Natural focal diseases in the Tatar ASSR and the organisation of their control

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

One of the most important tasks of medical science and public health practice is the control of infectious diseases, including those with natural foci. The ultimate elimination of certain naturally occurring focal infections is a realistic and scientifically proven task.

Full Text

Одной из важнейших задач медицинской науки и практики здравоохранения является борьба с инфекционными заболеваниями, в том числе и с имеющими природную очаговость. Окончательная ликвидация отдельных природно-очаговых инфекций — вполне реальная, научно обоснованная задача.

Двадцать лет тому назад академик Е. Н. Павловский впервые в мировой науке обосновал главные положения учения о природной очаговости болезней человека, перечень которых значительно расширился благодаря проведенным за последние годы большим научным исследованиям краевого значения.

Долины рек Волги и Камы делят территорию Татарской республики на основные физико-географические районы. Территория к западу от р. Волги называется Предволжьем, к востоку от р. Волги и к югу от р. Камы — Закамьем (лесостепная зона). К северо-востоку от Волги и к северу от Камы территория относится к бореально-лесной подобласти и называется Заволжьем.

Географическое положение республики создает предпосылки для локализации природно-очаговых заболеваний, свойственных лесной и лесостепной зонам (клещевой энцефалит, геморрагическая лихорадка, туляремия, Ку-риккетсиоз, лептоспирозы и др.).

За последние годы на территории Татарской АССР развернулось широкое освоение полезных ископаемых, в большом масштабе ведутся геологоразведочные работы. Строятся мощные электростанции, прокладываются линии электропередач, газопроводов, и ведутся другие работы. В семилетнем плане предусмотрено дальнейшее развитие нефтяной и химической промышленности. Все это связано с большим перемещением людских контингентов в места, имеющие природно-очаговые заболевания или еще недостаточно изученные эпидемиологически.

Задача нашего сообщения показать территориальное распространение природно-очаговых заболеваний и дать краткую характеристику важнейших эпидемиологических особенностей этих инфекций и эффективности проводимых при них профилактических мероприятий. Перед органами здравоохранения поставлены большие задачи по оздоровлению внешней среды и окончательной ликвидации отдельных природно-очаговых заболеваний — туляремии, бруцеллеза, сибирской язвы.

Очаги клещевого энцефалита в ТАССР существовали еще с конца прошлого столетия, на что указывают наличие инвалидов I группы с остаточными явлениями после клещевого энцефалита и анализы историй болезни больных, (поступавших в клинику нервных болезней Казанского медицинского института (С. В. Чуева). Начало изучения этого заболевания как природно-очагового относится к 1949 г., когда Г. Л. Хасисом была установлена и расшифрована вспышка клещевого энцефалита в бывшем Ямашинском районе.

Природные очаги клещевого энцефалита расположены преимущественно в юго-восточной (Закамье) части ТАССР, лесостепной зоне, представленной главным образом широколиственными лесами, и в северной и северо-восточной частях Заволжья, южной таежной подзоне. Эти районы изобилуют клещами иксодес персулькатус, которые являются основным резервуаром инфекции и переносчиком клещевого энцефалита (В. А. Бойко).

Впервые штаммы вируса клещевого энцефалита в очагах были выделены из крови рыжих полевок и лесных мышей Г. X. Гильмановой, М. А. Вайнштейн и Г. Н. Лапшиной.

Комплексное изучение эпидемиологических особенностей природных очагов клещевого энцефалита в ТАССР, выявление новых очагов, организация кустовых научно-практических конференций усилили внимание врачей к клинике и профилактике клещевого энцефалита, в связи с чем улучшилась диагностика, организованы своевременная госпитализация и лечение. Все это привело к значительному снижению осложнений после клещевого энцефалита. Проведение мероприятий по борьбе с клещевым энцефалитом, широкая санитарно-просветительная работа среди местного населения позволили за последние 2—3 года значительно снизить заболеваемость. Оздоровление природных очагов, обеспечивающее дальнейшее снижение заболеваемости, должно быть направлено на проведение мероприятий по борьбе с переносчиком, расширение общей и специфической профилактики.

На территории ТАССР и прилегающих автономных республик и областей с 1952 г. начали регистрироваться заболевания геморрагической лихорадкой с почечным синдромом.

В лесостепной зоне зарегистрировано небольшое число заболеваний в Алькеевском, Набережно-Челнинском, Чистопольском, Альметьевском районах. Большинство же заболеваний отмечено в Агрызском, Зеленодольском, Высокогорском, Столбищенском, Лаишевском районах. Обнаруженные в этих районах природные очаги геморрагической лихорадки в ландшафтно-географическом отношении приурочены к стациям южной таежной подзоны.

В Кизнерском — Удмуртской АССР, Агрызском, Высокогорском — ТАССР, Ронгинском и Моркинском районах — Марийской АССР В. А. Бойко изучена фауна мелких лесных млекопитающих. Она представлена большим разнообразием видов из семейства мышевидных и отряда насекомоядных. В численном отношении доминируют рыжие и красные полевки.

Эктопаразитокомплекс отловленных зверьков представлен иксодовыми, гамазовыми, краснотелковыми клещами и блохами. Среди всех эктопаразитов наиболее многочисленными оказались личинки краснотелковых клещей.

Результаты зоопаразитологических исследований и эпидемиологические наблюдения позволили характеризовать заболевания геморрагической лихорадкой на Среднем Поволжье как проявление зооноза. Резервуаром этой инфекции в природных очагах, по-видимому, являются мышевидные грызуны, в частности рыжие и красные полевки.

Факторами передачи инфекции человеку могут быть инфицированные выделениями грызунов почва, лесная подстилка, пыль, поваленные деревья, хворост, сухая трава, солома и прочее. Пылевой путь передачи наиболее вероятен при земляных и лесозаготовительных работах, а также в условиях неблагоустроенного жилья при осенне-зимнем скоплении в нем грызунов (Башкирев, Бойко).

С 1952 г. по 1960 г. в очагах указанных районов зарегистрировано 230 заболеваний геморрагической лихорадкой. Эти заболевания имели характер небольших групповых вспышек или были спорадическими. Наибольшее число заболеваний приходилось на летне-осенний сезон, но групповые вспышки и спорадические заболевания наблюдались и зимой. Заболевания клинически относились к геморрагической лихорадке с почечным синдромом (Башкирев).

Основой профилактики этого заболевания являются мероприятия по истреблению грызунов в очагах геморрагической лихорадки. Для выявления природных очагов большое значение имеет ознакомление практических врачей с диагностикой и клиникой геморрагической лихорадки.

Энзоотичные по туляремии районы расположены в северо-восточной части республики в поймах рек Камы, Вятки и Белой. Наибольшая заболеваемость людей туляремией регистрировалась в Актанышском, Бондюжском, Мензелинском, Красноборском районах, что, видимо, связано с наличием в них большой площади пойменных угодий, заселенных одним из основных источников туляремии — водяной полевкой. Наблюдалась небольшая заболеваемость в Набережно-Челнинском и Елабужском районах, в остальных районах регистрировались единичные заболевания.

Годы высокой заболеваемости людей туляремией совпадают с годами высокой численности водяной полевки и интенсивным промыслом на нее. Есть некоторые основания считать, что очаги туляремии довольно старые. Местное население указывает на характерное заболевание — типичное для бубонной формы туляремии. Это совпадало с увеличением численности водяной полевки в 1928—30—32 годы.

Наибольшая заболеваемость наблюдалась в 1949 г. Вспышка охватила 480 человек и была связана с промыслом на водяную полевку (ловля, заготовка шкурок).

В 1950 г. заболело 149 человек, из них 17 — в бывшем Калининском районе, где вспышка носила характер трансмиссивной. Она возникла в августе во время второго сенокоса.

В 1949—1950 гг. стали проводить массовые прививки против туляремии. Было привито 264 000 человек в районах, расположенных вдоль рек Белой и Камы, после чего в 1951 —1955 гг. заболеваемость туляремией не регистрировалась.

В 1956 г. заболело 2 человека, в 1957 г. — один. С 1958 г. заболеваемости в республике нет, хотя в 1958—1959 гг. в Елабужском районе из органов полевок выделены культуры туляремийной палочки, что указывает на активность природных очагов туляремии.

Один из наиболее эффективных методов профилактики туляремии— профилактическая вакцинация. Необходимо тщательное проведение плановой вакцинации и своевременной ревакцинации среди населения, проживающего в природных очагах туляремии.

Обязательны научно-эпидемиологическое и эпизоотическое обследование и активное выявление природных очагов туляремии с последующим проведением комплекса мероприятий по их оздоровлению: истребление грызунов, в том числе поощрение развития промысла на водяную полевку, агротехнические и мелиоративные работы (борьба с комарами) и др.

Есть все основания считать, что в ближайшие 5 лет в республике будет окончательно ликвидирована туляремия.

За последние 13 лет заболеваемость сибирской язвой среди людей регистрировалась во всех районах республики, за исключением Альметьевского, Бугульминского, Ютазинского, Мамадышского, Верхне-Услонского, Агрызского, Елабужского.

Начиная с 1955 г. заболеваемость сибирской язвой снижается.

Заболеваемость среди животных регистрировалась во всех районах республики.

Основной причиной заражения животных сибирской язвой является загрязнение почвы спорами сибироязвенной палочки. Загрязнение почвы происходит вследствие вынужденного забоя животных в разных местах (на пастбищах, дворах) и неудовлетворительного состояния скотомогильников.

Наибольшая заболеваемость среди животных встречается в засушливые годы, когда животные при поедании травы чаще соприкасаются с почвой, чем при высоких сочных кормах.

Заболеваемость сибирской язвой среди людей находится в тесной зависимости от заболеваемости животных. В 88% источником инфекции являются больные животные, заражение происходит при непосредственном контакте во время забоя больных животных. Лишь в 12% заражение происходило при контакте с кожсырьем и почвой.

Для предупреждения возникновения заболеваний людей сибирской язвой необходим комплекс ветеринарно-санитарных мероприятий:

  1. Поголовный своевременный охват животных прививками от сибирской язвы во всех районах республики; проведение прививок среди населения по эпидпоказаниям и среди лиц, связанных с меховой, кожевенной и шерстеобрабатывающей промышленностью.
  2. Прекращение забоя больного скота без ветеринарного надзора. Для этого, помимо разъяснительной работы среди населения, следует использовать привлечение нарушителей к ответственности.
  3. Запрещение продажи мяса и субпродуктов без знаков ветеринарно-санитарного контроля.
  4. Осуществлять строгий ветеринарно-санитарный контроль за пунктами формирования и следования животных гуртами и за скотопрогонными трактами.
  5. Строго выполнять ветеринарные санитарные правила на забойных пунктах и мясокомбинатах.
  6. Обрабатывать кожевенное сырье, завозимое из-за границы, только на оборудованных в санитарном отношении предприятиях, имеющих дезинфекционные камеры для кожевенного сырья и дезинфекционные установки для обеззараживания сточных вод.
  7. Систематически контролировать уничтожение павших от сибирской язвы животных и содержание скотомогильников.

Лептоспирозные заболевания среди людей установлены в Казани и в Чистопольском, Зеленодольском, Алексеевском, Бавлинском, Рыбнослободском, Сабинском и среди домашних животных — в Тактанышском, Верхне-Услонском, Кукморском, Пестречинском, Камско-Устьинском и других районах.

Выявление и подробное изучение этиологической структуры этих заболеваний проведены доцентом 3. X. Каримовой (1949—1959).

В районах ТАССР (Чистопольском и др.) встречается безжелтушный лептоспироз типа водной лихорадки. Заражение людей этой формой происходит при купании в стоячих водоемах и при уходе за больными животными.

Основными источниками лептоспирозной инфекции в Казани являются крысы и собаки.

Пути передачи — вода и загрязненные мочой и испражнениями крыс пищевые продукты.

Источником инфекции в районах республики являются больные сельскохозяйственные животные (крупный рогатый скот, свиньи, лошади). Например, в колхозе «Авангард» Зеленодольского района источником лептоспироза у людей оказались больные свиньи. Инфекция распространилась путем непосредственного контакта людей с больными животными и через воду озера, где мыли свиней. Воду из этого озера использовали для бытовых целей, купания и водопоя животных. В этом же колхозе выявлена заболеваемость и среди лошадей. От больных людей, свиней и лошадей, а также из воды озера были выделены лептоспиры одного и того же серологического типа.

Задачами органов здравоохранения в борьбе с лептоспирозом являются, прежде всего, повышение квалификации врачей в диагностике данного заболевания, дальнейшее совершенствование лабораторной диагностики лептоспироза среди людей и животных, а также организация профилактических и противоэпидемических мероприятий (проведение прививок среди населения и животных, дератизационные мероприятия в населенных пунктах).

Лихорадка-Ку в Татарской АССР впервые обнаружена в 1955 г. в Агрызской железнодорожной больнице. В 1956 г. расшифрована выделением риккетсий Бернета от больных (Газизова и др.) вспышка этого заболевания в Ленинском районе Казани. За 4 года выявлено и подтверждено серологически более 100 заболеваний лихорадкой-Ку.

Основным источником заражения людей лихорадкой-Ку является крупный и мелкий рогатый скот. Возбудитель выделяется в окружающую среду с молоком, испражнениями, мочой, плацентой и околоплодной жидкостью. При серологическом обследовании двух стад (из пригородов Казани) установлена пораженность крупного рогатого скота в 11%. При серологическом обследовании рабочих мясокомбината выявлено 46% людей, положительно реагирующих на Ку-антиген по PCK причем наиболее пораженными оказались рабочие убойного, субпродуктового и кишечного цехов.

Массовое серологическое обследование крупного рогатого скота из районов ТАССР позволило установить распространенность этого заболевания по ряду районов (Куйбышевский, Нурлат-Октябрьский, Пестречинский, Арский, Лаишевский, Дубьязский, Столбищенский и др.).

Проведенные исследования показывают, что Ку-лихорадка имеет определенное значение для краевой патологии Татарии, и выдвигают необходимость выявления природных очагов этой инфекции. Основной задачей медицинских работников является мобилизация внимания на клиническом выявлении Ку-лихорадки среди лиц, по роду своей профессиональной работы подвергающихся опасности заражения этой инфекцией. Дальнейшее изучение Ку-риккетсиоза постоянно требует активного участия ветеринарных и медицинских работников республики, поскольку при этой инфекции, как при бруцеллезе, вопросы эпидемиологии тесно связаны с эпизоотологией.

Важнейшими задачами в области здравоохранения по решениям XXII съезда КПСС являются широкое развитие профилактических мероприятий, снижение и ликвидация отдельных инфекционных заболеваний. Успехи современной науки в области теоретических и методических основ борьбы с отдельными природно-очаговыми инфекциями позволяют ставить вопрос о резком снижении одних и окончательной ликвидации других заболеваний.

×

About the authors

I. E. Alatyrtseva

Kazan Research Institute of Epidemiology and Microbiology; Republican Sanitary and Epidemiological Station

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

T. I. Cheranova

Kazan Research Institute of Epidemiology and Microbiology; Republican Sanitary and Epidemiological Station

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2021 Alatyrtseva I.E., Cheranova T.I.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies