Efficiency of lipostabil in functional and inflammatory lesions of biliar sistem in children

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The state of enzymatic link of the antioxidant system of blood serum by the level of catalase, peroxidase, ceruloplasmin and total antioxidant activity is studied in 65 children with chronic cholecystocholangitis and in 62 patients with dyskinesias of biliar sistem. The change of antioxidant activity depending on the disease duration and pathologic process nature is revealed. The clinical and biochemical efficiency of the use of “lipostabil” in complex therapy is justified.

Full Text

Проблема поражений желчевыводящих путей в детском возрасте привлекает особое внимание педиатров ввиду широкой распространенности данной патологии и склонности процесса к рецидивирующему течению. Одним из ведущих звеньев патогенеза заболеваний гепатобилиарной системы является дефицит незаменимых жирных кислот в мембранах клеток, обусловленный активацией их перекисного окисления в условиях истощения функциональных резервов антиоксидантной системы (АОС) [2, 3]. Происходящее при этом повреждение клеточных цитоплазматических мембран диктует необходимость включения в комплексное лечение больных детей препаратов, содержащих “эссенциальные” фосфолипиды, корригирующих мембранопатологические процессы и нормализующих работу АОС [4, 9].

Целями исследования являлись изучение состояния ферментативного звена АОС сыворотки крови на разных этапах развития билиарной патологии у детей, определение целесообразности и эффективности применения препарата; липостабила, содержащего сложные эфиры холинофосфорной кислоты с преобладанием ненасыщенных жирных кислот.

Под нашим наблюдением находились 127 детей в возрасте от 5 до 15 лет с различными формами поражения билиарной системы. Из них было 89 (70,1%) девочек и 38 (29,9%) мальчиков. 1-ю группу составили 65 детей с обострением хронического холецистохолангита, 2-ю - 62 ребенка, страдающих дискинезией желчевыводящих путей (ДЖВП) по гипомоторному типу. Диагнозы были верифицированы на основании жалоб, клинико-анамнестических данных, результатов лабораторных и инструментальных методов исследования: обще клинического и биохимического анализов крови, многофракционного дуоденального зондирования, ультразвукового исследования печени и желчевыводящих путей. Контрольную группу составили 22 практически здоровых ребенка того же возраста.

Больше половины обследованных больных (55,91%) составили дети старшего школьного возраста. 49 (38,58%) детей поступили в стационар в течение первого года с момента появления первых клинических признаков болезни. У 38 (29,92%) больных длительность заболевания варьировала от одного года до 3 лет. Большая продолжительность абдоминального синдрома наблюдалась w 40 (31,5%) детей, причем у больных с (ЖВП — в 2 раза реже, чем при холецистохолангите.

Среди факторов, формирующих патологию билиарного тракта, доминировали раннее искусственное и смешанное вскармливание на первом году жизни (58,27%) и несоблюдение диеты и режима питания в старшем возрасте (94%). Наследственный анамнез был отягощен заболеваниями желчевыводящих путей преимущественно по материнской линии у 34 (58,62%) больных: у 13 - желчнокаменной болезнью и у 21 — хроническим холециститом.

S Изолированное поражение билиарной системы было у 16 (12,6%) детей, у остальных (87,4%) выявлена сопутствующая патология в виде хронического гастродуоденита (примерно поровну в обеих группах). У каждого третьего ребенка был диагностирован дуоденогастральный рефлюкс. У 18 (14,17%) детей холепатии протекали на фоне вегетососудистой дистонии, преимущественно по типу ваготонин. Состояние 94 (74%) больных на момент поступления в стационар расценивалось как среднетяжелое (55 детей 1-й группы и 39 детей 2-й группы), у остальных — как удовлетворительное. Тяжесть состояния определяли болевой и диспептический синдромы, а при холецистохолангите — и интоксикационный синдром.

Решающими признаками обострения хронического холецистохолангита являлись наличие симптомов интоксикации, субфебрильной температуры, большая выраженность признаков полигиповитаминоза.

Состояние АОС сыворотки крови оценивали по содержанию каталазы [6], пероксидазы [7], церулоплазмина [I], а также суммарной антиокислительной активности (АОА) крови [5]. При сравнительной оценке изучаемых показателей у больных с билиарной патологией были использованы данные биохимического исследования сыворотки крови детей контрольной группы.

Результаты исследований (табл. 1) показали, что активность каталазы снижается (Р<0,001) на 1/5 от контрольных величин при холецистохолангите и использует менее 10% своего антиперекисного резерва при ДЖВП по гипомоторному типу. Содержание церулоплазмина в сыворотке составляет около 80% от нормы (Р<0,001) при функциональном заболевании и на 10% меньше при воспалительном поражении билиарного тракта. При дискинетических расстройствах уровень АОА сыворотки достигает 85% от показателей здоровых детей (Р<0,05), при холецистохолангите он несколько ниже. Дефицит церулоплазмина, каталазы и уменьшение суммарной АОА крови при билиарной патологии обусловлены истощением запасов антиоксидантов в условиях интенсификации процессов переокисления липидов. Увеличение активности пероксидазы при билиарной патологии носит компенсаторный характер, обеспечивая антиперекисную защиту на более высоком уровне в условиях дефицита каталазы. У больных холецистохолангитом содержание фермента в крови достигало максимальных цифр — 160% от нормы и было выше, чем у детей с ДЖВП.

Проведенный корреляционный анализ выявил у здоровых детей наличие высокой прямой корреляции между уровнем церулоплазмина и АОА сыворотки (г=0,7; Р<0,01), инверсия и ослабление которой (при функциональном поражении желчевыводящей системы г = ~0,2; Р>0,05; практически она отсутствует при воспалительном процессе) свидетельствует о выраженности нарушений в системе АОС организма.

Таким образом, поражение билиарной системы у детей сопровождается нарушениями в АОС организма, более выраженными при хроническом холецистохолангите. Аналогичная динамика изменений активности ферментов АОС при воспалительных и функциональных нарушениях билиарного тракта позволяет рассматривать данные заболевания как звенья единого патологического процесса, а ДВЖП как предстадию холецистохолангита.

Характер изменений в АОС крови у детей с заболеваниями желчевыводящих путей зависел от длительности патологического процесса. В 1-й группе в течение первого года с момента появления клинических симптомов болезни наблюдалось достоверное (Р<0,01) снижение содержания каталазы, церулоплазмина (до 80% от нормы) и уменьшение суммарного антиокислительного потенциала сыворотки до 42,131±0,816% (Р<0,05), что объясняется повышенным потреблением антиоксидантов на начальном этапе развития заболевания в условиях перекисного стресса. Уровень церулоплазмина снижался пропорционально давности заболевания, достигая 30,990± ±1,509 мг% (Р<0,01) при максимальной длительности болезни, что свидетельствовало об усугублении патологического процесса. У больных с продолжительностью заболевания от одного года до 3 лет мы наблюдали нарастание активности каталазы до 1073,592± ±48,044 мкат/мл (Р<0,01) и пероксидазы в крови до 259,416± 13,385 tE (Р<0,01). С течением времени содержание каталазы снижалось практически до первоначального уровня (996,385±31,813 мкат/мл).

Активность же пероксидазы в крови достоверно не изменялась, превышая норму в 1,7 раза (Р<0,001). АОА сыворотки при длительности заболевания более одного года оставалась практически без изменений на сниженном до 37,01 ±0,69% уровне (Р<0,01).

Во 2-й группе активность каталазы не зависела от длительности патологического процесса и поддерживалась на уровне 1106,42±17,178 мкат/мл (Р<0,05). Содержание церулоплазмина нарастало в течение первых 3 лет болезни до 2,98±0,4 мкмоль/л (Р<0,01) и достоверно не изменялось в дальнейшем. С увеличением длительности заболевания отмечалось нарастание активности пероксидазы, которая достигала 240,478± ±11,231 у больных с максимальной давностью дискинетических расстройств, в 1,5 раза (Р<0,01 ) превышая норму. АОА сыворотки крови увеличивалась с 36,822±1,242% (Р<0,01) до 44,531±2,793%, причем суммарный антиокислительный потенциал у больных с длительностью патологического процесса более одного года достоверно не отличался от показателей здоровых детей (Р>0,05).

Нормализация общего антиокислительного потенциала сыворотки крови и повышение активности церулоплазмина с увеличением продолжительности болезни являются прогностически благоприятными признаками в течении заболевания и свидетельствуют об адаптации АОС к новому, ненарастающему уровню переокисления липидов, под-$ тверждая функциональный характер дискинетических расстройств. При хроническом холецистохолангите прогрессирующее с течением времени угнетение АОА и инактивация церулоплазмина свидетельствуют об усугублении патологического процесса в билиарной системе и декомпенсации защитных механизмов АОС сыворотки крови.

В зависимости от характера получаемой терапии все больные были разделены на 2 группы. 42 ребенка (22 — с холецистохолангитом и 20 — с ДЖВП) получали в составе комплексной терапии липостабил в лечебной дозе 900 мг в сутки независимо от возраста. 77 детей, составивших контрольную группу, получили комплекс базисного лечения заболеваний желчевыводящих путей, включавший диету (стол №5), желчегонную, витамино- и фитотерапию, ферментные препараты, физиолечение и антибактериальную терапию при обострении хронического холецистохолангита. В этой группе 39 больных страдали воспалительным поражением желчевыводящей системы, и у 38 детей были функциональные изменения билиарного тракта. Состояние АОС определяли в динамике повторно после получения больными курса лечения (в среднем через 2 недели).

Оценивая клиническую эффективность липостабила в составе комплексной терапии мы установили, что симптомы интоксикации исчезали на 5—7-й день лечения у 85,7% больных, расстройства диспептического характера — на 3— 5-й день у 80,9%, болевой синдром — на 4—6-й день, у 88,1%, сокращение печени — на 2—3-й день у 90,5%, желчнопузырные симптомы — на 6-й день у 1|7б,2 % детей. У большинства больных контрольной группы, получивших общепринятое лечение, эти сроки были более длительными.

Указанная выше терапия, в отличие от общепринятого лечения, оказывала более выраженное положительное влияние на биохимические показатели АОС (табл. 2). Так, активность каталазы крови, превышавшая норму после традиционной терапии (больше при холецистохолангите), в результате лечения липостабилом при обеих формах поражения билиарного тракта достоверно не отличалась от показателей у здоровых детей (Р>0,05). Уровень церулоплазмина в сыворотке после лечения разными методами не различался и достигал 94% от показателей здоровых детей (Р>0,05) при ДЖВП по гипомоторному типу и нормализовался при холецистохолангите. Независимо от характера билиарной патологии АОА крови составляла 90% от нормы (Р>0,05) после лечения липостабилом, в то время как традиционная терапия приводила к сверхнормальному ее повышению. Содержание пероксидазы при холецистохолангите после лечения липостабилом было достоверно ниже, чем при традиционной терапии (Р<0,01), все еще оставаясь выше контрольных величин на 30%. При ДЖВП активность фермента после лечения разными методами достоверно не различалась (Р>0,05) и с показателями пероксидазы до начала лечения (Р>0,05).

Таким образом липостабил в составе комплексной терапии при функциональных и воспалительных поражениях билиарного тракта оказывает выраженные клинический и биохимический эффекты, что проявляется нормализацией активности каталазы, церулоплазмина в крови, восстановлением антиокислительной активности сыворотки и снижением уровня пероксидазы при хроническом холецистохолангите.

×

About the authors

L. V. Shprenger

Kazan State Medical University

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

© 2001 Eco-Vector





This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies