Public health: Role and place in the modern health care system

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Public health has been around for a long time. Suffice it to recall one of the oldest government agencies in the United States - the Public Health Service, which emerged back in 1798 [4]. Public health at different times and in different countries meant different structures - from those responsible for monitoring the sanitary and epidemiological state of society to ministries responsible for organizing medical care and public health.

Full Text

Понятие “общественное здравоохранение” начало использоваться уже давно. Достаточно вспомнить одно из старейших государственных учреждений США — Службу общественного здравоохранения, возникшую еще в 1798 г. [4]. Под общественным здравоохранением в разное время и в разных странах подразумевались различные структуры — от обеспечивающих наблюдение за санитарно-эпидемиологическим состоянием общества до министерств, отвечающих за организацию медицинской помощи и здоровье населения.

В настоящее время (в немалой степени благодаря усилиям ВОЗ) в большинстве стран мира понятие общественного здравоохранения приобретает сходное содержание. Наиболее удачным определением общественного здравохранения можно признать, как нам кажется, формулировку, которую дал региональный директор служб общественного здравоохранения Англии Richard Alderslade: “Общественное здравоохранение можно определить как науку или искусство предупреждать болезни, продлевать жизнь людей и укреплять их здоровье с помощью организованных усилий общества” [5].

В соответствии с этим определением и в результате поиска наиболее эффективной модели здравоохранения в экономически развитых странах мира происходит переориентация на межсекторальный подход в отрасли и смещение акцента с развития системы медицинских услуг на организацию работ по всемерному сохранению здоровья людей и планирование медицинской помощи на основе реальных потребностей общества.

Реформирование здравоохранения в различных странах идет, безусловно, по-разному. Но, по мнению Д. Черниховского [3], подлежащие решению экономические и организационные задачи совпадают всюду: как сдержать рост расходов на здравоохранение, повысить эффективность отрасли, улучшить качество медицинской помощи и др.

Одной из главных задач экономически развитых стран в области охраны здоровья является в настоящее время развитие общественного здравоохранения. При этом структуры, занимающиеся общественным здравоохранением, в разных странах выглядят по-разному. Так, в США Служба общественного здравоохранения выступает одним из двух основных оперативных подразделений Министерства здравоохранения и социального обеспечения и включает в себя такие важные для управления отраслью подразделения, как Национальный центр исследований служб здравоохранения и оценки медицинских технологий, Управление по ресурсам и службам здравоохранения, Центр по контролю за заболеваемостью, Национальный институт здравоохранения, Национальную медицинскую библиотеку и др. [4].

 

Дерево целей структурного подразделения органа управления здравоохранением, отвечающего за развитие общественного здравоохранения

 

В Италии еще в 1958 г. было образовано Министерство здравоохранения, в которое входят семь генеральных директоратов, в том числе и генеральный директорат общественного здравоохранения [1].

Почти во всех странах Восточной Европы, как следует из материалов первого совещания сообщества экспертов по здоровью и стратегии финансирования здравоохранения [2], в органах управления здравоохранением выделяются организационные структуры или функции, обеспечивающие развитие общественного здравоохранения.

Во всех случаях и вариантах преследуются одни и те же цели: объединить в рамках одного структурного образования ряд подразделений, обеспечивающих оптимальным образом достижение целей общественного здравоохранения, причем с соблюдением технологий, наиболее выгодных экономически, организационно и функционально (см. рис.).

Организация работ по достижению перечисленных целей общественного здравоохранения не может идти в каком-либо одном направлении, поскольку сами цели изначально ориентированы на комплексный подход и межсекторное сотрудничество, и они не могут быть реализованы ограниченным контингентом специалистов одного определенного профиля. Цели общественного здравоохранения в реальных условиях достижимы лишь при проведении работ по целому ряду параллельных направлений, обеспечивающих создание эффективной инфраструктуры для управления отраслью в условиях рыночной экономики.

Учитывая опыт управления здравоохранением в Республике Татарстан, специфику развития отрасли и ее современное состояние, мы считаем первостепенными следующие направления:

  1. Глубокая научно-методическая проработка и внедрение в жизнь системы всеобщего медико-социально-экологического мониторинга на территории Республики Татарстан.
  2. Обеспечение единых подходов к организационно-методической работе различных учреждений и служб здравоохранения.
  3. Изменение мотивации поведения руководителей в системе здравоохранения, переориентация их с простого предоставления медицинской помощи и услуг на укрепление здоровья населения всеми доступными им способами.
  4. Формирование эффективной (в условиях рыночных отношений) экономической политики отрасли и в соответствии с этим изменение ее структуры.
  5. Детальная и комплексная проработка правовых вопросов, связанных с функционированием отрасли, обеспечивающая соблюдение требований законодателей к различным категориям работников и учреждений здравоохранения.
  6. Разработка хозяйственно-правовых моделей деятельности различных категорий специалистов, работающих в системе здравоохранения.
  7. Разработка, формирование и реализация новой кадровой политики в системе здравоохранения.
  8. Совершенствование деятельности отрасли в условиях обязательного медицинского страхования.
  9. Разработка общей концепции компьютеризации здравоохранения и реализация соответствующих программ.
  10. Обеспечение развития современных видов оперативной связи в отрасли.
  11. Обеспечение научной, нормативной, справочной, организационно-методической и другой литературой (информацией) всех заинтересованных в отрасли должностных лиц.
  12. Организация и обеспечение проведения учебного процесса в медицинских средних и высших учебных заведениях Республики Татарстан в соответствии с современными требованиями.
  13. Обеспечение соответствующей подготовки работников здравоохранения, квалификационных требований к ним (при условии высокого уровня этих требований).

Для решения перечисленных и многих других проблем, координации работ в указанных направлениях необходима, видимо, перестройка системы управления здравоохранением с выделением специальных структур, занимающихся вопросами общественного здравоохранения.

Приведенное на рисунке дерево целей является отправной точкой для разработки организационных, функциональных, методических вопросов, связанных с созданием полнокровной службы общественного здравоохранения, объединяющей и координирующей усилия всех отраслей хозяйства в деле охраны здоровья людей.

×

About the authors

Sh. M. Vakhitov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Objective tree of the structural unit of the health governing body responsible for the development of public health

Download (563KB)

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies