Psychological aspects of personality formation in children with chronic somatic diseases

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The psychologic aspects of forming the personality of a child under school age with chronic, disease such as allergy are studied. The basic psychologic factors, determining the peculiarities of “social development situation” of children with allergy are revealed. The importance of personal features of parents in forming the personality of a sick child is emphasized.

Full Text

Проблема формирования, развития личности является одной из центральных проблем в теоретической и прикладной психологии. В настоящее время она изучается многочисленными отечественными и зарубежными психологами. Продуктивными в теоретическом и практическом плане, на наш взгляд, являются исследования личности в условиях хронического заболевания, которое создает “особую”, измененную “социальную ситуацию развития”. Большая их часть посвящена изучению личности больных, страдающих так называемыми психосоматическими заболеваниями (сердечной недостаточностью, гипертонией, язвой, астмой), в развитии и течении которых большое значение принадлежит психологическому фактору. При этом нужно отметить, что объектом внимания исследователей являются взрослые люди, личность которых уже сформирована.

Наиболее интенсивно развитие личности происходит на ранних этапах онтогенеза. Даже дошкольный возраст можно рассматривать как период “первоначального, фактического склада личности”. Поэтому основное содержание, механизмы, факторы формирования личности в условиях хронического заболевания, необходимо, по нашему мнению, изучать в возрастные периоды детства с целью оказания своевременного эффективного воздействия на процесс формирования личности больного ребенка, предотвращения патологических личностных изменений, связанных с заболеванием.

Целью нашего исследования является изучение психологических аспектов формирования личности ребенка-дошкольника, страдающего хроническим заболеванием, в частности аллергическим.

Психологические исследования больных аллергическими заболеваниями до сих пор немногочисленны, причем посвящены они не столько психологическим аспектам аллергических заболеваний, ^сколько медико-психологическим: нейродинамическим свойствам, особенностям нервной системы лиц, страдающих аллергией, психопатологическим проявлениям болезни.

В существующих работах не в полной мере учитываются основные возрастные закономерности развития детей, знание которых необходимо для всестороннего и глубокого описания содержания процесса их психического развития, в том числе страдающих аллергическими заболеваниями. Болезнь — лишь биологическая предпосылка изменения личности. В основе формирования личности больного ребенка лежат психологические закономерности, сходные с закономерностями нормального психического развития. Психическая деятельность человека меняется не оттого, что при болезнях начинают действовать какие-то особые психические механизмы, а потому что те же самые механизмы действуют в особых, вызванных и измененных болезнью условиях.

Отечественными детскими психологами установлено, что каждый возрастной период характеризуется определенной “социальной ситуацией развития”, которая обозначена Л.С. Выготским как “особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющееся типичным для каждого возрастного этапа и обусловливающее динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода” (цит. по Божович, 1968, с. 152). Хроническое заболевание влияет на всю “социальную ситуацию развития” ребенка: изменяет уровень его физических и психических возможностей, ведет к ограничению контактов со сверстниками, искажает формирование самооценки и мотивационной сферы. Так, на “социальную ситуацию развития” детей, страдающих бронхиальной астмой, влияют такие факторы, как боязнь приступа, ограничение физических возможностей. При аллергодерматозах ими можно считать обезображивающий эффект кожных заболеваний, представление о них как о заразных, осознание дефекта внешности. Детям с кожными проявлениями аллергии часто приходится выслушивать обидные замечания сверстников и ощущать неодобрительные взгляды их родителей.

При всех формах аллергии на развитие личности влияют и такие особенности жизнедеятельности ребенка, как необходимость постоянного лечения, соблюдения ограничительной диеты, режима, частые госпитализации. Все это приводит к гиперболизированному мнению больных детей о своем отличии от сверстников, трудностям в социальной адаптации, вплоть до развития социальной изоляции. Дети отказываются от общения со сверстниками, стараются большую часть времени находиться дома. При этом и дома, в семье у ребенка, больного аллергией, не всегда складывается оптимальная “ситуация социального развития”. Если в семье болен один ребенок, большая доля родительского внимания достается именно ему, что может обидеть других детей. Между матерью и ее больным ребенком складываются отношения, при которых исключаются из контакта не только другие дети, но и отец. У членов таких семей нередко возникают злость, чувство вины, депрессия.

Внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на ребенка. Конфликты в семье, даже если они не проявляются в шумных скандалах, невозможно скрыть от детей. Дети очень чутко реагируют на плохие взаимоотношения между близкими и, сами того не осознавая, стремятся погасить конфликт при помощи своей болезни. На развитие личности ребенка, страдающего аллергией, влияют и личностные особенности членов их семей. Родителям детей-аллергиков, особенно мамам и бабушкам, свойственны тревожность, мнительность, напряженность, озабоченность. Такие родители начинают чрезмерно обожать и опекать ребенка, за него все решают, все делают, от всего оберегают.

Нам не удалось обнаружить в отечественной научной литературе исследований, направленных на изучение личностных особенностей родителей детей, больных аллергией. В зарубежной литературе мать ребенка, больного психосоматическими, в том числе и аллергическими заболеваниями, описывается как авторитарная, сверхвключенная, доминирующая, открыто тревожная и латентно враждебная, требовательная, навязчивая. Специфично место отца в такой семейной структуре. Как правило, в силу собственной слабости, он не может противостоять доминирующей и авторитарной матери и находится в отдалении от материнско-детской диады.

Таковы основные психологические факторы, определяющие особенности “социальной ситуации развития” детей, страдающих аллергией. Те или иные факторы имеют разную значимость для формирования личности ребенка в различные периоды его развития.

Развитие личности в периоде дошкольного возраста осуществляется преимущественно в семье. Поэтому влияние семьи, особенно родителей, можно выделить в качестве основного фактора, формирующего личность ребенка дошкольного возраста. Тем более если речь идет о ребенке, общение которого в результате хронического заболевания часто ограничено только кругом семьи.

На формирование личности ребенка в семье, по мнению большинства исследователей, влияют следующие группы факторов: внутрисемейная деятельность, социальная микросреда семьи, личностные особенности родителей, особенности семейного воспитания. Что касается внутрисемейной деятельности, то она опосредует взаимоотношения членов семьи — взрослых и детей. Если совместная деятельность отсутствует или она ослаблена, то семейные отношения оказываются существенно деформированы, что неизбежно сказывается на развитии личности ребенка. Социальная микросреда семьи, ее социально-психологический климат определяются особенностями разноуровневых семейных взаимоотношений — между родителями, между родителями и детьми, между детьми и др.

В дошкольном возрасте наиболее значимыми для формирования личности являются взаимоотношения между родителями и ребенком, на что неоднократно указывали ведущие отечественные психологи. Так, по словам Д.Б. Эльконина (1995), “чтобы приблизиться к более полному пониманию процессов формирования личности в дошкольном возрасте, необходимо в центр поставить вопрос об отношениях ребенка и взрослого. Дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, задач”. По словам другого известного психолога Л.И. Божович (1995), “Поддержка и одобрение взрослого составляют необходимое условие уравновешенности ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Стремление к одобрению взрослых, особенно родителей, является в этом возрасте настолько сильным, что именно оно побуждает ребенка к определенному поведению... действию по образу взрослых”.

Неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность. Если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояние смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения между родителями и ребенком вызывает чувство тревоги и ощущение эмоционального неблагополучия. Особенно чувствительны к подобным отношениям со стороны родителей дети, здоровье которых и без того ослаблено хроническим соматическим заболеванием. Вероятность возникновения патологических личностных изменений в результате неблагоприятных отношений родителей у детей данной категории значительно выше, чем у соматически здоровых детей, поэтому работа по формированию оптимальных взаимоотношений родителей и детей, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе аллергией, требует особого внимания.

Важным фактором формирования личности в семье являются не только взаимоотношения, но и отношение семьи к различным аспектам ее жизнедеятельности. Так, на формирование личности ребенка, страдающего хроническим заболеванием, оказывает влияние отношения семьи к его заболеванию. В одних семьях болезнью пренебрегают, не уделяют достаточного внимания лечению и социальной адаптации больного ребенка, в других — проявляют к болезни повышенный интерес, что создает предпосылки для формирования истерических реакций, патологических особенностей личности ребенка. Отношение родителей к здоровью ребенка становится основой для формирования у него представлений о своем здоровье и выработки соответствующего отношения к здоровью как к ценности и как к условию его личностного роста.

Большое значение для здоровья и личностного развития ребенка имеет и образ жизни, сложившийся в семье. Далеко не в каждой семье складывается благоприятный для развития ребенка образ жизни. Среди семейных привычек, традиций нередко встречаются нетрадиционное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем и др. Дети некритически воспринимают большинство семейных привычек, усваивают их, идентифицируя себя с родителями. Приобретение ребенком той или иной привычки также нередко становится своеобразным средством оптимизации его взаимоотношений с родителями, необходимым условием адаптации к их требованиям, к стилю жизни семьи в целом.

На особенности личности ребенка, безусловно, накладывает свой отпечаток и объективно складывающаяся в каждой семье система воспитания. В литературе можно встретить различные классификации стилей родительского воспитания, анализ последствий, вытекающих из практики того или иного стиля. К формированию неблагоприятных для развития личности изменений приводят следующие стили воспитания: 1) неприятие, эмоциональное отвержение ребенка, присутствие жестких регламентирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения или же другой полюс отвержения — полное равнодушие, попустительство со стороны родителей; 2) гиперсоциализирующее воспитание — тревожно мнительное отношение родителей к здоровью и успехам своего ребенка, чрезмерная озабоченность его будущим; 3) эгоцентрическое — чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли “кумира семьи”, “смысла жизни”.

Все перечисленные факторы оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка дошкольного возраста, в том числе на страдающего хроническим заболеванием, в частности аллергией. Однако и особенности отношений, складывающихся в семье, и тип семейного воспитания, и образ жизни, характерный для данной семьи, — во многом зависят от особенностей личности родителей, в первую очередь матери. Именно с ней в наиболее тесной связи находится ребенок в периоде дошкольного детства, тем более если общение ребенка в результате его хронического заболевания ограничено кругом семьи. Следовательно, особенности личности родителей можно считать наиболее значимым фактором в формировании личности ребенка-дошкольника, страдающего аллергией.

×

About the authors

I. S. Aron

Казанская государственная медицинская академия последипломного образования

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies