Organization of school activities for the visually impaired

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In building a socialist state, along with such problems as the collectivization of agriculture and the industrialization of the country, it is extremely important to prepare a healthy human change. It is imperative that the coming change be physically and intellectually strong, powerful, so that it will be able to continue building the state and at the same time, at the right time, become breastfeeding in defense of it. The Soviet government, its health care and public education bodies, of course, are guided in their activities by these goals and objectives.

Full Text

В деле построения социалистического государства наряду с такими проблемами, как коллективизация сельского хозяйства, индустриализация страны, чрезвычайно важное значение имеет подготовка здоровой человеческой смены. Является настоятельно необходимым, чтобы грядущая смена была физически и интеллектуально сильной, мощной, чтобы она была в силах продолжать строительство государства ив то же время в нужный момент стать грудью в защиту его. Советская власть, ее органы здравоохранения и народного просвещения в своей деятельности, конечно, и руководствуются этими целями и задачами. Детские профилактические амбулатории ведут всестороннее обследование детей при их поступлении в школы, ведут обследование всех подростков с целью их профотбора, пригодности их к разного рода и вида работам. При этом в каждом отдельном случае строго обсуждаются и взвешиваются умственные й физические возможности подростка к той или другой работе, учитывается на всю жизнь подростка его пригодность к избираемой специальности, и здесь-то намечается правильный путь трудовой жизни новой смены. Ослабление слуха, понижение зрения, недостаточное физическое развитие—все это ложится в основу показания и указания жизненного пути будущего строителя государства. Только таким путем и м. б. обеспечена правильная подготовка и полноценность будущих созидателей трудовых ценностей. В настоящее время детям слабо развитым, детям, страдающим увеличением бронхиальных желез при колеблющейся температуре, дается отсрочка в поступлении в школы. Дети дефективные, умственно-отсталые, физически неразвитые, дети с пониженным слухом выделяются в отдельные группы. Для такого рода детей удлиняется срок обучения, видоизменяются программа и методы преподавания, устанавливается особый школьный режим, и все это диктуется одной целеустановкой—достигнуть наибольшего эффекта при одновременном сохранении, укреплении и развитии здоровья детей. Что же касается детей, имеющих понижение зрения от 0,3 до 0,05 и ниже, то в отношении их нет строго продуманной заботливости. Дети, слабо видящие (в дальнейшем сл.-в.) поступают в общие группы наравне с хорошо видящими и наравне с ними должны проходить и усваивать программы учебных предметов наших совшкол. Разумеется, педагогический персонал, не зная их физического недостатка, ведет с ними работу, как с полноценными учениками, распределяя учебный материал и нагрузку в одинаковой степени между всеми учениками и одновременно пред‘являя к ним одинаковые требования. По существу дела, едва ли мог бы педагогический персонал, ведя группу в 40—50 человек, индивидуализировать преподавание и тем самым, быть может, тормозить прохождение курса в ущерб коллективу учащихся своей группы. В лучшем случае сл. в. в группах пользуются привилегией занимать первые парты, которые к тому же у них нередко оспаривают дети с пониженным слухом.

При такой установке неизбежно и понятно, что учащийся, порою и умственно одаренный, из-за недостатка зрения не воспринимает в должной мере зрительных раздражений, могущих возбуждать и держать его внимание к разбираемому вопросу, к классной доске, демонстрируемым учебным пособиям, картам, плакатам, диаграммам и пр. Отсюда невнимательность, рассеянность ученика, желание его занять себя во время урока чем-либо посторонним, неизбежное отставание его от товарищей в деле усвоения программы и причисление его к группе отстающих, а часто и лентяев, шалунов. Между тем, корень зла здесь лежит совсем в другом, в физическом недостатке ученика, отмеченном при его первом врачебном обследовании, но только оставленном без соответствующих педагогических, а часто и профилактических выводов. Отдельные ученики, увлекаемые общим порывом знания, тянутся за другими и, напрягая свой и без того ослабленный, порою отягощенный каким-либо недугом, орган зрения, нерационально расходуют его и тем обуславливают усиление его основного страдания, влекущего дальнейшее понижение зрения. Занятия физкультурой в школе проводятся без особого подхода к таким детям. Нам нередко приходилось консультировать сл. в., которые должны были, наряду со всеми своими товарищами, в одинаковой мере заниматься физкультурой. Дети с тяжелой наследственной, часто прогрессирующей, близорукостью проделывали все виды физическ. упражнений, а порою и спорта. При занятиях, как в школе, так и на физкультурных площадках у сл. в., естественно, развивается увлечение, соревнование, желание , идти в ногу с хорошо видящими. Из-за ложного самолюбия они очень трудно поддаются врачебному влиянию, не соблюдают профилактические мероприятия.

Наши школьные здания в большинстве своем постройки довоенного времени, в них нет правильно устроенной вентиляции, не соблюден правильный расчет кубатуры и светового коэффициента, словом, в санитарногигиеническом отношении они оставляют желать очень многого. И в этих зданиях очень часто проходят занятия учащихся в 2 смены—утреннюю и вечернюю. Если недостаточна гигиеническая обстановка в утренние часы, то в вечерней смене при несовершенстве вентиляции, недостаточном и неправильном освещении она становится особенно ощутительной. Дети сл. в., как правило, и слабо-развитые физически должны испытывать на себе все недостатки санитарно-гигиенической обстановки школы вообще, а в вечерние смены особенно. При распределении детей по сменам в школах состояние зрения учащихся в расчет обычно не берется. Нередки случаи, что к моменту окончания средней или высшей школы из таких учеников не выковываются полноценные работники—это с ранних лет полуинвалиды, обреченные отягощать наши "страховые кассы частым получением больничных листков. Таким путем создается и увеличивается группа лиц, которые в деле строительства государства, а также его укрепления и защиты, перечисляются по зрению во вторую группу, а то и вовсе исключаются. Как часто при освидетельствовании молодых граждан, призываемых в ряды активных защитников государства, многих из них приходится зачислять в разряд неспособных к прохождению военной учебы, и как часто при этом приходит мысль,—что в отношении профилактики их зрения ни органами просвещения, ни органами здравоохранения ничего не было сделано.

До сего времени остается нерешенным в окончательном виде вопрос о верхних и нижних границах остроты зрения учеников для зачисления их в школу ел. в. Суждения крупных офтальмологов в этом вопросе несколько расходятся. Мнения большинства офтальмологов сводятся в общем к тому, что острота зрения от 0,05 до 0,3 является показанием к зачислению учеников в школу сл. в. Окончательное суждение в разрешении этого вопроса в каждом отдельном случае принадлежит врачуокулисту. Им должны быть учтены не только острота зрения, его стойкость, устойчивость или наклонность к прогрессивному понижению, должно быть принято во внимание также и цветоощущение и поле зрения, уменье ученика пользоваться остатком зрения. Большое значение имеет высота и тонкость развития других органов чувств. Мы были бы склонны направлять в школу сл. в. и детей, хотя в общем и с более высокой остротой зрения, но страдающих упорно и часто рецидивирующим воспалением роговой оболочки скрофулезного характера. Заболевание это, нередко начавшись в самом раннем возрасте ребенка, часто рецидивирует, тянется через все годы детства и юности, отравляет ему лучшую пору жизни как по характеру самого заболевания, так и по тому, что лечение его очень часто сопровождается длительным впусканием в глаза атропина, что, в силу вызываемого им расширения зрачков и паралича аккомодации, делает детей временно сл. в. и, таким образом, обучение в нормальной школе для них уже становится трудным и вредным. По необходимости, у таких детей отмечаются длительные пропуски в посещении школы, отставание от своих товарищей, второгодничество, а иногда вынужденное прекращение своего образования. Такие дети в период болезненного процесса могли бы с успехом посещать школу сл. в., где образование базируется не только на органе зрения, но на одновременном развитии и умелом использовании других органов чувств; здесь они могли бы проходить программу совшколы, приобретать трудовые навыки и одновременно быть под неослабным наблюдением глазного врача—врача школы. По данным Берлинской школы для сл. в., 30% детей имеют понижение зрения из-за помутнения роговой оболочки, что является результатом ее воспалительных процессов. Этиологическим моментом заболевания глаз школьников указанной школы в 24% был скрофулез и в 10% сифилис. Дети, страдающие паренхиматозным воспалением роговой оболочки на почве сифилиса, по миновании острого периода еще очень долго, иногда в течение одного-двух лет не имеют достаточной остроты зрения, чтобы быть способными обучаться в нормальной школе. Эти дети должны все время продолжать самое энергичное лечение, чтобы добиться просветления роговой оболочки и тем самым повышения остроты зрения. На этот период мы также охотно открыли бы для таких детей двери школы для сл. в. Иначе у таких детей выпадает длительное время обучения.

Школа для сл.-в. должна иметь две целеустановки: лечебно-профилактическую и педагогическую. Работа педагога в этой школе должна быть тесно увязана и согласована с врачом-окулистом. Роль врача в этой школе большая и чрезвычайно ответственная. От врача должен зависеть весь распорядок рабочего дня, индивидуальная нагрузка учащегося, впды п размеры политехнизации, занятия физкультурой. По указанию врача школа снабжает учеников очками, биноклями и пр. В каждом отдельном случае врач изучает ученика, устанавливает заболевание его глаз, наследственность и в нужных случаях, где стойкое ослабленное зрение является наследственным, проводит первоначально через родителей, а с возрастом учащегося через него самого евгенические начала. В работе врача активное и неослабное участие должен принимать и педагогический персонал. Последний должен быть хорошо ознакомлен с анатомией и физиологией органа зрения, характером заболевания каждого своего ученпка, профилактикой этого заболевания и во все время своего общения с учениками вести наблюдение над точным исполнением всех профилактических указаний врача. Наблюдение педагогов за своими учениками не должно ограничиваться только стенайи школы, оно должно быть перенесено в домашнюю обстановку школьника. Родители учащихся также к этой работе должны быть привлечены через детальное ознакомление их с сущностью заболевания глаз их детей и соответствующих профилактических мероприятий. Словом, врач и педагог всегда должны помнить, что одна из основных задач школы сл.-в.—это сохранить, укрепить и, по возможности, развить ослабленное зрение порученных им детей,

Этой основной целеустановкой диктуются программа и методика обучения таких детей. Программа всех предметов и методы их проработки должны быть подвергнуты радикальному пересмотру с целью их приспособления к зрительной способности детей. Здесь возможны и необходимы сокращения некоторых мест программы, особенно тех, усвоение которых связано с значительной затратой зрительной энергии. Если в нормальной школе работа связывается, главным образом, с органом зрения, в школе сл.-в. орган зрения используется постольку, поскольку это не вызывает утомления и прогрессирующего падения зрения. Обучение ведется за счет развития, укрепления и умелого использований остальных органов чувств, главным образом, слуха и осязания. В нашу задачу не входит подробное изложение возможных методов обучения сл. в. чтению, письму, географии, обществоведению, ремеслам и пр. Это—дело педагогического персонала. Все же мы считаем нелишним указать, какой план и характер работы можно было бы наметить.

В основу должен быть положен принцип щажения органа зрения и развития других органов чувств. Отсюда начало обучению письму, чтению должно итти совсем по другому пути, чем в нормальной школе. Процесс обучения чтению, письму в нормальной школе начинается с приучения детей распознавать зрением начертания букв, развития у них зрительной и параллельно слуховой памяти. Следовательно, во все время обучения упражняется, напрягается, главным образом, зрение. Такой метод обучения сл.-в. совсем не применим. Для них он представил бы большие трудности, излишне затруднил бы и без того отягощенный орган зрения. Необходимо в памяти учащихся первоначально создать и укрепить представление о начертании букв через орган осязания. Для этого сл.-в. знакомятся с точеными металлическими или деревянными буквами: они сами лепят их из глины или другой какой-либо мягкой массы и лишь после того, как у них создается ясное и точное представление о начертании той или иной буквы, последняя пред‘является им для распознания и запоминания органом зрения, представляется напечатанной и написанной сначала в крупном масштабе, затем в более мелком. Здесь-то особенно уместно широко использовать существующую разрезную азбуку, где буквы напечатаны крупным шрифтом. Правда, такой метод значительно удлиняет дело обучения грамоте и письму, но зато выигрывается поставленная задача школы—охрана органа зрения. Во все время обучения в школе ведется неослабное наблюдение не только за правильной посадкой и наклонением головы учащегося, но также и затем, чтобы письмо велось четко и обязательно крупными буквами. Является настоятельно необходимым поднять вопрос о печатании книг специальным шрифтом, отвечающим гигиеническим требованиям для сл.-в. За отсутствием же в настоящее время на рынке таких книг, можно с успехом использовать современные детские журналы, которые обычно печатаются крупным штифтом и иллюстрируются рисунками в разноцветных ярких красках. В изучении географии идут в школе сл.-в. тоже другим путем. Изучение географии начинается с обследования и точного усвоения той или другой местности не путем изучения карт, диаграмм и пр. учебных пособий. Сл.-в. дети под руководством педагога изучают какой-либо определенный загородный участок, запоминают все бугорки, рвы, канавы, ручейки, реки, проходящую ж. д., расположение и расстояние между телеграфными и телефонными столбами. Так, путем измерения пространства сначала шагами, потом метром, дети создают у себя представление о расстоянии, масштабе, путем восхождения на гору представление о высотах, глубинах. При знакомстве с ж. д. дети получают ясное представление о параллельности. Попутно изучается, также больше осязанием, и флора данной местности. Здесь же они знакомятся и с производством изучаемого участка. Все предметы, встречающиеся на экскурсии, дети изучают главным образом осязанием. На развитии осязания и слуха во время экскурсии должно быть обращено исключительное внимание. Большое значение имеет научить детей пользоваться слухом, как руководителем при ориентировке в пространстве. Это значительно облегчит им в дальнейшем возможность, смелость, ловкость и быстроту передвижения в городах и при работе на крупных производствах. Каждый из учащихся полученные им сведения наносит на свою карту: где-либо на берегу реки из сырого песка он вылепливает весь рельеф изучаемого участка и потом уже может приступить к передаче своих знаний путем зачерчивания их на классной доске или бумаге сначала в крупных и несложных масштабах. Отсюда уже переходят к изучению и других местностей, целых областей, государств, стран, для чего педагог в очень крупном масштабе чертит или еще лучше вылепливает из какой-либо массы карты. Так, шаг за шагом совершается постепенный, м. б. замедленный, но в то же время для зрения очень облегченный переход к изучению географических карт. Педагогический персонал должен строго следить, чтобы работа для зрения никогда не была продолжительна, она должна чередоваться с чтением вслух самим педагогом, экскурсионным методом, ручным трудом. В нормальной школе, наряду с различными активными методами обучения, играет видную роль работа над книгой, газетой. Эта работа еще связывается с графическим оформлением, что, вместе взятое, требует громадной затраты зрительной энергии. В работе с детьми сл.-в. указанные приемы, по всей видимости, придется ослабить и допускать в известном размере, в большем, чем в нормальной школе, беседу преподавателя, его чтение. Тем самым будет обеспечено усвоение учебного материала и устранена излишняя затрата зрительной энергии.

Вся учебная работа проходит в утренние часы при естественном освещении. Искусственное освещение в школе сл.-в., как правило, не должно иметь места. Едва ли представляется возможным дать весь план, все методы обучения сл.-в. Дело это совершенно новое, пути лишь намечаются, в процессе работы откроются новые и сейчас еще непредвиденные возможности. Здесь, как ни в какой другой школе, должен быть предоставлен широкий простор для творческой работы педагога, и потому для занятий со сл.-в. должны быть выделены наиболее способные и талантливые педагоги. Что касается политехнизации школы, то и здесь как форма, так и направление ее должны исходить из зрительной способности каждого ученика, она должна быть строго индивидуализирована. Вся методика и содержание труда должны быть значительно перестроены по сравнению с таковыми для школ нормальных детей. Необходимо учащегося хорошо ознакомить с такого рода работой, которая в течение всей его жизни могла бы быть источником его существования и одновременно не требовала бы большой затраты зрения. Нет нужды перечислять все виды физического труда, которые могли бы быть применены в школе сл.-в. В своей работе. „Современная постановка социальной помощи слепым* проф. С. С. Головин приводит перечень возможных для слепых работ в промышленных производствах; таких работ насчитывается 122, все они могли бы быть с успехом использованы также и в школе слабо видящих. В процессе работы, с получением опыта у педагогов в этой новой деятельности, круг доступных и полезных работ, предметов практического обучения будет значительно расширен.

Само помещение школы в отношении воздуха, вентиляции должно отвечать обычным правилам санитарии. Особенно четкое внимание должно быть уделено освещению, окраске стен и всей классной мебели. Здесь указания врача-окулиста должны быть решающими. При школьном здании или вблизи от него должен быть сад, площадка, где сл.-в. дети должны проводить время перерывов в своих классных занятиях.

Вопросу о том, организовать ли для сл.-в. самостоятельные школы или ограничиться отдельными группами при обычных школах, д. б. уделено также внимание. Мы склонны были бы разрешить его в той плоскости, что необходимы отдельные школы и обязательно с интернатами. Последние обеспечат детям регулярное посещение школ. Опыт заграничных школ с очевидностью показывает, какие трудности представляет дальность расстояния школы для сл.-в., и иногда одно это служит препятствием к поступлению в школы сл.-в. Интернаты избавят сл.-в. от часто вредной домашней обстановки, дадут возможность непрерывного наблюдения за выполнением ими профилактических мероприятий. Школы должны быть межрайонные, областные, краевые, чтобы и сл.-в. дети деревни могли в них обучаться. Мы, в согласии с д-р. Савваитовым и д-р. Жаринцевой, вправе ожидать и среди населения деревень большого количества детей сл.-в. Империалистические войны, материальные и моральные потрясения, некультурность сельского населения обусловили громадное повышение заболеваемости органа зрения, что при недостаточном, а часто и полном отсутствии рациональной медпомощи безусловно, повысило и количество сл.-в. детей. Теоретическое обоснование необходимости организации особых школьных занятий для сл.-в. мы хотели бы подтвердить и фактической потребностью такого рода школ. Как велико количество сл.-в? Д-р Д. Жаринцева в своей работе о классах для сл.-в. приводит следующие данные, В Страсбурге один сл.-в. приходится на тысячу, в Лондоне 1:763, в Канаде 1:250. Что касается нашего Союза, то точного подсчета сл.-в. детей нигде, даже, в крупных городах, не имеется. Д. Жаринцева из 700 осмотренных ею детей школьи. возраста выделила 31 для школы сл.-в. Мы располагаем материалом, касающимся детей школьного возраста г. Орла. Д-р. М. И. Ландбергом было осмотрено 4100 детей в возрасте 8—13 лет, причем оказалось сл.-в. 21: мальчиков 11 и девочек 10. Причиной понижения зрения у 6 детей найдено помутнение роговицы, у 2-х—помутнение хрусталика, у 7—высокая рефракция и, наконец, у 4-х—заболевание сетчатой, сосудистой оболочек и зрительных нервов

Таким образом, по нашим материалам мы получили соотношение сл.-в. к хорошо видящим 1.200. Цифра довольно грозная. Последняя тем более должна обратить на себя внимание, что мы имели дело с детьми городского населения, наиболее культурного и в отношении мед. обслуживания поставленного в хорошие условия. Органы здравоохранения и органы просвещения из наших данных должны сделать свои организационные выводы: первые—в смысле расширения и качественного улучшения медпомощи населению, вторые—в отношении организации правильных занятий для сл.-в.

Выводы:

  1. Школы сл.-в., наряду с профилактикой слепоты, должны дать возможность им путем особых методов обучения стать в ногу с хорошо видящими, как в отношении общего развития, так и приобретения трудовых навыков.
  2. При организации школ для сл.-в. нормальные школы разгружаются от неполноценного, тормозящего общий ход работы элемента.
  3. В школы сл.-в. должны зачисляться после отбора Д. П. А. все дети, имеющие остроту зрения 0,03 до 0,2-0,3.
  4. В школы сл.-в. должны допускаться временно и дети, страдающие хрон. часто обостряющимся воспалением роговой оболочки, лишающим их возможности фактически обучаться в нормальных школах.
  5. Вся работа в школе ведется по указаниям и под контролем школьного врача-окулиста.
  6. В школе сл. в. изучается наследственность детей, влияние школьных и домашних занятий на органы зрения. Проводится в широком масштабе профилактическая и евгеническая работа.
  7. В школе сл.-в. тщательно изучается каждый ребенок, его одаренность, склонность к тому или другому виду труда, и выбирается трудовой жизненный путь его в соответствии с состоянием органа зренпя.
  8. Программы предметов нормальных школ и методы их преподавания должны быть пересмотрены и приспособлены к зрительной способности сл.-в.
  9. Школы сл.-в. должны быть межрайонные, областные, чтобы можно было произвести полный охват всех сл.-в. детей из деревень.
  10. Фактическая необходимость организации школы сл.-в. диктуется большим количеством сл.-в.,—по данным гор. Орла—1:200.

 

*) Доложено в научно-общественной конференции врачей и методической комиссии педагогов г. Орла.

×

About the authors

V. N. Preobrazhensky

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

M. I. Lantsberg

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies