Modern strategy of abdominal thoraco oncosurgery

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The methods of performing lymphodissection in various diseases are analyzed. The experience of more than 20 interventions in 9 examinations combining the radical removal of the primary tumor with the aortocoronary by ass surgery is described. The combination of comprehensive operations with subsequent hyperthermic intraperitoneal chemotherapy should be considered as one of the most promising lines in the treatment of the locally widespread and disseminated abdominal cavity tumors. It is emphasized that the surgical intervention is the basic treatment component of any one of the epithelial malignant tumor of the thoracal and abdominal localization and the integration of widespread interventions with the additional effect on tumor cells based on the current scientific achievements.

 

Full Text

В настоящее время наблюдается не­которая стабилизация показателей за­болеваемости злокачественными ново­образованиями, однако летальность остается достаточно высокой, занимая третье место среди других причин смерти с неуклонной тенденцией к росту. Имен­но тенденция к росту заболеваемости с учетом сложности и многогранности данной проблемы требует освещения стратегических принципов основного компонента современной онкологии — онкохирургии. С учетом многоплановос­ти понятия «злокачественные заболева­ния», включающего различные по этиоло­гии и гистогенезу опухоли, в настоящем обзоре будут освещены проблемы лече­ния солидных опухолей эпителиальной природы.

Несмотря на длительную историю развития онкологии как отдельного раз­дела медицинских знаний, наиболее отработанным, на первый взгляд, и наи­более радикальным по-прежнему оста­ется хирургическое лечение. В последние годы в России радикальный метод при­меняется при лечении 39% больных зло­качественными опухолями в самостоя­тельном варианте и у 25% — в сочетании с лучевой и/или лекарственной терапией. Сходные данные опубликованы в мате­риалах по лечению онкологических за­болеваний в других странах мира.

В настоящее время можно выделить следующие основные направления в развитии онкохирургии: радикальное лечение, паллиативное лечение и, на­конец, хирургическая реабилитация с восстановлением утраченных функций. В практической онкологии широко ис­пользуются новые лекарственные пре­параты и усовершенствованные высоко­технологичные методы дополнительного лечения, однако ни одно рандомизиро­ванное исследование не показало пре­имуществ комбинированного лечения перед хирургическим. Это положение подтверждено мета-анализом материа­лов комбинированного лечения рака пищевода, желудка и легкого. Таким образом, улучшение результатов лече­ния опухолей данных локализаций за­висит от детальной отработки стратегии и тактики хирургического лечения.

Онкологическая хирургия как раздел хирургической науки принципиально отличается от общей хирургии. Соглас­но положениям первой, операция рас­сматривается не только как локальное удаление первичного очага, но и как обязательное абластичное удаление зон регионарного метастазирования в пре­делах фасциальных футляров. Именно понятие абластики лежит в основе ве­дущих принципов оперирования злока­чественных новообразований, приводи­мых ниже:

1) операции выполняются только острым путем; 2) мобилизацию комп­лекса ведут от периферии к опухоли, а не наоборот; 3) мобилизацию начинают с элементов лимфодиссекции с обра­боткой магистральных сосудов органа; 4) при обработке сосудов производят раздельную перевязку артерии и вены, причем вначале перевязывают артерию и лишь затем — вену (обратный поря­док способствует гематогенной диссеминации опухолевых клеток); 5) при мо­билизации соблюдают принцип “по touch”, то есть исключают механичес­кое воздействие на опухоль до сосудис­той и лимфатической изоляции.

Следует дать пояснение приведенно­му выше термину «лимфодиссекция». Понятие превентивной расширенной лимфодиссекции было впервые введе­но при хирургическом лечении рака желудка для обозначения операций, сопровождавшихся плановым удалени­ем пораженного органа и зон регионар­ного метастазирования. Таким образом, необходимо акцентировать внимание, что термин «лимфодиссекция», являясь более емким, нежели термин «лимф­аденэктомия», длительно и неоправдан­но применявшийся в онкологии, вклю­чает моноблочное удаление не только лимфатических узлов, но и всего лим­фатического аппарата (лимфатических сосудов, нервных сплетений с окружа­ющей жировой клетчаткой) в пределах фасциальных футляров. С учетом преоб­ладания лимфогенного метастазирова­ния опухолей эпителиальной природы, часто на самых ранних стадиях заболе­вания, именно это положение, обосно­ванное временем и опытом, является теоретической предпосылкой к выпол­нению радикальной операции лишь пу­тем удаления первичного очага с зона­ми возможного (с высокой степенью вероятности) регионарного лимфоген­ного метастазирования. Причем первое положение — улучшение локального контроля опухоли со снижением воз­можности местного рецидива — заклю­чает в себе и другую предпосылку — возможность достоверного стадирования местной распространенности забо­левания. Необходимость выполнения требований абластики находит эмпири­ческое подтверждение в отдаленных ре­зультатах лечения. Так, 5-летние резуль­таты хирургического лечения рака желудка без учета стадий в общехирур­гических стационарах составляют в сред­нем лишь 12%, тогда как в различных специализированных онкологических клиниках — более 35%.

Операция может быть признана ра­дикальной, если в лимфоколлекторах наиболее отдаленного этапа лимфоот­тока, включенных в лимфодиссекцию, при морфологическом исследовании метастазы не обнаруживаются. Их выяв­ление переводит операцию в разряд ус­ловно радикальных, предопределяя возмож­ность раннего рецидива заболевания.

В отделении торакоабдоминальной онкологии РОНЦ РАМН детально от­работаны идеология и технические при­емы выполнения лимфодиссекции при различных заболеваниях. Так, при раке легкого в хирургическом арсенале ис­пользуются расширенные вмешательства с унилатеральной лимфодиссекцией, билатеральной трансмедиастинальной лимфодиссекцией, а также комбиниро­ванной цервико-медиастинальной лимфодиссекцией, выполняемой из транс­стернального доступа, дополненного цервикотомией по Кохеру.

При раке пищевода в настоящее вре­мя стандартной является субтотальная резекция пищевода с одномоментной пластикой широким желудочным стеб­лем (типа Льюиса) и расширенной двух­зональной абдоминомедиастинальной лимфодиссекцией. При целом ряде по­казаний выполняется расширенная трехзональная цервико-абдомино-торакальная лимфодиссекция.

Исходя из опыта, накопленного ве­дущими клиниками, занимающимися проблемой хирургического лечения рака желудка, а также с учетом исследова­ний, проведенных в торако-абдоминальном отделении РОНЦ РАМН, расши­ренная лимфодиссекция D2 является достаточно безопасной процедурой и должна стать обязательным элементом хирургического лечения рака желудка. С учетом стандартизации методологии лимфодиссекции D2 именно операции с забрюшинной парааортальной лимфо­диссекцией D4 следует рассматривать как расширенные.

Разработка и внедрение новых меди­цинских технологий, в особенности в диагностике (спиральная компьютерная томография, позитронная эмиссионная компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, интервенци­онная ангиология), а также в анестезио­логии и интенсивной терапии (приме­нение экстракорпоральной циркуляции, аутогемотрансфузии с помощью аппа­ратов Cell-saver) позволяют не только расширить границы хирургической аг­рессии, но и выполнить функциональ­ные органосохраняющие вмешательства без снижения радикальности (ангио-бронхопластические операции и анато­мические сегментэктомии в хирургии рака легкого, резекции трахеи с заме­щением аллотрансплантатом, пластика пищевода сегментом толстой кишки с дополнительной сосудистой «подкач­кой» на шее, резекции почки, удале­ние опухолевых тромбов из магистраль­ных вен, часто с резекцией или протезированием самой вены и т.д.).

Одним из наиболее сложных и мало изученных разделов онкохирургии на сегодняшний день остается лечение па­циентов с синхронными опухолями грудной и брюшной полостей, а также выполнение радикальных операций у пациентов с выраженной сопутствую­щей патологией — ишемической бо­лезнью сердца (ИБС) или пороками клапанов. Особенно актуальна разработ­ка методологии хирургического лече­ния пациентов данной группы с уче­том показаний и противопоказаний к одномоментным оперативным вмеша­тельствам, зачастую выполняемым дву­мя бригадами хирургов в условиях ис­кусственного кровообращения. Накоплен опыт проведения более 20 одномоментных вмешательств, в 9 наблюдениях сочетавших радикальное уда­ление первичной опухоли с аорто-ко­ронарным шунтированием.

Паллиативные операции. Операция считается паллиативной, если резекция пораженных органов выполнена с остав­лением части опухоли на соседних ана­томических структурах, включая нали­чие опухолевых клеток по линии резекции. Аналогичной оценке подле­жит и операция, при которой резеци­руют первичный очаг с сохранением регионарных лимфогенных метастазов или при удалении первичной опухоли с отдаленными метастазами (вариант циторедуктивной операции). Основным смысловым значением паллиативных вмешательств является либо профилак­тика фатальных осложнений (профуз­ное кровотечение из опухоли, перфо­рация опухоли), либо улучшение качества жизни (хирургическое лечение дисфагии, опухолевых стенозов с раз­витием непроходимости) и, следова­тельно, медицинская и социальная ре­абилитация пациентов. Кроме того, внедрение этих операций открывает перспективу для проведения дополни­тельного специализированного лече­ния, направленного на улучшение от­даленных результатов.

В последние годы при нерезектабельных опухолях пищевода и кардиоэзо-фагеальной зоны следует считать более оправданным, с точки зрения социаль­ной реабилитации, отказ от выполне­ния таких функционально и морально устаревших вмешательств, как гастро­стомия и еюностомия. В зависимости от распространения опухоли по пищево­ду и желудку с целью устранения ос­новного симптома заболевания — дис­фагии и восстановления естественного пассажа пищи по пищеварительному тракту целесообразно выполнять шун­тирующие операции, которые значитель­но улучшают качество жизни больных.

Несмотря на свою деонтологическую привлекательность, обходные анастомо­зы следует применять при условии на­дежности наиболее сложного этапа — формирования пищеводного соустья. Единственным критерием целесообраз­ности выполнения шунтирующих опера­ций является низкая послеоперационная летальность.

Функциональность хирургических опе­раций. Несмотря на то что основной целью хирургического лечения онколо­гической патологии является выполне­ние адекватного, с точки зрения распро­страненности, вмешательства, любая операция должна носить функциональ­ный характер, обеспечивая достаточную реабилитацию пациентов и соответствен­но качество жизни (зачастую достаточно недолгой). Это положение предопределяет поиски адекватных вариантов хирурги­ческих вмешательств, особенно на этапе пластического замещения. Особенно ак­туально данное положение при опухолях пищеварительного тракта.

Метод пластики должен отвечать функциональным потребностям замеща­емых органов. Так, при раке пищевода методом выбора является одномоментная пластика широким желудочным стеблем. Однако в случае функциональных или органических поражений желудка наибо­лее перспективным представляется ис­пользование изоперистальтического сег­мента толстой кишки на сосудистой ножке, проведенного в заднем средосте­нии с формированием внутриплевраль­ного соустья.

Большое значение имеет выбор адек­ватного метода формирования соустья с созданием арефлюксных анастомозов, обеспечивающих нормальное качество жизни больных. Формирование пищевод­ного соустья — один из самых ответствен­ных моментов в хирургии пищевода, от которого нередко зависит успех всего ле­чения. Именно неуверенность в возмож­ности обеспечения надежности пищеводного анастомоза порой определяет различную хирургическую тактику (многоэтапность операции), а иногда вообще является причиной отказа от хирурги­ческого лечения. Создание функциональ­но полноценного анастомоза с мини­мальным числом послеоперационных осложнении до сих пор остается акту­альнейшим вопросом в хирургии пище­вода. Одномоментность выполнения пи­щеводного соустья с другими этапами оперативного вмешательства указывает, по нашему мнению, на завершенность проведенного лечения, определяет ме­дицинскую и социальную реабилитацию больных и сопровождается высоким эко­номическим эффектом. Опыт, накоплен­ный в торакоабдоминальном отделении РОНЦ РАМН с применением погруж­ного пищеводного соустья, дает нам ос­нование считать этот оригинальный ме­тод, исходя из его универсальности, надежности и простоты исполнения, до­статочно адекватным для широкого при­менения в хирургии рака пищевода.

Вынесение пищеводного соустья на шею значительно уменьшает число фа­тальных исходов в случае его несостоя­тельности, однако частота этого ослож­нения существенно выше, чем при внутриплевральном расположении ана­стомоза. Причем вынесение анастомоза на шею требует создания соустья с глот­кой, что также значительно снижает его функциональность и надежность.

Профилактика рецидива и метаста­зов — наиболее сложная задача в хи­рургии злокачественных новообразований. Залогом профилактики рецидива заболевания являются радикальность операции, соблюдение принципов абластики. Однако абсолютное большин­ство пациентов поступают на хирурги­ческое лечение в запущенных стадиях заболевания с субклинической диссеминацией процесса, поэтому операции но­сят зачастую санационный характер. Это обусловливает необходимость поиска эффективных методов комбинированно­го лечения. К сожалению, на сегодняш­ний день в арсенале онкологов таких методов нет.

Одним из наиболее перспективных направлений является разработка ги­пертермической интраоперационной интраперитонеальной химиотерапии (ГИИХ). Основное ее смысловое значение заключается в синергизме воздействия высокой температуры и тропных химио-препаратов на субклинически или клинически диссеминированные внутри­брюшинно опухоли. Клинический опыт сочетанного применения гипертермии и химиотерапии, накопленный в некото­рых клиниках Америки, Японии и Ев­ропы, позволяет без ухудшения непос­редственных результатов улучшить отдаленные исходы лечения. Исходя из практических результатов различных он­кологических клиник комбинацию рас­ширенных операций с последующей гипертермической интраоперационной интраперитонеальной химиотерапией можно рассматривать как одно из наи­более перспективных направлений ле­чения местно распространенных и дис­семинированных опухолей брюшной полости, в частности рака желудка. В настоящее время данный метод апро­бируется в РОНЦ РАМН.

В заключение необходимо отметить, что постулат, высказанный в свое вре­мя Е.Л.Березовым «...большая опухоль — еще большая операция» сохраняет свою актуальность с учетом всего комплекса анатомических и клинических знаний. Именно хирургическое вмешательство является основным компонентом лечения любой эпителиальной злокачественной опухоли торакальной или абдоминаль­ной локализации, а ведущим стратеги­ческим направлением — интеграция расширенных вмешательств, основан­ных на современных достижениях науки с дополнительным воздействием на опу­холевые клетки.

×

About the authors

M. I. Davydov

Russian Cancer Research Center. N. N. Blokhina
(Director - Academician of RAS and RAMS, Prof. N.N. Trapeznikov) RAMS

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Moscow

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies