Medical support of surgical patients in emergency situations in cities
- Authors: Karatai S.S., Anisimov A.Y., Nasyrov I.R., Sorokin A.G.
- Issue: Vol 81, No 6 (2000)
- Pages: 523-526
- Section: Healthcare mangement
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/96192
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj96192
- ID: 96192
Cite item
Full Text
Abstract
The organization of medical provision of patients of the surgical profile situations in cities is improved by integration of the territorial ambulatory and polyclinic service and republic service of disaster medicine. The measures performed the special emergency surgery to patients in Tatarstan Republic.
Keywords
Full Text
Среди задач, решаемых практическим здравоохранением при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) в условиях промышленного города, оказание медицинской помощи легкопораженным хирургического профиля (ЛХП) занимает значительное место [2]. Ретроспективный анализ показал, что травмы у пораженных данной категории, нуждавшихся в хирургической помощи, составляли высокий удельный вес от общего количества санитарных потерь. Так, при катастрофах в г. Мехико (Мексика, 1984) их число составило 93,7%, в Свердловске (СССР, 1988) — 87,0%, в Арзамасе (СССР, 1988) — 87,7%, в Волгодонске (Россия. 1999) — 67,0% [3, 5]. В структуре повреждений у ЛХП преобладала сочетанная черепно-мозговая травма (от 50 до 57%) с большим количеством инфекционных осложнений (86,2%).
При существующей системе организационных и лечебно-эвакуационных мероприятий ЛХП, нуждавшиеся в специализированной медицинской помощи, получали ее лишь на госпитальном уровне. В связи с выраженной загруженностью стационарных учреждений реальная медицинская помощь ЛХП оказывалась по остаточному принципу, то есть через двое-трое суток. Отсроченные действия вызывали у них развитие частых осложнений, соответственно увеличивались сроки пребывания больных в условиях стационара и объем дополнительных финансовых затрат на их лечение и реабилитацию [4].
Целью настоящего исследования являлось совершенствование организации амбулаторно-поликлинической службы для оказания специализированной хирургической помощи ЛХП при ЧС.
Для достижения поставленной цели нами прежде всего была изучена медико-тактическая обстановка при возможном возникновении природных или технологических катастроф в 8 потенциально опасных зонах риска на территории Республики Татарстан. К последним мы отнесли Казань, Альметьевск, Бугульму, Зеленодольск, Лениногорск, Набережные Челны, Нижнекамск и Чистополь.
В результате крупных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий, при взаимообусловленности техногенных и природных факторов риска в Республике Татарстан может сложиться крайне тяжелая медико-тактическая обстановка, характеризующаяся значительным числом санитарных потерь. Установлено, что при этом число ЛХП составит 76,5% от общего числа нуждающихся в хирургической помощи. Среди ЛХП в большей степени будут регистрироваться пораженные с черепно-мозговой травмой и травматологического профиля (соответственно 37,2% и 33,2%), а в меньшей — хирургического и ком- бустиологического профиля (в 20,9% и 8,7%). Очевидно, что специализированную медицинскую помощь ЛХП в ЧС мирного времени следует оказывать в учреждениях амбулаторно-поликлинической службы.
В связи с этим нами были изучены потенциальные возможности поликлинических учреждений в организации специализированной медицинской помощи ЛХП, проанализирована штатная структура амбулаторной хирургической службы зон риска РТ. Выявлено, что организационно-штатная структура врачей-хирургов поликлиник указанных городов колебалась от 12,5 до 42,7% (за исключением Казани и Набережных Челнов). Аналогичная ситуация складывалась и с врачами-травматологами. Вместе с тем расчеты показали, что удельный вес выполняемой работы при ЧС по оказанию хирургической помощи составит около 85%.
Качество, своевременность и объем мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи ЛХП будут существенно зависеть и от обеспеченности поликлинических учреждении диагностическим оборудованием (рентгенустановками, аппаратами для ультразвуковых и электро-энцефалографических исследований и др.).
При сравнении возможностей и потребностей в проведении диагностических исследований у пораженных травматологического профиля и с черепномозговой травмой определялся их дефицит (за исключением Казани), который в изучаемых городах увеличивался от 50,3% (Набережные Челны) до 87,7% — 90,5% (Лениногорск, Бугульма) и от 65,9% (Зеленодольск) до 100% (Чистополь, Лениногорск, Бугульма). При первичной хирургической обработке ран дефицит объема необходимых мероприятий колебался от 16% (Набережные Челны) до 81% (Нижнекамск), а при первичном туалете ожоговой раны он был еще существеннее (для Набережных Челнов — 25%, Чистополя — 58%, Альметьевска — 80%, Лениногорска — 82%, Бугульмы — 85%, Нижнекамска — 89%). Аналогичные показатели были получены при оценке состояния иммунопрофилактики и иммобилизации переломов гипсовой повязкой.
Таким образом, результаты исследований свидетельствуют о том, что амбулаторно-поликлинические учреждения здравоохранения РТ в зонах риска недостаточно готовы в оптимальном объеме к оказанию специализированной медицинской помощи ЛХП. Следовательно, необходима перестройка амбулаторно-поликлинической службы в условиях ЧС в мирное время путем интегрирования усилий силами и средствами Республиканской службы медицины катастроф и создания на основе реально существующих поликлинических учреждений функциональных структур, способных решить проблему оказания специализированной медицинской помощи ЛХП непосредственно в зоне поражения.
Рис. 1. 1. Сортировочный пост. 2. Сортировочная площадка. 3. Приемно-диагностическая палатка. 4. Палатка (отделение от палатки) иммунопрофилактики. 5. Предоперационная. 6. Операционная. 7. Перевязочная для обоженных. 8. Лечебно-диагностический комплекс “Медицина катастроф”. 9. Гип совальная. 10. Сушилка. 11. Эвакуационная. 12. Лечебно-профилактическое учреждение. 13. Поликлиника. 14. Психоизолятор.
Принятие конкретных мер в создавшейся ситуации, с нашей точки зрения, самым тесным образом должно быть связано с изменением концептуального подхода к существующей проблеме. Организационная перестройка обеспечит наиболее рациональное использование сил и средств при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС: это прежде всего максимальное приближение специализированной медицинской помощи легкопораженным, оказание ее в исчерпывающем объеме непосредственно в зоне ЧС без эвакуации в другие регионы. На территориальном уровне это может осуществляться благодаря использованию подвижных формирований типа медицинского отряда быстрого реагирования Республиканского центра медицины катастроф М3 РТ, включающего отделение, основное предназначение которого заключается в приближении специализированной хирургической помощи ЛХП, в том числе детям (рис. 1).
Рис.2. Объем реабилитационных мероприятий у легкопораженных.
В интегрированной системе специализированной хирургической помощи амбулаторно-поликлиническая служба является организационной основой реабилитации ЛХП. Непременными условиями достижения желаемых результатов реабилитации служат своевременность, последовательность, преемственность, комплексность в сочетании с индивидуальным подходом к пораженному. В поликлинике как в центре реабилитации должны решаться следующие основные задачи — проведение этапной и заключительной реабилитации, осуществление мероприятий по восстановлению трудоспособности, коррекция психоэмоционального состояния пораженного, вторичная профилактика и предупреждение обострений раневого процесса, врачебная экспертиза и решение социальных вопросов (рис. 2). Описанный комплекс организационных и лечебно-эвакуационных мероприятий позволяет представить в виде единого процесса оказание медицинской специализированной помощи, лечение и реабилитацию ЛХП.
Для подтверждения действенности разработанных принципов интегрированной системы нами изучались показатели ее эффективности на территориальном уровне (см. табл.).
Таким образом, только при условии непосредственной интеграции усилий амбулаторно-поликлинической службы практического здравоохранения со службой медицины катастроф может быть решена проблема организации медицинского обеспечения ЛХП как составная часть всей системы лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации медико-санитарных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Организационной основой такой системы является отделение ЛХП медицинского отряда быстрого реагирования, объединенное с лечебно-эвакуационным комплексом “Медицина катастроф” и поликлиникой как центром реабилитации.
Таблица
Показатели эффективности функционирования интегрированной системы медицинской помощи больных хирургического профиля
Зоны риска ЧС | Необходимость и возможность оказания специализированной медицинской помощи, в том числе | |||||||||
первичная хирургическая обработка ран | иммобилизация гипсовой повязкой | |||||||||
нуждаются | может быть оказана | нуждаются | может быть оказана | |||||||
обычная система | интегрир. система | обычная система | интегрир. система | |||||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | |||
Казань | 306 | 2832 | 100 | >306 | 100 | 445 | 4032 | 100 | >445 | 100 |
Альметьевск | 1274 | 432 | 33,9 | 1056 | 82,9 | 1922 | 336 | 17,5 | 960 | 49,9 |
Бугульма | 765 | 192 | 25,1 | >765 | 100 | 1152 | 144 | 12,5 | >744 | 64,6 |
Зеленодольск | 58 | 432 | 100 | >58 | 100 | 81 | 96 | 100 | >81 | 100 |
Лениногорск | 577 | 192 | 33,3 | >577 | 100 | 865 | 96 | 11,1 | >664 | 76,8 |
Набережные Челны | 1011 | 844 | 83,4 | >1011 | 100 | 1540 | 196 | 84,2 | >1540 | 100 |
Нижнекамск | 1272 | 240 | 18,9 | 882 | 69,3 | 1917 | 642 | 33,5 | 1266 | 66 |
Чистополь | 156 | 44 | 28,2 | >156 | 100 | 233 | 144 | 62 | >233 | 100 |
Интеграция лечебно-эвакуационных мероприятий позволяет значительно повысить показатели своевременности и качества оказания специализированной хирургической помощи легкопораженным.
About the authors
Sh. S. Karatai
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation
A. Yu. Anisimov
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation
I. R. Nasyrov
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation
A. G. Sorokin
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation