Professiogram of a tractor driver

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Analysis and knowledge of labor professions is a necessary prerequisite for long. study of the regime of work and rest. Only a thorough knowledge of the profession makes it possible to outline the correct methodology for professional selection. In the study of the profession, they mainly use three methods: observation, polling, and the synthetic labor method. Each of these methods has its own weaknesses. It must be assumed that the most accurate description of the profession is obtained when using a complex methodology, when combining the data of the labor method with interviews and observations. Our methodology was as follows: after spontaneous observations, we moved on to systematic observations, taking in our field of vision both a beginner and a tractor driver who had been trained in a certain process of work (plowing, disking, harvesting).

Full Text

Анализ и познание трудовых профессий—необходимая предпосылка дли. изучения режима труда и отдыха. Только основательное знание профессии дает возможность наметить верную методику профессионального отбора. При изучении профессии пользуются главным образом тремя методами: наблюдением, опросом и синтетическим трудовым методом. Каждый из этих методов имеет свои слабые стороны. Нужно полагать, что наиболее верная характеристика профессии получается при применении комплексной методики, при сочетании данных трудового метода с опросом и наблюдениями. Наша методика была такова: после спонтанных, наблюдений мы перешли к систематическим наблюдениям,взяв в свое поле зрения как начинающего, так и сталированного на определенном процессе работы тракториста (пахота, дискование, жатва).

Теоретические сведения о тракторе при прохждении курса сочетались с приобретением практических навыков. Снаочала под руководством инструктора, а потом самостоятельно мною были проделаны все основные рабочие операции,—проверка трактора, смазка, а затем пуск, заводка, регулировка и управление трактором.

От попытки изучить профессию тракториста исключительно трудовым методом пришлось отказаться не только из-за технических трудностей, но и по соображениям методического порядка. Приспособляемость к управлению трактором—разная, в зависимости от конституциональных особенностей, состояния моторики, технической сноровки и предшествующей профессии. Поэтому нам казалось, что трудности при обучении, возникающие у врача-психофизиолога, будут отличаться от тех, которые могут иметь место у психолога, имеющего опыт в управлении мотоциклом, автомобилем. О этой целью, протоколы трудового метода, проведенные одним лицом, недостаточны, а, главное, односторонне отражают эмоциональную установку данной личности на непривычный труд. Не имея возможности привлечь другого работника с иной психофизиологической структурой для самостоятельной работы на тракторе, мы сопоставили данные полученные при кратковременном обучении, с данными наблюдения я опроса, произведенных фотографий рабочего дня, выявлением причин возникновения аварий и травм.

Прежде чем перейти к профессиографической характеристике тракториста, необходимо в сжатой форме несколько проанализировать основные трудовые операции, на основе которых наметим психофизические качества, нужные для работы тракториста.

Работу рулевого тракториста можно разбить на три основные фазы: 1) уход' за трактором, 2) управление трактором, 3) работа тракториста при различных видах сельско-хозяйственного труда: пахота при прицепном орудии—плуге, дискование—прицепное орудие—диски, жатва—прицепное орудие виндроуэр, сноповязалка—комбайн.

Самой существенной частью работы тракториста является ju'od за трактором. Смазка и уход за воздухоочистителем производится по схеме, хотя схемы тракторист перед собой не имеет, все же энграмма нужных действий быстро создается. Это целый ряд мелких простых операций, для выполнения которых нужна память последовательных действий, точное выполнение инструкций, указаний. Стоит забыть одну операцию, например, не наполнить масленку, не проверить уровня масла в картере, не прочистить фильтр для топлива и тотчас же в работе трактора получаются осложнения, невозможность пуска трактора, его остановка во время работы или даже поломка отдельных его частей. В уходе за системой карбюрации, системой охлаждения, есть также последовательность действий. Допустимы лишь небольшие отклонения, от инструкции. Смазка, уход за карбюрацией усваиваются в первые дни обучения. Система зажигания и уход за ней—самая трудная часть профессиональной работы тракториста. Магнето сложно по своему устройству и особенно по тем процессам, которые протекают в магнето во время работы трактора. Установка зажигания, как правило, проводится инструктором. Уход со стороны тракториста сводится к содержанию в порядке и чистоте распределителя, прерывателя и собирателя электрического тока.

Операции, которые производит тракторист при уходе за машиной, представляют собой сумму элементарных навыков с большим количеством ме-лочей, деталей, требующих к себе педантичного отношения. Движения при этом—разного рода; в их выполнении принимают участие мускулатура плечевого пояса и кистей рук. С точки зрения психофизиологии они особого значения не имеют. Для выполнения таковых необходимым условием является отсутствие нарушений со стороны двигательного аппарата. Рабочие операции, связанные с уходом за трактором, свободно может выполнять каждый человек, любой конституции и моторики.

Приготовлению трактора к пуску предшествует осмотр трактора, проверка отдельных механизмов в отношении прочности их соединений и скреплений. Для этого нужна некоторая наблюдательность, ориентация в машине. В заправке трактора, которая производится заправщиком, принимает активное участие тракторист. Здесь также фигурирует последовательность действия. Сначала нужно закрыть игольчатый вентиль трубопровода. из керосинового, бензинового бака, затем наполнить топливный бак чистым керосином, пусковой бак—чистым бензином и т. д.

При пуске двигателя самой сложной операцией является заводка. Ее следует производить с соблюдением некоторых мер безопасности, ибо при преждевременной вспышке не исключается возможность обратного удара (травматизм). Некоторые трактористы игнорируют указания инструктора, исходя из ошибочного мнения, что хватка пусковой рукоятки в обхват обеспечивает более сильный рывок, нередко получают при этом травму нижней губы, характерную профессиональную травму тракториста; в некоторых случаях ошибка, допускаемая при неверной хватке рукоятки, приводит к перелому руки. Требуется твердость руки, известная ловкость и соблюдение правил, чтобы избежать травму при заводке. Согласно правилам,—при заводке все пять пальцев должны быть с одной стороны рукоятки; нужна некоторая тренировка в выработке правильной хватки. 'Первое время, когда упражняемость не велика, тракторист 7—8 раз совершает заводку, только через 3—4 недели после начала работы заводка дается без особых затруднений.

Двигательная формула, участвующая в механизме управления рычагами скоростей на тракторе „Малый и большой катерпиллер складывается из весьма несложных, часто повторяющихся движений определенного размаха. Положение рычага—влево и назад при второй скорости, вправо и назад при третьей скорости—быстро усваиваются. Достаточно несколько дней работы на тракторе, чтобы хорошо усвоить употребляемые движения.

На тракторах „Интернационал" 15—30, 22—36 во время езды тракторист действует рулем, поворачивает руль (преимущественно правой рукой) то вправо, то влево. Места соприкосновения руки с рулем перемещаются несколько раз по ободку колеса. При незначительных поворотах контакт руки с рулем незначительный. При крутых поворотах поверхность соприкосновения рук с рулем увеличивается, перемещаясь несколько раз по ободку колеса. Двигательные акты, совершаемые при этом,, весьма примитивны, незначительной амплитуды. Зрительно-моторная копидинация, требуемая для управления рулем, небольшая. Рецепторы мышц и суставов, так называемое мышечное и суставное чувство, воспринимая импульс от изменения руки, под контроль зрения, определяют координацию движений.

Пахота. Этой работе предшествует регулировка плуга. Во время пахоты тракторист следит за тем, чтобы все корпуса плуга были установлены на одну и ту же глубину, линия борозды была прямой, а пахота шла последовательно, без пропусков и повреждений. При переезде с борозды на другую тракторист стремится точно соблюдать аккуратность выключения плуга при окончании борозды, чтобы получить ровную линию концов борозды. Собственно, самым сложным моментом при пахоте является проведение первой борозды, она определяет равномерность пахоты следующих борозд. Из бригады в 10—12 человек только один тракторист весьма тщательно проводит первую борозду, хорошо обладает способностью определять расстояние глазами. Глазомер, как определенная функция зрительного аппарата, до сих пор не привлекла внимания окулистов. Психотехнические методы, ставящие задачей измерение, определение наличия глазомера в той или иной мере, не выявляют сущности глазомера и механизм его возникновения. Верная проекция, правильная оценка пространственных соотношений, в значительной степени зависит от функций глазодвигательных мышц (Захарченко). Проф. Орбели, Рабинович рассматривают глазомер, как условный ориентировочный рефлекс, имеющий основой безусловный защитный рефлекс при несомненной заинтересованности зрительного рецептора. Правильность пахоты достигается поворотами рычагов управления направо и и налево, в зависимости от поворота трактора. Движения, совершаемые при управлении, чередуются то правой рукой,то левой—не одинаковой величины и размаха, в количестве до 6 в одну минуту. Темп этих движений —равномерно ускоренный. Чтобы движения были плавны и ритмичны надо соразмерять силу движений. Внешние препятствия, движущиеся предметы на пути движения трактора в поле мало встречаются. Во время езды трактористу следует повернуть в сторону свой трактор от трактора соседа, а также следить за состоянием поля, по которому идет трактор. Некоторая реактивная способность требуется, когда тракяоо переезжает дол или крутой овраг. Хороший тракторист не теряется при этом, изменяет скорость, дает тихий ход. В узких местах он быстро делает включение, передвижение скоростей, чтобы проехать, не делая повреждения прицепного орудия. Совершая руление при пахоте, тракторист одновременно наблюдает за состоянием прицепного орудия, хорошо ли производится вспахивание, достаточной ли оно глубины. Он наблюдает за функционированием всей машины и отдельных ее механизмов. В продолжение всего времени работы на тракторе, тракторист следит за давлением масла в манометре. В его ползрения находится выхлопная труба, тракторист не упускает из вида регулировху карбюратора. Регулировка карбюраторов старых тракторов требует особой тщательности. Точное взаимоотношение частей в них нарушено и правильность регулировки можно определить по внешнему признаку, которым служит, слабо заметный, синий дым. Белый дым и „чихание" указывают на избыток воздуха цилиндре двигателя. Взрыв, „стрельба" в выхлопной трубе является показателем избытка воздуха во всасывающейся смеси (бедная смесь). Тракторист часто похлопывает ладонью по трубе, коррегирует состав смеси.

При работе в поле тракторист должен выполнять основные правила, давать двигателю работать при нормальном числе оборотов, не допускать перегрузки для трактора. Рельефно вырисовывается необходимость продолжительного равномерного наблюдения при помощи анализаторов зрения и слуха за несколькими предметами, за различными частями одной и той же работы. Это качество, по Липману определяется термином осмотрительность. Важность этого качества для тракториста очевидна.

Дискование. Диски—тяжелое прицепное орудие. При дисковании нужна значительная устойчивость руки при движении руля, особенно на тракторе „Интернационал" 22—36. В остальном психофизические качества те же, что при пахоте. Пространственный глазомер здесь менее важен; фиксация взора и на рельеф почвы меньше, чем при пахоте.

Жатва. При этой операции, если она выполняется виндроуэром, управление трактором совершается легко. Трактор, имея легкое прицепное орудие—виндроуэр, почти в два раза быстрее движется, чем с комбайном. При пахоте проведение первой борозды весьма существенно, при жатве с виндроуэром—первая линия жатвы проводится произвольно. Тщательного наблюдения за собой виндроуэр не требует. Количество поворотов головы назад значительно меньше.

Хотя управление трактором совершается при всех видах сельскохозяйственных работ одинаково, однако, в зависимости от рода прицепного орудия и системы машины, тракторист должен приспособиться к управлению трактором. Когда работает комбайн с пекапом, тракторист приспосабливается к пекапу. Берет след предшествующей линии, проведенной виндроуэром, который уже сжал хлеб и держится на ней; ему приходится следить за тем, чтобы правильный слой ржи или пшеницы ложился на центр пекапа. Тракторист лавирует рулем, смотрит вперед, наблюдает за ходом комбайна, имея в виду дать полный захват для платформы всего комбайна, стараясь не оставлять за собой неубраннной пшеницы. Начинающие допускают ту ошибку, что повороты трактора направо и налево делаются недостаточно полно, вследствие чего трактор уклоняется неравномерно от линии не сжатого хлеба, то больше, то меньше, чем это требуется для избежания „огрехов", оставления островков неубранного хлеба.

Опыт работы в данном совхозе показал, что трактор Интернационал 15— 30, при работе с комбайном, не развивает достаточной мощности, часто буксует. При работе на малом Катерпиллере, ведущем комбайн, тракторист совершает регулирование движения к себе правого или левого рычага управления, исключительно левой рукой (наблюдение в течение 30 дней над 3 трактористами). При работе левой рукой тракторист имеет возможность совершать повороты головы направо и налево, наблюдать за полным захватом убираемой ржи. При работе с комбайном, имеющим ножевой аппарат, тракторист держится от стены не сжатой нивы на определенной дистанции—метра полтора, что облегчает ему f придерживаться вЗятой линии, позволяет меньше оглядываться назад.

Работа с комбайном во время уборочной кампании—более ответственная и требует больше внимания и напряжения, чем работа с плугом, так как прицепное орудие более сложно. Тракторист ведет уже две машины: трактор и комбайн. Управляя своей машиной, он определяет работу комбайна и стоящих на комбайне комбайнера и штурвального. Сознание важности работы, а также возможность, при недостаточном наблюдении за прицепным орудием, сделать много пропусков, „огрехов", побуждают тракториста быть в известном тонусе, исчеркать все возможности правильного бесперебойного движения трактора.

Причины остановки трактора и устранение их.

При всех видах сельско хозяйственных работ (независимо отприцепно’ го орудия) важно умение тракториста своевременно узнать причину ос" тановки во время езды, не прибегая к консультации инструктора, при малейшем нарушении работы трактора. Частые простои машин зависят в значительной степени от неподготовленности тракториста исправить то отклонение в машине, которое возникло в процессе работы. Наиболее частыми факторами, обуславливающими неисправность трактора, являются непрочность соединения отдельных его частей, засорение фильтра, неисправность зажигания, магнето. Для проверки зажигания тракторист привинчивает свечу и проверяет ее состояние, наличие искры, какой величины и цвета искра, есть ли ток в проводе, который подходит к свече. Если искры в свече нет, то надо искать причины неисправности в магнето. Магнето—механизм деликатный, находится вне сферы воздействия тракториста, исправление его входит в обязанность инструктора. Если выявлена сущность остановки трактора, то обычно, устранить ее не составляет особых затруднений, конечно, за исключением тех случаев, когда имеется значительное повреждение трактора и машина нуждается в ремонте. Элементарные действия, совершаемые для устранения неисправности машины, слагаются из операции ухода за отдельными частями трактора и представляются не сложными. Нужно прочистить засорившийся фильтр, продуть теплопроводную трубку, сменить керосин на бензин, включить магнето и т. д.

Капитальный ремонт совершается в мастерской, мелкий же ремонт производится в поле самим трактористом или при содействии инструктора. Для небольшого ремонта трактора, тракторист должен владеть основными навыками слесарной работы, а именно: 1) уметь пользоваться зубилом, 2) резать ножевкой, 3) владеть напильником.

В одном случае нам пришлось наблюдать, как тракторист в течение 5—6 часов возился у машины, ища неполадки, но безуспешно. Подходит товарищ с тем же стажем и аналогичной подготовкой и сразу замечает, что двигатель не пускается в ход, потому что открыты оба игольчатых вентиля у баков горючего. Невидимому, наблюдательность сыграла роль в открытии причины порчи машины.

Другой раз, тракторист, с достаточной технической сообразительностью и пониманием конструкции машины, установил, что двигатель работает с перебоями, потому что не отрегулирован магнето. Его же сосед по работе никак не мог выяснить причину перебоев.

Тракторист, в течение рабочего сезона, прикреплен к определенному трактору (спаренная езда). Работая продолжительное время на одной машине, он узнает все ее капризы и недостатки. Очень много получает тракторист при ремонте трактора в мастерской, где он принимает участие в разборе отдельных частей трактора, знакомится с „анатомией и физиологией трактора, с техническими особенностями двигателя внутреннего сгорания. Тракторист, изучив свою машину, сам указывает инструктору на те или иные недостатки, присущие данному трактору. По определению трактористов, у них вырабатывается чутье к своей машине. Здесь имеет место постепенное накопление опыта, который суммируется, дает известную осведомленность работнику в его профессиональной деятельности.

Причин остановок трактора очень много. Трактор, при некоторой его амортизации, имеет тенденцию часто портиться. Если управление трактором дается легко и доступно всем начинающим, то самое сложное—это определить причину остановки трактора, обнаружить в каждом отдельном случае,—где дефект, нарушивший работоспособность машины. В этом отношении, кроме знания машины и работы ее отдельных механизмов, существенную роль играют практическая сметливость, минимум технической сообразительности.

В определенпи должного состояния трактора, выяснения причин момента остановки, конечно, помогает рецепторная сфера, зрение, слух и наблюдательность. Только сочетание отдельных изолированных функций, гармония их, определяет успех в профессиональной работе.

Во время управления тракторист обращает внимание на ритм звуков,, вызываемых работой отдельных механизмов трактора. По изменению обычного шума, издаваемого трактором, появлению несвойственных нормальной его работе звуков различной высоты или оттенков, опытный тракторист определяет локализацию неисправности, какой клапан капризничает, какой цилиндр не действует. Клапан издает своеобразный стук, как бы „щелкает". Выделяется стук подшипников—глухой, стук „пальцев на которых держится поршень—звонкий. Своеобразное сочетание звуков дает магнето.

Звукоразличение на общем шумовом фоне требует от тракториста некоторого умения дифференцировать грубые звуки. Навык, по изменению звуков, определить, какая часть машины испорчена, дается не сразу, а постепенно приобретается при работе. Упражняемость в этой функции не велика.

Мы наблюдали одного тракториста с нормальным слухом, до которого дошло изменение звуков лишь тогда, когда машина издавала резкий стук при расплавлении подшипников, напоминающий стук по наковальне. Постепенное изменение звуков, нарастание стука, как предвестники, сигнализирующие опасность катастрофы,—своевременно не были восприняты. Отрицательного влияния шума на нервно-психическую сферу тракториста нам отметить не удалось.

Произведенное неврологическое обследование 250 трактористов рабочих Самаро-Марьевского совхоза в возрасте 18—25 лет указывает на полное благополучие со стороны нервно-психического состояния.

Те или иные гиперкинезы, повышение рефлекторной возбудимости, столь часто наблюдаемые у шоферов, являются редким явлением у трактористов. Только у 5% обследуемых отмечалось повышение коленных рефлексов, повышенная утомляемость в работе. Неврастенический симптомокомплекс был констатирован в 2%, преимущественно у бывших жителей города. Повидимому, работа на тракторе в течение летнего сезона у здорового молодого человека отклонений со стороны нервной системы не вызывает.

Эмоционально-волевая сфера и профессиональные интересытракториста.

Быстрый темп выполнения заданий при пахоте и во время уборочной кампании, важность работы, ее эффективность, сознательно-классовая направленность, социалистическое соревнование между отдельными сменами и трактористами, являются стимуляторами труда.

Работа тракториста протекает при известном эмоциональном подъеме. Состояние его эмоционально-волевой сферы находится в известной корреляции с продуктивностью труда.

Когда трактор хорошо работает—без перебоев, у водителя трактора ясно выражены стенические эмоции, бодрое настроение. Компоненты монотонности, автоматизаций, которые имеют место при управлении трактором, стандартность приемов руления, однообразие, нивеллируются, снимаются активным участием сознания и воли в процессе труда.

При ревностном, добросовестном отношении к труду тракторист реагирует на остановки трактора таким образом, что мобилизует свои психофизические ресурсы, всячески выявляет запас приобретенных знаний и опыта по тракторному делу, чтобы исправить машину, ликвидировать возможность образования „прорыва".

Борьба за максимальную производительность, забота о том, чтобы трактор не „стоял", тяга к повышению квалификации,—характерны для рабочего молодняка совхоза. У всех трактористов рельефно выражен интерес к машине. При опросе трактористов все заявили, что они стали трактористами потому, что привлекала их машина. Выбор профессии— исключительно по желанию, собственной инициативе.

Трактор, его сложная конструкция привлекают молодежь. В столовой, дома, во время отдыха, везде и всюду трактористы делятся друг с другом приобретенным опытом, особенностями управления разных систем машин, выявляют достоинства и недостатки работы трактора. Взаимный обмен, фиксация внимания на трактор, как на любимое орудие производства, расширяет кругозор тракториста, помогают ему сравнительно скоро усвоить структуру трактора, овладеть техникой управления. Целевая установка, стремление познать машину в сочетании с любознательностью, особой настойчивостью, быстро продвигают тракториста на профессиональной работе.

При сильно выраженном желании научиться управлять машиной, батрак, нередко малограмотный, по окончании 3-месячных курсов по подготовке рулевых трактористов, быстро усваивает технику владения рулем, ориентировки в тракторе.

Основные элементы практического интеллекта, осмотрительность, некоторая конструкция и объем внимания необходимы для тракториста. Скорость же реакций требуется незначительная. Важно, чтобы не было особо замедленной реакции, торпидноети.

Что касается приспособляемости к работе на тракторе при разных видах сельскохозяйственного труда, то последняя мало поддается обучению, и приобретается в процессе самой работы. Приспособляемость приобретает особую ценность для водителя машины, мало обладающего другими ценными качествами.

В известной степени она позволяет компенсировать отсутствующие качества другими достаточно развитыми свойствами. Роль адаптации отдельных органов и систем всего организма в целом чрезвычайно велика и, несомненно, должна быть учтена при медпрофподборе.

Заключение.

Резюмируя все вышесказанное, приходим к тому выводу, что профессия тракториста-рулевого, представляя в основном квалифицированную отрасль труда, подобно профессии вагоновожатого, шофера и проч., предъявляет к работнику некоторые специальные требования. Ядром профессионально ценных качеств тракториста являются рецепторная область, слух, звукоразличение на шумовом фоне, своеобразная наблюдательность в виде осмотрительности, техническая сообразительность.

В работе тракториста-рулевого напрашивается некоторая аналогия с работой шофера.

Основное, что отличает шофера от тракториста,—это большой диапазон реактивно-моторной сферы, быстрота реакций на частые раздражители, столь необходимые автоработнику.

Предложенные разными авторами (Клапаред, Пиорковский, Шиильрей н и др.) классификации профессий сюда не применимы, । в виду сложности проблемы. К какой категории профессий можно отнести профессию тракториста? Представляя собой профессию индустриального типа, профессию тракториста можно отнести по Линку к группе моторно-исполнительных профессий.

Дальнейшее изучение профессии тракториста, соответственно новым установкам о сущности профессиографий, внесет новый свет в вопрос о труде тракториста в условиях социалистического сельского хозяйства.

Данные изучения труда тракториста в Самарско-Марьевском зерносовхозе указывают, что частая порча тракторов, ломка их, аварии, травматизм трактористов, кроме технической организации производства, в значительной степени зависят от психо-физических качеств работающего тракториста, состояния его здоровья в целом.

Для правильного подбора хороших трактористов из подрастающей молодежи целесообразно подвергать поступающих на тракторные курсы врачебному и психо-техническому осмотру. Актуален также вопрос о медпрофотборе в аспекте возможности выдвижения из рулевых трактористов, трактористов -механиков, инструкторов и других специалистов по сельско хозяйственным машинам.

Задача врачебного и психо-технического обследования требует разработки методологии профессионального подбора трактористов, выработку медицинских показаний, противопоказаний, проверку данных профессиограммы, взяв под динамическое наблюдение состояние здоровья, наличие психо-физических качеств, упражняемости и успеваемости в работе у определенной группы трактористов.

 

*) Работа выполнена в Самарско-Марьевском зерносовхозе. Печатается в сокращенном виде..

×

About the authors

A. B. Reznikov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies