Experience of using adapted dysentery bacteriophage in complex treatment of adult patients with chronic dysentery

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The question of phage therapy for dysentery arose almost simultaneously with the discovery of the bacteriophage. Reviews of the results of bacteriophage treatment were rather contradictory. So, some researchers (I. A. Kassirsky, 1939; N. S. Polyansky, 1946; and others) did not see a convincing effect, others received good results in the treatment of acute dysentery (V. A. Krestovnikova, 1943; A. E. Reznik, 1947; and others).

Full Text

Опыт применения адаптированного дизентерийного бактериофага в комплексном лечении взрослых больных хронической дизентерией 1

Вопрос о фаготерапии дизентерии возник почти одновременно с открытием бактериофага. Отзывы о результатах лечения бактериофагом были довольно разноречивы. Так, одни исследователи (И. А. Кассирский, 1939; Н. С. Полянский, 1946; и др.) не видели убедительного эффекта, другие получили хорошие результаты при лечении острой дизентерии (В. А. Крестовникова, 1943; А. Е. Резник, 1947; и др.).

Разноречивость в оценке результатов лечения препаратами фага и в дальнейшем снижение их лечебной эффективности были, по-видимому, связаны с тем, что бактериофаг, адаптированный к узкому кругу лабораторных культур, перестал действовать на возбудителей вследствие резкого изменения этиологического профиля дизентерии, происшедшего после 1940 года. С возрастанием роли многотипного вида дизентерийной палочки Флекснера и других возбудителей изготовление адекватных дизентерийных фагов стало затруднительным (В. С. Антадзе, 1955).

Снизившийся лечебный эффект фага, применение сульфаниламидов, а затем антибиотиков привели к резкому сужению рамок исследовательских работ в области бактериофагии, но в последние годы вновь пробудился интерес к бактериофагу. В ряде научно-исследовательских институтов Союза (в Тбилисском НИИВС, ГКИВС, Казанском НИИЭГ) разработаны новые пути изготовления фагов. Например, в Казанском НИИЭГ была создана оригинальная производства так называемого адаптированного дизентерийного (Ф. И. Раппе, К. С. Зобнина).

Наблюдения последних лет свидетельствуют о недостаточной эффективности сульфаниламидов и антибиотиков в комплексном лечении хронической дизентерии (А. Ф. Билибин, 1956; Т. А. Тащевикова, 1956; Е. Г. Федулова, 1956). Довольно значительны побочные явления, вызываемые ими при лечении больных (А. М. Ариевич и др., 1955; И. В. Беляева, 1957; М. А. Губерниев и др., 1956; В. А. Змыгова, 1958).

В поисках более эффективных и не имеющих побочных свойств средств мы остановились на адаптированном дизентерийном бактериофаге, предложенном Казанским НИИЭГ.

Ценным свойством высокоактивных фагов является их способность стимулировать защитные механизмы организма (Р. Отто, 1926; И. А. Сутин, 1940; Р. С. Михельсон, 1948).

В доступной нам литературе мы нашли сообщения лишь о немногочисленных наблюдениях безуспешного лечения бактериофагом небольших групп больных хронической дизентерией. Практическая важность изучения эффективности адаптированного дизентерийного фага при хронической дизентерии побудила нас провести настоящие исследования. Применение бактериофага мы посчитали показанным в силу не только его выраженной литической активности, но и способности положительно влиять на иммуногенез. Все эти факторы имеют большое значение в комплексном лечебном воздействии на организм больного хронической дизентерией.

В данном сообщении приведены итоги наблюдений над лечением больных хронической дизентерией, проводившихся нами в 1956—1958 гг. во 2-й инфекционной больнице г. Казани.

Под наблюдением находились 224 больных хронической дизентерией, лечившихся адаптированным дизентерийным бактериофагом. Из них мужчин было 146, женщин — 78.

Продолжительность заболевания до 3 до 6 месяцев была у 38 больных (16,9%), от 6 до 9 месяцев — у 20 (8,9%), от 9 месяцев до одного года — у 38 (16,9%), от одного до 2 лет — у 61 (27,4%), от 2 до 4 лет и выше — у 67 больных (29,9%). У 218 была легкая форма заболевания и у 6 — средней тяжести.

Многие больные до поступления в больницу неоднократно лечились в стационарах. Но после временного улучшения у них через различные сроки вновь наступало обострение болезни. У некоторых больных лечение с начала заболевания носило бессистемный и хаотический характер или вообще отсутствовало. Преобладающее большинство больных поступило в период обострения заболевания со значительной выраженностью клинических проявлений, и лишь 23 больных (10,2%) имели оформленный, полуоформленный со слизью или без нее стул, от 1 до 3 раз в сутки. У ряда больных стул был неустойчивым или отмечалась наклонность к запорам. У 51 больного (22,7%) стул был слизистым, у 59 (26,3%) —жидким со слизью, у 80 (35,9%) — слизисто-кровянистым и у 11 (4,9%) —жидким. Сокращенная, болезненная сигмовидная кишка отмечена у 160 больных (71,4%).

Ректороманоскопическое исследование 195 больных обнаружило катаральные и катарально-геморрагические поражения слизистой дистального отдела толстого кишечника — у 110 больных (56,4%), катарально-эрозивные изменения — у 13, язвенные изменения — у 6, незначительные воспалительные изменения — у 33 больных, у 4 —атрофичность слизистой. У 33 больных патологических изменений слизистой не обнаружено.

Бактериологически диагноз подтвержден в 33,9%. Дизентерийные палочки Флекснера выделены у 70, Зоине — у 4, Нью-Кестля — у 2 больных.

В процессе клинического исследования у большинства больных выявлены сопутствующие заболевания (хронический гастрит, хронический холецистит, хронический гепатит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, аскаридоз, лямблиоз).

Учитывая анамнестические данные, можно предположить, что некоторые из сопутствующих заболеваний (болезни желудка, аскаридоз, лямблиоз и др.) явились причиной затяжного течения дизентерии. С другой стороны, воспалительные заболевания желудка у части больных явились осложнением длительно протекавшей дизентерии, усугубившие, в последующем, хронический процесс.

Лечение дизентерийным фагом проводилось в комплексе с патогенетической и симптоматической терапией, что мы считаем особенно важным. Наряду с бактериофагом, применялись: переливание крови; тканевая терапия; витамины С, В1, никотиновая кислота, желудочный сок, панкреатин; изгнание гельминтов, простейших и др.

Учитывая довольно большой процент бактериологических подтвержденных заболеваний, микробный фактор на данном периоде течения болезни, по-видимому, играл существенную роль, в связи с чем в лечении нашего контингента больных воздействие на возбудитель имело немаловажное значение.

Лечение дизентерийным бактериофагом проводилось в 2—3 цикла, с 5-дневным интервалом между ними. Каждый цикл продолжался 3 дня. Бактериофаг вводился комбинированно — 2 раза в сутки по 25 мл (в 24 часа внутрь и в 6 часов при помощи мягкого катетера в просвет толстого кишечника), причем в первый день лечения внутрь вводилась удвоенная доза фага — по 50 мл в 24 часа и в 6 часов.

Под влиянием лечения улучшалось самочувствие больных, исчезали боли в животе. В различные сроки наступала нормализация стула. Довольно успешно происходила репарация слизистой толстого кишечника. Прекращалось бактериовыделение. У 3 больных в процессе лечения повторно выделялись дизентерийные палочки. После дальнейшего лечения фагом посевы были отрицательными. Побочных явлений при бактериофаготерапии не наблюдалось.

Клинический эффект получен нами у 199 больных, у 25 лечение не дало положительного эффекта.

Контролем эффективности лечения дизентерийным бактериофагом являлась группа в количестве 203 больных хронической дизентерией, лечившихся комбинированным применением сульфаниламидов с антибиотиками, также в комплексе с различными лечебными мероприятиями.

При комбинированном лечении (при проведении одного курса лечения) клиническое выздоровление наблюдалось у 161 больного. Лечение 42 больных оказалось неэффективным, лишь после проведения повторного лечения различными видами антибиотиков и других препаратов у большинства из них достигнут клинический эффект.

Нормализация стула у леченных дизентерийным бактериофагом в 171 случае наступила на 3—14 день с начала лечения. У 21 стул нормализовался позже 14 дня. Лечение 25 больных (11,1%) было безуспешным, в некоторых случаях повторно высевались дизентерийные палочки; имелось и обострение заболевания в процессе лечения. В группе больных, лечение которых проводилось комбинированными применением сульфаниламидов и антибиотиков, нормализация стула на 3—14 день наблюдалась в 144 случаях, у 17 стул нормализовался после 14 дня. Применение одного комбинированного курса лечения 42. больным оказалось неэффективным.

Ректороманоскопические исследования проведены 177 леченным дизентерийным бактериофагом и 186 больным, лечение которых проводилось сульфаниламидами с антибиотиками.

Восстановление слизистой толстого кишечника у больных, лечение которых проводилось дизентерийным бактериофагом, на 5—30 день от начала лечения наступило у 148, на 31—50 день — у 20.

При комбинированном лечении (сульфаниламидами с антибиотиками) нормализация слизистой кишечника на 5—30 день от начала лечения наблюдалась у 155 (83,2%), в более поздние сроки (31 день и выше) —у 20 (10,9%). Репарация слизистой толстого кишечника не наступила у 9 и 11 (5,1; и 5,9%) больных соответствующих групп. Следовательно, существенных различий в сроках восстановления слизистой кишечника у изучаемых групп больных не наблюдалось.

Отдаленные наблюдения проведены у 85 больных хронической дизентерией. У 50 (58,8%), из которых 2 наблюдались в течение 3—5 месяцев, 5в течение 9—11 месяцев и 43 в период 1—2,5 лет, рецидивов заболевания не отмечалось. У 10 (11,8%) имелись непродолжительные желудочно-кишечные расстройства. У 25 (29,4%) наблюдались обострения заболевания, в связи с чем некоторые из них вновь подвергались стационарному лечению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение адаптированного дизентерийного бактериофага выявило его эффективность в комплексном лечении больных хронической дизентерией (непосредственные и отдаленные результаты); особенно целесообразно применение фага в той стадии болезненного процесса, когда ведущая роль принадлежит возбудителю.

Терапевтическая эффективность бактериофага не уступала, а по срокам нормализации стула превосходила эффективность комбинированного лечения сульфаниламидами с антибиотиками, что позволяет рекомендовать его для лечения хронической дизентерии, а также выдвигает необходимость продолжать исследования по дальнейшему усовершенствованию препарата.

Несмотря на выявленные высокие лечебные свойства дизентерийного бактериофага, основные принципы комплексного патогенетического и индивидуализированного лечения дизентерии сохраняют свое значение.

1 Доложено на второй межинститутской конференции по бактериофагии 48—21/ХІІ-59 г. в г. Тбилиси.

×

About the authors

S. B. Perelstein

Kazan Medical Institute; 2nd infectious diseases hospital

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Department of Infectious Diseases

Russian Federation, Kazan

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1960 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies