August, 5)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 1960


СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 75008 от 01.02.2019.