Медицинское обеспечение больных хирургического профиля при чрезвычайных ситуациях в городах
- Авторы: Каратай Ш.С., Анисимов А.Ю., Насыров И.Р., Сорокин А.Г.
- Выпуск: Том 81, № 6 (2000)
- Страницы: 523-526
- Раздел: Организация здравоохранения
- Статья получена: 10.01.2022
- Статья одобрена: 10.01.2022
- Статья опубликована: 02.02.2022
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/96192
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj96192
- ID: 96192
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Среди задач, решаемых практическим здравоохранением при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) в условиях промышленного города, оказание медицинской помощи легкопораженным хирургического профиля (ЛХП) занимает значительное место [2]. Ретроспективный анализ показал, что травмы у пораженных данной категории, нуждавшихся в хирургической помощи, составляли высокий удельный вес от общего количества санитарных потерь. Так, при катастрофах в г. Мехико (Мексика, 1984) их число составило 93,7%, в Свердловске (СССР, 1988) — 87,0%, в Арзамасе (СССР, 1988) — 87,7%, в Волгодонске (Россия. 1999) — 67,0% [3, 5]. В структуре повреждений у ЛХП преобладала сочетанная черепно-мозговая травма (от 50 до 57%) с большим количеством инфекционных осложнений (86,2%).
Ключевые слова
Полный текст
Среди задач, решаемых практическим здравоохранением при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) в условиях промышленного города, оказание медицинской помощи легкопораженным хирургического профиля (ЛХП) занимает значительное место [2]. Ретроспективный анализ показал, что травмы у пораженных данной категории, нуждавшихся в хирургической помощи, составляли высокий удельный вес от общего количества санитарных потерь. Так, при катастрофах в г. Мехико (Мексика, 1984) их число составило 93,7%, в Свердловске (СССР, 1988) — 87,0%, в Арзамасе (СССР, 1988) — 87,7%, в Волгодонске (Россия. 1999) — 67,0% [3, 5]. В структуре повреждений у ЛХП преобладала сочетанная черепно-мозговая травма (от 50 до 57%) с большим количеством инфекционных осложнений (86,2%).
При существующей системе организационных и лечебно-эвакуационных мероприятий ЛХП, нуждавшиеся в специализированной медицинской помощи, получали ее лишь на госпитальном уровне. В связи с выраженной загруженностью стационарных учреждений реальная медицинская помощь ЛХП оказывалась по остаточному принципу, то есть через двое-трое суток. Отсроченные действия вызывали у них развитие частых осложнений, соответственно увеличивались сроки пребывания больных в условиях стационара и объем дополнительных финансовых затрат на их лечение и реабилитацию [4].
Целью настоящего исследования являлось совершенствование организации амбулаторно-поликлинической службы для оказания специализированной хирургической помощи ЛХП при ЧС.
Для достижения поставленной цели нами прежде всего была изучена медико-тактическая обстановка при возможном возникновении природных или технологических катастроф в 8 потенциально опасных зонах риска на территории Республики Татарстан. К последним мы отнесли Казань, Альметьевск, Бугульму, Зеленодольск, Лениногорск, Набережные Челны, Нижнекамск и Чистополь.
В результате крупных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий, при взаимообусловленности техногенных и природных факторов риска в Республике Татарстан может сложиться крайне тяжелая медико-тактическая обстановка, характеризующаяся значительным числом санитарных потерь. Установлено, что при этом число ЛХП составит 76,5% от общего числа нуждающихся в хирургической помощи. Среди ЛХП в большей степени будут регистрироваться пораженные с черепно-мозговой травмой и травматологического профиля (соответственно 37,2% и 33,2%), а в меньшей — хирургического и ком- бустиологического профиля (в 20,9% и 8,7%). Очевидно, что специализированную медицинскую помощь ЛХП в ЧС мирного времени следует оказывать в учреждениях амбулаторно-поликлинической службы.
В связи с этим нами были изучены потенциальные возможности поликлинических учреждений в организации специализированной медицинской помощи ЛХП, проанализирована штатная структура амбулаторной хирургической службы зон риска РТ. Выявлено, что организационно-штатная структура врачей-хирургов поликлиник указанных городов колебалась от 12,5 до 42,7% (за исключением Казани и Набережных Челнов). Аналогичная ситуация складывалась и с врачами-травматологами. Вместе с тем расчеты показали, что удельный вес выполняемой работы при ЧС по оказанию хирургической помощи составит около 85%.
Качество, своевременность и объем мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи ЛХП будут существенно зависеть и от обеспеченности поликлинических учреждении диагностическим оборудованием (рентгенустановками, аппаратами для ультразвуковых и электро-энцефалографических исследований и др.).
При сравнении возможностей и потребностей в проведении диагностических исследований у пораженных травматологического профиля и с черепномозговой травмой определялся их дефицит (за исключением Казани), который в изучаемых городах увеличивался от 50,3% (Набережные Челны) до 87,7% — 90,5% (Лениногорск, Бугульма) и от 65,9% (Зеленодольск) до 100% (Чистополь, Лениногорск, Бугульма). При первичной хирургической обработке ран дефицит объема необходимых мероприятий колебался от 16% (Набережные Челны) до 81% (Нижнекамск), а при первичном туалете ожоговой раны он был еще существеннее (для Набережных Челнов — 25%, Чистополя — 58%, Альметьевска — 80%, Лениногорска — 82%, Бугульмы — 85%, Нижнекамска — 89%). Аналогичные показатели были получены при оценке состояния иммунопрофилактики и иммобилизации переломов гипсовой повязкой.
Таким образом, результаты исследований свидетельствуют о том, что амбулаторно-поликлинические учреждения здравоохранения РТ в зонах риска недостаточно готовы в оптимальном объеме к оказанию специализированной медицинской помощи ЛХП. Следовательно, необходима перестройка амбулаторно-поликлинической службы в условиях ЧС в мирное время путем интегрирования усилий силами и средствами Республиканской службы медицины катастроф и создания на основе реально существующих поликлинических учреждений функциональных структур, способных решить проблему оказания специализированной медицинской помощи ЛХП непосредственно в зоне поражения.
Рис. 1. 1. Сортировочный пост. 2. Сортировочная площадка. 3. Приемно-диагностическая палатка. 4. Палатка (отделение от палатки) иммунопрофилактики. 5. Предоперационная. 6. Операционная. 7. Перевязочная для обоженных. 8. Лечебно-диагностический комплекс “Медицина катастроф”. 9. Гип совальная. 10. Сушилка. 11. Эвакуационная. 12. Лечебно-профилактическое учреждение. 13. Поликлиника. 14. Психоизолятор.
Принятие конкретных мер в создавшейся ситуации, с нашей точки зрения, самым тесным образом должно быть связано с изменением концептуального подхода к существующей проблеме. Организационная перестройка обеспечит наиболее рациональное использование сил и средств при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС: это прежде всего максимальное приближение специализированной медицинской помощи легкопораженным, оказание ее в исчерпывающем объеме непосредственно в зоне ЧС без эвакуации в другие регионы. На территориальном уровне это может осуществляться благодаря использованию подвижных формирований типа медицинского отряда быстрого реагирования Республиканского центра медицины катастроф М3 РТ, включающего отделение, основное предназначение которого заключается в приближении специализированной хирургической помощи ЛХП, в том числе детям (рис. 1).
Рис.2. Объем реабилитационных мероприятий у легкопораженных.
В интегрированной системе специализированной хирургической помощи амбулаторно-поликлиническая служба является организационной основой реабилитации ЛХП. Непременными условиями достижения желаемых результатов реабилитации служат своевременность, последовательность, преемственность, комплексность в сочетании с индивидуальным подходом к пораженному. В поликлинике как в центре реабилитации должны решаться следующие основные задачи — проведение этапной и заключительной реабилитации, осуществление мероприятий по восстановлению трудоспособности, коррекция психоэмоционального состояния пораженного, вторичная профилактика и предупреждение обострений раневого процесса, врачебная экспертиза и решение социальных вопросов (рис. 2). Описанный комплекс организационных и лечебно-эвакуационных мероприятий позволяет представить в виде единого процесса оказание медицинской специализированной помощи, лечение и реабилитацию ЛХП.
Для подтверждения действенности разработанных принципов интегрированной системы нами изучались показатели ее эффективности на территориальном уровне (см. табл.).
Таким образом, только при условии непосредственной интеграции усилий амбулаторно-поликлинической службы практического здравоохранения со службой медицины катастроф может быть решена проблема организации медицинского обеспечения ЛХП как составная часть всей системы лечебно-эвакуационных мероприятий при ликвидации медико-санитарных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Организационной основой такой системы является отделение ЛХП медицинского отряда быстрого реагирования, объединенное с лечебно-эвакуационным комплексом “Медицина катастроф” и поликлиникой как центром реабилитации.
Таблица
Показатели эффективности функционирования интегрированной системы медицинской помощи больных хирургического профиля
Зоны риска ЧС | Необходимость и возможность оказания специализированной медицинской помощи, в том числе | |||||||||
первичная хирургическая обработка ран | иммобилизация гипсовой повязкой | |||||||||
нуждаются | может быть оказана | нуждаются | может быть оказана | |||||||
обычная система | интегрир. система | обычная система | интегрир. система | |||||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | |||
Казань | 306 | 2832 | 100 | >306 | 100 | 445 | 4032 | 100 | >445 | 100 |
Альметьевск | 1274 | 432 | 33,9 | 1056 | 82,9 | 1922 | 336 | 17,5 | 960 | 49,9 |
Бугульма | 765 | 192 | 25,1 | >765 | 100 | 1152 | 144 | 12,5 | >744 | 64,6 |
Зеленодольск | 58 | 432 | 100 | >58 | 100 | 81 | 96 | 100 | >81 | 100 |
Лениногорск | 577 | 192 | 33,3 | >577 | 100 | 865 | 96 | 11,1 | >664 | 76,8 |
Набережные Челны | 1011 | 844 | 83,4 | >1011 | 100 | 1540 | 196 | 84,2 | >1540 | 100 |
Нижнекамск | 1272 | 240 | 18,9 | 882 | 69,3 | 1917 | 642 | 33,5 | 1266 | 66 |
Чистополь | 156 | 44 | 28,2 | >156 | 100 | 233 | 144 | 62 | >233 | 100 |
Интеграция лечебно-эвакуационных мероприятий позволяет значительно повысить показатели своевременности и качества оказания специализированной хирургической помощи легкопораженным.
Об авторах
Ш. С. Каратай
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия
А. Ю. Анисимов
Email: info@eco-vector.com
Россия
И. Р. Насыров
Email: info@eco-vector.com
Россия
А. Г. Сорокин
Email: info@eco-vector.com
Россия
Список литературы
- Брюсов П.П. //Военно-мед. журн. — 1990. — №8.-С. 1317.
- Гончаров С.Ф., Лобанов Г.П.//Мед. катастроф. — 1996.-№ 1.-С. 7-19.
- Кондратенко Т.А., Вовк Ю.И. и др.// Мед. катастроф. — 1999. — № 4. — С. 38—39.
- Кудрявцев Б.П., Смирнов И.А.//Мед. катастроф. - 1998. - № 12. - С. 6-8.
- Спичев В. Г, Амельченко А. Т. Организационно-техническая основа системы военной медицины. — М., 1992.
Дополнительные файлы
