Случай эмболии подмышечной артерии, успешно леченной пелентаном
- Авторы: Тикунова Е.И.1
-
Учреждения:
- Куйбышевский медицинский институт
- Выпуск: Том 41, № 3 (1960)
- Страницы: 68-69
- Раздел: Краткие сообщения
- Статья получена: 22.11.2021
- Статья одобрена: 22.11.2021
- Статья опубликована: 15.03.1960
- URL: https://kazanmedjournal.ru/kazanmedj/article/view/88883
- DOI: https://doi.org/10.17816/kazmj88883
- ID: 88883
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время установлено большое значение антикоагулянтов в лечении тромбозов и эмболий. Мы считаем нужным сообщить о случае успешного лечения пелентаном эмболии подмышечной артерии. Б-ная П., 71 года, поступила 10/V-58 г. с жалобами на ноющие боли в левой руке, усиливающиеся при движении, чувство онемения пальцев и похолодание левой руки, общую слабость, шум в голове, периодические ноющие боли в области сердца и ощущение перебоев, одышку при ходьбе.
Ключевые слова
Полный текст
В настоящее время установлено большое значение антикоагулянтов в лечении тромбозов и эмболий.
Мы считаем нужным сообщить о случае успешного лечения пелентаном эмболии подмышечной артерии.
Б-ная П., 71 года, поступила 10/V-58 г. с жалобами на ноющие боли в левой руке, усиливающиеся при движении, чувство онемения пальцев и похолодание левой руки, общую слабость, шум в голове, периодические ноющие боли в области сердца и ощущение перебоев, одышку при ходьбе.
На протяжении 20 лет страдает гипертонической болезнью, неоднократно лечилась в стационарах. Два года тому назад стала ощущать непостоянные перебои в сердце. За 4 дня до поступления, при попытке спуститься по лестнице внезапно почувствовала головокружение, онемение пальцев левой руки, сильнейшие боли в кисти и предплечье, резкую слабость в руке. Боли были настолько интенсивные, что вызвала скорую помощь. Врач ввел промедол и кордиамин.
В день поступления больная была осмотрена хирургом, который поставил диагноз закупорки левой плечевой артерии и направил на стационарное лечение в терапевтическую клинику.
Общее состояние удовлетворительное, сознание ясное. Бледность и легкий цианоз верхней левой конечности, понижение кожной температуры левой руки по сравнению с правой, движения сохранены, но при попытке к движению возникают боли; пульс на лучевой и кубитальной артериях не прощупывается. АД на левой руке не определяется.
Органических изменений нервной системы не установлено.
Границы относительной сердечной тупости расширены влево (на 2 см от левой срединно-ключичной линии), тоны сердца глухие, тахисистолическая форма мерцательной аритмии. Пульс на правой руке напряжен, аритмичный, 110. АД на правой руке — 190/120. Изменений со стороны других органов не обнаружено.
Диагноз: Гипертоническая болезнь с медленно прогрессирующим течением, II стадия, сердечно-мозговой тип. Артеросклеротический миокардиосклероз, мерцательная аритмия. Эмболия левой плечевой артерии.
Приглашенный для консультации проф. С. Л. Либов согласился с диагнозом, но счел, что операция уже не показана.
При исследовании крови и мочи патологии не обнаружено.
Диагноз эмболии плечевой артерии поставлен на основании внезапного начала заболевания и артеросклеротического миокардиосклероза с мерцательной аритмией, нередко вызывающей такое грозное осложнение, как эмболия. По-видимому, у больной с кардиосклерозом, отягощенным мерцательной аритмией, отрыв пристеночного тромба левого предсердия вызвал эмболию левой плечевой артерии.
Кроме гипотензивных средств (резерпин, эуфиллин и папаверин), больная с первого же дня поступления получала антикоагулянт — пелентан под контролем протромбина крови. Он давался в первые дни по 0,15 два раза в день. При такой дозе мы достигали снижения протромбинового индекса. Уровень протромбина был доведен до 25%, а затем удерживался на 30—40%. Мы считаем подобный уровень протромбина наиболее благоприятным для предотвращения дальнейшего тромбообразования, а в некоторых случаях — и расплавления тромба.
В последующем больная получала пелентан по 0,15 три раза в день. При такой дозе протромбиновый индекс был 30—35%.
Лечебный эффект в течение первых дней выражался в уменьшении болей в левой руке, исчезновении онемения.
На 17 день лечения на пораженной конечности появилась слабая пульсация кубитальной артерии, на 21 день возникли отчетливая пульсация кубитальной и слабая — лучевой артерии, определялось и АД. В последующем возникла отчетливая пульсация лучевой и кубитальной, правда, по сравнению с правой, несколько слабее.
Как известно, высказанное Николаевым предположение о расплавлении тромбов от антикоагулянтов не нашло достаточных подтверждений в практике.
Однако, было установлено, что антикоагулянты предупреждают дальнейшее тромбообразование, при этом быстрее проявляются фибринолитические свойства крови, что приводит к ранней реканализации пораженного сосуда (Гейнрих, 1957; Аничков, Волкова, 1958) и восстановлению кровообращения.
Мы считаем, что у больной под влиянием лечения пелентаном произошла реканализация сосуда.
Об авторах
Е. И. Тикунова
Куйбышевский медицинский институт
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Пропедевтическая терапевтическая клиника
РоссияСписок литературы
Дополнительные файлы
