Laser phototherapy

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

For the purpose of laser phototherapy, helium-neon lasers with a wavelength of 632.8 nm and an output power of 15-25 mW are most often used today. For the treatment of patients with long-term healing wounds, trophic ulcers and bone fractures, the "Clinic" device was made on the basis of a carbon dioxide laser with a wavelength of 10.6 μm, in which two LG-23 generators are used, which makes it possible to simultaneously irradiate two affected areas of the body or two sick.

Full Text

Лазерная фототерапия 1

В целях лазерной фототерапии на сегодняшний день чаще всего применяются гелий-неоновые лазеры непрерывного действия с длиной волны 632,8 нм и выходной мощностью 15—25 мВт.

Для лечения больных с долго не заживающими ранами, трофическими язвами и костными переломами изготовлена установка «Клиника» на основе углекислотного лазера с длиной волны 10,6 мкм, в которой использованы два генератора ЛГ-23, что позволяет одновременно облучать два пораженных участка тела или двух больных [12]. Наибольшее число сообщений в литературе касается лечения больных с вяло текущими раневыми процессами, в том числе и ожогового происхождения. Раневая поверхность подвергается облучению сфокусированным лучом лазера по полям или расфокусированным лучом, покрывающим всю площадь раны. Время облучения за один сеанс — от 30 с до 20—30 мин, курс лечения—15—20 сеансов. При необходимости курсы лечения повторяются с интервалами в 25—30 дней. Как правило, проводится не более 2—3 курсов лечения.

Уже после нескольких сеансов облучения лазером раны очищаются от микрофлоры, быстрее, чем в контроле, растут грануляции и начинается эпителизация, происходит перераспределение крови в лейкоцитарном вале — нейтрофилы активно поступают на поверхность раны, что способствует усилению фагоцитоза, размеры раны быстро уменьшаются, вплоть до полного и стойкого заживления [6, 9, 18, 22, 31, 45]. Важно отметить, что отрицательного влияния лазерного излучения на кроветворную функцию, свертывающую систему крови, морфологический и биохимический состав ее, функцию почек при этом не выявлено [9, 32, 45]. Установлено бактериостатическое и бактерицидное действие лазерного излучения на стафилококк [9, 25].

Сравнительное изучение заживления ран при лечении гелий-неоновым лазером, дециметровыми волнами аппаратом «Волна-2» и УФ-облучением показало несомненные преимущества лазера [9], хотя некоторые авторы отрицают специфичность действия лазера на рану [48].

Наряду с положительным клиническим эффектом, выражающимся в более быстрой эпителизации, уменьшении и закрытии ран, очень ценным является почти постоянный анальгезирующий эффект, возникающий на 1—3-и сут после нетеплового лазерного облучения [16]. Анальгезирующее действие связывается со снижением под воздействием лазерного излучения ноцицептивной биоэлектрической активности [2].

Изучение механизма заживления ран под влиянием лазерного облучения показало, что энергия гелий-неонового лазера действует стимулирующим образом на биологические процессы, на которых основывается заживление раны [51], в том числе на процесс образования коллагена: в облученной лазером рубцовой ткани его образуется на 30% больше, чем в контроле [50]. Под влиянием излучения гелий-неонового лазера отмечено ускорение заживления не только инфицированных, но и асептических операционных ран на фоне изменения характера течения раневого процесса: редуцируется дегенеративно-воспалительная фаза, ускоряется течение последующих фаз, лучше восстанавливается органоспецифичность ткани, утраченной в результате повреждения кожного покрова, и нормализуется ферментативная активность ее [15],. образуются хорошо развитый нормальный эпителий, дерма и рыхлая подкожная? соединительная ткань [1].

Облучение ран лазером повышает обменные процессы в ране (о чем свидетельствует, в частности, динамика содержания в клетках РНК и гликогена), предупреждает развитие нагноения [7, 24]. Местное облучение кожных ран гелий-неоновым лазером поддерживает процессы фибринолиза на нормальном уровне, предотвращая возможные нарушения кровоснабжения краев раны [16].

Лечение монохроматическим красным светом лазера с плотностью мощности 0,15 Вт/см2 длительно не заживающих ран у детей при экспозиции от 1 до 10 мин на поле так же, как и у взрослых, вызывало ускорение регенерационных процессов в ране [13].

Имеются сообщения о применении гелий-неоновых лазеров для лечения больных с язвенными поражениями кожи. Хороший терапевтический эффект получен у больных с трофическими язвами рубцового происхождения [31], а также на фоне варикозного расширения вен нижних конечностей [8, 16]. Однако не получено эффекта при лечении лазером больных с аллергическими васкулитами, язвами на фоне облитерирующего эндартериита и артериосклероза, а также больных с трофическими язвами другого происхождения [8], в частности нейротрофическими [43].

Экспериментами и клиническими наблюдениями установлено противовоспалительное действие монохроматического красного света (МКС) гелий-неонового лазера [2]. Сокращается продолжительность течения воспаления путем ускорения смены фаз воспалительного процесса, благодаря усилению тканевого дыхания, нормализации проницаемости сосудисто-тканевых барьеров, усилению пролиферативных процессов в соединительной ткани, повышению защитно-приспособительных реакций организма [33, 44].

Помимо успешного лечения ран, язв и воспалительных процессов, получены положительные результаты лечения детей с церебральными параличами «светоукалыванием» активных точек кожи лучами лазера с длиной волны 632,8 нм. При этом действие лазера носит прежде всего стимулирующий характер, содействует улучшению трофики тканей и, возможно через ретикулярную формацию, улучшает функциональное состояние пораженных отделов нервной системы [41]. Отмечено при этом и активирующее действие на кроветворную функцию [36].

Монохроматический красный свет гелий-неонового лазера дает заметный терапевтический эффект при лечении обменно-дистрофических полиартритов и экссудативно-пролиферативной фазы ревматоидного полиартрита [3, 9], будучи примененным как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами лечения. При местном лечении больных с обострением ревматоидного артрита, инфекционно-аллергического полиартрита и деформирующего артроза отмечено не только клиническое улучшение, но и положительная динамика лабораторных показателей [14, 34, 39].

При остеохондрозе позвоночника с радикулярным синдромом и радикулитах лечение этим методом оказалось одним из наиболее эффективных физиотерапевтических средств. Отмечены противовоспалительное действие, улучшение трофики тканей, устранение вегетативных сдвигов, повышение электрического сопротивления кожи, понижение показателей гальванической пробы на боль и нормализация электромиограммы [5, 21, 27, 39]. Положительный эффект получен при лечении вертеброгенных люмбалгий комбинированным лазеропунктурным воздействием оптического квантового генератора в инфракрасной области спектра в сочетании с воздействием в видимой области спектра [35]. Даже при длительном лечении таких больных лазером с длиной волны 632,8 нм и мощностью 25—30 мВт при экспозиции до 15 мин (2 курса по 20 процедур) не обнаружено патологических изменений в периферической крови больных [29], нет при этом и биохимических изменений в крови [19].

Клиническими наблюдениями [35], а также в эксперименте на животных показано, что красный свет гелий-неонового лазера с длиной волны 632,8 нм и мощностью излучения около 20 мВт, как и излучение СО2-лазера в небольших дозах, оказывает стимулирующее действие на рост костей [52], регенерацию трубчатых костей при их.: переломе, в том числе и открытом [10, 26], дефектах костей, а также при пересадке костных трансплантатов [14, 28, 38]. Морфологическими, биохимическими и биофизическими исследованиями состояния консервированной костной ткани выявлено, что облучение ее гелий-неоновым лазером способствует удлинению срока хранения костного материала, по сравнению с консервацией в инертном газе, на 2 месяца [30].

Лечение гелий-неоновым лазером мощностью излучения 20 мВт в амбулаторных условиях успешно проводится больным деформирующим артрозо-артритом, плече-лопаточным периартритом, эпикондилитом, бурситом, болезнью Осгуда—Шлаттера. Имеются сообщения об успешном применении лазера для лечения заболевании полости рта: пульпита, пародонтоза, афтозного и герпетического стоматита, глоссалгии как у взрослых, так и у детей [4, 23]. При лечении указанных заболеваний гелий- неоновым лазером также отмечена активация защитных реакций организма, болеутоляющее, противоотечное и противовоспалительное действие. У детей наблюдалась благоприятная психологическая настроенность к бесконтактному способу лечения лазером.

Все более широкое применение находит лечение гелий-неоновым лазером и больных терапевтического профиля. Имеются сведения об успешном лечении МКС лазера больных гипертонической болезнью [45], ишемической болезнью сердца [42], в том числе и перенесших инфаркт миокарда (в ряде случаев-—дважды и трижды), заболеваний спинного мозга воспалительного характера [40], бронхиальной астмы [11], хронической пневмонии [17]. В последнем случае эффект лазерной фототерапии был наиболее отчетливо выражен при начальных и неосложненных формах заболевания.

Имеются интересные сообщения и об успешном применении гелий-неонового лазера для лечения больных с хроническим проктитом, анальным зудом и трещинами заднего прохода, а также после операции по поводу геморроя и параректальных свищей. Лазер способствовал более быстрому очищению раны, хорошей регенерации и значительному уменьшению болей [46].

В обзорных статьях [47, 49], составленных по материалам специальной рабочей группы ВОЗ и Международной конференции по лазерной технике (Сан-Франциско, 1974), приводятся достижения лазерной хирургии, результаты применения лазеров в офтальмологии, дерматологии, эндоскопии, оториноларингологии, гинекологии, стоматологии, в диагностических целях, для спектрохимических анализов, микрохирургии хромосом в живых клетках, генерации плазмы, как источника рентгеновского излучения, и др.

В заключение следует отметить, что несмотря на полученные при клинических и экспериментальных исследованиях обнадеживающие результаты лазерной фототерапии, подход к применению лазеров в медицине остается еще в значительной степени эмпирическим, механизм действия лучей лазера на организм в полной мере не раскрыт. Предполагается, что в основе механизма действия монохроматического красного света гелий-неоновых лазеров лежит поглощение этой световой энергии тканями, клетками, внутриклеточными структурами с превращением ее в тепловую, акустическую, механическую, электрохимическую энергию фотохимических процессов. Это оказывает влияние на биофизические свойства и биохимические процессы в организме, что в свою очередь-отражается на функциональном состоянии той или иной. системы и организма в целом. Поскольку при воздействии излучения низкоинтенсивного гелийнеонового лазера наблюдаются некоторые неспецифические реакции со стороны систем адаптации [20, 23, 37], можно полагать, что последние участвуют в формировании лечебного действия лазера, которое, по-видимому, реализуется все же в основном, за счет местных процессов.

Что касается противопоказаний к лазерной фототерапии, то, по мнению большинства авторов, они являются общими с противопоказаниями к назначению и других средств физиотерапии. В частности, учитывая стимулирующий характер действия лазерного излучения, считается нецелесообразным применение его для лечения больных с новообразованиями и активной формой туберкулеза.

Доложено на Всесоюзном семинаре «Лазеры в биологии и медицине». Л., 3—7/1 1980 г.

×

About the authors

U. Y. Bogdanovich

Kazan Research Institute of Traumatology and Orthopedics

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

director - deserved. active sciences of the Russian Soviet Federative Socialist Republic and the Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic prof.

Russian Federation, Казань

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 1981 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies