К вопросу о профконсультации и профориентации в средней школе
- Авторы: Лутовинова Н.Г.1, Войдинова О.М.1
-
Учреждения:
- Институт Соц. Здравоохранения и Гигиены в г. Казани
- Выпуск: Том 31, № 2 (1935)
- Страницы: 161-168
- Раздел: Статьи
- Статья получена: 09.11.2020
- Статья одобрена: 09.11.2020
- Статья опубликована: 13.02.1935
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/49853
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj49853
- ID: 49853
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В связи с ликвидацией безработицы в Советском Союзе и введением всеобщего обучения, основной контингент рабочих кадров пополняется из массовой школы, и центр тяжести по подготовке кадров переносится сюда, поэтому актуальной задачей школы является организация и широкое практическое проведение профориентационных и профконсультационных мероприятий с целью рациональной подготовки кадров для соцстроительства.
Ключевые слова
Полный текст
В связи с ликвидацией безработицы в Советском Союзе и введением всеобщего обучения, основной контингент рабочих кадров пополняется из массовой школы, и центр тяжести по подготовке кадров переносится сюда, поэтому актуальной задачей школы является организация и широкое практическое проведение профориентационных и профконсультационных мероприятий с целью рациональной подготовки кадров для соцстроительства.
В политехнической школе имеются чрезвычайно большие возможности для развертывания профконсультационной, и теснейшим образом с ней связанной, профориентационной работы.
Правильная организация профконсультационной работы основывается на систематическом длительном изучении динамики психо-физического и социального развития подростков, их поведения, профсклонностей и интересов, на учете их успеваемости. Изучение это наиболее полно осуществляется никем другим как теми лицами, которые непосредственно и повседневно связаны с подростками в процессе их работы в школе— педагогами и школьным врачем.
Основной задачей профконсульт. и профориентационной работы является не только дать возможность учащемуся выбрать профессию, наиболее отвечающую его склонностям, интересам и способностям, чтобы он мог получить максимальное удовлетворение своей работой, но и освоить социальную значимость разных профессий, их потребность в новых кадрах с тем, чтобы достичь сочетания и единства личных интересов с интересами соцстроительства. Необходимо добиться расстановки сил так, чтобы максимально поднять производительность труда, качество работы, рационализировать производство, ускорить темпы подготовки квалифицированных кадров.
Из этой задачи вытекает целевая установка профориентационной работы в школе—ознакомить учащихся с проблемой кадров на данном этапе, в связи с тенденцией дальнейшего развития соцстроительства и реконструкцией техники. Дать четкую общественно-политическую установку в вопросах оценки профессий и выбора ее, в целях более сознательного решения, помочь формированию трудовых интересов подростка, дать определенный запас знаний об основных, наиболее актуальных профессиях, развить в нем трудовой энтузиазм, теснейшим образом связав эту работу с задачами коммунистического воспитания в политехнической школе. Здесь подростки, по программе и на практике, знакомятся с различными производствами, имеют возможность узнать разные профессии, сами работать на производстве и в мастерских, что воспитывает в них социалистическое отношение к труду.
Исходя из вышеуказанных основных установок по профконсультационной и профориентационной работе, отраженных в тезисах конференции педологов и психотехников Наркомтяжпрома, бывшей в Москве в мае 1932 г.,—Сектор ОЗД и П. Института Соцздрава и Гигиены в Казани провел профконсультационную и профориентационную работу в базовой школе ФЗС № 5.
Опыт этой работы затем передан в массовую школу через кабинет профконсультанции районной ДПА. В виду того, что с профконсультацион. и профориент. работой администрация школы, педагогический персонал и дети не были знакомы,—на одном из педагогических совещаний сделан доклад о целях профконсультации и профориентации и ее задачах в данный момент.
С учащимися проведена беседа на тему: „Значение правильного выбора профессий. Что такое профконсультация и профотбор и как то и другое проводится у нас в СССР и в капиталистических странах“. В школе установлен определенный день и час для предварительных консультаций учащимся по вопросам выбора профессии. Здесь обнаружилось, что многие очень смутно представляют себе намечаемую специальность, большинство не знало какие учебные заведения имеются в Казани и ТР и условия приема в них.
Для ознакомления учащихся составлена картотека с профилями вузов, техникумов, рабфаков и школ ФЗУ по следующим разрезам: 1) в чьем ведении находится данное учебное заведение; 2) адрес и № телефона; 3) кого готовит учебное заведение, специальности и краткое содержание их; 4) длительность курса обучения; 5) с каким образовательным цензом принимает; 6) скольких лет принимает; 7) когда бывает прием и сколько раз в году; 8) имеется ли общежитие, столовая; 9) обеспечиваются ли стипендией, кто именно и в каком размере; 10) количественные перспективы приема и 11) ориентировочная разверстка окончивших специалистов.
Пользуясь этой картотекой учащиеся легко могли ориентироваться в выборе учебного заведения. В дальнейшем учащиеся заполнили анкеты, которые совместно с сочинениями на тему. „Мой рабочий день через 10 лет“,—дали представление об их профустремленности. Затем собраны педагогические характеристики как по теоретическому, так и по производственному обучению; данные о состоянии здоровья, физическом развитии и соцбыте. Весь этот материал, при соответствующей обработке, был суммирован в индивидуальном, так называемом, психофизиологическом паспорте. Перед выпуском в школе была создана комиссия в составе—- представителя от администрации школы, педагогов, в частности групповодов, врача ОЗД, психотехника сектора ОЗД и П и представителя пионер- организации. На комиссии всесторонне обсуждался профиль каждого учащегося и в паспорте отмечалось мнение школы о его профессиональной пригодности. Затем проведены индивидуальные консультации для выпускников, где они получили соответствующие совет и разъяснения. Всего взято было 4 седьмых группы (122 чел). Полное обследование прошли 97 человек, из них: мальчиков—45, девочек—52, пионеров и комсомольцев—60, детей рабочих—51, татар—3, евреев—5, остальные—русские. По анкетам разработаны след, разделы: 1) дальнейшее обучение; 2) профессия; 3) где интересуют занятия (школа, мастерская, производство); 4) трудные и легкие предметы; 5) пробовал ли заниматься интересующей работой и в чем это выразилось; 6) откуда знает об интересующей работе; 7) отношение близких к избираемой профессии.
Обрабатывались все данные в социальном, партийном (КМС и пионеры) и половом разрезе, но при детальном анализе выявились особенности гл. образом в последнем разрезе. Если мы посмотрим, как распределяются учащиеся в отношении дальнейшего обучения, то увидим, что продолжать обучение в школе желают—45,5%; 33°/о—идет в техникумы; 12%—на рабфаки; 5,1%—в школы ФЗУ и 4,13%—на курсы. Нежелающих продолжать дальнейшее обучение— нет совсем.
На консультациях выяснилось, что такой большой процент желающих оставаться в школе, по мотивировкам ребят, объясняется определенным желанием за предстоящий год или два, окончательно наметить себе специальность и иметь возможность непосредственно поступить в ВУЗ, т. к. оканчивающие седьмые группы, 14—15-летние подростки, а иногда даже и 13-тилетние, не имеют возможности никуда поступить, кроме школ ФЗУ, из-за своего возраста.
Большой процент тяготения в техникумы объясняется тем, что по истечении небольшого периода времени „становишься специалистом и можешь самостоятельно зарабатывать“.
В школы ФЗУ идет очень небольшой процент учащихся. Это может быть объяснено слабой заинтересованностью производством, к которому прикреплена данная школа, о чем речь будет ниже. На курсы идут только те, кому необходим заработок и как можно скорее. Из курсов —девочки выбирают преимущественно счетоводные или планово-экономические; мальчики—курсы шоферов. Несколько человек хотят и учиться, и служить.
Если обратимся к избираемым профессиям, то получим следующее: Самый высокий процент—желает быть строителями—21,7%; по полу— и мальчиков, и девочек почти поровну; затем идет медперсонал—11,3%. Медиками желают быть, почти исключительно, девочки, причем—высшим медперсоналом; в фармтехникум и медтехникум желающих поступить немного, а если и высказывают такое желание, то смотрят на техникум, как на переходную ступень в ВУЗ. В сочинениях не только указывают профессию, но и специальность врача: зубной врач, педиатр, терапевт, ни одного будущего врача - профилактика не встретилось. 11,3%—желают быть артистами, музыкантами, художниками. Естественниками, в частности, геологами—стремятся быть, по большей части девочки. Довольно большой процент учащихся привлекает электротехника (9,23%), особенно радио, в чем сказалось, повидимому, влияние политехнического обучения.
Особо приходится остановиться на желающих быть мореплавателями— 8,3%. В данной школе это нечто вроде вспышки эпидемии и, именно, среди девочек. Они стремятся стать капитанами морских кораблей и даже командовать целыми морскими флотами. Некоторые желают быть мореплавателями, авиаторами, работниками связи: „чтобы работать для обороны страны"—или „для укрепления народного хозяйства“.
Очень незначительный процент желает избрать своей специальностью математику—2,06%.
Если обратимся к вопросу, где больше всего интересуют занятия, то получим, что в школе—87%; школьной мастерской— 13%, а на производстве—0%. Это сигнализирует о том, что производственное обучение в данной школе поставлено неудовлетворительно. Школа № 5 прикреплена к обувной фабрике „Спартак“. При проверке рабочих мест учащихся оказалось, что, несмотря на прекрасно составленный договор, работа, даваемая учащимся 7-х групп, далеко не отвечает целям и задачам политехнического обучения, работа неинтересная, требующая механического выполнения (например, разборка кучи обрезков кожи). В школьных мастерских преподавание труда тоже стоит не на достаточной высоте, отсюда и слабая заинтересованность учащихся. Что касается трудных и легких предметов, то наиболее трудным для учащихся данной школы является химия (48,5%). В анкетах многие пишут: „Химия трудна, непонятна, преподаватель объясняет мало". Следующим по трудности предметом считается естествознание—(36,1%); по поводу его учащиеся пишут: „Преподаватель задает для проработки большой материал, в очень короткий промежуток времени; спрашивает очень жестко". Математика стоит на третьем месте— (30%); затем нелегко даются языки.
Анализируя причины трудности упомянутых предметов и сравнивая данные взятой нами школы с данными 2-х других школ г. Казани, где аналогичную работу провел кабинет профконсультации ДПА под руководством сектора, приходится сделать вывод, что трудность этих предметов вытекает не из содержания их, а из индивидуальных особенностей педагогов, преподающих эти предметы. Так, данные по другим школам говорят нам, что химия трудна в одном случае для—10,9%, в другом случае—для 11,9%. Физика в школе №8 трудна для—38,1%, иностранные языки—29,6%, естествознание трудно для 1,6 и для 2,4%.
В других школах по трудности на первом месте стоит математика— (64,4% и 73,5%). Легкими предметами, во взятой нами школе, считаются: физика для—50,6% учащихся, она же их очень интересует, т. к. обставлена опытами и, повидимому, педагог пользуется большой симпатией учащихся. Дальше идет география, которая является легкой для 45,5%, ИЗО—37,1% Литература трудна для 7,2% и легка—для 21,7%. Обществоведение—трудно для —16,6% и легко для—13,4%.
Что касается профессиональной устремленности оканчивающих 7-е группы в данной школе, то она совпадает с данными обследований 2-х других школ, правда, с небольшими вариациями в ту или иную сторону. Если мы будем рассматривать профессиональную устремленность по полу, то найдем, что мальчики, большей частью, стремятся стать механиками, авиаторами; ^девочки-же предпочитают химию, биологию и медицину.
Анализируя дальше анкетный материал мы видим, что 43,3% пробовали заниматься интересующей их работой дома и вообще вне школы, и успешно. Пробовали заниматься, но неуспешно—2,06%; совсем не пробовали заниматься—29% В большинстве случаев у мальчиков имеется непосредственная связь настоящей работы с будущей специальностью; у девочек—эта связь часто отсутствует. Кроме того, встречаемся и с таким фактом: в анкете пишут об одной специальности, в сочинении о другой, а на консультации говорят, иногда, и о третьей. Все это свидетельствует о том, насколько их стремления шатки, не продуманы, несерьезны,— что позволяет нам говорить лишь о профустремленности, а не о профнаправленности учащихся.
Теперь обратимся к источникам, из которых учащиеся знают об интересующей их работе. 43,4%—из разговоров с окружающими; 34%—на литературы; 42,4%—наблюдали или принимали сами непосредственное участие.
Отношение близких к избираемой учащимся профессии положительное 47,5%; отрицательное—14,4% и безразличное—38,2%. Следовательно, у большинства детей нет той психической травмы, которая происходит при несогласованности с окружающей средой и, в частности, с родителями.
Переходя к анализу свободных сочинений на заданную тему: „Мой рабочий день через десять лет“—можно отметить моменты: 1) причины выбора профессии—личная заинтересованность или сознание своего долга перед строящимся социализмом; 2) где желает работать—в городе и промцентре или в деревне; 3) вопросы быта и 4) дается ли содержание будущей работы и каково это содержание.
При выборе профессии превалирует личная заинтересованность (86,9%); определяющий момент в выборе профессии, как будущих участников социалистического общества и строителей его—не велик—13,4%—это указывает на то, что школа еще не встала на должную высоту в вопросе коммунистического воспитания.
Некоторые сочинения обратили на себя внимание недостаточной грамотностью в области географии; значительный процент из них страдает орфографическими и грамматическими ошибками.
Что касается места будущей работы, то в городе и промцентрах желает работать—53,6°/°; в деревне—9,3%, Из этого видно тяготение в город и очень малая заинтересованность деревней. Будущие деревенские жители—это, главным образом, агрономы, отчасти—естественники и врачи (преимущественно девочки). Здесь также нельзя обойти молчанием тот факт, что в школе нет достаточной проработки наиболее актуальных вопросов строительства социализма на данном этапе, когда ТР завоевала всесоюзное первенство в сельском хозяйстве.
Относительно будущей общественной работы пишут 42,4%, причем эта работа—преимущественно пассивная: слушание лекций, посещение собраний, и кое-кто говорит о своей будущей активности,—как проведение бесед с рабочими на какую-нибудь тему по текущему моменту, самостоятельные выступления с докладами и т. д.
Чисто бытовые черты сказываются в упоминаниях о еде, о сне, развлечениях, самообслуживании. По будущему быту не дали сведений- 17,5%. Из давших эти сведения, наиболее высокий процент—(34), уделяют время работе по специальности во вне служебного время (посещение научных лекций, докладов, постановок, чтение специальной литературы, составление чертежей, проектов и т. д.); 30% уделяют время развлечениям; 26% - отдыху. Довольно высокий процент— (18,6) уделяет внимание еде, но не приготовлению пищи,—это, повидимому—мыслится, как функция общественных столовых. Небольшой % —(5,1) уделяет время сну в дневное время и еще меньше—самообслуживанию (4,1%). Из развлечений отмечают только два вида—прогулки (11,4%), театр и кино (22,6%). О спорте, играх учащиеся этой школы не упоминают.
И в заключение нужно сказать, что никто ни одним словом не упоминает об организации своей семьи. Возможно, что это еще не дошло до их сознания (хотя по данным соцбыта—75% живет в семье) или это дознание заторможено какими-нибудь причинами, вроде боязни насмешек и т. д.
Если посмотрим какова социально-бытовая среда взятых нами учащихся, то получим следующее: образовательный уровень семей учащихся высокий только у 5%; низкий около—70%. 80% родителей и родственников не уделяют времени воспитанию детей.
65% ребят проводят досуг с товарищами и вне дома, причем, досуг этот проводится культурно—90%. 80% ребят занято домашним трудом, систематически, около 2-х часов ежедневно и отношение к домашнему труду активное у 70%.
Если мы обратимся к анализу профустремленности учащихся, в связи с состоянием здоровья и физическим развитием, то можно отметить, что мореплавателями хотят быть в большинстве подростки с хорошим физическим развитием и вполне здоровые, за исключением двух, у которых имеются: заболевание сердца—у одного, и легких—у другого. Вполне физически крепкие и здоровые желают быть авиаторами. У одного из предполагаемых в будущем педагогов имеется хроническое заболевание носоглотки и ушей.
Медперсоналом, строителями и естественниками желают быть лица со средним и со слабым физическим развитием.
Как на одном из важнейших моментов следует остановиться на связи профессиональной устремленности учащихся с успеваемостью. Оказывается, у будущих мореплавателей на первом месте стоит хорошая успеваемость по математике, физике и химии, но в общей сложности стремятся туда учащиеся со средней успеваемостью. О педагогах трудно сказать, т. к. желающих избрать эту специальность всего 3 человека. Будущие медики—все с посредственной успеваемостью, за небольшим исключением в лучшую и худшую сторону. У будущих медиков из предметов наилучшие показатели успеваемости дает физика и естествознание. Естественники, в большинстве своем, со средней успеваемостью; из предметов наилучшие показатели у них имеются по физике, химии и литературе. У строителей большее число хороших отметок имеется по ИЗО, математике и физике; большинство имеет удовлетворительную оценку по всем предметам. Электрики имеют высокую оценку по физике, в первую очередь, и по химии, остальные предметы—удовлетворительно. Счетные и канцелярские работники не имеют ни по одному предмету хороших оценок, слабо—по большинству предметов.
Артистами, художниками и музыкантами хотят быть учащиеся со средней успеваемостью. Если взять рабочих высокой квалификации, то один из них имеет высокую оценку по математике и химии; двое—по физике; один—имеет хорошо по ИЗО и двое имеют хорошую отметку по труду. Наряду с этим имеются и неудовлетворительные оценки по другим предметам.
Если мы посмотрим какова связь успеваемости с выбором в дальнейшем учебных заведений учащимися, то получаем следующее:
В вузы (через школы ФЗД и рабфаки) стремятся: с хорошей успеваемостью—15,3%; со средней—27,5%; со слабой —13,6%.
В техникумы и на курсы: с хорошей успеваемостью—4,45%, со средней—23,8%, со слабой —10,3%.
В школы ФЗУ хотят поступить: с хорошей успеваемостью—2,05%, со средней—3,35%. Профориентационная работа с седьмыми труппами была закончена весной, а след, осенью мы получили сведения, куда фактически поступили учащиеся, окончившие седьмые группы. Так как школа этим вопросом совершенно не интересовалась, то сведения приходилось получать от самих окончивших и их товарищей. Оказалось, что перешли в 8-ю группу данной же школы—51,7%; осталось в седьмой группе—7%; поступили на рабфак—6%; в техникумы—20,2%; в школы ФЗУ—7%; на курсы —4,5%; на службу—2,5% и остались дома—1,1%.
Мальчиков и девочек поступило в учебные заведения при соответствующей профустремленности почти поровну. Если обратимся к отдельным специальностям, то получим, что среди мальчиков поступление в учебные заведения соответствует избранной профессии— у естественников, строителей и электриков; среди девочек—у будущих медиков, и совершенно не подходящие учебные заведения выбрали мореплаватели и артисты.
В результате нашего опыта по постановке профориентационной и профконсультационной работы в массовой школе ФЗС, мы приходим к следующим выводам:
- Применявшаяся нами методика вполне приемлема для массовой школы в отношении бесед, профконсультаций, сочинений, анкет, педаго- тических характеристик, изучения физразвития, состояния здоровья, социально-бытовых условий, также картотеки профилей учебных заведений, составления индивидуальных психо-физиологических паспортов учащихся.
- Необходимо дополнить профориентационную работу—профпросветительной: экскурсиями, лекциями специалистов с детальной характеристикой данной специальности, организовать подбор литературы для учащихся, кино-постановки. Наиболее продуктивно эту часть работы может провести Центральная Внешкольная Станция.
- Для объективного учета профессиональной пригодности необходимо проводить психо-технические испытания по единой методике.
- В расписании школы выделить время для профориентационной работы, теснее привлечь к ней педагогический персонал, врачей ОЗД, работников школьных библиотек, детский актив (ДСУ, пионерскую и комсомольскую организацию школы).
- Для ознакомления с профориентационной работой педагогов и врачей ОЗД провести краткосрочные курсы перед началом занятий в школах.
- Знакомить школу с результатами профориентационной работы по окончании ее.
- Начинать профориентацию в школе с V групп, заканчивая X в целях получения наиболее полноценного материала для профконсультаций и в целях своевременной коррекции дефектов учебно-воспитательной и общественно политической работы в школе, подобных тем, какие были обнаружены нами в процессе работы.
- Желательно иметь в проверочных тетрадях V, VII и X групп сочинения на тему о будущем выборе профессии, в целях учета динамика профустремленности каждого учащегося.
- Педагогические характеристики необходимо систематически составлять, в процессе учебы, на каждого учащегося.
- Обратить особое внимание на грамотность учащихся (орфография^ терминология, стиль), доводя до их сознания, что ни один хороший специалист не должен быть безграмотным в области других наук.
- По данной школе усилить общественно-политическое и политехническое воспитание (мастерская, производ., сельско-хозяйств. труд).
Вести с учащимися активную работу в отношении повышения их интересов в будущей работе на социалистическое строительство деревни, ознакомляя учащихся с вопросами планового распределения профессий и их значимости в социалистическом строительстве—(например: по данной школе профессия педагога, общественно-политического деятеля).
12. Школе необходимо учитывать дальнейшую судьбу окончивших, особенно в отношении поступления их в другие учебные заведения, передавая туда психо-физические паспорта окончивших школу.
13. Правильная постановка профориентационной работы в массовой школе, являясь, до некоторой степени, проверкой качества работы,—в то же время стимулирует школу к выпуску соответствующей продукции в дальнейшие учебные заведения и тем самым обеспечивает правильную расстановку будущих специалистов.
Об авторах
Н. Г. Лутовинова
Институт Соц. Здравоохранения и Гигиены в г. Казани
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия
О. М. Войдинова
Институт Соц. Здравоохранения и Гигиены в г. Казани
Email: info@eco-vector.com
Россия
Список литературы
Дополнительные файлы
