Freud, Sigma. Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse. Internationaler Psychoanalytischer Verlag in Wien. 1933. Preis RM. 4

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The new lecture series on Freud's psychoanalysis is a continuation of the lectures he gave 15 years ago at the University of Vienna, and consists of the following seven lectures: XXIX. Revision of the teaching about dreams; XXX. Sleep and the occult; XXXI. The constituent parts of the mental personality; XXXII. Fear and the life of drives; XXXIII. Femininity (Weiblichkeit); XXXIV. Clarification, application, orientation; XXXV. About worldview.

Full Text

Новая серия лекций по психоанализу Фрейда есть продолжение лекций, которые он читал 15 лет тому назад в Венском университете, и состоит она из следующих семи лекций: XXIX. Ревизия учения о снах; XXX. Сон и оккультизм; XXXI. Составные части психической личности; XXXII. Страх и жизнь влечений; XXXIII. Женственность (Weiblichkeit); XXXIV[1]. Раз’яснения, применения, ориентировки; XXXV. О мировоззрении.

Как и все книги Фрейда, рецензируемая нами книга написана интересно, но посвященным в психоанализ читателям она ничего существенно нового не дает, о чем, между прочим, говорит неоднократно сам Фрейд на страницах своей книги. Если мы нашли нужным сигнализировать эту книгу советскому читателю, то исключительно из-за последней лекции о мировоззрении. Эта лекция представляет огромный интерес и имеет большую ценность, так как в ней Фрейд признает загнивание буржуазной культуры и приветствует русскую пролетарскую революцию, как сигнал лучшего будущего.

Великое дело, если Фрей д—а Фрейд в этом отношении не один в Западной Европе—признает, что капиталистическая система трещит по всем швам, что западно-европейская культура загнивает, и что мировая пролетарская революция неминуема, хотя пока, по его мнению, время для нее не пришло.

Что касается мировоззрения, специально психоаналитического, то Фрейд говорит следующее: „ Психоанализ не способен создать свое собственное мировоззрение. Он в этом и не нуждается, он кусок науки и может приобщиться к научному мировоззрению. Это последнее едва заслуживает, однако, громко звучащего имени, ибо наука созерцает не все (Ив. Г.), она далеко несовершенна, не претендует на целостность и системность (образование систем). Научное мышление еще очень молодо среди людей и оно не может еще одолеть огромного множества поставленных перед ним больших проблем. Построенное на науке мировоззрение имеет, кроме подтверждения реальности внешнего мира, в основном отрицательные черты, как признание истины (Bescheidung zur Wahrheit) х), отрицание иллюзий. „Кто из наших современников недоволен этим состоянием вещей, кто для своего мимолетного утешения желает большего, пусть его себе ищет и находит. Мы на него не будем в обиде, мы не можем ему помочь, не можем, однако, ради него по иному мыслить".

Комментарии здесь излишни. Кризис буржуазной науки выявляется здесь как нельзя выпуклее. Полное неверие в свои силы, отрицание возможности научно-обоснованного мировоззрения. Ничего удивительного. Без марксизмаленинизма, без диалектического материализма, являющегося единством мировоззрения и метода, наука в конечном итоге осуждена на бесплодие, не может дать ни целостного метода, ни целостного мировоззрения.

 

[1] Почему Bescheidung zur Wahrheit есть отрицательная черта науки рецензенту непонятно. Видимо Фрейд вкладывает в это особый смысл.

×

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2022 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies