Treatment of patients with hemorrhagic erysipelas using natural inhibitors of proteolysis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The clinical efficacy and effect on the processes of kininogenesis and fibrinolysis of natural inhibitors of proteolysis (hordox and contrical) in patients with hemorrhagic erysipelas are studied.The drugs are injected to the inflammation focus by electrophoresis. The normalization of characteristics of kallikrein-kinin system and fibrinolysis showing the activation of these systems in the period of hemorrhagic syndrome formation is established. The plausible decrease of the length of local acute manifestations of hemorrhagic erysipelas in correlation with clinically uniform comparison group data is revealed, the disease transformation into bullous and hemorrhagic form is unavailable. The erysipelas complications are noted three times more rarely than in comparison group.

Full Text

Существенное увеличение заболеваемости геморрагическими формами рожи делает необходимым поиск принципиально новых подходов к их патогенетической терапии [9, 10]. Исследованиями последних лет установлено значение активации калликреин-кининовой и фибринолитической систем крови и связанных с ней нарушений резистентности капилляров кожи для развития местного геморрагического синдрома при рожистом воспалении [4, 5]. Следовательно, перспективно изучение природных ингибиторов протеолиза, подавляющих активность калликреина и плазмина при лечении больных с геморрагическими формами заболевания.

Под наблюдением находились 48 больных с геморрагическими формами рожи (22 женщины, 26 мужчин) в возрасте от 15 до 67 лет. Эритематозно-геморрагическую рожу перенесли 29 больных, буллезно-геморрагическую — 19. Первичная рожа наблюдалась у 25 больных, рецидивирующая — у 23. В большинстве случаев рожа локализовалась на ногах (43), реже на лице (5). У всех лиц заболевание протекало в среднетяжелой форме. У больных группы сравнения (41 чел.) была сходная клиническая картина заболевания.

Для лечения геморрагических форм рожи применяли природные ингибиторы протеолиза — контрикал и гордокс. Препараты вводили непосредственно в очаг воспаления методом электрофореза. При введении контрикала (22 чел.) использовали электродрегинг [6, 7]. Препарат наносили непосредственно на кожу между раздвоенным электродом — анодом, что позволяло исключить потери лекарства на прокладках и добиться его поступления в ткани в большом количестве. Контрикал вводили один раз в сутки в дозе 2,500 AТ после предварительного разведения 1 мл 50% раствора димексида (сила тока — 10—15 мА; продолжительность введения — 15 минут; курс лечения — 4—6 дней).

При введении гордокса (26 больных) использовали ампульную его форму; препарат вводили с катода с помощью прокладок один раз в сутки в дозе 10000 Ед. (сила тока — 10—15 мА; продолжительность введения — 15 минут; курс лечения — 4—6 дней). Лечение начинали в 1— 4-й дни болезни (1 — 2-й дни появления геморрагического синдрома) на фоне антибиотикотерапии (бензилпенициллин). Больным группы сравнения назначали лишь антибиотики.

У 40 больных основной группы 33 больных группы сравнения изучали состояние резистентности капилляров кожи в очаге воспаления модифицированным методом Джогана. У больных, получавших электрофорез гордокса, проведена комплексная оценка калликреин-кининовой (ККС) и плазмино- ген-плазминовой (ППС) систем крови. Активность прекалликреина (ПК) и калликреин-подобную активность (КПА) плазмы крови определяли по расщеплению хромогенного субстрата

S-2302 (фирма “Kabi Diagnostika”), a плазминогена (ПЛГ) и плазмина (ПЛА) — с помощью субстрата S-2251. Контрольную группу составили 25 здоровых лиц (доноры).

 

Динамика показателей калликреин-кининовой системы и фибринолиза у больных геморрагической рожей, леченных электрофорезом гордокса

Сроки обследования

ПК, %

КПА, ед/л

ПЛГ, %

ПЛА, ед/л

1

94,3±4,7

45,5±4,8

96,7±4,1

10,5±1,5

2

75,3±5,9

45,0±3,3

103,8±9,4

19,6±1,7

3

90,5±8,0

38,2±4,5

113,4±8,6

16,1±2,9

4

96,6±6,2

35,1±5,2

110,9±6,1

11,7±1,8

Р1-2

<0,05

>0,05

>0,05

<0,01

Р1-3

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

Р1-4

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

Р2-3

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

Р2-4

<0,02

>0,05

>0,05

<0,01

Р3-4

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

Примечание. 1 — контрольная группа, 2 — изучаемые показатели до начала лечения, 3 — через сутки после начала лечения, 4 — после окончания лечения.

 

Как видно из таблицы, до начала лечения наблюдалось снижение уровня ЛК у больных основной группы по сравнению с таковым в контрольной группе (Р<0,05). КПА в плазме крови не изменялась, однако при индивидуальной оценке более чем у половины больных обнаружено ее повышение. При оценке состояния ККС более информативно изменение ПК [4]. Эти данные, а также достоверное снижение уровня ПК и повышение КПА в большинстве случаев свидетельствуют об активации ККС у обследованных больных геморрагической рожей. При эритематозной роже отсутствует достоверное повышение активности ККС [5], что косвенно указывает на связь компонентов этой системы с формированием локального геморрагического синтома. По данным М.С. Суровикиной [б], на определенных стадиях течения воспалительных процессов вследствие суммации гиперпродукции кининов в пораженном очаге и в общем кровотоке возникает локальный повреждающий эффект. Можно предположить, что такое явление имеет место и при геморрагической роже в очаге локального воспаления.

ПЛА в плазме крови до начала лечения была достоверно повышена по сравнению с данными контроля (Р<0,01). Уровень ПЛГ существенно не отличался от контроля, однако имел тенденцию к повышению. Таким образом, в остром периоде болезни до начала лечения у обследованных больных выявлены признаки активации ККС и ППС (фибринолиза). Последний является как стадией синдрома ДВС, так и возникает первично, в результате продукции фибринолитических ферментов (стрептокиназы) возбудителями болезни в очаге воспаления. Для первичного фибринолиза при геморрагической роже характерны повышение активности плазмина при снижении уровня плазминогена, нормальное количество тромбоцитов, увеличение концентрации продуктов деградации фибрина [1]. Первичный фибринолиз в очаге воспаления приводит к капиллярным кровотечениям и сопровождается активацией других протеолитических систем, обусловливает повреждение сосудистой стенки [2], участвуя в развитии местного геморрагического синдрома. Через сутки после начала лечения (после первого введения препарата) уровень ПК повышался до значения у лиц контрольной группы. Индивидуальный анализ эффективности лечения показал, что КПА и ППА снизились до показателей контроля, а ПЛГ по сравнению с исходными значениями существенно не изменился. После окончания курса лечения (на 2-й неделе болезни) ПК, КПА и ПЛА были по-прежнему сходны с контролем, то есть сохранялась та же положительная динамика. Иная картина наблюдалась в группе сравнения (обследовано 15 больных): на 2-й неделе болезни показатели ПК были равны 71,4±12,2%, КПА - 103,8±21,8 ед/л, ПЛГ - 140,1±8,79%, ПЛА - 36,8±13,03 ед/л, что свидетельствовало о сохранявшейся активации ККС и фибринолиза.

В остром периоде рожи, до лечения ингибиторами протеолиза, на границе эритемы и внешне неизмененном участке кожи у 40 из 48 больных основной группы и у 33 из 41 больного группы сравнения имело место снижение резистентности капилляров: 1 степени — у 4 и 4, II — у 19 и 16, III — у 17 и 13 больных. Через сутки после начала лечения в основной группе у 32 из 40 больных наблюдалось полное восстановление нарушенного состояния резистентности капилляров (14) или переход к более легкой степени (18). Лишь y 8 больных однократное введение препаратов не оказало влияния на их резистентность. В группе сравнения подобной положительной динамики не отмечалось. После окончания лечения ингибиторами протеолиза полное восстановление резистентности капилляров выявлено у 37 из 40 больных. В группе сравнения в эти же сроки болезни резистентность капилляров кожи снизилась у 24 из 33 обследованных, у большинства (17) — до II—III степени.

Таким образом, при лечении геморрагической рожи ингибиторами протеаз у подавляющего числа (92%) больных в области очага воспаления полностью восстановилась нарушенная резистентность капилляров кожи, что отсутствовало у большинства больных из группы сравнения. При клинической оценке эффективности лечения ингибиторами протеолиза (независимо от вида препарата) получены следующие результаты. Уже через сутки после начала лечения исчезли или значительно уменьшились боли, ощущение тяжести (35 больных), жжения (13 больных) в области очага воспаления и регионарный лимфаденит. В группе сравнения подобная положительная динамика наблюдалась лишь у 16 больных. Признаки угасания эритемы и геморрагий через сутки после первой процедуры отмечались у 39 больных. При буллезно-геморрагической роже обратное развитие геморрагий прослежено на участках кожи, свободных от крупных булл. При обширных уплощенных пузырях, особенно при наличии в них фибринозного экссудата, геморрагии не имели тенденции к положительной динамике. В основной группе не было случаев трансформации эритематозногеморрагической рожи в буллезногеморрагическую форму заболевания, в группе же сравнения — у 5 больных. Продолжительность острого местного геморрагического синдрома при электрофорезе контрикала составила 4,9±0,2 сут, гордокса — 5,2±0,3 сут, в группе сравнения — 7,3±0,5 сут (Р<0,01 ; Р <0,01). При сравнении продолжительности острого местного геморрагического синдрома у больных, леченных контрикалом и тордоксом, достоверных различий не обнаружено (Р>0,05). Лечение ингибиторами протеолиза достоверно не влияло на продолжительность регионарного лимфаденита — 6,5±0,2 сут и 7,3±0,4 сут (Р>0,05), продолжительность лихорадки и интоксикации — 3,7±0,2 сут и 3,9±0,3 сут (Р>0,05). В основной группе осложнение рожи в виде абсцесса голени возникло у одного больного, в группе сравнения — у 3. Выраженных побочных явлений при электрофорезе препаратов не выявлено.

Таким образом, у больных геморрагической рожей при лечении их ингибиторами протеолиза — контрикалом и гордоксом — установлен положительный клинический эффект. Обнаружено корригирующее влияние этих препаратов на показатели ККС и фибринолиза, резистентность капилляре кожи. При введении ингибиторов протеолиза путем электрофореза создается их депо непосредственно в области очага воспаления и формирования геморрагического синдрома, что обеспечивает высокую местную концентрацию лекарств, прямое подавление регионарных процессов протеолиза, кининогенеза и фибринолиза при использовании сравнительно невысоких доз препаратов. Природные ингибиторы протеолиза обладают широким спектром действия, благотворно влияя на свертывающую систему крови при повышении ее коагуляционного потенциала, блокируют микроциркуляторные нарушения и процессы внутрисосудистого микросвертывания крови, лежащие в основе патогенеза геморрагических форм рожи [3, 9].

×

About the authors

V. L. Cherkasov

Moscow Medical Academy. I. M. Sechenova

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Infectious Diseases of Medical Faculties, Head. - Prof., Laboratory of Clinical Biochemistry of Tissue Hormones

Russian Federation, Moscow

T. D. Bolshakova

Moscow Medical Academy. I. M. Sechenova

Email: info@eco-vector.com

Department of Infectious Diseases of Medical Faculties, Laboratory of Clinical Biochemistry of Tissue Hormones, Head. - prof.

Russian Federation, Moscow

V. A. Kuznetsov

Moscow Medical Academy. I. M. Sechenova

Email: info@eco-vector.com

Department of Infectious Diseases of Medical Faculties, Laboratory of Clinical Biochemistry of Tissue Hormones

Russian Federation, Moscow

S. M. Mikerin

Moscow Medical Academy. I. M. Sechenova

Email: info@eco-vector.com

Department of Infectious Diseases of Medical Faculties, Laboratory of Clinical Biochemistry of Tissue Hormones

Russian Federation, Moscow

S. Orazberdyev

Moscow Medical Academy. I. M. Sechenova

Email: info@eco-vector.com

Department of Infectious Diseases of Medical Faculties, Laboratory of Clinical Biochemistry of Tissue Hormones

Russian Federation, Moscow

References

  1. Андреенко Г.В. Фибринолиз: биохимия, физиология, патология. — М., 1979.
  2. Андреенко Г.В. // Лабор. дело. — 1984. — № 1. - С. 6-11.
  3. Бабакулиева Т.Х., Черкасов В.Л., Нестерова С.Г., Детинкина Г.Н. // Здравоохр. Туркменистана — 1986. - № 5. - С.7—10.
  4. Микерин С.М., Большакова Т.Д., Кузнецов В.А., Оразбердыев С. Актуальные проблемы рожистой инфекции. — М. — Ворошиловград, 1989.
  5. Оразбердыев С. Клинико-патогенетическое значение нарушений калликреин-кининовой системы и фибринолиза у больных геморрагической рожей и пути их коррекции: Автореф. дисс. . канд.мед. наук. — М., 1990.
  6. Оранский И.Е., Гуляев В.Ю., Образцова Р.Г/ / Вопр. курортол. физиотер. леч. физ. культ. — 1983. — № 6. — С. 15—18.
  7. Постникова Т.Н., Коноплева Э.В., Оранский И.Е. Лечение хронических панкреатитов элек- тродрегингом контрикала. — Свердловск, 1984.
  8. Суровикина M. С. Кинины и кининовая система крови. — М., 1976.
  9. Черкасов В.Л. Рожа. — Л., 1986.
  10. Черкасов В.Л., Бокарев И.Н., Бабакулиева Т.Х. и др.//Сов. мед. — 1989. — № 10. — С. 105-108.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1996 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies