On vocational counselling and career guidance in secondary schools

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In connection with the elimination of unemployment in the Soviet Union and the introduction of universal education, the majority of workers are being recruited from mass schools and the centre of gravity of training is being moved here, so the urgent task of the school is to organise and carry out a wide range of practical career guidance and vocational counselling activities with the aim of rational training for social construction.

Full Text

В связи с ликвидацией безработицы в Советском Союзе и введением всеобщего обучения, основной контингент рабочих кадров пополняется из массовой школы, и центр тяжести по подготовке кадров переносится сюда, поэтому актуальной задачей школы является организация и широкое практическое проведение профориентационных и профконсультационных мероприятий с целью рациональной подготовки кадров для соцстроительства.

В политехнической школе имеются чрезвычайно большие возможности для развертывания профконсультационной, и теснейшим образом с ней связанной, профориентационной работы.

Правильная организация профконсультационной работы основывается на систематическом длительном изучении динамики психо-физического и социального развития подростков, их поведения, профсклонностей и интересов, на учете их успеваемости. Изучение это наиболее полно осуществляется никем другим как теми лицами, которые непосредственно и повседневно связаны с подростками в процессе их работы в школе— педагогами и школьным врачем.

Основной задачей профконсульт. и профориентационной работы является не только дать возможность учащемуся выбрать профессию, наиболее отвечающую его склонностям, интересам и способностям, чтобы он мог получить максимальное удовлетворение своей работой, но и освоить социальную значимость разных профессий, их потребность в новых кадрах с тем, чтобы достичь сочетания и единства личных интересов с интересами соцстроительства. Необходимо добиться расстановки сил так, чтобы максимально поднять производительность труда, качество работы, рационализировать производство, ускорить темпы подготовки квалифицированных кадров.

Из этой задачи вытекает целевая установка профориентационной работы в школе—ознакомить учащихся с проблемой кадров на данном этапе, в связи с тенденцией дальнейшего развития соцстроительства и реконструкцией техники. Дать четкую общественно-политическую установку в вопросах оценки профессий и выбора ее, в целях более сознательного решения, помочь формированию трудовых интересов подростка, дать определенный запас знаний об основных, наиболее актуальных профессиях, развить в нем трудовой энтузиазм, теснейшим образом связав эту работу с задачами коммунистического воспитания в политехнической школе. Здесь подростки, по программе и на практике, знакомятся с различными производствами, имеют возможность узнать разные профессии, сами работать на производстве и в мастерских, что воспитывает в них социалистическое отношение к труду.

Исходя из вышеуказанных основных установок по профконсультационной и профориентационной работе, отраженных в тезисах конференции педологов и психотехников Наркомтяжпрома, бывшей в Москве в мае 1932 г.,—Сектор ОЗД и П. Института Соцздрава и Гигиены в Казани провел профконсультационную и профориентационную работу в базовой школе ФЗС № 5.

Опыт этой работы затем передан в массовую школу через кабинет профконсультанции районной ДПА. В виду того, что с профконсультацион. и профориент. работой администрация школы, педагогический персонал и дети не были знакомы,—на одном из педагогических совещаний сделан доклад о целях профконсультации и профориентации и ее задачах в данный момент.

С учащимися проведена беседа на тему: „Значение правильного выбора профессий. Что такое профконсультация и профотбор и как то и другое проводится у нас в СССР и в капиталистических странах“. В школе установлен определенный день и час для предварительных консультаций учащимся по вопросам выбора профессии. Здесь обнаружилось, что многие очень смутно представляют себе намечаемую специальность, большинство не знало какие учебные заведения имеются в Казани и ТР и условия приема в них.

Для ознакомления учащихся составлена картотека с профилями вузов, техникумов, рабфаков и школ ФЗУ по следующим разрезам: 1) в чьем ведении находится данное учебное заведение; 2) адрес и № телефона; 3) кого готовит учебное заведение, специальности и краткое содержание их; 4) длительность курса обучения; 5) с каким образовательным цензом принимает; 6) скольких лет принимает; 7) когда бывает прием и сколько раз в году; 8) имеется ли общежитие, столовая; 9) обеспечиваются ли стипендией, кто именно и в каком размере; 10) количественные перспективы приема и 11) ориентировочная разверстка окончивших специалистов.

Пользуясь этой картотекой учащиеся легко могли ориентироваться в выборе учебного заведения. В дальнейшем учащиеся заполнили анкеты, которые совместно с сочинениями на тему. „Мой рабочий день через 10 лет“,—дали представление об их профустремленности. Затем собраны педагогические характеристики как по теоретическому, так и по производственному обучению; данные о состоянии здоровья, физическом развитии и соцбыте. Весь этот материал, при соответствующей обработке, был суммирован в индивидуальном, так называемом, психофизиологическом паспорте. Перед выпуском в школе была создана комиссия в составе—- представителя от администрации школы, педагогов, в частности групповодов, врача ОЗД, психотехника сектора ОЗД и П и представителя пионер- организации. На комиссии всесторонне обсуждался профиль каждого учащегося и в паспорте отмечалось мнение школы о его профессиональной пригодности. Затем проведены индивидуальные консультации для выпускников, где они получили соответствующие совет и разъяснения. Всего взято было 4 седьмых группы (122 чел). Полное обследование прошли 97 человек, из них: мальчиков—45, девочек—52, пионеров и комсомольцев—60, детей рабочих—51, татар—3, евреев—5, остальные—русские. По анкетам разработаны след, разделы: 1) дальнейшее обучение; 2) профессия; 3) где интересуют занятия (школа, мастерская, производство); 4) трудные и легкие предметы; 5) пробовал ли заниматься интересующей работой и в чем это выразилось; 6) откуда знает об интересующей работе; 7) отношение близких к избираемой профессии.

Обрабатывались все данные в социальном, партийном (КМС и пионеры) и половом разрезе, но при детальном анализе выявились особенности гл. образом в последнем разрезе. Если мы посмотрим, как распределяются учащиеся в отношении дальнейшего обучения, то увидим, что продолжать обучение в школе желают—45,5%; 33°/о—идет в техникумы; 12%—на рабфаки; 5,1%—в школы ФЗУ и 4,13%—на курсы. Нежелающих продолжать дальнейшее обучение— нет совсем.

На консультациях выяснилось, что такой большой процент желающих оставаться в школе, по мотивировкам ребят, объясняется определенным желанием за предстоящий год или два, окончательно наметить себе специальность и иметь возможность непосредственно поступить в ВУЗ, т. к. оканчивающие седьмые группы, 14—15-летние подростки, а иногда даже и 13-тилетние, не имеют возможности никуда поступить, кроме школ ФЗУ, из-за своего возраста.

Большой процент тяготения в техникумы объясняется тем, что по истечении небольшого периода времени „становишься специалистом и можешь самостоятельно зарабатывать“.

В школы ФЗУ идет очень небольшой процент учащихся. Это может быть объяснено слабой заинтересованностью производством, к которому прикреплена данная школа, о чем речь будет ниже. На курсы идут только те, кому необходим заработок и как можно скорее. Из курсов —девочки выбирают преимущественно счетоводные или планово-экономические; мальчики—курсы шоферов. Несколько человек хотят и учиться, и служить.

Если обратимся к избираемым профессиям, то получим следующее: Самый высокий процент—желает быть строителями—21,7%; по полу— и мальчиков, и девочек почти поровну; затем идет медперсонал—11,3%. Медиками желают быть, почти исключительно, девочки, причем—высшим медперсоналом; в фармтехникум и медтехникум желающих поступить немного, а если и высказывают такое желание, то смотрят на техникум, как на переходную ступень в ВУЗ. В сочинениях не только указывают профессию, но и специальность врача: зубной врач, педиатр, терапевт, ни одного будущего врача - профилактика не встретилось. 11,3%—желают быть артистами, музыкантами, художниками. Естественниками, в частности, геологами—стремятся быть, по большей части девочки. Довольно большой процент учащихся привлекает электротехника (9,23%), особенно радио, в чем сказалось, повидимому, влияние политехнического обучения.

Особо приходится остановиться на желающих быть мореплавателями— 8,3%. В данной школе это нечто вроде вспышки эпидемии и, именно, среди девочек. Они стремятся стать капитанами морских кораблей и даже командовать целыми морскими флотами. Некоторые желают быть мореплавателями, авиаторами, работниками связи: „чтобы работать для обороны страны"—или „для укрепления народного хозяйства“.

Очень незначительный процент желает избрать своей специальностью математику—2,06%.

Если обратимся к вопросу, где больше всего интересуют занятия, то получим, что в школе—87%; школьной мастерской— 13%, а на производстве—0%. Это сигнализирует о том, что производственное обучение в данной школе поставлено неудовлетворительно. Школа № 5 прикреплена к обувной фабрике „Спартак“. При проверке рабочих мест учащихся оказалось, что, несмотря на прекрасно составленный договор, работа, даваемая учащимся 7-х групп, далеко не отвечает целям и задачам политехнического обучения, работа неинтересная, требующая механического выполнения (например, разборка кучи обрезков кожи). В школьных мастерских преподавание труда тоже стоит не на достаточной высоте, отсюда и слабая заинтересованность учащихся. Что касается трудных и легких предметов, то наиболее трудным для учащихся данной школы является химия (48,5%). В анкетах многие пишут: „Химия трудна, непонятна, преподаватель объясняет мало". Следующим по трудности предметом считается естествознание—(36,1%); по поводу его учащиеся пишут: „Преподаватель задает для проработки большой материал, в очень короткий промежуток времени; спрашивает очень жестко". Математика стоит на третьем месте— (30%); затем нелегко даются языки.

Анализируя причины трудности упомянутых предметов и сравнивая данные взятой нами школы с данными 2-х других школ г. Казани, где аналогичную работу провел кабинет профконсультации ДПА под руководством сектора, приходится сделать вывод, что трудность этих предметов вытекает не из содержания их, а из индивидуальных особенностей педагогов, преподающих эти предметы. Так, данные по другим школам говорят нам, что химия трудна в одном случае для—10,9%, в другом случае—для 11,9%. Физика в школе №8 трудна для—38,1%, иностранные языки—29,6%, естествознание трудно для 1,6 и для 2,4%.

В других школах по трудности на первом месте стоит математика— (64,4% и 73,5%). Легкими предметами, во взятой нами школе, считаются: физика для—50,6% учащихся, она же их очень интересует, т. к. обставлена опытами и, повидимому, педагог пользуется большой симпатией учащихся. Дальше идет география, которая является легкой для 45,5%, ИЗО—37,1% Литература трудна для 7,2% и легка—для 21,7%. Обществоведение—трудно для —16,6% и легко для—13,4%.

Что касается профессиональной устремленности оканчивающих 7-е группы в данной школе, то она совпадает с данными обследований 2-х других школ, правда, с небольшими вариациями в ту или иную сторону. Если мы будем рассматривать профессиональную устремленность по полу, то найдем, что мальчики, большей частью, стремятся стать механиками, авиаторами; ^девочки-же предпочитают химию, биологию и медицину.

Анализируя дальше анкетный материал мы видим, что 43,3% пробовали заниматься интересующей их работой дома и вообще вне школы, и успешно. Пробовали заниматься, но неуспешно—2,06%; совсем не пробовали заниматься—29% В большинстве случаев у мальчиков имеется непосредственная связь настоящей работы с будущей специальностью; у девочек—эта связь часто отсутствует. Кроме того, встречаемся и с таким фактом: в анкете пишут об одной специальности, в сочинении о другой, а на консультации говорят, иногда, и о третьей. Все это свидетельствует о том, насколько их стремления шатки, не продуманы, несерьезны,— что позволяет нам говорить лишь о профустремленности, а не о профнаправленности учащихся.

Теперь обратимся к источникам, из которых учащиеся знают об интересующей их работе. 43,4%—из разговоров с окружающими; 34%—на литературы; 42,4%—наблюдали или принимали сами непосредственное участие.

Отношение близких к избираемой учащимся профессии положительное 47,5%; отрицательное—14,4% и безразличное—38,2%. Следовательно, у большинства детей нет той психической травмы, которая происходит при несогласованности с окружающей средой и, в частности, с родителями.

Переходя к анализу свободных сочинений на заданную тему: „Мой рабочий день через десять лет“—можно отметить моменты: 1) причины выбора профессии—личная заинтересованность или сознание своего долга перед строящимся социализмом; 2) где желает работать—в городе и промцентре или в деревне; 3) вопросы быта и 4) дается ли содержание будущей работы и каково это содержание.

При выборе профессии превалирует личная заинтересованность (86,9%); определяющий момент в выборе профессии, как будущих участников социалистического общества и строителей его—не велик—13,4%—это указывает на то, что школа еще не встала на должную высоту в вопросе коммунистического воспитания.

Некоторые сочинения обратили на себя внимание недостаточной грамотностью в области географии; значительный процент из них страдает орфографическими и грамматическими ошибками.

Что касается места будущей работы, то в городе и промцентрах желает работать—53,6°/°; в деревне—9,3%, Из этого видно тяготение в город и очень малая заинтересованность деревней. Будущие деревенские жители—это, главным образом, агрономы, отчасти—естественники и врачи (преимущественно девочки). Здесь также нельзя обойти молчанием тот факт, что в школе нет достаточной проработки наиболее актуальных вопросов строительства социализма на данном этапе, когда ТР завоевала всесоюзное первенство в сельском хозяйстве.

Относительно будущей общественной работы пишут 42,4%, причем эта работа—преимущественно пассивная: слушание лекций, посещение собраний, и кое-кто говорит о своей будущей активности,—как проведение бесед с рабочими на какую-нибудь тему по текущему моменту, самостоятельные выступления с докладами и т. д.

Чисто бытовые черты сказываются в упоминаниях о еде, о сне, развлечениях, самообслуживании. По будущему быту не дали сведений- 17,5%. Из давших эти сведения, наиболее высокий процент—(34), уделяют время работе по специальности во вне служебного время (посещение научных лекций, докладов, постановок, чтение специальной литературы, составление чертежей, проектов и т. д.); 30% уделяют время развлечениям; 26% - отдыху. Довольно высокий процент— (18,6) уделяет внимание еде, но не приготовлению пищи,—это, повидимому—мыслится, как функция общественных столовых. Небольшой % —(5,1) уделяет время сну в дневное время и еще меньше—самообслуживанию (4,1%). Из развлечений отмечают только два вида—прогулки (11,4%), театр и кино (22,6%). О спорте, играх учащиеся этой школы не упоминают.

И в заключение нужно сказать, что никто ни одним словом не упоминает об организации своей семьи. Возможно, что это еще не дошло до их сознания (хотя по данным соцбыта—75% живет в семье) или это дознание заторможено какими-нибудь причинами, вроде боязни насмешек и т. д.

Если посмотрим какова социально-бытовая среда взятых нами учащихся, то получим следующее: образовательный уровень семей учащихся высокий только у 5%; низкий около—70%. 80% родителей и родственников не уделяют времени воспитанию детей.

65% ребят проводят досуг с товарищами и вне дома, причем, досуг этот проводится культурно—90%. 80% ребят занято домашним трудом, систематически, около 2-х часов ежедневно и отношение к домашнему труду активное у 70%.

Если мы обратимся к анализу профустремленности учащихся, в связи с состоянием здоровья и физическим развитием, то можно отметить, что мореплавателями хотят быть в большинстве подростки с хорошим физическим развитием и вполне здоровые, за исключением двух, у которых имеются: заболевание сердца—у одного, и легких—у другого. Вполне физически крепкие и здоровые желают быть авиаторами. У одного из предполагаемых в будущем педагогов имеется хроническое заболевание носоглотки и ушей.

Медперсоналом, строителями и естественниками желают быть лица со средним и со слабым физическим развитием.

Как на одном из важнейших моментов следует остановиться на связи профессиональной устремленности учащихся с успеваемостью. Оказывается, у будущих мореплавателей на первом месте стоит хорошая успеваемость по математике, физике и химии, но в общей сложности стремятся туда учащиеся со средней успеваемостью. О педагогах трудно сказать, т. к. желающих избрать эту специальность всего 3 человека. Будущие медики—все с посредственной успеваемостью, за небольшим исключением в лучшую и худшую сторону. У будущих медиков из предметов наилучшие показатели успеваемости дает физика и естествознание. Естественники, в большинстве своем, со средней успеваемостью; из предметов наилучшие показатели у них имеются по физике, химии и литературе. У строителей большее число хороших отметок имеется по ИЗО, математике и физике; большинство имеет удовлетворительную оценку по всем предметам. Электрики имеют высокую оценку по физике, в первую очередь, и по химии, остальные предметы—удовлетворительно. Счетные и канцелярские работники не имеют ни по одному предмету хороших оценок, слабо—по большинству предметов.

Артистами, художниками и музыкантами хотят быть учащиеся со средней успеваемостью. Если взять рабочих высокой квалификации, то один из них имеет высокую оценку по математике и химии; двое—по физике; один—имеет хорошо по ИЗО и двое имеют хорошую отметку по труду. Наряду с этим имеются и неудовлетворительные оценки по другим предметам.

Если мы посмотрим какова связь успеваемости с выбором в дальнейшем учебных заведений учащимися, то получаем следующее:

В вузы (через школы ФЗД и рабфаки) стремятся: с хорошей успеваемостью—15,3%; со средней—27,5%; со слабой —13,6%.

В техникумы и на курсы: с хорошей успеваемостью—4,45%, со средней—23,8%, со слабой —10,3%.

В школы ФЗУ хотят поступить: с хорошей успеваемостью—2,05%, со средней—3,35%. Профориентационная работа с седьмыми труппами была закончена весной, а след, осенью мы получили сведения, куда фактически поступили учащиеся, окончившие седьмые группы. Так как школа этим вопросом совершенно не интересовалась, то сведения приходилось получать от самих окончивших и их товарищей. Оказалось, что перешли в 8-ю группу данной же школы—51,7%; осталось в седьмой группе—7%; поступили на рабфак—6%; в техникумы—20,2%; в школы ФЗУ—7%; на курсы —4,5%; на службу—2,5% и остались дома—1,1%.

Мальчиков и девочек поступило в учебные заведения при соответствующей профустремленности почти поровну. Если обратимся к отдельным специальностям, то получим, что среди мальчиков поступление в учебные заведения соответствует избранной профессии— у естественников, строителей и электриков; среди девочек—у будущих медиков, и совершенно не подходящие учебные заведения выбрали мореплаватели и артисты.

В результате нашего опыта по постановке профориентационной и профконсультационной работы в массовой школе ФЗС, мы приходим к следующим выводам:

  1. Применявшаяся нами методика вполне приемлема для массовой школы в отношении бесед, профконсультаций, сочинений, анкет, педаго- тических характеристик, изучения физразвития, состояния здоровья, социально-бытовых условий, также картотеки профилей учебных заведений, составления индивидуальных психо-физиологических паспортов учащихся.
  2. Необходимо дополнить профориентационную работу—профпросветительной: экскурсиями, лекциями специалистов с детальной характеристикой данной специальности, организовать подбор литературы для учащихся, кино-постановки. Наиболее продуктивно эту часть работы может провести Центральная Внешкольная Станция.
  3. Для объективного учета профессиональной пригодности необходимо проводить психо-технические испытания по единой методике.
  4. В расписании школы выделить время для профориентационной работы, теснее привлечь к ней педагогический персонал, врачей ОЗД, работников школьных библиотек, детский актив (ДСУ, пионерскую и комсомольскую организацию школы).
  5. Для ознакомления с профориентационной работой педагогов и врачей ОЗД провести краткосрочные курсы перед началом занятий в школах.
  6. Знакомить школу с результатами профориентационной работы по окончании ее.
  7. Начинать профориентацию в школе с V групп, заканчивая X в целях получения наиболее полноценного материала для профконсультаций и в целях своевременной коррекции дефектов учебно-воспитательной и общественно политической работы в школе, подобных тем, какие были обнаружены нами в процессе работы.
  8. Желательно иметь в проверочных тетрадях V, VII и X групп сочинения на тему о будущем выборе профессии, в целях учета динамика профустремленности каждого учащегося.
  9. Педагогические характеристики необходимо систематически составлять, в процессе учебы, на каждого учащегося.
  10. Обратить особое внимание на грамотность учащихся (орфография^ терминология, стиль), доводя до их сознания, что ни один хороший специалист не должен быть безграмотным в области других наук.
  11. По данной школе усилить общественно-политическое и политехническое воспитание (мастерская, производ., сельско-хозяйств. труд).

Вести с учащимися активную работу в отношении повышения их интересов в будущей работе на социалистическое строительство деревни, ознакомляя учащихся с вопросами планового распределения профессий и их значимости в социалистическом строительстве—(например: по данной школе профессия педагога, общественно-политического деятеля).

12. Школе необходимо учитывать дальнейшую судьбу окончивших, особенно в отношении поступления их в другие учебные заведения, передавая туда психо-физические паспорта окончивших школу.

13. Правильная постановка профориентационной работы в массовой школе, являясь, до некоторой степени, проверкой качества работы,—в то же время стимулирует школу к выпуску соответствующей продукции в дальнейшие учебные заведения и тем самым обеспечивает правильную расстановку будущих специалистов.

×

About the authors

N. G. Lutovinova

Institute of Social Health and Hygiene in Kazan

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

O. M. Voidinova

Institute of Social Health and Hygiene in Kazan

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2020 Lutovinova N.G., Voidinova O.M.

Creative Commons License

This work is licensed
under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies