Immunological disorders and their correction in the complex treatment of gastric and duodenal ulcers

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Peptic ulcer of the stomach and duodenum is a disease, the etiology of which has not been precisely established. Taking into account the chronic recurrent course of the disease, seasonality, connection with a violation of the diet, increased sensitivity to parenteral administration of protein preparations, an immunoallergic hypothesis of the pathogenesis of peptic ulcer disease was put forward [46]. In our country, it was supported by S.M. Ryss. In the modern literature, the issue of changes in the general immune status in peptic ulcer disease is widely covered.

Full Text

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки — заболевание, этиология которого точно не установлена. С учетом хронического рецидивирующего течения болезни, сезонности, связи с нарушением режима питания, повышенной чувствительности к парентеральному введению белковых препаратов была выдвинута иммуноаллергическая гипотеза патогенеза язвенной болезни [46]. В нашей стране ее поддерживал С.М. Рысс. В современной литературе вопрос об изменениях общего иммунного статуса при язвенной болезни освещен достаточно широко.

Большинство авторов констатируют угнетение иммунного ответа. О состоянии факторов неспецифической защиты свидетельствуют исследования О.В. Виноградского [6] и ряда других авторов, выявивших снижение содержания лизоцима, титра комплемента и фагоцитарной активности нейтрофилов у большинства больных с рассматриваемой патологией. Довольно часто наблюдались явления аутосенсибилизации, исчезавшие при устранении патологического очага в слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки [11, 13]. В ходе исследований Х.И. Исакова, К.Р. Рыскуловой [13] обнаружены аутоантитела к слизистой оболочке желудка у 52,1% больных. При осложненных язвах аутоаллергический компонент выражен более резко и угасает после радикально выполненной операции.

По мнению М.Г. Шевчука, В.Г. Избенко [42], обнаружение аутосенсибилизации при язвенной болезни на фоне угнетения Т-системы лимфоцитов и показателей неспецифической защиты является показанием к ранней операции. В то же время некоторые исследователи, определяя антитела к обкладочным клеткам, реакцию торможения миграции лейкоцитов (РТМЛ) к антигену из собственной слизистой желудка, встречали их в незначительном числе наблюдений, вне зависимости от состояния слизистой желудка, что ставило под сомнение наличие аутосенсибилизации [8].

При язвенной болезни нередко наблюдается ослабление клеточного иммунитета; показатели гуморального иммунитета варьируют. Реут А.А., Погодаев Н.Н [31] обнаружили уменьшение числа Т-лимфоцитов крови, повышение содержания IgG при отсутствии изменений Ig А и М. По данным В.П. Крышеня, Т.П. Шамшонковой [18], в крови снижалось количество Т-лимфоцитов при повышении уровня иммуноглобулинов всех классов, особенно при осложненных язвах.

Изменения общего иммунитета имеют место также у больных с предъязвенным состоянием, что подтверждается снижением количества Т-лимфоцитов и некоторым ростом числа В- и О-клеток [37]. При изучении субпопуляции Т-лимфоцитов чаще обнаруживалось снижение количества Т-хелперов при неизменном или возрастающем проценте Т-супрессоров [32], хотя имеются сведения? и о дефиците Т-супрессоров при язве, чем объясняют увеличение содержания иммуноглобулинов7 [14].

Есть данные об увеличении содержания Т-лимфоцитов в крови с одновременным уменьшением числа активных Т-лимфоцитов и числа фагоцитирующих клеток [25], что может свидетельствовать о появлении в крови функционально неполноценных лимфоцитов. По мнению М.В. Серебрянской [33], появление таких лимфоцитов носит сезонный характер и чаще наблюдается в осеннем периоде. Имеются сообщения о различии в иммунном ответе у пациентов разных возрастных групп. Так, Ю.С. Малов [21] наблюдал угнетение клеточного иммунитета в виде уменьшения содержания общих и активных Т-лимфоцитов, Т-хелперов, увеличение В-лимфоцитов крови у больных всех возрастных групп при более высоком содержании IgG и снижении уровня IgA у молодых пациентов.

Выраженность гуморального и клеточного иммунодефицита может служить прогностических критерием в течении заболевания [36]. Сохранение угнетения клеточного иммунитета после рубцевания язвы свидетельствует о скором рецидиве [16], а гнойным осложнениям после операций нередко сопутствует снижение уровня IgA, M, G [5]. По мнению П.М. Сапроненкова [32], снижение уровня иммуноглобулинов в крови может наблюдаться в некоторых случаях за счет их перераспределения и отложения в слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. Этим же, вероятно, объясняется уменьшение числа Т-лимфоцитов по мере заживления язвенного дефекта [43].

Особая роль при язвенной болезни принадлежит исследованию местного иммунитета желудочной и дуоденальной стенок, не имеющего полного соответствия с иммунитетом общим [32] и зависящего от морфологической картины язвенного дефекта, параульцерозной зоны и выраженности сопутствующего гастрита или дуоденита. При язве, как правило, имеется дефицит кислых мукополисахаридов, сиало- и сульфомуцинов в секрете бокаловидных клеток [38], что свидетельствует о недостаточной резистентности слизистой. На снижение секреторного компонента в эпителиоцитах слизистой при увеличении местной продукции IgA, IgM, IgG указывает К.А. Абикулов [1]. По данным Торрес и соавт. [47], к язвенной болезни приводит снижение концентрации соматостатина в слизистой оболочке, являющегося ингибитором кислотно-, пепсино- и гастринообразующей функции желудка.

В.М. Успенский и соавт. [38] наблюдали прямую корреляцию между исходами хирургических вмешательств и содержанием главных и обкладочных клеток фундальных желез, отмечая увеличение частоты рецидивов язвы при гиперплазии главных и обкладочных клеток и при снижении резистентности слизистой за счет ослабления муцинообразования.

О напряженности местного гуморального иммунитета можно судить по количеству плазматических клеток субэпителиального слоя, способных продуцировать иммуноглобулины различных классов, и по обнаружению этих иммуноглобулинов в слизистой оболочке, желудочном или дуоденальном содержимом. У здоровых лиц IgA местно выявляются в 20 — 25% случаев, IgM — несколько реже, IgG может не обнаруживаться вовсе. У больных С гастродуоденальной патологией чаще встречается IgA (примерно в 55 — 60% случаев).

Увеличение содержания IgA в желудочном и жаденальном содержимом при обострении явен- той болезни объясняется напряженностью местного иммунитета из-за неполноценности защитного барьера слизистой [6, 19]. Содержание IgG повышается при наличии сопутствующего атрофического гастрита, дуоденита [41], но оно может иметь тенденцию и к снижению [19]. Иммуноглобулины класса G, локализуясь под эпителием, осуществляют “вторую линию защиты”, их уровень чаще повышается при хроническом воспалении слизистой с длительностью заболевания более 2 лет [32, 46].

Определение содержания иммуноглобулинов может иметь диагностическое значение. По мнению О.В. Виноградского и соавт. [7], об обострении язвенной болезни свидетельствуют повышение уровня IgA в слюне и желудочном соке натощак в 1,5 — 2 раза и его снижение после приема пищи.

При иммуногистохимическом исследовании эпителия края язв обнаруживаются плазматические клетки, секретирующие IgA, IgM и тельца сселя, являющиеся конечной фазой развития плазмоцитов [40]. Увеличение количества антителообразующих клеток в слизистой желудка наблюдал также А.Б. Островский [27], одновременно имело место уменьшение количества Т-лимфоцитов при их большей функциональной инертности. В то же время В.С. Прохоренко [30], В.Я. Гринберг и соавт. [16] указывают на увеличение количества иммунокомпетентных лимфоидных и плазматических клеток в строме слизистых оболочек параллельно с патологическими изменениями слизистой оболочки.

Попадание пепсина в зону повышенного содержания иммуноглобулинов ведет к дальнейшим патологическим сдвигам в этой зоне. Разрушая иммуноглобулины, пепсин высвобождает Fab- фрагменты, наличие которых поддерживает в слизистой воспалительный процесс и высокую лимфоплазмоклеточную инфильтрацию [32]. В слизистой возникают изменения с участием иммуноглобулинов по типу феномена Артюса в виде кровоизлияний, гранулоцитарной инфильтрации, некрозов, а затем явлений ГЗТ с участием иммунокомпетентных клеток (лимфоцитов, плазмоцитов, макрофагов) [21, 45].

По данным Л.И. Аруина, О.Л. Шаталовой [3], IgG в слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки стимулируют фагоцитоз иммунных комплексов, что приводит к высвобождению лизосомальных ферментов и, следовательно, к повреждению собственных тканей. IgA, ингибируя функцию макрофагов и нейтрофилов и блокируя комплементарную активность IgM и IgG, могут препятствовать этой тканевой деструкции [40].

Местный клеточный иммунитет характеризуется содержанием в слизистой оболочке желудка и двенадцатиперстной кишки трех групп лимфоидных образований: межэпителиальных лимфоцитов (МЭЛ), лимфоцитов и плазматических клеток, диффузно заселяющих собственную пластинку, и лимфоидных фолликулов [4]. Межэпителиальные лимфоциты в основном представлены Т-лимфоцитами, содержатся в ворсинках и в меньшей мере в криптах. В неизмененной слизистой встречаются единичные МЭЛ; при язвах в результате антигенной стимуляции их количество возрастает почти в 3 раза [40], но больше за счет Т-супрессоров. В собственной пластинке слизистой преобладают Т-хелперы, способствующие активации синтеза иммуноглобулинов, плазматические клетки, синтезирующие IgA [4].

Лимфоидные фолликулы, являющиеся источником плазматических клеток собственной пластинки слизистой, чаще обнаруживаются в пилорическом отделе желудка. Их количество особенно возрастает при сочетании язвы с атрофическим гастритом, при этом в лимфоидных узелках определяются плазматические клетки, синтезирующие IgA, M, G [40].

Таким образом, при язвенной болезни наблюдаются выраженные нарушения как общего, так и местного иммунитета. В то же время арсенал средств для коррекции иммунных нарушений невелик. Большинство авторов используют для этого медикаментозное лечение. Так, дефицит иммунитета при пенетрирующих язвах корригируют включением в комплексное лечение белковых препаратов, низкомолекулярных декстранов, левамизола, тималина, анти-Т-лимфоцитарного гамма-глобулина [44]. Д.К. Мурзагалин и соавт. [24] сообщают об уменьшении клеточной инфильтрации, нивелировании альтеративных изменений слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки после лечения стероидами.

И.В. Зверков и соавт. [12] , наблюдавшие при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки снижение уровня Т-лимфоцитов в крови, отмечали иммунокорригирующее действие Н2-блокаторов.

Применение лечебной грязи стимулирует клеточное звено иммунитета, снижает аутоагрессию, способствуя таким образом более быстрому заживлению язв [9]. Включение в курс противоязвенной терапии гипербарической оксигенации повышает активность ферментов иммунокомпетентных клеток и способствует коррекции дефицита клеточного иммунитета [ 15].

Иммуномодулирующим эффектом отличаются и некотороые способы локального воздействия на язву. Применяются обкалывание язв солкосерилом, оксиферрискарбоном натрия, нанесение клея М-7 с добавлением фурациллина и облепихового масла [34]. Введение в подслизистый слой периульцерозной зоны концентрата гранулоцитов способствует увеличению количества Т-клеток в основном за счет хелперов, снижению уровня IgG крови и нормализации факторов неспецифической защиты [29].

Полное удаление язвы приводит к исчезновению аутосенсибилизации и снижению титра антител, особенно при пенетрирующей язве [13]. А.Г. Альмамбетов [2] изучил влияние ваготомии на динамику иммунологических показателей: параллельно с уменьшением воспалительных изменений в слизистой, а также количества МЭЛ и IgA, наблюдалось увеличение местной продукции IgG с 11,5 до 26,5%.

У больных с исходным дефицитом клеточного иммунитета оперативное лечение усугубляло уменьшение количества Т-лимфоцитов при снижении их функциональной активности, что нередко сочеталось с большой частотой послеоперационных осложнений. С целью их профилактики целесообразно проведение курса противоязвенной и иммуномодулирующей терапии в предоперационном периоде [22, 26]. Г. У. Табуцадзе [35] указывает на положительный эффект от применения альфа-токоферола и арахидена. Эндолимфатическое введение фторурацила и метатрексата [26] повышало количество Т-лимфоцитов и иммуноглобулинов крови и способствовало уменьшению аутоиммунной агрессии. Н.Н. Погодаев [28] использовал для подготовки к операции иммуномодулирующее действие гемодеза и нуклеината натрия.

Имеются данные о благоприятном влиянии дооперационных сеансов гипербарической оксигенации на результаты хирургического лечения язв [20, 39].

Об использовании излучения низкоэнергетических лазеров в целях предоперационной стимуляции иммунитета сообщают В.А. Михайлов [23], применявший внутрисосудистое облучение, и У.М. Корабоев [17], проводивший как наружную лазеротерапию, так и непосредственно воздействуя на язвенный дефект через эндоскоп. Приводятся доказательства эффективности иммуномодулирующего действия лазерного луча для улучшения результатов оперативною лечения язвенной болезни.

Таким образом, течению язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки сопутствуют нарушения как общего, так и местного иммунитета, что необходимо учитывать при выборе того или иного метода лечения.

×

About the authors

A. I. Abelevich

Nizhny Novgorod Medical Academy

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of General Surgery

Russian Federation, Nizhny Novgorod

F. F. Gimranov

Nizhny Novgorod Medical Academy

Email: info@eco-vector.com

Department of General Surgery

Russian Federation, Nizhny Novgorod

References

  1. Абикулов К.А. Об изменениях защитных свойств слизистой гастродуоденальной зоны при хирургическом лечении язвенной болезни. — М., 1985.
  2. Алъмамбетов А.Г. Влияние различных оперативных вмешательств при рецидиве язвенной болезни на функциональное состояние слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — М., 1991.
  3. Аруин Л.И., Шаталова О.Л.// Арх. патол. — 1981. - № 8. - С. И — 18.
  4. Аруин Л.И., Шаталова О.Л., Зверков И.В.// Арх. патол. — 1990. — № 12. — С. 28 — 33.
  5. Асеев В. II., Иванаускас Т.Ф., Райнене Т.С. и др.//Клин. хир. — 1988. — № 8. — С. 7 — 71.
  6. Виноградский О. В., Малов Ю.С., Кулыга В.II.и др. //Тер. арх. — 1987. — №2. — С. 10 — 12.
  7. Виноградский О.В., Малов ІО. С., Кулыга В.II. //Военно-мед. жури.— 1989. — № 4. — С.61 —62.
  8. Воробьева Г.А., Салупере В.II., Уибо Р.М.// Гер. арх. - 1985. - № 9. - С. 95 - 98.
  9. Выгоднер Е.Б., Серебряков СП., Бобкова А.С. //Тер. арх. — 1991. — № 1. — С. 78 — 81.
  10. Гринберг В.Я., Лившиц Е.Г., Новикова А.В Вопросы детской гастроэнтерологии.. — Горький 1984 - Выл. 5. - С. 35 — 42.
  11. Зайцев ВТ., Велигоцкий Н.П.//Хирургия. — 1989. — № 4. — С. 18 — 20.
  12. Зверков И.В., Бредихина Н.А., Соколов Л.К. и др.//Те?. арх. - 1990. — № 4. — С. 101 - 103.
  13. Исаков Х.И., Рыскулова К.Р. Иммунология язвенной болезни. — Фрунзе, 1978.
  14. Кириченко Б.Б.// Хирургия. — 1984. — № 9. — С. 64 — 66.
  15. Комаров Ф.И., Серебрянская М.В., Погромов А.П.// Военно-мед. жури. — 1989. — № 12. — С. 23 - 27.
  16. Комаров Ф.И., Серебрянская М.В.//Те?. арх. — 1990. — № 2. — С. 38 — 43.
  17. Корабоев У.М. Применение низкоинтенсивного лазерного луча в предоперационной подготовке больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — М., 1993.
  18. Крышенъ В.П., Шамшонкова Т.П.// BpXljL дело. — 1986. — № 1. — С. 54 — 57.
  19. Кулыга В.И., Малов Ю.С., Пасхина М.Н. и др. //Врач. дело. — 1986. — № 5. — С. 14 — 16.
  20. Лукич В.Л., Кузин П.М., Куракина Л.В.//Сов. мед. — 1988. — № 6. — С. 86 — 90.
  21. Малов ІО. С. // Врач. дело. — 1990. — № 1. —- С. 19 — 22.
  22. Марченко А.В. Роль аутотрансфузии ультрафиолетом облученной крови в хирургическом лечении язвенной болезни: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — Л., 1990.
  23. Михайлов В.А., Скобелкин О.К. , Денисов И.І/ Лазеры и медицина. — М., 1989. — 4.1.
  24. Мурзагалин Д. К., Рябоконь Г.Е., Берлина. С. Д и др. //Сов. мед. — 1983. — № 11. — С. 13 — 17.
  25. Мягкова Л.П., Белокриницкий Д.В., Алекне^ ров P. Т.// Клин. мед. — 1988. — № 6. — С. 75 — 80.
  26. Олъшанецкий А.А., Яапов А.В., Зверев Г.Р.// Клин. хир. — 1988. — № 8. — С. 62 — 63.
  27. Островский А. Б.// Врач. дело. — 1983.11. —С. 58 —61.
  28. Погодаев Н.П. Значение иммунного статусе организма в хирургическом лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — Иркутск. 1989
  29. Преображенский В.Н., Кириллов В.А., Костюрина Л.М., Катков В. И.// Врач. дело. — 1986.№ 10. — С.61 — 65.
  30. Прохоренко В.С., Тарарак Т.Я. Иммунология язвенной болезни.— Фрунзе, 1978.— Т.128. С. 40 — 45.
  31. Реут А.А., Погодаев Н.Н. //Хирургия. 1988. - № 5. - С. 57 - 60.
  32. Сапроненков П.М. Иммунология желудочно-кишечного тракта. — Л., 1987.
  33. Серебрянская М.В. //Сов. мед — 1990 — № 11. - С. 81 — 83.
  34. Соколов Л. К., Никифоров П.А., Василенко М.О и др.// Сов. мед. — 1985. — № 8. — С. 107 — 109'
  35. Табуцадзе Т.У//Хирургия.— 1989. — № 2 — С. 44 - 47.
  36. Успенский В.М., Барановский А.Ю., Ващенков В.М,//Тер. арх. — 1989. — №-2. — С. 21 — 23.
  37. Успенский В.М., Валуевич В. В., Новикова Я.Л.//Врач. дело. — 1987. — № 9. — с.40 — 42.
  38. Успенский В.М., Сацукевич В.Н., Голофеевский В. Ю.//Вести. хир. — 1990. — № 1. — с. 39 — 42.
  39. Чернявский А.А., Зубеев П.С., Миловидова О. В. //др.//Казанский мед. ж. — 1986 - № 3 — С 164 - 166.
  40. Д 40. Шаталова О.Л. Морфологическая характеристика иммунной системы желудка при язвенной болезни: Автореф. дисс. ... канд. мед нт ук. - М., 1983.
  41. Шевчук М.Г, Герич Р.П,//Клин. хир.— 1990 — № 9. - С. 56 - 60.
  42. Шевчук М.Г. , Избенко Æ Г.//Хирургия — 1985. - № 2. - С. 30 - 33. ’
  43. Шептулин А. А., Макарова О. В., Копьев В Ю и др. // Клин. мед. — 1989. - №6. - С. 40 — 45
  44. Шуляренко В. А., Кривицкий Д.И., Лысяный НИ., Баймут В.И//.//Вести, хир — 1989 № 9. - С. 37 - 40.
  45. Эседов Э.М.// Тер. арх. — 1986. — No 2 — С. 15 - 17.
  46. Cesares D.//Pathologica. — 1923. — Vol 15 — P. 128.
  47. Torres A. J., Fernandez-Durando R., Suares A. eta/.//Surg. Gynecol. Obstet. — 1987. — Vol 164 — P. 313 - 318.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1996 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies