About changes in the external secretion of the pancreas during irritation of the large intestine

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Bowel diseases occupy a large place in the clinic for diseases of the digestive organs. The resulting disturbances in the digestion and absorption of nutrients can be caused not only by direct disorders of the intestinal function, but also by associated, secondary disturbances in the activity of other parts of the digestive tract.

Full Text

Заболевания кишечника занимают большое место в клинике болезней пищеварительных органов. Возникающие нарушения переваривания и всасывания пищевых веществ могут обусловливаться не только непосредственными расстройствами функций кишечника, но и сопряженными, вторичными нарушениями деятельности других отделов пищеварительного тракта.

Проведенные за последние годы экспериментальные исследования, показали, что рефлекторные влияния с кишечника могут иметь существенное значение в регуляции деятельности поджелудочной железы. Как уже сообщалось ранее (Джаксон, 1954), кратковременное умеренное механическое раздражение небольшого участка кишечника в илеоцекальной области, произведенное путем раздувания введенного в полость кишки резинового баллончика, сопровождается изменениями внешней секреции поджелудочной железы, сохраняющимися в течение 4—8 дней после однократного раздражения кишечника.

В связи с этим были предприняты опыты по изучению влияния более сильных и длительных раздражений кишечника на внешнесекреторную деятельность поджелудочной железы. Опыты проводились на собаках с фистулами протока поджелудочной железы по Павлову и фистулами толстого кишечника.

Для того, чтобы несколько приблизить эксперимент к тем условиям, которые наблюдаются при заболеваниях кишечника, в частности, при метеоризме, в качестве раздражителя было использовано введение в кишечник воздуха. Введение 250—500 мл воздуха через фистулу сопровождалось повышением давления в кишечнике, которое поддерживалось на уровне 25—45 мм рт. ст. в течение 1,5—2 часов. Когда воздух постепенно выходил из кишечника через фистулу или через анус, давление поддерживалось введением новых порций воздуха. Во время раздражения кишечника (через час после его начала) производилось кормление собаки. Выделяющийся поджелудочный сок собирался и исследовался в часовых порциях. Определялись количество сока, активность трипсина и амилазы методом ферментативного гидролиза казеина и крахмала с последующим определением продуктов гидролиза по Ван-Слайку и Хагедорн—Йенсену.

Опыты показали, что однократное механическое раздражение обширных участков толстого кишечника вызывает длительные изменения внешней секреции поджелудочной железы, имеющие обычно двухфазный характер. В первые 2—6 дней после раздражения в большей части опытов наблюдались отчетливое повышение активности амилазы и трипсина поджелудочного сока.

Через 2—6 дней после раздражения обычно наблюдалась сохраняющаяся в течение 4—20 дней вторая фаза изменений ферментативной активности поджелудочного сока: стойкое снижение активности трипсина. Активность амилазы в ряде опытов снижалась параллельно уменьшению активности трипсина; в части опытов стойкого понижения активности амилазы не наблюдалось, имелись значительные колебания активности этого фермента. Изменения количества отделяющегося панкреатического сока были выражены в меньшей степени и проявлялись обычно лишь в некотором снижении секреции в первые дни после раздражения кишечника.

В отдельных опытах уже в первые 1—2 дня после раздражения кишечника наблюдалось снижение активности ферментов поджелудочного сока, сменяющееся в последующий период повышением и, нередко, новой волной снижения. Сопоставление полученных данных с результатами ранее проведенных опытов приводит к заключению, что чем большая по площади область кишечника подвергается раздражению, тем длительнее изменения внешней секреции поджелудочной железы.

Обращает на себя внимание вторая фаза изменений внешней секреции поджелудочной железы. Такого рода изменения обычно не наблюдались после однократного раздражения небольшого участка кишечника путем раздувания введенного в его полость резинового баллона; как уже указывалось, такое воздействие вызывало в большей части опытов повышение активности ферментов поджелудочного сока. Однако, после ежедневных локальных раздражений, проведенных в течение 7 дней подряд, в деятельности поджелудочной железы обнаружены изменения, аналогичные тем, которые наступают после однократного раздражения обширного района кишечника.

Эти данные, свидетельствующие о возможности своеобразной суммации раздражений, указывают, что повторяющиеся рефлекторные воздействия с кишечника могут в некоторых случаях привести к существенным изменениям внешнесекреторной функции поджелудочной железы. В случае развития в кишечнике патологического процесса поджелудочная железа, вероятно, испытывает постоянные рефлекторные влияния, способные заметно снизить объем панкреатической секреции и переваривающую силу отделяющегося сока. Поэтому расстройства пищеварения, возникающие при заболеваниях кишечника, могут сопровождаться и углубляться вторично развившимися нарушениями внешней секреции поджелудочной железы.

Длительный характер рефлекторных изменений внешней секреции поджелудочной железы, возникающих после однократного раздражения кишечника, нанесенного одновременно с кормлением, заставил предполагать, что функциональная зависимость между этими органами осуществляется при участии высших отделов центральной нервной системы.

Ранее проведенные исследования показали, что взаимодействие между различными отделами пищеварительной системы может осуществляться посредством рефлексов, которые замыкаются в нижних этажах центральной нервной системы. Однако, в нормальных условиях высшие отделы центральной нервной системы принимают непосредственное участие в регуляции этих функциональных взаимоотношений (Джаксон, 1953; С. М. Горшкова, 1954).

Продолжительные воздействия на обширные участки толстого кишечника, производимые одновременно с кормлением животного, так же, как и кратковременные локальные раздражения, вызывают длительные изменения в протекании не только условных, но и безусловных слюнных рефлексов, что свидетельствует о возникающем при них изменении функционального состояния коры и подкорковых нервных центров.

Изменения условно рефлекторной деятельности наблюдались в течение 3—8 дней после раздражения кишечника, а в последующий период (10—15 дней) находили отражение в отдельные дни. Это проявлялось, главным образом, в нарушении силовых отношений между раздражителем и величиной условного слюноотделения: наблюдалось возникновение уравнительной и парадоксальной, а иногда и ультрапарадоксальной фаз.

Изменения условных и безусловных рефлексов обычно протекали параллельно, но в ряде опытов нарушения условно рефлекторной деятельности не сопровождались сдвигами в протекании безусловного слюноотделения. В некоторых случаях условные реакции были нормальны, тогда как характер безусловных оказывался измененным.

Наши наблюдения показывают, что раздражения кишечника, проведенные одновременно с кормлением, вызывают заметные отклонения в нормальном соотношении процессов возбуждения и торможения в высших отделах центральной нервной системы. Отражением этих сдвигов являются изменения внешней секреции поджелудочной железы после воздействий с кишечника.

Значительную роль в механизме расстройств могут играть условия кровоснабжения железистой ткани. Следует упомянуть о результатах наших ранее проведенных исследований, касающихся механизмов рефлекторной связи кишечника и желудка. Установлено, что при рефлекторных воздействиях со слепой кишки изменяется просвет артериол и капилляров в стенке желудка и нарушается характер кровотока в них, доходящий временами до стаза; при длительных воздействиях с кишечника нередко возникали ишемические участки в стенке желудка (Джаксон, 1951).

Есть все основания предполагать возможность аналогичных явлений в тканях поджелудочной железы в случаях рефлекторных воздействий с кишечника, тем более, что Ричинс (Richlins, 1953) показал в остром опыте, что растяжение участка тощей кишки вызывает резкое уменьшение кровотока в сосудистом русле поджелудочной железы и ишемию ее тканей.

Рядом отечественных и иностранных авторов установлено, что отклонения в ходе секреции поджелудочного сока вызываются изменениями в сосудистом русле поджелудочной железы, а расстройства кровообращения могут быть существенными в этиологии заболеваний этого органа. Н. И. Лепорский (І951) допускает, что более или менее длительный спазм сосудов может явиться этиологическим моментом для острого панкреатита, и отмечает, что расстройства кровообращения в поджелудочной железе могут возникать вследствие рефлекторных влияний с других пищеварительных органов — желудка, печени, желчевыводящих путей. С этой точки зрения интересен предложенный Лаутербахом (Lauterbach, 1953) метод лечения панкреатита путем внутривенных введений 0,25% раствора новокаина, что вызывает, по мнению автора, временный перерыв путей рефлекторных влияний на железу и нормализацию процесса возбуждения в межуточном мозгу.

Экспериментальные данные показывают, что рефлекторные влияния с кишечника вызывают заметные сдвиги внешней секреции поджелудочной железы. Существенное значение при этом имеют высшие отделы центральной нервной системы, функциональное состояние которых во многом определяет характер и выраженность рефлекторного ответа поджелудочной железы на раздражения, идущие с дистальных отделов пищеварительного тракта. Эти факты свидетельствуют, что нарушения секреторной и моторной функции кишечника, сопровождающиеся застоем содержимого и явлениями метеоризма, могут явиться важным этиологическим моментом для заболеваний поджелудочной железы.

×

About the authors

I. M. Jackson

Institute of Experimental Medicine of USSR Academy of Medical Sciences

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of General Physiology

Russian Federation, Moscow

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1960 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies